Цели:
- Помочь учащимся осознать, что любовь неиссякаемое чувство в творчестве поэта.
- Развивать умение выразительно читать поэтический текст.
- Воспитывать любовь к поэзии.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы поговорим о прекрасном чувстве, которое посещает человека хотя бы раз в жизни. О нем снимают фильмы, ученые с помощью экспериментов ищут формулу этого чувства. Как же оно называется? (Любовь.)
- Как вы уже догадались, мы будем говорить о любовной лирике А.С.Пушкина. Поэт страстно любил жизнь, его всегда окружали интересные люди, женщины, к которым он не был равнодушен, и поэтому рождалась его лирика: нежная, чистая, рыцарски-возвышенная. Невозможно за урок проанализировать все стихи поэта о любви, можно постараться понять, что лирика А.С.Пушкина – это чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, совершенство формы. Любовная лирика занимает центральное место в поэтическом наследии поэта. В любовном списке Александра Сергеевича значится много женщин, но нам не столь важен этот факт, а важно то, что остались замечательные строки, которые любой молодой человек может прочитать своей девушке, затронув ее душу и сердце.
III. Основная часть. Анализ стихотворений.
- Одним из таких стихотворений является «Я вас любил», которое поэт посвятил Анне Алексеевне Олениной.
(Рассказ об Анне Олениной. Выразительное чтение стихотворения.)
- Каков жанр этого стихотворения? (Обращение, разговор с любимой.)
- Как вы думаете, это ответное чувство или нет? (Безответное.)
- Что помогло вам понять, что любовь неразделенная?
- От какого лица ведется повествование? (От первого, на это указывает местоимение я.)
- Действительно, лирический герой обозначен очень четко. Местоимение я определяет каждую мысль стихотворения.
- Дает ли поэт описание возлюбленной? (Не дает, черты любимой женщины поэт видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов.)
- Как вам кажется, какой должна быть эта женщина?
- Читая стихотворение, у нас возникает твердая уверенность, что любить можно только достойного человека.
- Сколько раз поэт использует фразу «Я вас любил»? (3 раза.)
- Какой композиционный прием использует А.С.Пушкин? (Анафора.)
- Как вы думаете, с какой целью в столь небольшом стихотворении трижды используется фраза «Я вас любил»?
- В каком времени и почему используется глагол? (В прошедшем, он символизирует невозвратимость прошлого, если любовь еще «угасла не совсем», она будет похоронена на дне души поэта.)
- Какой глагол используется в настоящем времени? (Я не хочу печалить вас ничем.)
- Как мы можем это объяснить? (Это уважение к любимой женщине, предоставление ей свободы выбора.)
- Это и есть основная мысль стихотворения. Для А.С.Пушкина женщина-личность, она имеет право на свободу, выбор. В этом небольшом произведении поэт сознательно использует так мало выразительных средств и художественных приемов, чтобы через простоту формы раскрыть всю глубину содержания. В стихотворении особое значение имеет инверсия. Найдите ее. («В душе моей», «быть может», «то радостью, то нежностью томим», «любимой быть другим»».)
- Инверсия используется в каждой строке. С какой целью? (Придает стихотворению наибольшую выразительность.)
- Кроме инверсии и анафоры поэт использует аллитерацию «Я вас любил безмолвно…». С какой целью? (Усиливает эмоциональную окраску.)
- Использует ли поэт эпитеты? (Искренно, нежно.) Они показывают, что любовь неразделима.
- Любить по-настоящему, значит желать счастья любимому пусть даже с другим.
- На это замечательное стихотворение написан замечательный романс М.И.Глинки.
Романс М.И.Глинки «Я вас любил».
- Весной 1819 года А.С.Пушкин встретился с А.П.Керн.
(Рассказ о А.П.Керн. Чтение наизусть стихотворения «К…».)
- Стихотворение «К…» – это целая поэма о подлинной любви и ее этапах.
- На сколько частей его можно разделить? (На 3.)
- Такая композиция придает стихотворению целостное единство и восприятие. Поэт дает нам общие черты пленительного женского облика.
- Благодаря каким выразительным средствам это достигается? (Эпитетам и сравнениям. Возникает образ женщины прекрасной, возвышенной, божественной, перед которой можно преклоняться.)
- Какие чувства рождает любовь?
- Что может противостоять гонениям судьбы? (Любовь, которая творит чудеса.)
- Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра. Это стихотворение не только о любви, но и о поэзии, о судьбе поэта. Жизнь «без слез», «без вдохновенья», «без любви» – это существование поэта вне творчества. И пробуждение происходит от встречи с Анной Петровной Керн, посетившей поэта в Михайловском. «Я могу творить», - писал сам поэт. В этом стихотворении слились в нерасторжимом единстве чувства поэта к женщине и творческое вдохновение. Любовь явилась источником вдохновения.
Романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье».
- С Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой А.С.Пушкин встретился в южной ссылке. Это была умная, очаровательная, красивая женщина. В 1824 году поэт был выслан в Михайловское. Там он получал письма от Е.С.Воронцовой и по ее просьбе сжигал их после прочтения. Александру Сергеевичу и Елизавете Ксаверьевне не суждено было быть счастливыми вместе. Светлые воспоминания об этой удивительной женщине остались в душе поэта надолго.
Романс Цезаря Кюи «Сожженное письмо».
IV. Выводы урока.
- Для А.С.Пушкина любовь – прекрасное животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, делает душу прекраснее. Красота для поэта-это святыня. Женщину у Пушкина можно прощать, нужно обожествлять и преклоняться перед ней.
V. Домашнее задание.
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение.