Цели: изучение любовной лирики Пушкина в эволюции, раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся
Оборудование урока:
- мультимедийное сопровождение,
- портреты Пушкина,
- портреты Е.П. Бакуниной, Е.К. Воронцовой, А.П. Керн, Н.Н. Гончаровой
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы. Давайте прочитаем высказывания о любви писателей разных времён.
Слайд №2. (Приложение 1)
“Любить – значит жить жизнью того, кого любишь”. (Л.Толстой)
“Какое это огромное счастье любить и быть любимым”. (А. Чехов)
“От любви к женщине родилось все прекрасное на земле”. (М.Горький)
Учитель: Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы “житейской прозы”.
В стихах Пушкина запечатлена не только правда психологических переживаний поэта, но и выражены философские представления поэта о женщине. Женщина – источник красоты, гармонии. Пушкин любил Женщин, он воспел Женщину.
II. Сообщения учащихся об адресатах лирики Пушкина.
Слайд №3. Катя Бакунина.
29 января. 1815 года. Лицей. “Я счастлив был! Нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на дорогу – её не было видно… …Итак, я счастлив был…”
Екатерина Павловна Бакунина, молоденькая девушка, приветливая, милая. Она была сестрой одного из лицеистов. “Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи”, - вспоминал С.Комовский. Пушкин был влюблен. Влюблен впервые, наивно, восторженно и пылко. Он стал задумчив, рассеян, в классах отвечал невпопад.
Пушкин был покорен. Теперь каждую свободную минуту проводил он у окна в томительном ожидании и, завидев наконец вдалеке знакомую девичью фигурку, опрометью бежал на лестницу. Там делал вид, будто вышел невзначай. Мимолетная встреча, несколько ничего не значащих слов, улыбка... Но как это много для влюбленного.
Е. П. Бакуниной Пушкин посвятил стихотворение “Желание”.
Выразительное чтение стихотворения учеником.
- Какие чувства испытывает лирический герой? (Печаль, уныние).
- Хочет ли он избавиться от этих чувств? (Нет, несмотря на то, что любовь причиняет боль).
- В чём смысл стихотворения? (Само страдание способно одухотворить человека).
Слайд № 4. А.А.Оленина.
Оленина и Пушкин познакомились, когда Анне было всего 9 лет. Пушкин часто бывал в доме директора публичной библиотеки, археолога, историка и художника Оленина. Он не мог не заметить хорошенькую девочку, которую за маленький рост все звали Анеточкой-малюткой.
Вновь встретив ее девятнадцатилетней девушкой в 1827 году (после возвращения из ссылки в Петербург), Пушкин пылко влюбился.
Ей было лестно внимание поэта, но она не считала Пушкина “большой партией”. Она не из тех “романтических особ”, которые способны “потерять голову”.
Пушкин посватался к Олениной в 1829 году, но родители ее были к нему неблагосклонны.
Гений Пушкина щедр, и поэт посвящает ей стихи, несравненные по силе возвышенных, идеальных чувств: строки, которые стали известными романсами “Я вас любил…”, “Не пой , красавица, при мне”, “Ее глаза”.
Стихотворение “Я вас любил…”. Выразительное чтение учеником.
- В стихотворении много психологических деталей. Какие они? (Пик чувства пройден, поэта не мучит “болезнь любви”. Чувство угасает, но ещё “не совсем”. В душе – любовь-воспоминание).
- Какая это была любовь? (Безмолвная, не связанная с надеждами на взаимность. Грустные мгновения: робость, ревность).
- Как поэт подчёркивает силу прошедшей любви? (Очень тонко, деликатно, желая любимой быть другим. Нет ни упрёков, ни обид. Поэт благодарен даже за безмолвную любовь).
- Есть ли описание возлюбленной? (Нет портрета, черты любимой женщины он видит как бы сквозь сон. Говорить о них поэту сложно).
Слайд № 5. А.П. Керн.
Весна 1819 года. Петербург. Дом Олениных на Фонтанке. Первая встреча с Анной Петровной Керн, племянницей жены Оленина.
В июне 1825 года А.П. Керн гостила в Тригорском. Пушкин в это время был в Михайловском. Произошла новая встреча.
Эта встреча с А.П. Керн оставила в сердце Пушкина глубокое яркое чувство. 21 июля он писал в Ригу А.Н. Вульф: “Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь – камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа, я пишу много стихов – всё это, если хотите, очень похоже на любовь…”.
Слайд №6. Тригорское.
А через четыре дня он написал самой А.П.Керн: “Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать, в моей печальной деревенской глуши, – это стараться не думать больше о вас”. Но поэт не мог не думать о ней, и последующие его письма А.П. Керн были наполнены тем же сильным, мучительным чувством.
А. С. Пушкин написал Анне Керн семь восторженных посланий на французском языке. Он назвал её чудотворной.
Стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”.
Выразительное чтение учеником.
- Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите её этапы.
1 этап – “чудное мгновенье”, “грусть безнадежная”,
2 этап – события прервали эту пору жизни поэта,
3 этап – “Душе настало пробужденье…”.
- Что дала поэту любовь? (Это уже не источник страдания, а источник жизни)
- Что испытала Анна Керн в это поистине “чудное мгновенье” своей жизни? Мелькнула ли у неё мысль о бессмертии? (Скорее, нет, она счастлива в этот миг).
Учитель: Должно быть, она жадно искала там похвал своей красоте, свидетельств восхищения, ведь это любовное послание.
Разглядела ли она, что стихи не только о любви, но и о поэзии, о судьбе поэта? Жизнь без слёз, без жизни, без любви – это существование поэта вне творчества.“Душе настало пробужденье”– это не только от встречи, а от всего, что пережил в Михайловском.
Прошло пятнадцать лет. Пушкина уже три года как нет в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его ещё раз скрестился с жизненным путём Анны Керн. Красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка.
“Он взял у меня стихи, написанные его рукой, чтобы положить их на музыку, да и затерял их, бог ему простит”, – рассказывала А. Керн. Романс закончен в 1840 году, посвящён тоже Керн, только Екатерине, дочери Анны Керн, в которую был страстно влюблён композитор Михаил Глинка.
Звучит романс “Я помню чудное мгновенье…”. (Приложение 2)
Слайд № 7. Е.К.Воронцова.
6 сентября 1823 года. Пушкин только что приехал из Кишинёва в Одессу. Здесь он впервые познакомился с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой.
Е.К.Воронцова была дочерью графа К.П. Браницкого , а со стороны матери её род происходил от Г.А. Потёмкина. От отца она унаследовала ум, обаяние, а от Потёмкиных – умение себя держать и “поражала сановитостью”. Будучи старше Пушкина на семь лет, она оказывала поэту покровительственное внимание, проявила интерес к его поэзии, и отношения юного пылкого поэта и гордой красивой женщины перешли в глубокое чувство.
Воронцова была тонко образована, интересная собеседница, любительница искусств и хорошая музыкантша. Ей поэт посвятил многие свои произведения: “Желание славы”, “Всё кончено, меж нами связи нет”, “Храни меня, мой талисман…”, “Ненастный день потух”, “Сожжённое письмо “ и другие.
В 1824 году в Одессе Воронцова подарила Пушкину перстень. С этим событием и перстнем связано одно из самых замечательных стихотворений поэта “Храни меня, мой талисман…”.
Ученик читает стихотворение “Храни меня, мой талисман…”.
- Какова главная тема стихотворения?
(Тема любви, грусти по ней и …прощание с нею..Отсюда и присутствие печали по несбывшемуся (…священный сладостный обман”), и прощание с надеждой на счастье с возлюбленной (“прощай, надежда; спи, желанье”), и надежда на то, что талисман поможет пережить невзгоды судьбы во дни гоненья”.
- В чем особенность этого стихотворения? (Это письмо – послание самому себе).
Учитель: Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина.
Те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем чувством, которое захватило его теперь.
Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья владела им в эти годы. Пушкин встретился с Натали в декабре 1828 года. “Когда я увидел её в первый паз, я полюбил её, голова моя закружилась”.
В конце апреля 1829 года Пушкин сделал Натали предложение. “Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую я любил целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой – она почти моя”.
Наконец, 18 февраля 1831года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны…Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу-жену.
Слайд №8. Н.Гончарова.
Слайд №9. Квартира Пушкина на Арбате.
Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который поэт воплотил в стихотворении “Мадонна”, посвящённом Наталье Николаевне.
Выразительное чтение стихотворения учеником.
- Что вызывает в памяти пушкинское стихотворение?
(В сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт назвал “Моя Мадонна” ).
Слайд №10. “ Мадонна”. Рафаэль.
- Что поразило вас в стихотворении. Понятен ли замысел поэта в его заключительных строках? (Лучше Ее нет никого. Она – все для поэта.)
- В какой форме употреблено прилагательное чистый? (В превосходной)
- Подберите синонимы к слову образец. (Идеал)
III. Итоги урока.
Учитель: Закрыта последняя страничка поэтического дневника А.С. Пушкина.
- Почему же так привлекают нас эти стихотворения, хотя прошло уже более двухсот лет?
Теперь вы можете написать, что такое любовь?
Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение А.С. Пушкина.