Цели: знакомство учащихся с лирикой Пушкина о любви, приобретение навыков анализа стихотворений, умений увидеть проблему и наметить пути её решения;
научить анализировать стихи, видеть психологические детали;
научить кратко устно и письменно излагать свои мысли;
обучать выразительному чтению;
воспитывать интерес к изучаемой теме. (Слайды № 3-4)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, стенд: “Адресаты любовной лирики”, романс М. Глинки “Я помню чудное мгновенье”, иллюстрации о Тригорском.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к активному усвоению материала. Слово учителя.
Любовь + жизнь = Пушкин. (слайд № 6)
Согласны вы с этим утверждением? Много ли стихотворений Пушкина о любви вы знаете? Может ли человек написать стихи, если сам не любит? Какие психологические детали есть в стихах о любви? Вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить в ходе урока. Мы вновь вернёмся к стихам Пушкина, отметим глубину, изящество выраженных в них мыслей и чувств. Одним из способов постижения идейно-художественной сущности лирического произведения является выразительное чтение стихотворений, их анализ. А сейчас проверим домашнее задание.
III. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворений А. С. Пушкина наизусть.
IV. Сообщение темы и цели.
Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы. Какие ассоциации возникают у вас с этим словом. Запишите на доске (по очереди учащиеся записывают свои слова)
V. Усвоение новых знаний. (слайд № 7)
Вступительное слово учителя.
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя “страстям мятежным”, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в “погасший пепел”. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была потребность любить.
Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его “донжуанского списка”. В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выделена за пределы быта, “житейской прозы”. Стихи Пушкина – это не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражение философских представлений поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяс-нимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. Давайте разберём стихотворение А. С. Пушкина “Я вас любил” и попытаемся ответить на вопрос: “Можно ли написать стихотворение о любви, если сам автор не любит?”
Чтение стихотворения “Я вас любил” (слайд №8)
Я вас любил: любовь ещё быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Анализ стихотворения: (слайды №№9-10)
Учитель: Не стоит, читая стихотворение “Я вас любил…”. Искать ответ на вопрос, кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за “безмолвную” любовь; он желает, чтобы “другой” любил её так же искренно и нежно, как он” Так кому же посвящал свои стихи Пушкин? Как вы понимаете эти слова?
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних…
В стихотворении “Я вас любил…” много психологических деталей. Какие?
(Пик чувства пройден, поэта не мучит “болезнь любви”. Он пишет о том моменте, когда чувство угасает, но ещё угасло не совсем. В его душе оживает любовь – воспоминание.)
Какая это была любовь?
(Это была любовь невысказанная, “безмолвная”, не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства. )
Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
(Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы другой любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности)
Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
(Нет. Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов черты любимых женщин. Поэт благодарен женщине даже за “безмолвную” любовь, относясь к ней бережно, он желает, чтобы “другой” любил её так же искренно и нежно, как он)
Исполнительский анализ стихотворения “Я помню чудное мгновенье”
Учитель: Встреча Александра Пушкина и Анны Керн в 1819 году в доме А. П. Оленина надолго осталась в памяти поэта, а позже дала рождение замечательному стихотворению “Я помню чудное мгновенье…” В стихотворении “Я помню чудное мгновенье” поэт сравнивает возлюбленную с “мимолётным виденьем”, “с гением чистой красоты” Её голос нежный не сливался с житейским шумом, а “милые черты” являлись ему в снах.
В чём смысл “кольцевой” композиции, повторов?
Как и в стихотворении “Я вас любил”, здесь на первом плане – субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются “и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь”, которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения. Надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушкина.
С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи “Я помню чудное мгновенье”
Звучит романс М. Глинки на стихи А. Пушкина “Я помню чудное мгновенье” (Слайд № 12)
- Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Вслушайтесь в само звучание?
- Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы и даже повтор строк?
- Случайно ли это? И почему автор избрал для повтора именно эти слова?
Самостоятельное чтение учащимися стихотворения “Я помню чудное мгновенье…”
(слайд № 13)
Беседа по вопросам учителя:
Ваши новые открытия.
Как построено стихотворение?
Кому посвящено, кто его адресат?
Сообщение учащегося об А. П. Керн (домашнее задание с показом иллюстраций о Тригорском)
В июне 1825 г к П. А. Осиповой в Тригорское приехала её племянница Анна Петровна Керн. Пушкин не остался равнодушным к её обаянию. Она пробыла там до 19 июля. Незадолго до её отъезда Пушкин написал обращённое к ней стихотворение “К…”.
Рассматривание выставки адресата любовной лирики Пушкина. (слайд №14)
“Чистейшей прелести чистейший образец…”
Чтение стихотворения “Мадонна” (слайд № 15)
- Что вызывает в памяти пушкинское стихотворение?
- Что поразило вас в её строфах?
Понятен ли вас замысел поэта в его заключительных строках?
В какой форме употреблено здесь прилагательное “чистый”?
- Какие синонимы можно подобрать к слову “образец”
Вывод (слайд № 16)
Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
Главной задачей урока было рассмотрение стихотворений о любви. Изучив любовную лирику А. С. Пушкина, вы узнали о женщинах, которым поэт посвятил стихи. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала. Любовь вдохновляла поэта на творчество. Вы согласны с этим утверждением?
Ученик: Да, согласен. Уверен, что писать стихи можно только тогда, когда сам влюблён. Я бы не смог написать стихотворение о любви, если бы сам не любил.
VI. Информация учащихся о домашнем задании (слайд № 17)
письменный анализ одного из стихотворений о любви;
выучить одно стихотворение наизусть по выбору учащихся.
VII. Подведение итогов урока. (слайд № 18)
- Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Ваша пора жизни – пора влюблённости, любви. Может быть сейчас вы сможете закончить предложения:
Любовь – это …
Любви все возрасты покорны…