Важен не только результат,
Важен процесс творчества.И.А. Мухина.
Вот уже тридцать лет я преподаю русскую литературу и за эти годы пережила многие методические увлечения и разочарования. Но критерием успешности того или иного приема в преподавании всегда была реакция на него моих учеников.
Из года в год ученики разительно меняются, и с этим нельзя не считаться. Дело не только в составе класса, в уровне развития учащихся, неповторимости их интересов, микроклимате общения. Дело в том, что время вызывает к жизни иного человека. Если прежде было достаточно увлечь учеников миром писателя, проблемой, выдвинутой и эстетически преломленной в произведении, то сегодня этого уже недостаточно. Они хотят познавать литературу личностно, постигать не только художественные поиски автора, но и самих себя.
Ответ на многие вопросы и сомнения я нашла в книге о педагогических мастерских под редакцией Э.С. Соколовой. Концепция данной технологии предполагает воспитание в ребенке способности видеть мир как загадку, допускает возможность спорных ответов, отвергает "окончательное" решение проблем. Она учит искать и спрашивать.
Использование уроков мастерских влияет положительно на конечный результат. У обучающегося повышается мотивация к обучению при адекватной оценке себя как личности. Он видит (без принуждения), в чем преуспел и в чем отстал от других. Как результат, совершенствуется логическое и образное мышление, окрашенное эмоциональным переживанием. Творческие задания стимулируют активность ассоциативного мышления.
Ученики с желанием выступают на читательских конференциях, занимают призовые места на конкурсах и олимпиадах, проявляют инициативу при выборе тем исследовательских работ, основываясь на личных интересах и жизненном опыте. На занятиях устанавливается эмоциональный и психологический комфорт.
Гимназисты на деле ощущают значимость полученных и личностно необходимых знаний, умений и навыков: если я что-то не смог сделать и понять сегодня, я постараюсь осилить это завтра. Мои ученики знают, что такая возможность реальна.
При работе по технологии французских мастерских применяю апробированную алгоритм-схему:
[индуктор] —> [деконструкция] —>
[реконструкция] —>
[социализация] —> [рефлексия]
Учащимся предлагаю рабочие листы.
Рабочий лист.
Ф.И. _______________________________ класс_________ дата____________
Тема: Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Людмилы Улицкой “Капустное чудо”.
Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали.
Л. Улицкая.
индуктор | Цель: мотивация дальнейшей деятельности. | ||
1. Знакомо ли вам имя, записанное на доске? (Да или нет) | |||
2. Что может означать название рассказа? Ваши предположения. | |||
3. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы оказались в незнакомом обществе, один на один с чужими людьми. Что вы почувствовали? (Запишите несколько слов или словосочетаний) | |||
4. Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность? (Запишите несколько слов или словосочетаний) | |||
Создание творческого продукта | Деконструкция | Цель: разъединить материал на отдельные части, отыскать словесные доминанты. | |
Слушая рассказ, запиши слова и выражения, передающие душевное состояние и особенности поведения героев. | |||
Дуся и Оля | Ипатьева | ||
Дуся – 6 лет, Оля – младше | Прозвище Слониха | ||
Старуха | |||
Реконструкция | Цель: создание из разрозненных частей нового представления. | ||
Придумайте и запишите, каким, на ваш взгляд, мог бы быть финал рассказа Л. Улицкой “Капустное чудо”. | |||
Социализация и корректировка творческого продукта | Цель: предъявление созданного продукта коллективу. | ||
1. Чтение полученных финалов. 2. Слушание авторской концовки. 3. Запись вопросов для обдумывания. Вернемся к началу урока: как совпадают записанные вами сочетания с финалом рассказа? Что значит, по Улицкой, “Капустное чудо”? |
|||
Рефлексия | Цель: Создание нового варианта версии, гипотезы. | ||
Напишите небольшой текст на тему “Размышления после чтения”. |
Никакой учебник не может научить любить литературу. Все зависит от учителя, товарища по классу и способности тех и других организовать взаимный труд, направить мысли и энергию в нужное русло, “управиться с наитием”, как говорила Марина Цветаева, давая определение вдохновению.
На уроках-мастерских ценен каждый ребенок со своими, только у него рождающимися мыслями, своим видением мира, своим способом и темпом мышления. Признание ценности каждого человека вырабатывает уважение к чужому, другому голосу. Важно только, чтобы диалог шел не на житейском, а на уровне именно культуры, поднимал ее до высот. Поэтому для организации такого диалога (не вопросно-ответно-повторяющего!) учителю надо совершенно свободно ориентироваться в материале, знать и любить всех своих учеников.
Орудие труда учителя литературы, его инструмент - это, конечно же, язык. Уроки-мастерские учат прежде всего говорению, свободному, грамотному, яркому. Говоря, мы обогащаем друг друга. На уроках по басням И.А. Крылова мои ученики с большим интересом делали вольные пересказы. С пристальным вниманием к слову они размышляли о своих и чужих пересказах, о поэтических образах самих басен. Вот Степан М. сказал: "Свинья под дубом вековым, нажравшись желудей досыта. . .", а Марина Е.: "Свинья под дубом вековала". Какое же выражение больше подходит к свинье в начале басни? Какое ближе Крылову?
Поначалу дети решили, что предложенное Степаном слово "некультурное", что его Крылов "постеснялся бы употребить". Перечитываем: "И рылом подрывать у дуба корни стала". Грубое слово выявилось в конце. Почему? Лена С. говорит: "До этого момента, до вреда дубу, все было нормально, она ела". Степан защищается: "Слово "нажравшись" сильнее, т.к. мы его реже употребляем".
Так идет работа над речевым мастерством не только автора произведения, но и автора пересказа. Так строим мы яркую и убедительную речь ученика.
В пятом классе на уроке по хакасским народным сказкам в соответствии с целями педагогической технологии мастерских работу строю на чтении (в том числе и на хакасском языке), на пересказе, ответах на вопросы, составленные самими учениками, на рассматривании гравюр хакасских художников, на оформлении сказочного коллажа, который и был творческим итогом проведенной мастерской. Яркое панно с хакасским пейзажем и орнаментом готовлю заранее, на уроке ИЗО дети рисуют героев сказок, размещение которых на панно и завершает урок.
На таком занятии в увлекательной форме, что отвечает возрастным особенностям пятиклассников, приобретаются прочные знания предмета, развиваются творческие способности. Мы ничего не написали в ходе урока, но это и не была мастерская письма. Вряд ли в 10-11 лет ребенок сумеет четко выразить свои мысли в письменной форме, а вот в рисунке, подборе вопросов, в ответах на вопрос товарища и раскрываются творческие способности личности.
Годом позже с теми же детьми провожу мастерскую по теме “Что в имени тебе моем?”. Звучат стихи А. Пушкина, М. Цветаевой, имена моих учеников разбиваются на буквы и из них слагаются новые слова, из которых прошу записать два по ассоциации с характером и обосновать свой выбор.
Идея проведения такого урока, конечно, не нова, но предугадать, куда и как повернет детская мысль и фантазия, до какой степени доверия своих учеников дошел Мастер, невозможно.
Таня Л. - рысь и воля. Девочка находит в себе черты хищника, осторожного и игривого; второе слово обозначает любовь к свободе, внешней и внутренней.
Юлия С. - риск и дерзость. Любит рисковать в любой жизненной ситуации. Дерзость свою считает не недостатком, а достоинством.
Диана С. - сцена и дом. Очень домашняя, не может раскрыться в коллективе, более свободно чувствует себя в увлечении танцами, т.е. на сцене.
Аня М. - ветер и кошка. Свободна в выборе пути, в настроении, ласкова, по-домашнему уютна и мягка.
Марина Б. - бутон и румба. Не раскрылась еще до конца, но энергична и подвижна, как этот танец.
Дима К. - глупость и энергия. Мальчик считает, что многие поступки им совершаются по глупости, т.е. по неопытности, но энергично, с полной отдачей сил.
Высказаться хочет каждый, и я даю такую возможность. Слова и объяснение класс слушает со вниманием, соглашаясь или не соглашаясь с говорящим: ведь характеры друг друга они в той или иной мере знают и могут судить о правильности словесных ассоциаций.
На втором уроке мы пишем сочинение “Портрет имени”.
Дима К.: Я быстр, влюбчив, добр. Всегда добиваюсь своего. Меня нельзя переспорить, однако умею признавать ошибки. Люблю отдыхать, обожаю праздники. Никогда не думаю о последствиях: глупость - моя биография, энергия - мой пароль. Ну, сравним со словарем. Восемьдесят процентов сходства! Я хотел бы, чтоб все хорошее перешло ко мне, а плохое осталось в словаре.
Юлия В.: Моя воля достаточно сильная, но я это скрываю. Общительна, восприимчива, но боязлива и нерешительна. Нуждаюсь в заботе и нежности. Не люблю ссор, в выборе друзей осторожна. Меня нужно научиться понимать. Мало кто догадывается, что меня легко обидеть, особенно тем, кого я люблю и ценю.
Татьяна Я.: Мое имя действительно соответствует характеру и образу жизни. Я упряма, начатое дело всегда довожу до конца, всегда в движении. Имя - это я, а я - это мое имя.
Тимур Т.: В переводе с монгольского “железный”. Это редко соответствует моему характеру. Чаще я уступчивый и легко иду на компромиссы.
Артур А.: От кельтского слова “медведь”. Я действительно похож на медведя: настойчив и упрям, ленив и люблю поспать, никогда не возвращаюсь к старым обидам и не мщу.
Оксана С.: Имя Оксана не полностью соответствует моему характеру, но оно мне нравится, и это главное. Ведь какая разница, что значит мое имя, важнее, какая я.
Алена Б.: Имя мне дал папа. Он всегда хотел, чтобы его дочь звали Алена, как в “Песне про купца Калашникова”.
Таисия Р.: Это редкое имя я получила в честь моей бабушки. С древнегреческого переводится как морская богиня, богиня плодородия. Я люблю воду, ведь она моя стихия. Люблю создавать, творить. Я не думаю, что имя может решить судьбу человека. Судьба зависит от поступков, характера, везения. Человек сам создает свою судьбу.
Это была мастерская построения знаний, творческого письма и самопознания. Мои ученики отнеслись к себе, своему характеру критически, что помогло выработке мировоззренческих установок.
Значительно труднее организовать и провести мастерскую в старших классах, где дети менее раскованы, говорят с оглядкой на авторитетное мнение и суждение. А ведь подлинная речь - это речь своя, собственная. Такая речь всегда связана с осознанием себя, с адекватным выражением себя, своих мыслей, чувств, склада и лада своей души.
В 10-ом классе провожу мастерскую по рассказу А.П. Чехова "Красавица", а в ll-ом предлагаю сравнить "Красавиц" Чехова с "Красавицей" В.В. Набокова. Урок называю “Все началось и кончилось... Я что-то помню…” Эти цветаевские строчки отражают суть обоих рассказов. "Крылатый диалог" с классом разворачивается именно вокруг спора моих учеников о мимолетности красоты, о ее непостоянстве. Выясняем авторскую позицию. У Чехова красота "мелькнула, проскочила, пробежала, полетела, исчезла, шмыгнула", а у Набокова один лишь эпитет "мотыльковая".
Говорили все. Равнодушных не было. В результате проведения такой мастерской я получила работу детей по бережному отношению к слову и дала возможность высказаться каждому о красоте женского лица, о встречах с красотой, о жизни красивых людей. Дети ведь ситуации, представленные в художественных текстах, примеряют к собственной жизни и своему опыту, поэтому, говоря о рассказах, произносят то, что ни в одном учебнике не прочесть, т.е. мастерят личностное видение мира и понимание себя как личности.
Вкус и уважение к мысли другого, признание самой возможности различных точек зрения, ответственность за свою позицию воспитываются не сразу, но в длительном и целенаправленном общении с миром художественной литературы. Я и мои соавторы мастерских почувствовали прелесть такой учебы. Считаю, что только таким путем можно сформировать шкалу ценностей, выработать активную жизненную позицию, дать прочные знания предмета и развить творческие способности учащихся.