Личностное познание собственных возможностей

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Важен не только результат,
Важен процесс творчества.

И.А. Мухина.

Вот уже тридцать лет я преподаю русскую литературу и за эти годы пережила многие методические увлечения и разочарования. Но критерием успешности того или иного приема в преподавании всегда была реакция на него моих учеников.

Из года в год ученики разительно меняются, и с этим нельзя не считаться. Дело не только в составе класса, в уровне развития учащихся, неповторимости их интересов, микроклимате общения. Дело в том, что время вызывает к жизни иного человека. Если прежде было достаточно увлечь учеников миром писателя, проблемой, выдвинутой и эстетически преломленной в произведении, то сегодня этого уже недостаточно. Они хотят познавать литературу личностно, постигать не только художественные поиски автора, но и самих себя.

Ответ на многие вопросы и сомнения я нашла в книге о педагогических мастерских под редакцией Э.С. Соколовой. Концепция данной технологии предполагает воспитание в ребенке способности видеть мир как загадку, допускает возможность спорных ответов, отвергает "окончательное" решение проблем. Она учит искать и спрашивать.

Использование уроков мастерских влияет положительно на конечный результат. У обучающегося повышается мотивация к обучению при адекватной оценке себя как личности. Он видит (без принуждения), в чем преуспел и в чем отстал от других. Как результат, совершенствуется логическое и образное мышление, окрашенное эмоциональным переживанием. Творческие задания стимулируют активность ассоциативного мышления.

Ученики с желанием выступают на читательских конференциях, занимают призовые места на конкурсах и олимпиадах, проявляют инициативу при выборе тем исследовательских работ, основываясь на личных интересах и жизненном опыте. На занятиях устанавливается эмоциональный и психологический комфорт.

Гимназисты на деле ощущают значимость полученных и личностно необходимых знаний, умений и навыков: если я что-то не смог сделать и понять сегодня, я постараюсь осилить это завтра. Мои ученики знают, что такая возможность реальна.

При работе по технологии французских мастерских применяю апробированную алгоритм-схему:

[индуктор] —> [деконструкция] —> [реконструкция] —>
[социализация] —> [рефлексия]

Учащимся предлагаю рабочие листы.

Рабочий лист.

Ф.И. _______________________________ класс_________ дата____________

Тема: Анализ содержания и языковых особенностей рассказа Людмилы Улицкой “Капустное чудо”.

Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали.

Л. Улицкая.

индуктор Цель: мотивация дальнейшей деятельности.
1. Знакомо ли вам имя, записанное на доске? (Да или нет)
 
2. Что может означать название рассказа? Ваши предположения.
 
 
3. Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы оказались в незнакомом обществе, один на один с чужими людьми. Что вы почувствовали? (Запишите несколько слов или словосочетаний)
 
 
4. Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность? (Запишите несколько слов или словосочетаний)
 
Создание творческого продукта Деконструкция Цель: разъединить материал на отдельные части, отыскать словесные доминанты.
Слушая рассказ, запиши слова и выражения, передающие душевное состояние и особенности поведения героев.
Дуся и Оля Ипатьева
Дуся – 6 лет, Оля – младше Прозвище Слониха
  Старуха
   
   
   
   
   
   
   
Реконструкция Цель: создание из разрозненных частей нового представления.
Придумайте и запишите, каким, на ваш взгляд, мог бы быть финал рассказа Л. Улицкой “Капустное чудо”.
Социализация и корректировка творческого продукта Цель: предъявление созданного продукта коллективу.
1. Чтение полученных финалов.

2. Слушание авторской концовки.

3. Запись вопросов для обдумывания.

Вернемся к началу урока: как совпадают записанные вами сочетания с финалом рассказа?

Что значит, по Улицкой, “Капустное чудо”?

Рефлексия Цель: Создание нового варианта версии, гипотезы.
Напишите небольшой текст на тему “Размышления после чтения”.

Никакой учебник не может научить любить литературу. Все зависит от учителя, товарища по классу и способности тех и других организовать взаимный труд, направить мысли и энергию в нужное русло, “управиться с наитием”, как говорила Марина Цветаева, давая определение вдохновению.

На уроках-мастерских ценен каждый ребенок со своими, только у него рождающимися мыслями, своим видением мира, своим способом и темпом мышления. Признание ценности каждого человека вырабатывает уважение к чужому, другому голосу. Важно только, чтобы диалог шел не на житейском, а на уровне именно культуры, поднимал ее до высот. Поэтому для организации такого диалога (не вопросно-ответно-повторяющего!) учителю надо совершенно свободно ориентироваться в материале, знать и любить всех своих учеников.

Орудие труда учителя литературы, его инструмент - это, конечно же, язык. Уроки-мастерские учат прежде всего говорению, свободному, грамотному, яркому. Говоря, мы обогащаем друг друга. На уроках по басням И.А. Крылова мои ученики с большим интересом делали вольные пересказы. С пристальным вниманием к слову они размышляли о своих и чужих пересказах, о поэтических образах самих басен. Вот Степан М. сказал: "Свинья под дубом вековым, нажравшись желудей досыта. . .", а Марина Е.: "Свинья под дубом вековала". Какое же выражение больше подходит к свинье в начале басни? Какое ближе Крылову?

Поначалу дети решили, что предложенное Степаном слово "некультурное", что его Крылов "постеснялся бы употребить". Перечитываем: "И рылом подрывать у дуба корни стала". Грубое слово выявилось в конце. Почему? Лена С. говорит: "До этого момента, до вреда дубу, все было нормально, она ела". Степан защищается: "Слово "нажравшись" сильнее, т.к. мы его реже употребляем".

Так идет работа над речевым мастерством не только автора произведения, но и автора пересказа. Так строим мы яркую и убедительную речь ученика.

В пятом классе на уроке по хакасским народным сказкам в соответствии с целями педагогической технологии мастерских работу строю на чтении (в том числе и на хакасском языке), на пересказе, ответах на вопросы, составленные самими учениками, на рассматривании гравюр хакасских художников, на оформлении сказочного коллажа, который и был творческим итогом проведенной мастерской. Яркое панно с хакасским пейзажем и орнаментом готовлю заранее, на уроке ИЗО дети рисуют героев сказок, размещение которых на панно и завершает урок.

На таком занятии в увлекательной форме, что отвечает возрастным особенностям пятиклассников, приобретаются прочные знания предмета, развиваются творческие способности. Мы ничего не написали в ходе урока, но это и не была мастерская письма. Вряд ли в 10-11 лет ребенок сумеет четко выразить свои мысли в письменной форме, а вот в рисунке, подборе вопросов, в ответах на вопрос товарища и раскрываются творческие способности личности.

Годом позже с теми же детьми провожу мастерскую по теме “Что в имени тебе моем?”. Звучат стихи А. Пушкина, М. Цветаевой, имена моих учеников разбиваются на буквы и из них слагаются новые слова, из которых прошу записать два по ассоциации с характером и обосновать свой выбор.

Идея проведения такого урока, конечно, не нова, но предугадать, куда и как повернет детская мысль и фантазия, до какой степени доверия своих учеников дошел Мастер, невозможно.

Таня Л. - рысь и воля. Девочка находит в себе черты хищника, осторожного и игривого; второе слово обозначает любовь к свободе, внешней и внутренней.

Юлия С. - риск и дерзость. Любит рисковать в любой жизненной ситуации. Дерзость свою считает не недостатком, а достоинством.

Диана С. - сцена и дом. Очень домашняя, не может раскрыться в коллективе, более свободно чувствует себя в увлечении танцами, т.е. на сцене.

Аня М. - ветер и кошка. Свободна в выборе пути, в настроении, ласкова, по-домашнему уютна и мягка.

Марина Б. - бутон и румба. Не раскрылась еще до конца, но энергична и подвижна, как этот танец.

Дима К. - глупость и энергия. Мальчик считает, что многие поступки им совершаются по глупости, т.е. по неопытности, но энергично, с полной отдачей сил.

Высказаться хочет каждый, и я даю такую возможность. Слова и объяснение класс слушает со вниманием, соглашаясь или не соглашаясь с говорящим: ведь характеры друг друга они в той или иной мере знают и могут судить о правильности словесных ассоциаций.

На втором уроке мы пишем сочинение “Портрет имени”.

Дима К.: Я быстр, влюбчив, добр. Всегда добиваюсь своего. Меня нельзя переспорить, однако умею признавать ошибки. Люблю отдыхать, обожаю праздники. Никогда не думаю о последствиях: глупость - моя биография, энергия - мой пароль. Ну, сравним со словарем. Восемьдесят процентов сходства! Я хотел бы, чтоб все хорошее перешло ко мне, а плохое осталось в словаре.

Юлия В.: Моя воля достаточно сильная, но я это скрываю. Общительна, восприимчива, но боязлива и нерешительна. Нуждаюсь в заботе и нежности. Не люблю ссор, в выборе друзей осторожна. Меня нужно научиться понимать. Мало кто догадывается, что меня легко обидеть, особенно тем, кого я люблю и ценю.

Татьяна Я.: Мое имя действительно соответствует характеру и образу жизни. Я упряма, начатое дело всегда довожу до конца, всегда в движении. Имя - это я, а я - это мое имя.

Тимур Т.: В переводе с монгольского “железный”. Это редко соответствует моему характеру. Чаще я уступчивый и легко иду на компромиссы.

Артур А.: От кельтского слова “медведь”. Я действительно похож на медведя: настойчив и упрям, ленив и люблю поспать, никогда не возвращаюсь к старым обидам и не мщу.

Оксана С.: Имя Оксана не полностью соответствует моему характеру, но оно мне нравится, и это главное. Ведь какая разница, что значит мое имя, важнее, какая я.

Алена Б.: Имя мне дал папа. Он всегда хотел, чтобы его дочь звали Алена, как в “Песне про купца Калашникова”.

Таисия Р.: Это редкое имя я получила в честь моей бабушки. С древнегреческого переводится как морская богиня, богиня плодородия. Я люблю воду, ведь она моя стихия. Люблю создавать, творить. Я не думаю, что имя может решить судьбу человека. Судьба зависит от поступков, характера, везения. Человек сам создает свою судьбу.

Это была мастерская построения знаний, творческого письма и самопознания. Мои ученики отнеслись к себе, своему характеру критически, что помогло выработке мировоззренческих установок.

Значительно труднее организовать и провести мастерскую в старших классах, где дети менее раскованы, говорят с оглядкой на авторитетное мнение и суждение. А ведь подлинная речь - это речь своя, собственная. Такая речь всегда связана с осознанием себя, с адекватным выражением себя, своих мыслей, чувств, склада и лада своей души.

В 10-ом классе провожу мастерскую по рассказу А.П. Чехова "Красавица", а в ll-ом предлагаю сравнить "Красавиц" Чехова с "Красавицей" В.В. Набокова. Урок называю “Все началось и кончилось... Я что-то помню…” Эти цветаевские строчки отражают суть обоих рассказов. "Крылатый диалог" с классом разворачивается именно вокруг спора моих учеников о мимолетности красоты, о ее непостоянстве. Выясняем авторскую позицию. У Чехова красота "мелькнула, проскочила, пробежала, полетела, исчезла, шмыгнула", а у Набокова один лишь эпитет "мотыльковая".

Говорили все. Равнодушных не было. В результате проведения такой мастерской я получила работу детей по бережному отношению к слову и дала возможность высказаться каждому о красоте женского лица, о встречах с красотой, о жизни красивых людей. Дети ведь ситуации, представленные в художественных текстах, примеряют к собственной жизни и своему опыту, поэтому, говоря о рассказах, произносят то, что ни в одном учебнике не прочесть, т.е. мастерят личностное видение мира и понимание себя как личности.

Вкус и уважение к мысли другого, признание самой возможности различных точек зрения, ответственность за свою позицию воспитываются не сразу, но в длительном и целенаправленном общении с миром художественной литературы. Я и мои соавторы мастерских почувствовали прелесть такой учебы. Считаю, что только таким путем можно сформировать шкалу ценностей, выработать активную жизненную позицию, дать прочные знания предмета и развить творческие способности учащихся.