Цели:
- Объяснить детям литературоведческое понятие “лишний человек”.
- Сформулировать предпосылки появления “лишних людей” и указать их общие черты.
- Рассказать детям о представителях “лишних людей” на примере произведений А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
- Познакомить с оценкой персонажей различными критиками.
- Развивать у детей аналитические способности, умение обобщать и выделять главное; умение анализировать произведение.
- Воспитать любовь к русской литературе. Воспитать чувство языка, любовь к русскому национальному характеру.
Понятие “лишний человек” появилось в 20-е годы 19-го века.
Это особый тип просвещённого дворянина, который избегал служить царизму, но в то же время стоял в стороне от общественной деятельности. Такой путь был, с одной стороны, протестом ,с другой стороны, болезненным явлением, вызванным кризисом общественной системы.
Предпосылками появления “лишних людей” являлись:
- условия самодержавно-крепостнического строя, при котором положение народа было тяжёлым;
- люди с прогрессивными взглядами были обречены на бездействие.
Тема “лишних людей” является одной из ведущих тем литературы 19го века.
В галерею “лишних людей” входят:
- Онегин (А.С.Пушкин)
- Печорин (М.Ю.Лермонтов)
- Чацкий (А.С.Грибоедов)
- Базаров, Рудин, Инсаров (И.С.Тургенев)
Одним из представителей “лишних людей” является Евгений Онегин (герой романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” ) – яркая, богатая, одарённая личность, “эгоист поневоле”: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его…
Вторым представителем “лишних людей” является Г.А.Печорин. Он ощущает в себе “силы необъятные”, и в то же время он не знает, для какой цели родился.
Печорин приносит страдания всем, кто встречается ему на пути. Разочарование и скептицизм, жестокость, эгоизм – вот что отличает этого героя.
Кто же виноват в судьбе героя?
- Время и общество.
Печорину присущи черты романтизма – конфликт с внешним миром, который он презирает. Он один против окружающего мира.
- Он сам.
Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со “вторым я” не давали ему свободы. Герой пытается “убежать от себя”.
- Судьба.
М.Ю.Лермонтов не случайно вводит в повествование главу “Фаталист”, как бы подводя читателя к выводу о том, что Печорину изначально была предначертана такая судьба.
Каковы же общие черты характера “лишних людей”?
- Оба они являются представителями мыслящих людей своего времени, практически относящихся к жизни и людям.
- Оба не могут найти своего места в жизни, ничто их не радует, не волнует.
- Оба прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и неудовлетворённостью жизнью.
- Их объединяет “русская хандра”.
Но есть и различия в характерах этих героев:
- Они жили в разное время (Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, а Печорин в эпоху реакции “безвременья”)
- “Онегин скучает”, а Печорин глубоко страдает. Он является самым строгим судьёй самому себе, называет себя “нравственным калекой.
Множество строк из этих двух романов становятся афоризмами:
“Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей” (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”) или “Из двух друзей всегда один раб другого” (М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”).
В любви и Онегин, и Печорин видят лишь спасение от скуки, они не умеют любить, не верят в любовь, подавляют в себе всякое искреннее чувство, и поэтому испытывают внутреннюю опустошённость, одиночество.
Трагичны судьбы их женщин:
у Онегина Татьяна выходит замуж за нелюбимого;
у Печорина погибает Бела, убита горем отвергнутая Мэри, уезжает Вера.
И в дружбе герои не находят поддержки. Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически из-за глупой размолвки. Онегин убивает Ленского на дуэли.
Печорин вообще не верит в дружбу. Удел Печорина и Онегина – одиночество.
Оба романа без конца (открытый финал даёт возможность читателю надеяться на лучшие изменения в судьбах героев). Авторы чётко показали все достоинства и недостатки типичных представителей своего времени.
Существуют и различия в композициях этих романов:
А.С.Пушкин показывает Онегина через общение с высшим обществом, а М.Ю.Лермонтов раскрывает образ через героев различных сословий.
“Евгений Онегин” - это целостная система, а “Герой нашего времени” состоит из отдельных повестей. И наконец, “Евгений Онегин” - это стихотворное произведение, а “Герой нашего времени” - прозаическое.
Образы Онегина и Печорина не могли не пройти не замеченными для литературных критиков.
По словам В.Г.Белинского, “Герой нашего времени” - это “грустная дума о нашем времени”, а Печорин – “это Онегин нашего времени”. “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”.
А.И.Герцен назвал Печорина “младшим братом Онегина”. Герцен писал: “ Вынужденные молчать; сдерживая слёзы; мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости.
Таким образом, перед нами два выдающихся произведения двух великих авторов. И два, вроде бы разных, но в то же время очень похожих друг на друга героя.
Типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них герой своего времени.
Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Онегине "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста". Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами:
- благородством мыслей и стремлений,
- желанием жить осмысленно, для великого дела;
- приносить пользу родине и народу,
- жить честно, по совести.
Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.