"Лишний человек" в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  1. Объяснить детям литературоведческое понятие “лишний человек”.
  2. Сформулировать предпосылки появления “лишних людей” и указать их общие черты.
  3. Рассказать детям о представителях “лишних людей” на примере произведений А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
  4. Познакомить с оценкой персонажей различными критиками.
  5. Развивать у детей аналитические способности, умение обобщать и выделять главное; умение анализировать произведение.
  6. Воспитать любовь к русской литературе. Воспитать чувство языка, любовь к русскому национальному характеру.

Понятие “лишний человек” появилось в 20-е годы 19-го века.

Это особый тип просвещённого дворянина, который избегал служить царизму, но в то же время стоял в стороне от общественной деятельности. Такой путь был, с одной стороны, протестом ,с другой стороны, болезненным явлением, вызванным кризисом общественной системы.

Предпосылками появления “лишних людей” являлись:

- условия самодержавно-крепостнического строя, при котором положение народа было тяжёлым;

- люди с прогрессивными взглядами были обречены на бездействие.

Тема “лишних людей” является одной из ведущих тем литературы 19го века.

В галерею “лишних людей” входят:

  • Онегин (А.С.Пушкин)
  • Печорин (М.Ю.Лермонтов)
  • Чацкий (А.С.Грибоедов)
  • Базаров, Рудин, Инсаров (И.С.Тургенев)

Одним из представителей “лишних людей” является Евгений Онегин (герой романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” ) – яркая, богатая, одарённая личность, “эгоист поневоле”: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его…

Вторым представителем “лишних людей” является Г.А.Печорин. Он ощущает в себе “силы необъятные”, и в то же время он не знает, для какой цели родился.

Печорин приносит страдания всем, кто встречается ему на пути. Разочарование и скептицизм, жестокость, эгоизм – вот что отличает этого героя.

Кто же виноват в судьбе героя?

- Время и общество.

Печорину присущи черты романтизма – конфликт с внешним миром, который он презирает. Он один против окружающего мира.

- Он сам.

Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со “вторым я” не давали ему свободы. Герой пытается “убежать от себя”.

- Судьба.

М.Ю.Лермонтов не случайно вводит в повествование главу “Фаталист”, как бы подводя читателя к выводу о том, что Печорину изначально была предначертана такая судьба.

Каковы же общие черты характера “лишних людей”?

- Оба они являются представителями мыслящих людей своего времени, практически относящихся к жизни и людям.

- Оба не могут найти своего места в жизни, ничто их не радует, не волнует.

- Оба прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и неудовлетворённостью жизнью.

- Их объединяет “русская хандра”.

Но есть и различия в характерах этих героев:

- Они жили в разное время (Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, а Печорин в эпоху реакции “безвременья”)

- “Онегин скучает”, а Печорин глубоко страдает. Он является самым строгим судьёй самому себе, называет себя “нравственным калекой.

Множество строк из этих двух романов становятся афоризмами:

“Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей” (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”) или “Из двух друзей всегда один раб другого” (М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”).

В любви и Онегин, и Печорин видят лишь спасение от скуки, они не умеют любить, не верят в любовь, подавляют в себе всякое искреннее чувство, и поэтому испытывают внутреннюю опустошённость, одиночество.

Трагичны судьбы их женщин:

у Онегина Татьяна выходит замуж за нелюбимого;

у Печорина погибает Бела, убита горем отвергнутая Мэри, уезжает Вера.

И в дружбе герои не находят поддержки. Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически из-за глупой размолвки. Онегин убивает Ленского на дуэли.

Печорин вообще не верит в дружбу. Удел Печорина и Онегина – одиночество.

Оба романа без конца (открытый финал даёт возможность читателю надеяться на лучшие изменения в судьбах героев). Авторы чётко показали все достоинства и недостатки типичных представителей своего времени.

Существуют и различия в композициях этих романов:

А.С.Пушкин показывает Онегина через общение с высшим обществом, а М.Ю.Лермонтов раскрывает образ через героев различных сословий.

“Евгений Онегин” - это целостная система, а “Герой нашего времени” состоит из отдельных повестей. И наконец, “Евгений Онегин” - это стихотворное произведение, а “Герой нашего времени” - прозаическое.

Образы Онегина и Печорина не могли не пройти не замеченными для литературных критиков.

По словам В.Г.Белинского, “Герой нашего времени” - это “грустная дума о нашем времени”, а Печорин – “это Онегин нашего времени”. “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”.

А.И.Герцен назвал Печорина “младшим братом Онегина”. Герцен писал: “ Вынужденные молчать; сдерживая слёзы; мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости.

Таким образом, перед нами два выдающихся произведения двух великих авторов. И два, вроде бы разных, но в то же время очень похожих друг на друга героя.

Типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них герой своего времени.

Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Онегине "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста". Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами:

  • благородством мыслей и стремлений,
  • желанием жить осмысленно, для великого дела;
  • приносить пользу родине и народу,
  • жить честно, по совести.

Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.