Концептуальная цель преподавания литературы: приобщение учащихся к искусству слова, развитие читательской культуры.
Стратегическая цель урока: развитие этических качеств: чувства сострадания к животным, эмоционального отклика; совершенствование точности и ясности речи, развитие образного и аналитического мышления.
Задачи:
- познакомить с творчеством Н.Б.Васильевой;
- выяснить, почему собака, друг человека, оказалась бездомной, выяснить, какие поступки людей сыграли роль в ее судьбе;
- формировать умение смыслового чтения с учетом проблемной ситуации;
- воспитывать гуманное отношение к животным, чувство сострадания, ответственность за свои поступки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы: проблемно-поисковый, анализ ситуаций в группах, групповая дискуссия
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: рассказ Н.Васильевой «Бомжик», Толковый словарь С.И.Ожегова; компьютер, проектор, тетради.
Предварительное задание: прочитать рассказ Н.Васильевой «Бомжик», индивидуальные задания по картине Репина «Лучший друг человека», биография Н.Васильевой «Бомжик», наизусть стихотворение А.Штро «Бездомный пёс».
Как трудно расставаться, зная,
что никогда не встретишь друга вновь,
А у тебя всего то и богатства:
Одна лишь дружба, да любовь.
Когда душа с душой настолько слиты,
Что раздели их, и они умрут,
Когда существование земное
В разлуке с другом - непосильный труд,
Судьбы неумолимая гроза…
Муса Джалиль
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие
Друг - это человек, который никогда не предаст тебя, не бросит. Друзьями могут быть не только люди, но и животные. Великий учёный Чарльз Дарвин писал в своих трудах, что есть животные, которые «любят нас, людей, больше, чем самих себя». Это собаки!
II. Актуализация знаний
- Ребята, вы любите животных?
- Животные не говорят на языке человека, но мы их понимаем? Как? Как вы думаете, есть ли у животных душа?
Известный художник Илья Репин запечатлел свою собаку на полотне и назвал картину «Лучший друг человека». В ней он выразил свою любовь к преданному другу. (слайд 2)
Известный художник Е.Широков запечатлел свою собаку на полотне и назвал картину «Друзья». В ней он выразил свою любовь к преданному другу. (слайд 3)
Л.Н.Толстой писал: «Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу». (слайд 4)
- Что имел в виду писатель?
(Душа есть у человека, который неравнодушен к окружающему миру, умеет сострадать, берет на себя заботу о людях, животных, которым нужна помощь). Предлагаю вам прослушать стихотворение Анны Штро «Бездомный пёс».
Читает ученица.
Анна Штро ***
Бездомный пёс
Он в жизни видел много зла,
С тех пор, как изгнан был.
Машин скрипели тормоза,
И дворник палкой бил.
Из ран, вылизывая кровь,
В подвалах замерзал.
И на помойках грязных вновь
Еду себе искал.
Пес не хотел ни с кем дружить,
Обида сердце жгла.
Он до сих пор не смог забыть
Квартирного тепла.
И вот стоит продрогший весь,
У входа в магазин.
У всех выпрашивает есть,
Один, совсем один.
А люди сыты и чисты,
И что им дождь и грязь.
Попрятав лица под зонты,
Уходят, торопясь.
И что для них бездомный пес?
Нет жалости к нему.
Ведь под дождем собачьих слез
Не видно никому.
- Кого вам напомнило стихотворение? (Бомжика)
- Что же объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Надежды Васильевой «Бомжик»? (Оба произведения - это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).
Сегодня мы будем говорить о братьях наших меньших, а точнее о лучшем друге человека, собаке, которой посвящены многие произведения русской литературы. Поэты и писатели создали прекрасные образы четвероногих друзей. Природа собак не обидела. Она щедро наградила их множеством замечательных качеств: у них отличное осязание, обоняние, хорошая память, чуткий слух, а еще они отличные пловцы. Эти замечательные животные издавна служат нам верой и правдой.(Притча о собаке)
Ребята, а знакомы ли вам произведения на эту тему? Давайте вспомним их.
(М.Пришвин «Кладовая солнца», И.Тургенев «Муму», А.Чехов «Каштанка», Л.Андреев «Кусака», Л.Толстой «Бешеная собака», Троепольский «Белый Бим черное ухо» и др.) Во всех произведениях собаки предстают перед нами как верные, добрые и ласковые друзья человека, надёжные его заступники.
В рассказе «Бомжик» Н.Б.Васильевой - повествование о собаке, ставшей бездомной. Размышляя над рассказом, ответим на вопрос:
Почему собаки становятся «бомжиками»? (слайд 5)
Да, меньшие братья нам преданно служат от века. Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим, что собака - друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? (Э.Асадов)
Возникает проблема:
Кто для собаки - друг?
Какова роль людей в судьбе животных?
III. Новый материал. Краткий рассказ о писательнице Н.Б.Васильевой
(слайды 6, 7, 8)
IV. Аналитическая работа по тексту
1) Беседа по вопросам (слайд 9)
- Какой эпизод вам понравился больше всего? Менялось ли у вас настроение на протяжении чтения и почему? (Да, менялось. Было грустно, что Виконт оказался в таком положении, было за него страшно. У нас, как и у собаки, появляется надежда, что все изменится.)
- Были ли эпизоды, которые вы читали с грустью? Расскажите о своих впечатлениях.
- Как автор описывает страдания брошенного пса? Зачитайте. («старая рыбья косточка воткнулась в верхнее нёбо», «он жалобно скулил», «Зачем наглеть? Приютили - и то хорошо. Другие кидались в него палками, чтобы отогнать бездомного пса от своих хором», «лапы у Виконта от холода начали дрожать», «От голода зрение притупилось», «донимал голод».)
- Какие чувства вы испытывали, читая эти строки?
- Задумывался ли человек о том, каково будет собаке, когда вывозил её в безлюдное место?
2) Составим план рассказа о собаке, назвав его «История Виконта» (слайд 10)
- Жизнь собаки в доме Насти до появления Бориса.
- Виконт и Борис.
- Собака на улице. Жизнь Виконта на даче.
- Возвращение домой.
- Какие эмоции испытывает собака, возвращаясь домой?
(«Виконт взвыл от радости». Он радуется, что нашлись его близкие, он видит, что ему также рады)
- Что помогает нам лучше понять собаку?
(Автор излагает повествование так, что мы можем узнать мысли Виконта. Это облегчает понимание внутреннего состояния собаки). - Чтобы выяснить, какую роль сыграли люди в судьбе Виконта, распределим задания по группам.
V. Групповая работа
(слайд 11)
- Итак, предлагаю вам обсудить темы:
- «Собака - враг человека»
- «Собака - непрошеный гость»
- «Собака - приятель»
- «Собака - друг, член семьи».
Индивидуальное (или в паре) задание: написать объявление о пропаже собаки от лица Насти .
VI. Физминутка
(Да-да(да.да.да (хлопают в ладоши), нет, нет, ерунда(топают)
VII. Контроль усвоения, обсуждение мнений и их коррекция
1. Подведем итоги вашей работы в группах (слайды 12, 13, 14, 15)
(участники групп по очереди делятся своими находками, учитель дополняет ответы)
Выводы:
- Борис - враг собаки. Его грубость по отношению к хозяйке дома сделали из него противника Виконта. Он не смог смириться с недоверчивым отношением собаки. Он увез Виконта далеко от дома, чтобы наказать таким образом собаку. Если бы не дачники, собака бы погибла от голода и холода.
- Дачники стали кормить собаку, но она для них - случайный гость, и его вынужденное пребывание там грозило собаке гибелью. У Виконта были свои хозяева, о которых он часто вспоминал, они ему снились, он мечтал вернуться домой.
- Приятели - собаки, Виконт их понимает, сочувствует им, но ему нужен настоящий друг - человек. Собака по-настоящему предана только человеку, который любит ее и заботится о ней.
- Виконт - член семьи, он хорошо ладит с детьми, играет с ними, он оберегает хозяйку, Настину маму. Они понимают друг друга без слов, а это говорит о том, что собака полностью доверяет людям и будет счастлива рядом с ними.
- Объявление о пропаже собаки (зачитывают и правят).
2. Размышления над заглавием рассказа (слайд 16)
Работа со словарем.
- Скажите, характер Виконта соответствует его настоящему имени? Какое значение у слова «виконт»?
- Значение слова в словаре: виконт - титул европейского дворянства, средний между бароном и графом.
- БОМЖ - аббревиатура, данным сокращением обозначались лица. Без Определённого Места Жительства (и Занятий/Регистрации) то есть бездомные.
- Как настоящее имя собаки соотносится с прозвищем?
(Это прозвище унижает достоинство собаки).
- Назовите словами ассоциации, которые были вызваны чтением рассказа. Напишите их на лучиках солнца, а затем повесьте на доску. (Сочувствие, жалость, сострадание, доброта…)
- Все эти чувства называют гуманными. Работа со словарями.
- Гуманный - направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый.
VIII. Обобщение
(Слайд 17)
- Возвращаясь к началу урока, давайте вспомним, какой поставили проблемный вопрос и ответим на него.
- Можно ли собаке быть «бомжиком»?
- Почему собаки оказываются на улице?
(Нет, собаки - это домашние животные, им нужен дом, в котором их любят, где о них заботятся. Собаки всегда рады отплатить людям своей преданностью. Безответственность людей стала всему виной.)
- Как заставить человека быть ответственным за тех, кого он приручил?
- Трудно ли быть лучшим другом собаке? Почему?
- Что вы хотели бы пожелать тем людям, которые хотят взять в дом собаку?
- Чем можно помочь собакам, оказавшимся на улице по вине человека?
- Сегодняшний разговор заставил нас задуматься, что нужно сделать, чтобы никогда не слышать жуткого воя брошенной собаки, чтобы никогда не видеть, как обиженный нами же, людьми, человек вымещает злобу на другом человеке или на животном.
Только собака способна жертвовать собой ради человека, которому она предана, которого любит. У собаки «жертвенная любовь», на это даже не каждый человек способен. Своё благородство и преданность собаки доказывали десятки, сотни, тысячи раз. Признанием их заслуг являются памятники, которые люди ставят собакам.
Собаки героически помогают людям и в мирное время, и в годы войны. Во время ВОВ собаки были санитарами, связистами, почтальонами. В мирное время они помогают даже находить полезные ископаемые, спасают людей в снежных горах и в воде, и до смерти верны своему хозяину. (18-23 слайд)
IX. Рефлексия
(слад 24)
- Какие чувства ты испытал во время урока?
- Возникло ли у тебя чувство благодарности к кому-либо из героев?
- Кому из одноклассников ты бы хотел выразить благодарность?
- Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что вы никогда не оставите своих питомцев в беде.
VI. Домашнее задание
(слайд 25)
- Нарисуйте своего любимого питомца.
- Написать памятку людям, которые хотят взять в дом собаку.
- Собрать интересные факты про собак.
Предлагаю рифмы: друзья, семья, любить, хвалить, приручить, забыть можно свои.
Придумать.
- Например:
Собаки - лучшие друзья.
Живём мы как одна семья.
Не трудно зверя приручить,
Тебя он будет век любить.
Но ты его не предавай
И одного не оставляй.
С ним будет не страшна беда.
Он верный друг твой навсегда!
Синквейны для каждой группы
1. Борис
Чужой, грубый
Грозил, грубил, оставил
Борис невзлюбил собаку и оставил в деревеньке
Враг
2. Дачники
Приветливые, добродушные
Подкармливали, заботились, помогли
Дачники не оставили собаку помирать
Милосердие
3. Приятели
Надежные, верные
Сторожат, помогают, играют
Счастливы, потому что у них есть свой дом
Поддержка (друзья)
4. Домочадцы
Заботливые, любящие
Кормят, ждут, верят
Хозяева переживают за Виконта
Друзья (радость)
Интересные факты про собак
- Все любят обниматься со своим любимцем, но никто даже не догадывается о том, что ему это не нравится. Дело все в том, что собаки воспринимают это как доминирование, так что не стоит «душить» любимца в объятиях.
- У собак развитие 2-3-х летних детей. Они могут считать до пяти, воспринимать 250 различных слов и жестов. Собаки способны даже на решение простейших задач.
- Почти никто не знает одной вещи: как же пьют собаки? Все довольно просто. Во время питья, питомец сворачивает язык вниз (в направлении нижней губы). Свернутый язык напоминает форму ложки, из-за чего собака с легкостью набирает воду.
- Почти никто не знает одной вещи: как же пьют собаки? Все довольно просто. Во время питья, питомец сворачивает язык вниз (в направлении нижней губы). Свернутый язык напоминает форму ложки, из-за чего собака с легкостью набирает воду.
- У взрослых особей и щенков количество зубов различно. У щенят их двадцать восемь, а у взрослых собак аж сорок два!
- Шоколад опасен для собак, он поражает нервную систему и мышечную ткань сердца. Из этого можно сделать вывод: шоколад собакам давать нельзя.
- В каждой стае есть вожак - это закон природы. Собака считает вожаком своего хозяина, если конечно обращаться с питомцем правильно.
- Всего в мире существует более 400 различных пород собак.
- Еще кое в чем собаки и люди похожи, и это проблема ожирения. Собаки тоже страдают излишним весом и это проблема сейчас на первом месте, а все из-за неправильного рациона питания.
- Только спустя целый месяц после рождения, маленькие, чудесные создания начинают нормально видеть.
- Собаки помогают человеку быть активным, так как с ними все же нужно гулять, играть, ухаживать.
- Собаки в Библии упоминаются 14 раз.
- У собак в пять раз меньше вкусовых рецепторов, чем у человека. У собак - 1700, у 16. Собаки - это прямые потомки волков.
- Канарские острова были названы в честь собак, так как местные жители их просто обожествляли.
- Самая маленькая собака была чихуахуа по кличке Heaven Sent Brandy. Как известно рост её был похож на банку Coca-Cola, а вес составлял около 900 гр.