"Лишний человек" в русской классике

Разделы: Литература


Цель:

  1. Обучающая: обобщить знания о “лишнем человеке” как литературном и общественном явлении.
  2. Развивающая: сформировать навыки творческого чтения и философского размышления.
  3. Воспитывающая: воспитание эмоциональной отзывчивости читателя, формирование активной гражданской позиции.

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Форма проведения урока: литературное кафе.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (рисунки-портреты, плакаты, фрагменты художественных фильмов, аудиозаписи);
  • практические (анализ эпизодов и романсов).

Оборудование:

  • рисунки-портреты;
  • плакаты;
  • фрагменты художественных фильмов (“Печорин”, автор сценария Иракли Квирикадзе, режиссер-постановщик Александр Котто; “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”, автор сценария Адабашьян, Михалков, постановщик Н. Михалков);
  • аудиозаписи (“Я встретил Вас”, слова Ф.И. Тютчев, музыка неизвестного; “Я пережил и многое, и многих”, слова П. Вяземский, музыка А. Петров, “Белой акации гроздья душистые”, слова В. Баснер, музыка М. Матусовский , “Напрасные слова”, слова Л. Рубальская, музыка Д. Тухманов).

Конспект урока.

Название урока: “ Романс о прекрасном, несбывшемся, далеком”.

И скучно, и грустно,
И некому руку подать.
М.Ю. Лермонтов

Еще древние считали, что есть в подлунном мире могучие силы, сберегающие мир людей. Знаете ли вы эти силы? (Пока учащиеся называют, учитель вывешивает на доску плакаты: любовь, дружба, долг…)

Вечно человек дорогой ошибок и потерь постигает весомость этих понятий, их земную ценность.

Во все времена учебником жизни были вехи истории и страницы художественных произведений. Вспомним тяготы крепостного права, что отразились в душах людей – современников Карамзина, Пушкина, Лермонтова, Гончарова, Тургенева. Мастера художественного слова вывели целый ряд несостоявшихся людей, “страдающих эгоистов”, метущихся по жизни бесцельно. Таких в литературе назвали “лишними людьми”. Восстановим эти яркие имена (Учащиеся называют героев: Онегин, Печорин, Обломов, Рудин). Их ошибки, их несбыточные мечты, их общественная леность, их равнодушие будут нам сегодня иллюстрациями к содержанию урока.

Учитель обращает внимание учеников на доску, где написано название урока и эпиграф.

Итак, Онегин, Печорин, Обломов. Какие они? (Ребята представляют портреты “без лица” героев, которые создавали, вспоминая привычки, одежду, интерьер, любимые вещи героев. Например, портрет Обломова: халат, диван, тапочки, спальный колпак.)

Пушкин назвал Онегина “добрым приятелем”, Печорин сам раскрыл себя в своем дневнике, записав однажды: “Да и какое мне дело… (Ребята заканчивают фразу: до радостей и бедствий человеческих?..). Каково же жизненное кредо Обломова? (Ребята отвечают: образ жизни Обломова – диван, лень…)

Каждый из героев по велению автора проходит важнейшие испытания. Такова доля каждого, живущего на Земле человека. Какие это, по-вашему, испытания? (Ребята отвечают)

Итак, “Онегин, добрый мой приятель” мечтает о чем? О ком? Чем занимается? (Ответы учащихся) Кого встречает герой на своем жизненном пути? (Ленский, Татьяна). Справляется ли Онегин с трудностями, проходит ли испытания жизнью? (Ответы учащихся)

Общественное дело, преобразования в деревне кажутся герою скучным занятием. Ростки дружбы с Ленским убиты на дуэли. А как же любовь? (Ученица читает письмо Татьяны) Оцениваем с учащимися образ Татьяны.

Пушкин назвал Татьяну “милым идеалом”. (Звучит романс “Я встретил Вас”) Такой он видит настоящую русскую женщину.

Вдруг Онегин пытается понять главное благодаря Татьяне, новой встрече с ней. (Учение читает письмо Онегина к Татьяне) Но жизнь снова разочаровывает его. Татьяна вышла замуж и будет “век ему верна”. Новое разочарование ведет героя к общественному делу. По задумке Пушкина, он, возможно, попадет в среду декабристов и найдет себя.

Такой же трудный путь проходит и герой Лермонтова. (Звучит романс “Я пережил и многое, и многих”) Кого пережил Печорин? Кого отняла у него судьба? О какой могиле поет замечательный русский актер Валентин Гафт? Мог бы спеть этот романс сам Печорин? (Ответу учащихся) Что изведал в жизни Печорин? (Ученик делает художественный пересказ “Исповеди Печорина перед Мэри).

Перемотаем события. Вспомним Веру… (Читаем письмо Веры Печорину. Просмотр эпизода из художественного фильма “Печорин” (серии “Княжна Мэри”, эпизод “Погоня Печорина за Верой”). О чем думает, о чем жалеет Печорин в погоне за Верой? (Ответы учащихся)

Если Пушкин оставляет шанс своему герою не быть лишним, выброшенным из жизни, то Лермонтов более категоричен. Кто помнит, каков итог жизни Печорина? За что же наказан красавец Печорин? Что он упустил в погоне за сильными впечатлениями? Какие чувства вы испытываете, читая дневник Печорина, следя за его жизнью? (Ответы учащихся)

Вот еще один наказанный за свои ошибки. Посмотрите на экран. (Сцена объяснения Обломова с Ольгой Ильинской из художественного фильма “Несколько дней из жизни Обломова”). Что мы видим на экране? Расскажите, как развивались отношения героев в романе. Какие чувства вы испытываете, глядя на экран? Жалеете? Удивляетесь? Разочаровываетесь? Почему Обломов так и не сказал Ольге того, что она ждала? Какую роль в жизни Обломова сыграл Штольц? Кто из героев романа пытался спасти Обломова? От чего? И каким образом? (Ответы учащихся) (После того, как учащиеся рассказывают об Ольге, которая пела для Ильи, предлагала ему книги для чтения, звучит романс “Белой акации гроздья душистые”.)

Но, увы, даже голос и светлые чувства Ольги, деятельная дружба Штольца не помогают Обломову спастись от всепоглощающей лени. Итогом его существования стала чужая любовь, чужая семья, чужое счастье…

Как закончилось земное существование Обломова? (Ответы учащихся)

Стоит ли завидовать нашим героям? Что прошло в жизни мимо них? Почему им не дано было по достоинству оценить ни возможную дружбу, ни искреннюю любовь, ни важность общественного служения, ни даже радость семейных отношений? (Ответы учащихся)

Мы предлагаем вам прослушать еще один романс. (Звучит романс “Напрасные слова”) Автор его словно предлагает вам придумать сюжет о новой, ненапрасной жизни. Почему не сбылось лучшее, что быть могло бы? Какое ядовитое слово мешает жить и побеждает даже любовь и дружбу? (Ответы учащихся)

Вывод: Чтобы не оказаться следующим в ряду лишних… (Учащиеся продолжают фразу, размышляя о своем будущем.)

Стоило ли писать так много книг о несбывшемся, напрасном, далеком, о пустой человеческой жизни? (Ответы учащихся)