Метод: частично-поисковый.
Цель урока: помочь учащимся увидеть в стихах поэта "лелеющую душу гуманность".
Ученик должен знать:
- текст стихотворений, адресатов их;
- историю создания стихотворений;
- литературоведческие термины;
- использованные поэтом художественные средства.
Ученик должен уметь:
- находить информацию об авторе и его стихотворении в дополнительной литературе;
- уметь выделять главное в источниках информации;
- читать сообщение выразительно наизусть;
- аргументировать, сравнивать, обобщать, оценивать свою работу и работу одноклассников;
- уметь описывать портрет на картине;
- уметь слушать и понимать классическую музыку того времени.
Операционные цели:
- Учить наблюдать слияние произведений различных видов искусства в отображении действительности: поэзии, музыки, живописи - того, что позволит назвать 19 век "золотым веком" в развитии искусства.
- Уметь работать в группе.
- Радоваться успехам и успехам одноклассников
- Проявлять интерес к творчеству поэта, теме урока.
- Помочь увидеть отношение А.С. Пушкина к любви как к божественному дару, независимо от того, взаимна она или нет.
- Пробудить в душе самые возвышенные чувства под воздействием прочитанных стихов поэта, картины Брюллова, "Сентиментального вальса" П.И. Чайковского.
- Обратить особое внимание на искренность поэта, глубину и силу его чувства, на его гуманизм.
На доске:
Любви все возрасты покорны. А.С. Пушкин
Вступительное слово учителя:
а) Наш сегодняшний урок посвящается лирике А.С. Пушкина о любви. О любви писали Гомер и автор "Слова о полку Игореве", Ломоносов и Державин, Тютчев и Фет. Вся жизнь Пушкина в его стихах, где немало прекрасных страниц о любви. Давайте перелистаем некоторые из них и заглянем в этот особый мир, который вдохновлял поэта на создание поэтических произведений.
В любовной лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатства его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.
Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.
Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что "любви все возрасты покорны". Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Его стихи помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Александра Сергеевича.
б) Следующим этапом урока является проверка домашнего задания - подготовка сообщений о программных стихотворениях А.С. Пушкина о любви по 5 группам.
План сообщений:
- История создания стихотворения.
- Адресат стихотворения.
- Чтение стихотворения наизусть.
- Идейное содержание его.
Выступление учащихся по группам.
Первая группа - стихотворение "Сожженное письмо".
1-й ученик:
"После ссылки в Молдавию Пушкин с 1823 г. по август 1824 года ( ровно 2 года) пробыл в Одессе в канцелярии графа Воронцова. Здесь он испытал глубокое чувство к его жене Елизавете, которой в 1825 году посвятил свое стихотворение "Сожженное письмо". Встретил он ее 6 сентября 1823 года, она произвела на поэта сильное впечатление.
"Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в нее,"- отмечает писатель В. Сологуб".
2-й ученик:
"Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и "грозный час разлуки с Воронцовой". Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем. Это кольцо Пушкин бережно хранил. 9 августа приехал в Михайловское. Здесь он работает над 3-й главой романа "Евгений Онегин". Иногда ему приходят письма от Воронцовой, он ждал их с большим волнением. Судорожно сжимая письмо в руках, поэт уходил в свою комнату и запирался, чтоб никто не мешал ему беседовать с той, которая оставила большой и глубокий след в его жизни. Потом сжигал ее письма".
3-й ученик читает стихотворение наизусть.
Вторая группа - стихотворение "Храни меня, мой талисман".
1-й ученик:
"Пушкин в Михайловском не переставал думать о Воронцовой. Ей он посвятил стихотворение "Ненастный день потух".
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна:
Одна: никто пред ней не плачет, не тоскует,
Никто ее колен в забвенье не целует:
Поэт берет подаренный Воронцовой золотой медальон, вглядывается в любимые черты. На руке поэта - подаренное Воронцовой кольцо, к которому он обращает строки":
2-й ученик читает наизусть стихотворение "Храни меня, мой талисман". 1825 г.
3-й ученик:
"В Михайловском Пушкин много работает, строфы романа одна за другой ложатся на бумагу, но мысли о Воронцовой не покидают его. В предельно кратком послании поэт обращается к ней:
Все в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.
В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин навсегда прощается с Воронцовой.
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Учитель:
Сейчас прозвучит "Сентиментальный вальс" Петра Ильича Чайковского. Великий композитор внес ценный вклад в сокровищницу музыки 19 века.
- Скажите, что вы знаете о слове сентиментальный?
(Чувствительный. От этого значения произошло название литературного направления в 18 веке)
Сентиментализм явился направлением не только в литературе, но и во всем искусстве второй половины 18 века и начале 19 в. Он был отмечен повышенным интересом к человеческому чувству , эмоциональному восприятию мира. Умение сопереживать рассматривается как высокое достоинство личности, способность воспринимать все живое, проявляя честность и добродетель, гуманизм к человеку, т.е. человеколюбие.
Чайковский написал музыку к роману А. Пушкина "Евгений Онегин" и к другим его стихам. Прослушайте это замечательное музыкальное творение, соотнесите его чарующие звуки с чувствами и стихами поэта.
Звучит вальс
В период северной ссылки (1824-26 г.г.) в Михайловском Пушкин чувствовал мучительно свое одиночество, писал много и от романтизма перешел к реализму. Из-под его пера выходят чудесные стихи, например: "К морю" (1824)- об изменчивости судьбы. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл пушкинского шедевра "Я помню чудное мгновенье:" Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с Анной Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Встреча с ней, "с гением чистой красоты" совершает настоящее чудо - воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Композитор М. Глинка написал музыку к этому стихотворению, до сих пор этот романс исполняется великими музыкантами.
По замечанию самого Пушкина, "он любил постоянно". Послушайте его "Признание", посвященное сводной сестре дочерей Осиповой - Алине, проживающей в Тригорском, соседнем имении с Михайловском.
Чтение стихотворения "Признание" учителем.
Третья группа - стихотворение " Я вас любил".
1-й ученик:
"С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении "Я вас любил". Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой "угасла не совсем", благодарность за те счастливые мгновенья, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим".
2-й ученик:
"Стихотворение посвящено Анне Олениной, дочери президента Академии художеств. Он влюбился в 19-летнюю красавицу, поклонницу поэзии, но ее отец не дал согласия на их брак, считая поэта легкомысленным человеком.
Прослушав эти простые лаконичные строки стихотворения, мы задумываемся о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно уметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство.
К этим мыслям приводит нас изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности. А это стихотворение - самое пленительное создание пушкинского гения. В нем благородство чувств поэта, его гуманизм.
Композитор Даргомыжский написал музыку к этому стихотворению, романс популярен и в наше время".
Четвертая группа - стихотворение "На холмах Грузии:"
1-й ученик:
"Стихотворение "На холмах Грузии:" является одним из шедевров любовной лирики Пушкина, его он написал в 1829 г., во время путешествия в Арзрум.
Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства; любви поэтичной, возвышенной, заключающей всю гамму любовных переживаний, от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей. Эта тема проходит через ряд стихотворений поэта; когда нет любви - нет самой жизни; когда возвращается она, для поэта воскресают " и божество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь", т.е. жизнь во всей ее полноте".
2-й ученик читает стихотворение наизусть.
3-й ученик:
"В стихотворении нет ярких эпитетов. Только две метафоры - "лежит:мгла", "сердце:горит". Все слова просты. Но они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца "гореть" и "любить". Эта вечная тема нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинскому шедевру".
4-й ученик:
"Можно предположить, что Пушкин, создавая это стихотворение, шел от воскресшего чувства любви к какой-то не названной женщине - к более широкому обобщению о невозможности для поэта жить без любви. Вот почему это короткое, но содержательное стихотворение так нас очаровывает, и вот почему мы можем почувствовать и понять его, не зная и даже не думая о том, образ какой именно женщины возникал в воображении поэта южной ночью на берегу Арагвы.
Звучит музыка Ф. Листа "Грезы любви".
Пятая группа - сонет "Мадонна".
(Теория литературы - сонет- стихотворение из 14-ти строк, построенное по строгой строфической схеме: два четверостишия, два трехстишия с определенной рифмовкой).
1-й ученик:
"Любовь открывает перед Пушкиным прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил поэт в стихотворении "Мадонна", посвященном Наталье Николаевне Гончаровой- жене поэта.
Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года. Он говори тогда: "Когда я увидел ее первый раз, я полюбил ее, голова у меня кружилась".
Только весной 1829 г. поэт получил согласие на брак с ней, первой петербургской красавицей. В феврале 1831 года они были обвенчаны в Москве в церкви Вознесения, что у Никитских ворот. Поэт был счастлив, вводя в свой дом молодую красавицу - жену"
2-й ученик читает наизусть стихотворение "Мадонна".
3-й ученик:
"Он звал ее Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни ( 6 лет). Он несколько раз покидал Петербург, куда они переехали, и написал ей 64 письма, которые полны любви и нежности к ней. В 1836 г. он пишет : "Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание. Семейство мое умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и смерти нечего бояться".
4-й ученик:
"Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека?
О ней говорили разное. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить ее. Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным.
Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков.
(Рассматривание иллюстрации с картины К. Брюллова.)
В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины, он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.
Мы видим спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении:
А платье Натали надела то, в котором Пушкин ее впервые увидел и полюбил. Это был самый счастливый день в их жизни:"
Учитель:
Вот и подошло к концу знакомство со страницами стихов Пушкина о любви, где он воспевает любовь, дружбу, творческое вдохновение, свободу и гуманизм. А теперь подумаем над услышанным, обратимся к вопросам в вашем учебнике.
3. Самостоятельная работа учащихся .
Учитель самостоятельно распределяет вопросы на 5 групп.
4. Ответы учащихся по группам.
5. Оценивание лидерами групп ответов учащихся в течение всего урока.
6. Итог урока.
19-й век по праву называют золотым веком русской литературы и искусства, со свойственными им реализмом, гуманностью и высокой нравственностью. Сегодня мы имели возможность в этом убедиться, познакомившись с поэзией А.С. Пушкина, с музыкой П.И. Чайковского, с живописью К. Брюллова, Кипренского, Соколова, Тропинина ( на доске оформлена наглядность по теме). Союз поэзии, живописи, музыки дали право назвать век таким высоким определением. Ярким светом в этом союзе пылают несравненные стихотворения А.С. Пушкина о любви.
7. Домашнее задание: выучить одно стихотворение по выбору наизусть и ответить на вопросы в учебнике.