"Лишь добро одно бессмертно…" Урок по рассказу А.П. Платонова "Юшка". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели.

Обучающие: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя (в обзоре), с содержанием рассказа “Юшка”; определение понятий “блаженный, юродивый”.

Развивающие: формирование умения анализировать художественное произведение; умения работать с художественным текстом, извлекать необходимую информацию; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; обогащение словарного запаса учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Воспитывающие: воспитание чувства милосердия, гуманизма, уважения к человеку.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет А.П.Платонова, медиапроектор для презентации.

Методы и приёмы: познавательный, репродуктивный (беседа, наблюдение за языковым материалом).

Ход урока

Добродетель всегда гонима.
А.В.Суворов

I. Знакомство с биографией А.П.Платонова.

Рассказывает подготовленный ученик:

Детство и юность писателя прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Семья была многодетная, бедная. Отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, мать умерла рано. Андрей Платонов остался старшим среди десяти братьев и сестер, поэтому с 14 лет он приступил уже работать.

Работал будущий писатель “во многих местах, у многих хозяев”, освоил разные специальности (подручный слесаря, помощник паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером). Он прошел суровую школу жизни и, несмотря на тяготы судьбы, не потерял веру в людей, в добро и справедливость.

На страницах его произведений появляются герои – с одной стороны, обычные люди, а, с другой, ищущие свой путь в жизни.

II. Таким необычным человеком предстает перед нами герой платоновского рассказа “Юшка”. (Работа с текстом)

– Что мы о нем узнаем?

(“Старый на вид, … мал ростом, худ, бедно одет”)

– Где жил и работал Юшка?

(В кузнице при большой московской дороге)

– Как односельчане относятся к нему?

Дети его обижали, дразнили, бросали вслед сухие ветки, камешки, толкали, злились, когда он не обращал внимание:

“И только тогда, когда дети делали ему слишком больно, он говорил им: “Чего вы, рoдные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!..

Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его”.

– Взрослые также обижали Юшку. Почему?

“У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью”.

Таким образом люди пытаются самоутвердиться. Человека, слабее их, легко обидеть, тем самым выместить на нем свое зло.

– Как реагирует на все Юшка? Почему безропотно сносит издевательства своих односельчан, при этом их жалеет?

– Как вы понимаете слова героя: “Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое”?

Юшка понимает, как тяжело жить людям, растратившим свои душевные качества. Они никогда не ощутят полноты счастья, поэтому слепо, зло, жестоко мстят Юшке за свою пустую душу. Юшка живет в своем мире, он счастлив, несмотря на бедность, увечье. И люди это чувствуют.

“Юшка жалел обидчиков за душевную слепоту, за их жестокое сердце, а не за зло, которое они причиняли ему… Люди умеют работать, а радоваться жизни не умеют”.

III. Сообщение подготовленного ученика.

Издавна на Руси жили люди, которых называли блаженными. Что это за люди? Давайте познакомимся с историей жизни одного из них.

Святой блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1469 г. С детства в нем проявились необычные качества: он мог предсказывать судьбу человека, события. С 16 лет блаженный Василий начал тернистый путь юродства. В палящий зной и лютый мороз ходил он по улицам Москвы нагой и босой. Вскоре люди признали в нем человека Божия, обличителя неправды.

Однажды святой Василий обличил царя Ивана Грозного в том, что во время богослужения его мысли были заняты постройкой дворца.

Проведя 72 года в подвиге юродства, блаженный Василий скончался в 1557г. В возрасте 88 лет. Его тело было погребено в приделе Троицкого храма, который вместе с Собором Покрова стал в народе именоваться храмом Василия Блаженного.

Дома вы должны были найти значение слов “блаженный, юродивый”. Объясните, как вы понимаете их значение:

Блаженный – всякий, кто лицезреет Бога на небесах. В христианстве блаженные идут рядом со святыми. Их еще называют юродивыми.

Юродство – намеренное старание казаться глупым, безумным. Целями мнимого безумия объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений.

– Рассмотрите иллюстрации В.И.Сурикова “Юродивый, сидящий на снегу” и “Боярыня Морозова”. Ваше впечатление о них.

– Каково отношение к блаженным в современной жизни?

– Можно ли отнести героя рассказа Платонова к этому типу людей? Почему?

– Как Юшке удается сохранить доброжелательность по отношению к людям? Что помогает ему жить?

Забота о девочке-сироте, умение прощать обиды, видеть красоту мира.

“Уйдя далеко, где было все безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, … он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствую себя без них осиротевшими… На душе у Юшки было легко… …шел весело дальше, как здоровый человек”.

– Прокомментируйте отрывок.

IV. Эпизод гибели Юшки.

– Хотел ли веселый прохожий его смерти?

– Как люди отнеслись к гибели Юшки?

“Однако без Юшки людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство”.

– Какие жизненные уроки мы можем извлечь из рассказа Платонова? Свяжите свой ответ с эпиграфом.

По-настоящему доброму, честному, бескорыстному человеку всегда тяжело живется. Сердца людей черствы, они не ценят в человеке добродетель, сами губят то хорошее, что заложено в них. Слова “милосердие”, “сострадание”, “сочувствие”, часто забываются.

А что вы подразумеваете под этими понятиями, ребята?

Объясните слова А.В.Суворова: “Добро делать спешить должно”. Как вы их понимаете?

– Случайно ли приехавшую девушку называют “дочерью доброго Юшки”?

Она является продолжателем дела Юшки, несет людям добро и утешение в их страданиях.

Добро дает свои плоды, просто его надо вовремя успевать делать.

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: “Как вы считаете являются ли слова “сочувствие, милосердие, доброта, совесть” актуальными в современной жизни?”.