Чтец:
Когда несется звук фанфар,
И флаг на мачте ждет подъема,
Нам вспоминается Гайдар,
Мы слышим шаг его знакомый.
Чтец:
“Обыкновенная биография в необыкновенное время”, - так определял свою жизнь сам Гайдар. Действительно, он жил в особенное время, и судьба его тоже была необычайной. Он родился в 1904 году в городе Льгове Курской губернии, но своим родным городом Гайдар считал Арзамас.
Гайдар:
“Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. Через город, мимо садов, тянулись зацветшие пруды… Город был похож на монастырь: стояло в нем около 30 церквей да 4 монашеских обители”.
Чтец:
Отец, Петр Исидорович Голиков, окончил Курскую учительскую семинарию. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, после гимназии учительствовала в младших классах. Во Льгове Голиковы преподавали в школе при сахарном заводе. После 1908 года семья поселилась в Арзамасе. Отец стал работать контролером акцизного ведомства, а мать – в больнице. Осенью 1914 года Аркадий поступил в 1 класс Арзамасского реального училища.
Гайдар:
“Отца забрали в солдаты. Через месяц я, 10-летний мальчишка, сбежал к отцу на фронт. Но меня задержали на станции Кудьма”.
Чтец:
В одном из ранних стихотворений он говорил о необходимости помнить гражданскую войну:
Еще и еще раз в эти метельные дни
Надо помнить о том, что прошло.
Как в пурге пулеметной трехдюймовок огни
Зажигались светло.
… И в патронах вместо свинца
Был заряд огневого задора,
И глаза солдат в обоймах лица
Зажигались огнями, как порох.
Чтец:
Поведение детей в семье Голиковых регулировалось немногими, но беспрекословными правилами. Аркадию и сестрам была предоставлена достаточно большая свобода. Однажды Аркадий смастерил себе рогатку, нечаянно разбил стекло в чужом доме и поспешил скрыться. Однако Наталья Аркадьевна объяснила ему, что сильный и смелый человек в таких случаях не убегает, не прячется за спины других, а сознается в поступке или ошибке сам. И взяла с него слово: что бы ни случилось, сознаваться. Друзья детства свидетельствуют: обещание Аркадий выполнял твердо. Он воспитывал в себе честность, мужество и волю. Иногда, выручая товарищей, Аркадий даже брал на себя чужую вину.
Чтец:
1917 год. Тихий Арзамас зажил бурной политической жизнью. Аркадий распространяет листовки, ведет дневник.
Гайдар:
11 сентября 1917 года. Общая молитва отменена. Запись уроков в балльнике необязательна.
5 ноября 1917 года. Был на съезде крестьянских депутатов.
15 февраля 1918 года. Меня ранили ножом в грудь на перекрестке. Был в Совете.
Чтец:
Читая дневники и письма замечательного человека, мы получаем редкую возможность постигать, как, каким образом он стал тем, кем стал. И всегда ли, во все ли часы и минуты своей жизни он был таким, каким мы узнали его по его книгам.
Гайдар:
“Мне было 14 лет, когда я ушел в Красную Армию. Я был на фронтах: петлюровском, польском, кавказском… близ границы Монголии… Вышло так, что 14 с половиной лет я уже командовал 6-ой ротой 2-го полка бригады курсантов на Петлюровском фронте. А в 17 лет был командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом, - это на антоновщине”.
Чтец:
Земля моя, родимая, святая!
Любовь моя, отчизна золотая!
Вновь нападенье? Вражеский разбой?
Родная, слышим! Мы идем на бой!
Чтец:
6 декабря 1919 года во время атаки возле деревни Улла в Белоруссии взрыв снаряда вышиб Голикова из седла. Когда Аркадия подобрали, то выяснилось, что он ранен в ногу и контужен в голову. После лечения и окончания Высшей стрелковой школы в Москве он получает назначение в Воронеж. В полку, который ему доверен, 4953 человека. И он – самый молодой.
Чтец:
И юности тугие жилы,
И ощущенье гроз в себе…
Стократ свою умножишь силу,
Бойцом участвуя в борьбе!
Гайдар:
“В начале 1922 года я получил новое назначение – в Сибирь, в далекую Хакасию. Там, в Ачинско-Минусинском районе, действовали банды атамана Ивана Соловьева. О Соловьеве шептали: “Все видит. Все слышит. И пуля его не берет. Узнав о моем приезде, Соловьев начал не с боя, не с налета. “Аркадий Петрович, - написал он мне, - приезжай погостить. С честью встречу – с честью провожу”. И такое послание было не единственное. Наш поединок прежде всего был психологическим”.
Сценка
Действующие лица:
Аграфена Александровна Кожуховская, квартирная хозяйка Гайдара
Гайдар
2 бойца
Терпей, пастух-хакас
(Сидят за столом бойцы с Гайдаром, едят. Слышится собачий лай. Входит Терпей. )
Боец:
Какие новости, Терпей?
Терпей:
Хайдар Голиков, бандиты стреляли в табунщика. Ускакали в тайгу.
Гайдар:
Всюду чудится мне Соловьев. Ни разу в лицо его не видел, а все он перед глазами. Увидеть и поймать Ваньку – другой мечты не имею.
Кожуховская:
В соседнем аале сожгли дома и покосы, захватили хлебный обоз, зверствуют.
Боец:
Которую неделю выслеживаем, преследуем, а результатов нет. У Соловьева хорошая разведка. На него даже дети-хакасы работают, поэтому он и знает каждый наш шаг. Вот и Настю, нашу разведчицу, схватили, пытали.
Гайдар:
Да, благодаря Насте Кукарцевой мы разгромили несколько баз Соловьева. Жаль Настю: ей было всего лишь 16 лет…
Боец:
Никого не щадит, бандит. Терпей, запрягай Чалого. В аалсовет поскачем.
Чтец:
Нелегко было отряду Голикова гоняться по степи и горам за бандитами, чтобы их уничтожить. И когда уже банда Соловьева была в основном разбита и требовалось последнее усилие – последний бой, - чтобы взять атамана живьем, Голиков заболел. Могучий организм 18-летнего начальника не выдержал перегрузок. С 1 ноября 1924 года Аркадий Петрович увольняется в бессрочный отпуск.
Чтец:
В Хакасии Голиков начал первую свою повесть “В дни поражений и побед”. Труд литератора стал его новой профессией. Жители Хакасии называли его “гайдар Голиков”, что означает “начальник Голиков”. “Гайдар” с монгольского – “всадник, скачущий впереди”. Это и стало литературным псевдонимом будущего писателя.
Чтец:
Сибирь навсегда осталась в сердце Гайдара-Голикова. В повести “Чук и Гек” читатель совершает чудесное путешествие из Москвы в далекую сибирскую тайгу. Гайдар начинает этот светлый, как жемчужина, рассказ, как обычно начинается сказка: “Жил человек в лесу возле Синих гор”
Гайдар:
С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало.
Чтец:
Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок. Слово у него не расходилось с делом, мысль – с чувством, жизнь – с поэзией. Он был и автором, и героем своих книг.
Чтец:
Мир становился чудесным и новым,
Сердцу хотелось взлететь самому,
Когда молодым удивительным словом
Аркадий Гайдар прикасался к нему…
Чтец:
Дети любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если маленькие друзья Аркадия Петровича попадали в беду, он всегда приходил к ним на помощь.
(Сценка)
Чтец:
Однажды у К.Г. Паустовского заболел сын. А лекарства нигде не было. Гайдар подошел к телефону и позвонил к себе домой.
Гайдар (в трубку):
- Пришлите сейчас же ко мне всех мальчиков из нашего двора. Я жду.
(Прибежали мальчишки)
- Вот что, тяжело болен один мальчик. Нужно вот такое лекарство. Я запишу каждому его название на бумажке. Сейчас же – во все аптеки: на юг, на восток, на север и запад! Из аптек звоните мне сюда. Все понятно?
Мальчишки:
Понятно, Аркадий Петрович!
(Вскоре начались звонки)
- Аркадий Петрович! В аптеке на Маросейке нету.
- Аркадий Петрович, есть! Я достал!
Гайдар:
- Где?
Мальчик:
- В Марьиной роще.
Гайдар:
- Вези сюда. Немедленно! (Обращается к Паустовскому) Ну что, хорошо работает моя команда?
Чтец:
Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. Он считал это естественным делом. Никого же не благодарят за то, что человек с вами поздоровался.
Чтец:
“Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…” - так писал Гайдар в рассказе “Чук и Гек”.
Чтец:
“И в страхе бежал разбитый Главный Буржуин, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией, с ее неразгаданной Военной Тайной. А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки…
Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Пролетают летчики – привет Мальчишу!
Пробегут паровозы – привет Мальчишу!
А пройдут пионеры – салют Мальчишу!
В “Военной Тайне” писатель рассказал детям сказку о подвиге храброго Мальчиша-Кибальчиша во имя Родины. Эта сказка в 1937 году была издана отдельной книжкой под названием “Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове”.
Чтец:
“А потом был вечер. И луна, и звезды. Долго втроем сидели мы в саду, под спелой вишней, и Маруся нам рассказывала, где была, что делала и что видела. А уж Светланки рассказ затянулся бы, вероятно, до полуночи, если бы Маруся не спохватилась и не погнала ее спать.
- Ну что? – забирая с собой сонного котенка, спросила меня хитрая Светланка. – А разве теперь у нас жизнь плохая?
Поднялись и мы.
Золотая луна сияла над нашим садом. Прогремел на север далекий поезд. Прогудел и скрылся в тучах полуночный летчик. А жизнь, товарищи, … была совсем хорошая!”
Такими прекрасными словами заканчивается “Голубая чашка”, рассказ о многом хорошем, побеждающем плохое в нашей жизни.
Чтец:
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин Гайдар.
Чтец:
В каждой книге Гайдара среди ее героев всегда есть один, без которого книга не могла бы существовать. Этот герой – сам Гайдар. Его узнаешь всегда, стоит ему произнести всего лишь несколько слов.
(Сценка из повести “Тимур и его команда” “Заседание в штабе Тимура”)
Все расселись по местам.
Коля Колокольчиков (обиженно):
- В саду дома № 34 по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню. Они сломали две ветки и помяли клумбу.
Тимур:
- Чей дом? (заглядывает в тетрадь) Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас здесь бывший специалист по чужим садам и яблоням? Кто это мог сделать?
Один из мальчиков:
- Это работал Мишка Квакин и его помощник под названием “Фигура”.
Тимур:
- Опять и опять Квакин! Гейка! У тебя с ним разговор был?
Гейка:
- Был.
Тимур:
- Ну и что же?
Гейка:
- Дал ему два раза по шее.
Тимур:
- А он?
Гейка:
- Ну и он сунул мне раза два тоже.
Тимур:
- Эк у тебя все “дал да сунул”, а толку что-то нет. Ладно! Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.
Один из ребят:
- В доме № 25 у старухи-молочницы взяли в кавалерию сына.
Тимур:
- Вот хватил! Да там на воротах еще третьего дня наш знак поставлен. А кто ставил?
Колокольчиков:
- Я.
Тимур:
- Так почему же у тебя верхний левый луч звезды кривой, как пиявка? Взялся сделать – сделай хорошо. Люди придут – смеяться будут. Давайте дальше.
Сима Симаков:
- В доме № 54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девчонку колотит. Я кричу: “Тетенька, бить не по закону!” Она говорит: “Коза пропала. Ах, будь ты проклята!” - “Да куда же она пропала?” - “А вон там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!”
Тимур:
- Погоди! Чей дом?
Сима Симаков:
- Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка – его дочь, зовут Нюрка. Колотила ее бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.
Тимур:
- Козу разыскать! Пойдет команда в четыре человека.
Один из мальчиков:
- На горизонте показался Мишка Квакин. Идет по той стороне улицы. Жрет яблоко.
Тимур:
- Все оставайтесь на местах. Я вернусь скоро.
Чтец:
Ты повесть школьную открой –
Гайдар ее писал;
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Чтец:
Случилось небывалое в детской литературе: книга “Тимур и его команда” породила целое общественное движение.
Чтец:
Каждая его книга была событием. Каждая его книга задевала за сердце, учила нас настоящей любви к родной земле, к скромному и мужественному нашему человеку, была полна точным и дружеским пониманием малейших движений человеческой души.
Чтец:
22 июня 1941 год. Аркадий Гайдар снова берется за оружие. 18 июля он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента газеты “Комсомольская правда”.
Чтец:
Осенью 1941 года один из фронтовых друзей Гайдара передал сыну Тимуру короткую записку: “Воюю в тех же местах, где начинал воевать в гражданскую. Знай, что все будет хорошо. Учись и не очень скучай. Может быть, скоро увидимся”.
Чтец:
Но увидеться им больше не пришлось. 26 октября 1941 года Гайдар погиб на железнодорожной насыпи близ села Леплява, успев в последний миг предупредить своих товарищей–партизан о вражеской засаде.
Чтецы:
Есть город один небольшой на Днепре.
Его за версту разглядишь на горе.
Как будто гусей белоснежных стада,
Опрятные хатки в вишневых садах.
Вот там-то бесстрашно в коротком бою
Он встретил судьбу боевую свою.
Был вражеской пулей убит наповал,
И Днепр близ него в эту ночь бушевал!
Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осененный вечной славою,
Спит у днепровских берегов.
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Перекличка чтецов:
- “Школа”
- “Дальние страны”
- “Военная Тайна”
- “Чук и Гек”
- “Голубая чашка”
- “Р.В.С.”
- “Тимур и его команда”
- “Горячий камень”
- “Дым в лесу”
- “Судьба барабанщика”
- “Четвертый блиндаж”
Чтец:
В каждой книге Гайдар говорит своему читателю: “Надо честно жить, много трудиться и беречь свою огромную счастливую страну”.
Чтец:
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Чтец:
Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.
В сценарий необходимо включить музыкальные произведения, которые бы отвечали содержанию и эмоциональности текста.
Список литературы:
- Александрова Н.В., Павлова Н.И. Жизнь и творчество А.П.Гайдара. – М., 1963.
- Гайдар А.П. Тимур и его команда. – Фрунзе, 1980.
- Доможаков Н. Г. В далеком аале. – Абакан, 1987.
- Жизнь и творчество Гайдара. Материалы для выставки к 50-летию со дня рождения писателя. – М., 1953.
- Камов Б. А.П.Гайдар. – М., 1979.
- Карпова Н. Боец, писатель, большевик. // Черногорский рабочий. № 10, 1984.
- Полежаев А. Здесь жил и воевал Гайдар. // Хакасия. Январь, 1984.
- Сарнов Б. Такой человек. // Учительская газета. № 13, 1984.
- Шуткевич В. Сердце Гайдара. // Правда. № 1, 1983.