Литература
-
Заключительный урок в проекте по литературе в 7-м классе по теме «Традиционное и новаторское в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» 2014
Цель урока: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем, найти элементы новаторства.
-
Победа добра над злом в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 5-й класс 2014
Цель урока: закрепить понятия структурные элементы сказки, виды сказок, тема, «идея», «герой», сравнительная характеристика; комплексный анализ текста; сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; совершенствовать навыки работы с текстом.
-
Запечатленные мгновенья - страницы поэзии и живописи Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 7-й класс 2014
Цель урока: обзорно познакомить учащихся со стихотворениями Ф.Т. Тютчева и А.А. Фета, показать, что дарование этих поэтов с особой силой раскрылось прежде всего в пейзажно-философских размышлениях.
-
Я родом из детства. 7-й класс 2014
Бинарный (интегрированный) урок в 7-м классе построен на диалоге о Добре и Зле. Материалом для обсуждения на уроке стали сказка А.Экзюпери «Маленький принц» и повесть М.Горького «Детство». Авторы урока посчитали возможным соединить невозможное: «свинцовые мерзости жизни» и красивую сказку о Добре и Любви.
-
Дидактический материал к урокам литературы в 11-м классе по теме "Серебряный век русской поэзии" 2014
Предложенный дидактический материал представляет собой карточки с текстами стихотворений поэтов Серебряного века и заданиями к ним, связанными с восприятием и анализом поэтического произведения. Карточки могут быть использованы на вступительных уроках по темам «Особенности русской литературы рубежа 19–20 веков», «Мир поэзии Серебряного века», «Поэтические течения на рубеже веков», а также на уроках по творчеству И.А. Бунина, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, К.Д. Бальмонта и др. поэтов.
-
Элективный курс для учащихся 10–11-х классов "Введение в литературоведение: основные понятия. Основы анализа художественного произведения" 2014
Курс предназначен для учащихся 10–11-х классов филологического и социально-гуманитарного профиля, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Задачи курса нацелены на развитие у учащихся навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом, навыков написания сочинений различных жанров: эссе, этюд, критическая статья.
-
Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа" 2014
В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: «Есть ли что-то, что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелием»? Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач. Урок способствует межличностному и межкультурному диалогу, реализует межпредметные связи, формирует навыки поиска нужной информации.
-
Ранняя лирика В.В.Маяковского («Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!»). 2014
В статье изложен материал, посвященный ранней лирике В.В.Маяковского. Более подробно рассмотрено стихотворение "Послушайте!", так как оно является одним из самых изучаемых произведений в школьном курсе литературы.
-
Урок литературы по теме "Уроки французского" – уроки жизни. 6-й класс 2014
Задача урока: сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев; умение анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, умение высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
-
Тема Родины в поэзии А.А. Блока. 11-й класс 2014
Предлагается сравнить взгляды историков и поэта, выстроить ассоциации со словами Русь и Россия (собственные и блоковские), прослушать аудиозаписи прочтения стихотворений А.А. Блока и определить: что значит любовь к Родине, почему великие поэты всегда обращаются к этой теме.
-
Сценарий литературного праздника "Живые страницы" 2014
Цель внеклассного мероприятия – привитие интереса к предмету литературы как виду искусства. В ходе подготовки и проведения праздника стимулируется развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся. Используя силу воздействия театрального искусства, художественного слова, встреч с интересными людьми, решается задача формирования личности учащихся, нравственных убеждений, патриотизма, воспитывается интерес к предмету.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы 2014
Данная публикация является методической помощью учителю в подготовке учащихся к урокам литературы в 5–6-х классах.
-
Урок литературы по теме "Вера в торжество силы, добра и красоты". 7-й класс 2014
Урок литературы в 7-м классе дает понятие о стихотворениях в прозе, знакомит с идейно-художественными и жанровыми особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева; учит анализировать произведения малого жанра; воспитывает чувство прекрасного; развивает эмоциональную сферу, образное мышление.
-
Викторина «Узнай героя фольклорного или литературного произведения». 6-й класс 2014
Викторина составлена для учащихся, оканчивающих 6-й класс. В неё вошли отрывки из произведений фольклора и художественной литературы, изучаемых в 5–6-х классах. Викторина выявляет внимательных читателей.
-
Изучение вступления в поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» в 7-м классе 2014
В статье показано, как можно организовать работу учащихся на основе углубления в смысловое, нравственное, эмоционально-эстетическое содержание ключевых слов-образов художественного текста. Текст статьи – репортаж, по которому можно проследить логику урока, найти заинтересовавшие фрагменты беседы с учениками, стоит обратить внимание на вопросы и задания, находящие отклик у семиклассников, выделить для себя наиболее излучаемые текстовые моменты.
-
Урок-суд над Печориным. Ролевая игра (итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9-м классе) 2014
Урок построен в форме ролевой игры - суда. Алгоритм построения урока предполагает предварительную подготовку учащихся, выполняющих роли судьи, прокурора, адвоката и основных героев произведения: Печорина, Бэлы, Грушницкого, княжны Мэри, Вернера, Максима Максимыча, Вернера, Азамата, Казбича, Веры. Урок включает элементы театрализации. В ходе урока учащиеся прослеживают развитие характера Печорина, объясняют его поступки, их социальные и психологические мотивы, осмысливают идейный замысел романа М.Ю. Лермонтова.
-
Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны". 11-й класс 2014
Урок активизирует знания учащихся о Великой Отечественной войне, дает понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны. Цель: закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.
-
Урок литературы по теме "Мир сквозь притчу" 2014
Урок проводится в 6-м классе (раздел «Знакомство с Библией», Программа под редакцией В.Я.Коровиной). Урок построен в форме урока-размышления, в процессе которого дети рассуждали о прочитанных притчах «О блудном сыне», «О милосердном самарянине» (притчи Иисуса Христа), «Гвозди», «Следы на песке», «Я на руках тебя нёс», «Всё в твоих руках» (притчи старца Паисия), современные притчи – песни Светланы Копыловой. Дети работали в группах, где были свои «литераторы», «художники», «артисты».
-
Интегрированный урок (литература + основы православной культуры) по теме "Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси". 8-й класс 2014
Урок синтезирует и обеспечивает в своем содержании содружество ряда дисциплин: русского языка и литературы, истории, исторического и литературного краеведения, а также культурологии, религиоведения. Это дает возможность обеспечить в реальном учебном процессе естественную межпредметную интеграцию, необходимую для целостного постижения культурной среды, ее прошлого, настоящего, будущего.
-
Открытый урок по литературе на тему "Сатиры смелый властелин". 8-й класс 2014
Задача, стоящая перед учителем: дополнить и углубить знания и навыки учащихся для составления характеристики персонажа, раскрыть разницу в характеристиках отрицательных и положительных персонажей комедии Фонвизина.
-
Урок литературного чтения. Русская сказа "Кот и лиса": "Сказка – ложь, да в ней намек…" 3-й класс 2014
Урок в 3-м классе по программе «Школа-2100» призван познакомить с русской народной сказкой «Кот и лиса», учить чтению и восприятию русской народной сказки, пониманию смысла, учить читать текст по ролям; развивать интерес, навыки выразительного чтения, воспитывать способности определять свое отношение к героям сказки, любовь к искусству, развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся, создать условия для развития познавательных способностей учащихся средствами литературного чтения.
-
В мире удивительных характеров и трагических судеб… 2014
Стихи Гумилева - "высокое косноязычье" самой судьбы. В длинной череде законных и скучных "противостояний - поэзия и правда", "поэт" и "эпоха", "поэт" и "общество" - лишь "поэзия и судьба" обладает магическим присутствием истины. Общество можно любить, ненавидеть или бежать от него; "эпоха и правда" преодолимы для поэзии. Но "от судеб защиты нет" - потому в трудах и днях Гумилева столь высоки притязания и надежды, так властно-мужественен выбор жребия, ясен удел, непоколебима вера.
-
Урок литературы по теме "Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»" 2014
Комбинированный урок, на котором учащиеся работают с текстом произведения, с литературными и лингвистическими понятиями, обобщают, делают выводы, оценивают собственную работу. К уроку прилагается презентация, в которой поэтапно отражены все моменты урока, теоретический материал, задания.
-
Литературно–музыкальная гостиная «Позови меня с собой…». Поэтическая судьба Татьяны Снежиной 2014
Цели мероприятия: обучить искусству декламации, умению держаться на публике; развивать личностные качества учащихся: доброту, гуманность, порядочность, человечность и т.д.; воспитывать чувство любви к прекрасному, эстетический вкус, любовь к поэзии.
-
Литературная гостиная. "О, великий Шекспир!" 2014
Литературная гостиная призвана способствовать развитию творческих способностей обучающихся, создать условия для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции и межкультурного общения.
-
Семинар по теме "Кутузов и Наполеон – два нравственных полюса в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»" 2014
Основная часть урока подробно раскрывает художественную задачу, закрепленную Толстым за образами Кутузова и Наполеона. В своих выступлениях обучающиеся с помощью преподавателя раскрывают черты героев, сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы. Приводится дополнительная информация о художнике-баталисте В.В. Верещагине, создавшем ряд картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
-
Открытый урок по роману Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ" 2014
Цели урока: познакомить учащихся с биографией писателя; продолжить приобщение детей к богатствам мировой литературы; развивать творческие способности учащихся.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Отечественная война 1812 года и ее отображение в истории и литературе XIX века" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2014
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, например, история Отечественной войны 1812 года и изучение произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории" 2014
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе характеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки.
-
Урок развития речи по теме "Красна речь с притчею". 6-й класс 2014
Цели урока: знать особенности притчи как жанра; знать близкие к притче жанры и уметь использовать эти знания при создании собственных текстов; знать приёмы сжатия и разворачивания текста; формирование навыков работы в команде; развивать умения (комплексного анализа) исследовать заданный текст, аргументировать свои выводы; уметь использовать в своей работе приёмы сжатия и разворачивания текста.