Цель урока: создание условий для формирования отношения к тексту художественного произведения как явлению мировой культуры, средству сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей.
Задачи урока:
– формировать историко-литературные понятия;
– совершенствовать навыки построения развёрнутого ответа на вопрос, создания рассказа о литературном герое на основе его характеристики;
– развивать умения работать в малой группе;
– содействовать формированию установок толерантности.
Оборудование:
– мультимедийный проектор, презентация в программе Power Point;
– фрагмент художественного фильма “Убить пересмешника”, запись музыки к фильму;
– ленты времени, заранее подготовленные учащимися и проанализированные учителем.
Ход урока
– Некогда интересную мысль высказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: “Если в художественном произведении все ясно, оно утрачивает художественность. В художественном произведении что-то должно быть тайное”. Почему ученый посчитал наличие тайны обязательным атрибутом художественного произведения? (Ответы учащихся)
– В центре внимания сегодня роман американской писательницы Ли Харпер “Убить пересмешника”. Какие предположения о содержании книги у вас были перед её прочтением, когда вам было известно только название романа? (Пересмешник – тот, кто смешит; слово “убить” предполагает наличие детективного сюжета)
– Что для вас осталось в тексте тайным? непонятным?
– Какие вопросы вы бы хотели задать автору романа?
– Книга, выносимая на обсуждения интересна не тем, что написана иностранным автором, точнее американской писательницей, не тем, что по результатам опроса читателей Великобритании, проведённого в 1999 году, была признана лучшей книгой 20 века. Сегодня, говоря о литературном тексте нам придётся теснее, чем это было ранее на уроках литературы, соприкоснуться с историей другой страны и определить круг проблемных вопросов, которые волнуют автора иной культурной среды, другой эпохи. Но так ли разнятся темы в зависимости от континентов, на которых живут писатели?
Ваши вопросы помогают наметить цель занятия:
- определить ведущую идею/ идеи книги;
- сформулировать авторскую позицию на описываемые события.
Сообщение учащегося (в сокращении): Роман “Убить пересмешника” в чем-то автобиографичен. Отец писательницы, бывший владелец и редактор газеты, был юристом, а также находился на государственной службе с 1926 по 1938 гг. В детстве Ли была сорванцом, рано начала читать. Через дорогу от дома Ли жил отшельником человек, который оставлял вещи в дупле дерева. Их оттуда забирали дети. Повествование включает в себя судебное дело, а это для Ли была сфера хорошо известная, поскольку она училась юриспруденции.
– В какой период истории США переносит нас книга? (30-е годы XX века; время экономического кризиса, расовой неприязни; люди с белой кожей против людей с черной кожей).
– Книга написана от лица девочки, которой в начале повествования скоро исполнится 7 лет, а в конце истории ей уже почти 10 лет. Джин Луиза Финч. Именно ее глазами мы смотрим на городок Мейкомб и его жителей. В каких известных вам книгах повествование ведется от лица ребенка? (Элиза (сказка “Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира”), Том Сойер (роман “Приключения Тома Сойера и Гекельбеои Финна”); Вася (повесть “Дети подземелья”) и т.д.
– Что дает такая форма повествования? Что однажды сумел рассмотреть ребенок в известной сказке Ганса Христиана Андерсена? (Честный, искренний взгляд на происходящее)
– Нам представляется возможность взглянуть на события, представленные в книге, с позиции ребёнка, причём многие из вас уже достигли возраста старшего брата героини, которому после описанных событий исполнилось 13 лет. Почему героиня получила прозвище Глазастик? Уточнение: это вариант русского перевода английского слова “скаут” (в прямом переводе – “разведчик”). (Неуёмная жажда познания, способность всё подмечать)
– Закончите фразу: “Если бы жизнь была показана глазами взрослого, то…”. (Множество мелких деталей было упущено, картина была бы однобокая)
– Какие вопросы Глазастика, оценки ею происходящего не могут не вызвать у читателя улыбку? (Ответ на этот вопрос учащиеся должны подготовить дома заранее)
“Почему в школе ругают за то, что я умею читать и заставляют переучиваться?”;
“Мейкомб – город старый, когда я его узнала, он уже устал от долгой жизни”.
“Пока я не испугалась, что мне это запретят, я вовсе не любила читать. Дышать ведь не любишь, а попробуй не дышать” и др.
– Почему эпиграфом к роману стали слова Чарлза Лэма: “Юристы, наверное, тоже когда-то были детьми”? К какому герою эти слова имеют прямое отношение? Почему вы так считаете?
(Мудрый, мягкий, с тихой речью и великолепными манерами юрист, одинаковый и дома (в кругу семьи), и на улице (с чужими людьми). Он живет без фальши, его слова и поступки не расходятся с делом. И такие же дети Аттикуса).
– Чему учил Аттикус своих сына и дочь? (Ответ на этот вопрос учащиеся должны подготовить дома заранее)
“– Прежде попробуй выучиться одному нехитрому
фокусу, Глазастик, – сказал он. – Тогда тебе куда
легче будет ладить с самыми разными людьми.
Нельзя по-настоящему понять человека, пока не
станешь на его точку зрения...
– Это как?
– Надо влезть в его шкуру и походить в ней”.
“...Понимаешь, малышка, если кто-то называет тебя словом, которое ему кажется бранным, это вовсе не оскорбление. Это не обидно, а только показывает, какой этот человек жалкий. Так что не огорчайся, когда миссис Дюбоз бранится. У неё довольно своих несчастий…”.
“– Аттикус, ты, наверно, не прав.
– Как так?
– Ну, ведь почти все думают, что они правы, а ты нет...
– Они имеют право так думать, и их мнение, безусловно, надо уважать, – сказал Аттикус. – Но чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой. Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, – это его совесть”.
“Я хотел, чтобы ты кое-что в ней понял, хотел, чтобы ты увидел подлинное мужество, а не воображал, будто мужество – это когда у человека в руках ружье. Мужество – это когда заранее знаешь, что проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь” и др.
– Определите ключевые фразы в предложенных цитатах.
– Готовясь к уроку, вы восстановили хронологию событий, представленных книге, в виде ленты времени. Анализ работ позволил определить 3 важных по своей значимости эпизода, на которые обратили внимание большинство из здесь присутствующих (кто-то раздробил эти эпизоды на более мелкие):
1. Выманивание из дома Страшилы Рэдли.
2. Суд над Томом Робинсоном. Аттикус защищает Тома.
3. Артур Рэдли спасает Джима и Глазастика от Боба Юэла.
(Беседа продолжается в заданной хронологии).
– Перед Вами фрагмент текста. Прочитайте и сформулируйте его основную мысль (во время чтения звучит музыка из фильма “Убить пересмешника):
– Не виляй. Говори.
– Я… мы только хотели кое-что передать мистеру Рэдли.
– Что передать?
– Письмо.
– Покажи.
Джим протянул ему грязный клочок бумаги. Аттикус с трудом стал разбирать написанное.
– Зачем вам, чтобы мистер Рэдли вышел из дому?
– Мы думали, ему с нами будет весело… – начал Дилл, но Аттикус только взглянул на пего, и он прикусил язык.
– Сын, – сказал Аттикус Джиму, – слушай, что я тебе скажу, повторять я не намерен: перестань мучить этого человека. И вы оба тоже.
Как живет мистер Рэдли – его дело, сказал Аттикус. Захочет он выйти на улицу – выйдет. Хочет сидеть дома – имеет на это право, и нечего всяким надоедам (а это еще очень мягкое название для таких, как мы) совать нос в его дела. Кому из нас поправится, если вечером перед сном Аттикус без стука вломится к нам в комнату? А ведь, в сущности, так мы поступаем с мистером Рэдли. Нам кажется, что мистер Рэдли ведет
себя странно, а ему самому это вовсе не кажется странным. Далее, не приходило ли нам в голову, что, когда хочешь что-нибудь сказать человеку, вежливее постучать в парадную дверь, а не лезть в окно? И последнее: пока нас не пригласят в дом Рэдли, мы будем держаться от него подальше и не будем играть в дурацкую игру, за которой Аттикус однажды нас застал, и поднимать на смех кого бы то ни было на нашей улице и вообще в нашем городе…
(Ответы учащихся)
– Как отреагировал Аттикус, когда увидел, что дети разыгрывают возможный сценарий жизни Страшилы? Почему?
– Как Артур Рэдли превратился в Страшилу Рэдли?
– Перед вами цитата: “Никто не знал, каким образом мистеру Рэдли удалось запугать Страшилу так, чтоб он не показывался на люди; Джим думал, что Страшила почти все время сидит на цепи, прикованный к кровати. Но Аттикус сказал – нет, не в том дело, можно и другими способами превратить человека в привидение”. Правы ли дети, считая, что Артур Рэдли не по своей воле отказывается от внешнего мира?
(Страшила – добровольный затворник)
(Работа в парах/ малых группах по 3-4 человека)
– Почему адвокатом Тома Робинсона стал Аттикус? Докажите словами из текста.
– Городок Мейкомб живет замкнутой жизнью в соответствии со своими законами и традициями. В соответствии с этими традициями все жители относят себя к одной из двух групп (каких?) (с белым или черным цветом кожи)
– По каким деталям мы догадываемся о душевном состоянии Аттикуса, готовящего защиту обречённого на обвинительный приговор суда?
– Почему Том осужден за несовершенное преступление, ведь ясно доказана его невиновность? (Том – добродушный, благородный, искренний. Жизнь порядочного человека с темным цветом кожи оказалась не так ценна, как жизнь негодяя с белой кожей)
– Понимает ли общество, что вынося обвинительный приговор Тому, оправдывает того, кто действительно совершил преступление?
– Прокомментируйте эпизод одноименного художественного фильма.
(Аттикус до конца верит в Справедливость. В знак глубокого уважения к нему темнокожие жители Мейкоба встали со своих мест).
– Что общего вдруг для себя обнаружила Глазастик между судьбой Тома и птицей пересмешник. (Беззащитный человек, которого общество убило своим приговором, словно пересмешника)
– Почему книга Ли Харпер получила такое необычное название? За что полюбил Рэдли (обитатель загадочного дома) детей Аттикуса? Что роднило Джима и Глазастика с маленькой беззащитной птичкой? Почему Страшила защитил брата и сестру от Боба Юэла?
– Что нового после пережитого открыли для себя в окружающем их мире Глазастик и ее брат Джим? О добре? О справедливости? О предрассудках? (Жизнь – это не сказка, она полна несправедливости, предрассудков. Добро не всегда побеждает зло, но это не означает, что следует жить против законов совести).
– Каждый из детей взрослеет по-своему, по-своему принимает мир, пройдя через череду испытаний. Сама Ли Харпер, говоря о своей книге, писала, что это “история чистой и простой любви”. Вопрос: кого к кому?
(Человека к человеку независимо от возраста, цвета кожи, уровня образования…)
– Книга прочитана. Определен круг заявленных в ней тем: тема образования и воспитания; тема расизма; тема человека и толпы; тема человека и общества с его предрассудками; тема справедливости и несправедливости… Но можете ли вы сказать, что все тайны книги мы сегодня раскрыли? (Настоящее художественное произведение многоаспектно, поэтому не может трактоваться однолинейно. И книга Ли Харпер соответствует тем критериям художественности, которые были определены Д.С. Лихачевым).
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра “Почти все люди хорошие, когда их в конце концов поймешь” (Чему можно научиться у героев книги Ли Харпер?)