Урок внеклассного чтения. Роман американской писательницы Ли Харпер "Убить пересмешника". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель урока: создание условий для формирования отношения к тексту художественного произведения как явлению мировой культуры, средству сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей.

Задачи урока:

– формировать историко-литературные понятия;

совершенствовать навыки построения развёрнутого ответа на вопрос, создания рассказа о литературном герое на основе его характеристики;

развивать умения работать в малой группе;

содействовать формированию установок толерантности.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация в программе Power Point;

фрагмент художественного фильма “Убить пересмешника”, запись музыки к фильму;

– ленты времени, заранее подготовленные учащимися и проанализированные учителем.

Ход урока

Некогда интересную мысль высказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: “Если в художественном произведении все ясно, оно утрачивает художественность. В художественном произведении что-то должно быть тайное”. Почему ученый посчитал наличие тайны обязательным атрибутом художественного произведения? (Ответы учащихся)

В центре внимания сегодня роман американской писательницы Ли Харпер “Убить пересмешника”. Какие предположения о содержании книги у вас были перед её прочтением, когда вам было известно только название романа? (Пересмешник – тот, кто смешит; слово “убить” предполагает наличие детективного сюжета)

Что для вас осталось в тексте тайным? непонятным?

Какие вопросы вы бы хотели задать автору романа?

Книга, выносимая на обсуждения интересна не тем, что написана иностранным автором, точнее американской писательницей, не тем, что по результатам опроса читателей Великобритании, проведённого в 1999 году, была признана лучшей книгой 20 века. Сегодня, говоря о литературном тексте нам придётся теснее, чем это было ранее на уроках литературы, соприкоснуться с историей другой страны и определить круг проблемных вопросов, которые волнуют автора иной культурной среды, другой эпохи. Но так ли разнятся темы в зависимости от континентов, на которых живут писатели?

Ваши вопросы помогают наметить цель занятия:

  • определить ведущую идею/ идеи книги;
  • сформулировать авторскую позицию на описываемые события.

Сообщение учащегося (в сокращении): Роман “Убить пересмешника” в чем-то автобиографичен. Отец писательницы, бывший владелец и редактор газеты, был юристом, а также находился на государственной службе с 1926 по 1938 гг. В детстве Ли была сорванцом, рано начала читать. Через дорогу от дома Ли жил отшельником человек, который оставлял вещи в дупле дерева. Их оттуда забирали дети. Повествование включает в себя судебное дело, а это для Ли была сфера хорошо известная, поскольку она училась юриспруденции.

В какой период истории США переносит нас книга? (30-е годы XX века; время экономического кризиса, расовой неприязни; люди с белой кожей против людей с черной кожей).

Книга написана от лица девочки, которой в начале повествования скоро исполнится 7 лет, а в конце истории ей уже почти 10 лет. Джин Луиза Финч. Именно ее глазами мы смотрим на городок Мейкомб и его жителей. В каких известных вам книгах повествование ведется от лица ребенка? (Элиза (сказка “Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира”), Том Сойер (роман “Приключения Тома Сойера и Гекельбеои Финна”); Вася (повесть “Дети подземелья”) и т.д.

Что дает такая форма повествования? Что однажды сумел рассмотреть ребенок в известной сказке Ганса Христиана Андерсена? (Честный, искренний взгляд на происходящее)

Нам представляется возможность взглянуть на события, представленные в книге, с позиции ребёнка, причём многие из вас уже достигли возраста старшего брата героини, которому после описанных событий исполнилось 13 лет. Почему героиня получила прозвище Глазастик? Уточнение: это вариант русского перевода английского слова “скаут” (в прямом переводе “разведчик”). (Неуёмная жажда познания, способность всё подмечать)

Закончите фразу: “Если бы жизнь была показана глазами взрослого, то…”. (Множество мелких деталей было упущено, картина была бы однобокая)

Какие вопросы Глазастика, оценки ею происходящего не могут не вызвать у читателя улыбку? (Ответ на этот вопрос учащиеся должны подготовить дома заранее)

“Почему в школе ругают за то, что я умею читать и заставляют переучиваться?”;

“Мейкомб – город старый, когда я его узнала, он уже устал от долгой жизни”.

“Пока я не испугалась, что мне это запретят, я вовсе не любила читать. Дышать ведь не любишь, а попробуй не дышать” и др.

Почему эпиграфом к роману стали слова Чарлза Лэма: “Юристы, наверное, тоже когда-то были детьми”? К какому герою эти слова имеют прямое отношение? Почему вы так считаете?

(Мудрый, мягкий, с тихой речью и великолепными манерами юрист, одинаковый и дома (в кругу семьи), и на улице (с чужими людьми). Он живет без фальши, его слова и поступки не расходятся с делом. И такие же дети Аттикуса).

Чему учил Аттикус своих сына и дочь? (Ответ на этот вопрос учащиеся должны подготовить дома заранее)

“– Прежде попробуй выучиться одному нехитрому фокусу, Глазастик, – сказал он. – Тогда тебе куда легче будет ладить с самыми разными людьми. Нельзя по-настоящему понять человека, пока не станешь на его точку зрения...
– Это как?

– Надо влезть в его шкуру и походить в ней”.

...Понимаешь, малышка, если кто-то называет тебя словом, которое ему кажется бранным, это вовсе не оскорбление. Это не обидно, а только показывает, какой этот человек жалкий. Так что не огорчайся, когда миссис Дюбоз бранится. У неё довольно своих несчастий…”.

“– Аттикус, ты, наверно, не прав.

– Как так?

– Ну, ведь почти все думают, что они правы, а ты нет...

– Они имеют право так думать, и их мнение, безусловно, надо уважать, – сказал Аттикус. – Но чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой. Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, – это его совесть”.

“Я хотел, чтобы ты кое-что в ней понял, хотел, чтобы ты увидел подлинное мужество, а не воображал, будто мужество – это когда у человека в руках ружье. Мужество – это когда заранее знаешь, что проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь” и др.

Определите ключевые фразы в предложенных цитатах.

Готовясь к уроку, вы восстановили хронологию событий, представленных книге, в виде ленты времени. Анализ работ позволил определить 3 важных по своей значимости эпизода, на которые обратили внимание большинство из здесь присутствующих (кто-то раздробил эти эпизоды на более мелкие):

1. Выманивание из дома Страшилы Рэдли.

2. Суд над Томом Робинсоном. Аттикус защищает Тома.

3. Артур Рэдли спасает Джима и Глазастика от Боба Юэла.

(Беседа продолжается в заданной хронологии).

Перед Вами фрагмент текста. Прочитайте и сформулируйте его основную мысль (во время чтения звучит музыка из фильма “Убить пересмешника):

– Не виляй. Говори.

– Я… мы только хотели кое-что передать мистеру Рэдли.

– Что передать?

– Письмо.

– Покажи.

Джим протянул ему грязный клочок бумаги. Аттикус с трудом стал разбирать написанное.

– Зачем вам, чтобы мистер Рэдли вышел из дому?

– Мы думали, ему с нами будет весело… – начал Дилл, но Аттикус только взглянул на пего, и он прикусил язык.

– Сын, – сказал Аттикус Джиму, – слушай, что я тебе скажу, повторять я не намерен: перестань мучить этого человека. И вы оба тоже.

Как живет мистер Рэдли – его дело, сказал Аттикус. Захочет он выйти на улицу – выйдет. Хочет сидеть дома – имеет на это право, и нечего всяким надоедам (а это еще очень мягкое название для таких, как мы) совать нос в его дела. Кому из нас поправится, если вечером перед сном Аттикус без стука вломится к нам в комнату? А ведь, в сущности, так мы поступаем с мистером Рэдли. Нам кажется, что мистер Рэдли ведет

себя странно, а ему самому это вовсе не кажется странным. Далее, не приходило ли нам в голову, что, когда хочешь что-нибудь сказать человеку, вежливее постучать в парадную дверь, а не лезть в окно? И последнее: пока нас не пригласят в дом Рэдли, мы будем держаться от него подальше и не будем играть в дурацкую игру, за которой Аттикус однажды нас застал, и поднимать на смех кого бы то ни было на нашей улице и вообще в нашем городе…

(Ответы учащихся)

Как отреагировал Аттикус, когда увидел, что дети разыгрывают возможный сценарий жизни Страшилы? Почему?

Как Артур Рэдли превратился в Страшилу Рэдли?

Перед вами цитата: “Никто не знал, каким образом мистеру Рэдли удалось запугать Страшилу так, чтоб он не показывался на люди; Джим думал, что Страшила почти все время сидит на цепи, прикованный к кровати. Но Аттикус сказал нет, не в том дело, можно и другими способами превратить человека в привидение”. Правы ли дети, считая, что Артур Рэдли не по своей воле отказывается от внешнего мира?

(Страшила – добровольный затворник)

(Работа в парах/ малых группах по 3-4 человека)

Почему адвокатом Тома Робинсона стал Аттикус? Докажите словами из текста.

Городок Мейкомб живет замкнутой жизнью в соответствии со своими законами и традициями. В соответствии с этими традициями все жители относят себя к одной из двух групп (каких?) (с белым или черным цветом кожи)

По каким деталям мы догадываемся о душевном состоянии Аттикуса, готовящего защиту обречённого на обвинительный приговор суда?

Почему Том осужден за несовершенное преступление, ведь ясно доказана его невиновность? (Том – добродушный, благородный, искренний. Жизнь порядочного человека с темным цветом кожи оказалась не так ценна, как жизнь негодяя с белой кожей)

Понимает ли общество, что вынося обвинительный приговор Тому, оправдывает того, кто действительно совершил преступление?

Прокомментируйте эпизод одноименного художественного фильма.

Приложение 1.

(Аттикус до конца верит в Справедливость. В знак глубокого уважения к нему темнокожие жители Мейкоба встали со своих мест).

Что общего вдруг для себя обнаружила Глазастик между судьбой Тома и птицей пересмешник. (Беззащитный человек, которого общество убило своим приговором, словно пересмешника)

Почему книга Ли Харпер получила такое необычное название? За что полюбил Рэдли (обитатель загадочного дома) детей Аттикуса? Что роднило Джима и Глазастика с маленькой беззащитной птичкой? Почему Страшила защитил брата и сестру от Боба Юэла?

Что нового после пережитого открыли для себя в окружающем их мире Глазастик и ее брат Джим? О добре? О справедливости? О предрассудках? (Жизнь – это не сказка, она полна несправедливости, предрассудков. Добро не всегда побеждает зло, но это не означает, что следует жить против законов совести).

– Каждый из детей взрослеет по-своему, по-своему принимает мир, пройдя через череду испытаний. Сама Ли Харпер, говоря о своей книге, писала, что это “история чистой и простой любви”. Вопрос: кого к кому?

(Человека к человеку независимо от возраста, цвета кожи, уровня образования…)

Книга прочитана. Определен круг заявленных в ней тем: тема образования и воспитания; тема расизма; тема человека и толпы; тема человека и общества с его предрассудками; тема справедливости и несправедливости… Но можете ли вы сказать, что все тайны книги мы сегодня раскрыли? (Настоящее художественное произведение многоаспектно, поэтому не может трактоваться однолинейно. И книга Ли Харпер соответствует тем критериям художественности, которые были определены Д.С. Лихачевым).

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра “Почти все люди хорошие, когда их в конце концов поймешь” (Чему можно научиться у героев книги Ли Харпер?)