Мир детства в романе В. Крапивина «Пироскаф "Дед Мазай"»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цели:

  1. Воспитывать позитивное отношение к жизни, основанное на умении выходить из проблемных жизненных ситуаций, на способности анализировать свой внутренний мир, на понимании уникальности каждого человека.
  2. Познакомить с творчеством современного детского писателя В. Крапивина - автором, отражающим характерные тенденции современной детской литературы.
  3. Организовать деятельность учащихся по формированию умения анализировать художественное произведение, отмечая его особенности, погружаясь во внутренний мир его героев.

Оборудование: презентация

Ход урока

1. Рассказ о писателя (Интернет – информация). Сообщение ученика.

Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года в Тюмени в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных. В детстве обнаружил в себе способность придумывать занимательные истории, которые рассказывал в кругу своих сверстников. Писать литературные сочинения начал во время учебы на факультете журналистики Уральского государственного университета. Первым читателем и литературным критиком была его мама. Студентом занимался в литературном кружке под руководством редактора “Уральского следопыта” В. Н. Шустова. На последнем курсе университета защитил дипломную работу на тему “Детский рассказ в советской прессе”, включавшую в себя несколько рассказов собственного сочинения. Как начинающий литератор испытал большое влияние К. Г. Паустовского, изучал его творчество и даже был у него на похоронах. На совещании молодых писателей в Москве в 1963 году занимался в секции детской литературы под руководством Л. А. Кассиля.

Одновременно с литературным творчеством Владислав Крапивин занимается проблемами детства и детского движения, изучает педагогику Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и становится неформальным лидером детского движения на Урале. В 1961 году Владислав Крапивин создает в Свердловске детский разновозрастный отряд “Каравелла”, который в 1965 году получает статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала "Пионер". Поскольку детское движение в тот период в СССР было разрешено только в стенах общеобразовательной школы, то существование автономной детской организации воспринималось многими как угроза существующей системе. Было несколько попыток сверху прекратить деятельность отряда "Каравелла", но В. П. Крапивину удалось отстоять организацию.

Позднее Крапивин вспоминал: “Меня невозможно было выгнать с работы - вот ведь с чем сталкивались тогдашние чиновники. Из писателей меня выгнать можно было только на съезде писателей или, в крайнем случае, на пленуме. А за что? Слава Богу, там люди же были не все дураки... Запретить отряд? Ну, запретили отряд, ну, в крайнем случае, отобрали помещение. Но мне привыкать, что ли, было собирать по тридцать человек у себя в квартире? Ну как это запретишь?”

Исследователи творчества В.П. Крапивина отмечают неразрывную связь литературного труда писателя с его педагогической деятельностью. С. Баруздин указывал, что отряд "Каравелла" стал реальным воплощением в жизнь педагогических идей В. Крапивина. В 1980-е годы XX века "Учительская газета" публикует цикл статей В.П. Крапивина, посвященных актуальным проблемам педагогики. В них писатель формулирует свои педагогические взгляды, в частности, отстаивает идею ценности детства, как важного этапа в жизни человека, равноценного с юностью, зрелостью и старостью; предлагает принцип сотрудничества поколений, как основу развития человека и человечества в целом; формулирует мысль о необходимости присутствия в жизни высокой идеи, мечты, параллельного пространства, как источника получения человеком внутренней силы и определения собственной миссии.

Принцип дружбы и сотрудничества детей и взрослых В. П. Крапивин проецирует не только на своих воспитанников из отряда "Каравелла", но и на незнакомых подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Известен случай, когда писатель приютил у себя на квартире брата и сестру из другого города, которые прислали ему письмо с просьбой о помощи.

В. Крапивин – лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2013 года — за вклад в развитие отечественной детской литературы и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Слайд № 1 - 7

2. Анализ романа. Фронтальная беседа

1. Как сам автор объясняет, кому он адресует свою книгу? Что хочет он донести до читателя?

“У меня нет радужных надежд. Мальчики и девочки нашего времени с книгами дружат меньше, чем раньше. Но кое-кто дружит. И я думаю, что кто-нибудь из них прочтёт (или хотя бы пролистает) роман о Пироскафе. И, возможно, зацепится там за мысль, что жить на свете гораздо лучше, когда у тебя есть настоящие друзья. И когда есть свой “Пироскаф” – не обязательно старый пароход, а может быть просто любимая игрушка, книга или хотя бы поселившаяся в душе сказка... Если так случится, выходит, что я писал не зря...”

Слайд № 8

2. Кто главный герой повести? Как бы вы его охарактеризовали?

Фома Сушкин. Романтичный, ранимый, независимый, любознательный, любящий читать и фантазировать, добрый.

3. О чем он мечтает?

Мечтает о маме, о семье, своем доме.

Слайд № 9

4. Каков его придуманный дом? Почему мальчику необходим этот дом фантазии?

“Да, у Сушкина был домик. Придуманный, конечно, зато очень славный. Сушкин жил там не один. Там обитала добродушная, хотя и строгая с виду тётушка (вроде тёти Полли в книжке про Тома Сойера), почти взрослая сестрица (вроде Мери), негритёнок Билл (не слуга, а приятель) и добродушный кот Питер. Заглядывали иногда товарищи вроде Гека Финна и Джо Гарпера...Мамы и папы в домике не было. Сушкин не решался придумывать родителей – возникало опасение, что это будет каким-то нарушением законов природы. Но все равно в домике было хорошо.

Никаких особых приключений здесь не случалось. Так, всякая ерунда: посидеть, поболтать с пацанами про пароходы на Миссисипи, подурачиться с Питером, стянуть с противня у тёти Полли свежую ватрушку. Однако в этих пустяках была своя радость. Выражаясь по-взрослому, Сушкин отдыхал здесь душой. Закроешь глаза – и ты в комнатке с грудой кружевных подушек, с геранью на солнечных подоконниках”.

Этот фантастический дом заменяет ему тот, которого у него нет. Так легче переживать свое одиночество.

5. Как Сушкин становится владельцем пироскафа?

Находясь в городе в самоволке, заходит в лавку, где разыгрывается лотерея “Антиквариат”, и выигрывает главный приз - пароход

6. Что мальчик испытывает, увидев свой выигрыш?

Мальчик испытывает восторг, он счастлив.

Слайд № 10

7. Расскажите историю парохода.

Сначала у парохода не было названия, он перевозил бревна, плоты. Однажды на бревнах спасались зайцы во время половодья, так пироскаф получил название “Дед Мазай”.

Слайд № 11

8. Опишите жизнь ребят в детдоме. Почему эта картина и добрая, и грустная одновременно?

В детском доме теплая атмосфера, ребята дружные, их никто не обижает. Они окружены комфортом, но каждый мечтает о родителях, о семье.

“Детский дом “Фонарики”, где жил Сушкин, был небольшим. В других детдомах и приютах народу бывает человек по двести, а здесь меньше, чем полсотни. Своей школы не было, ходили в обычную. “И это хорошо, пусть привыкают к нормальной жизни”, – говорил седой и добродушный директор Андрей Софронович Матрёшкин. Он своё детство тоже провёл в детдоме и потому был хороший директор, понимающий. Досадно только, что его редко видели, он все время проводил в “руководящих инстанциях”, то есть у начальства. Постоянно хлопотал о капитальном ремонте, об аренде летних дач, об оплате учебников, об отоплении. А педагогикой занималась Венера Мироновна и другие воспитательницы, которые ей подчинялись.

Нравы в “Фонариках” были добрые. Никто друг дружку сильно не дразнил, не обижал, драки случались редко. Воспитатели не донимали ребят придирками. Про другие приюты послушаешь, так в них жуть что делается, хоть беги в тайгу. А здесь житье было мирное, приятельское. Иногда, правда, скучновато, зато не всегда прогоняли от компьютеров и телевизоров. И спать не отправляли из минуты в минуту.

Ребячье население делилось на пять групп, в каждой народ разного возраста – от первого до одиннадцатого класса. И мальчики, и девочки. Считалось, что такой состав напоминает нормальную семью. Мол, старшие заботятся о младших, а младшие привыкают старших уважать и слушаться. Ну, в общем, оно так и было, хотя, конечно, случалось всякое...”

9. Как появился у Сушкина старший друг – капитан Поликарп Поликарпович Поддувало?

Он сам пришел в детдом к Сушкину и предложил свои услуги.

Слайд № 12

10. Кто такой Донбамбало? Расскажите историю его появления у капитана.

Это двухголовый страус, которого в Африке капитану подарил негритенок.

Слайд № 13

11. Что чувствует Том, отправляясь в свое первое путешествие на своем пароходе?

“Это было не-о-бык-но-вен-ное ощущение! Душа замирала от восторга, когда “Дед Мазай”, послушный поворотам большущего рулевого колеса, направлял плоский тяжёлый нос то вправо, то влево...”

“... В самом деле, он впитывал в себя речной простор и синеву. Растворялся в теплом солнце. И... да, он чувствовал себя частичкой пироскафа, который сам был частью удивительного летнего мира...”

Слайд № 14

12. Какие приключения поджидали команду пироскафа?

Нападение пиратов, шторм, преследование инспектора ИИ (Изымательной инспекции) Контробубовой Сусанны Самойловны

13. Каких новых друзей приобрел Том в путешествии?

Это Юга, Катя Елькина, Касьян

14. Назовите кульминационный момент повести.

Вот что Том узнал: “С самого начала рейс “Деда Мазая” был запланирован какой-то киностудией. Она должна была снимать фильм-сказку, а для главной роли подобрали мальчика. Его, Сушкина. И скрытыми камерами снимали его и других актёров каждый день, каждый час. Чтобы потом выбрать самые удачные куски и склеить из них связное кино. Катя сказала “в соответствии с сюжетом”.

15. Что чувствует Том, узнав, что это путешествие - скрытая съемка детского фильма?

“Сушкин лёг в углу на мешковину с застрявшими в ней пёрышками. Сунул под голову мешок с крупой. Набросил на себя чей-то старый пиджак... Была и нормальная постель, но Сушкин решил спать вот так. Раз он такой всеми обманутый, брошенный и несчастный... В нем сидела едкая и щиплющая жалость. К себе, к пироскафу, к приключениям, которые оказались ненастоящими. Больше всего – к себе. Которому врали каждый день. Играли с ним, как с бездомным котёнком...Он готовил для капитана беспощадную речь про измену. Даже вспомнил такое книжное слово – “вероломство”.

16. Почему взрослые так поступили? Можно ли их оправдать?

Кинематографисты хотели, чтоб на экране все выглядело естественным, они не задумались, что их поступок может причинить боль ребенку.

Слайд № 15

17. Кто поддержал Тома в трудную минуту?

Друзья

18. О чем попросил пироскаф Тома? Почему мальчик выполнил эту просьбу? Легко ли ему сделать это?

Пироскаф хочет уйти на дно, чтобы не попасть на переплавку. Он гордый, с чувством собственного достоинства. Он живой. Тому очень трудно выполнить это, но он понимает своего железного друга.

19. Что это за колечко в ухе у Тома? Как оно у него появилось у Сушкина? Можно ли его назвать волшебным?

Колечко помогли сделать и вставить в ухо Феликс и его друзья. Для Тома это знак независимости, индивидуальности.

“ Надо сказать и ещё про одну неясность. Том так и не разобрался до конца в природе своего колечка. Обычная серёжка, трансформатор какой-то энергии или волшебный талисман?”

Колечко можно назвать волшебным, потому что помогло вылечить Катю, вылупиться из страусиного яйца котенку, материализоваться виртуальному мальчику Касьяну.

20. Какой финал придумали киношники? Почему Тому он не понравился? Что придумал герой, чтобы его изменить?

Они придумали дерево зла, которое должен спилить Том. Но Том уверен, что дерево живое и этого делать нельзя. Тогда режиссер придумал виртуального двойника Тома – Касьяна, который выполнит любой приказ. Но Том помогает материализоваться Касьяну, срывая планы киношников.

21. Какое настроение вызвал у вас финал романа?

Том повзрослел, научился решать проблемы, нашел новых друзей. Пироскаф вернулся. Мы рады за него.

22. Почему автор назвал свое произведение романом – сказкой? Что сказочного в этой истории?

Живой пироскаф, который работает на кашеварии, который “ воскресает” в финале, материализация компьютерного мальчика Касьяна, волшебное колечко Сушкина, говорящий двухголовый страус Донбамбало, крыса Изольда, навигатор Куда Глаза Глядят, вылупившийся из страусиного яйца котенок

Слайд №16

23. Чем интересен язык произведения?

Необычные имена у героев: Венера Мироновна(Афродита Неровна), Дульсинея Порфирьевна, Платон Римский – Корсаков, Сусанна Самойловна Контробубова, Поликарп Поликарпович Поддувало, Юга Колосовско – Забодайский и Евро – Азиатский и др.

Использование устаревших слов: пироскаф (пароход), арматор (судовладелец) и др.

Употребление слов “венсеремос” (преодолеем), лос фигос(фиг)

3. Викторина по произведению. Презентация.

Слайды № 17 - 28

4. Вывод. Фронтальная беседа.

1. А какие взрослые проблемы поднимает писатель?

Непонимание взрослыми детей, их приземленность, неспособность к фантазии, душевная глухота

2. А чему взрослые могут научиться у детей?

Умению дружить, радоваться жизни, честности, справедливости, фантазии, искренности.

3. Как вы понимаете подзаголовок к роману “роман – сказка для самого себя”

Может быть, в образе главного героя автор изобразил самого себя: он такой же романтичный, беззащитный, открытый приключениям. Он сохранил в себе детское восприятие жизни. Автор ощущает себя скорее ребенком, чем взрослым..

4. Высказывания Крапивина:

“... Никакой дорогой, даже самой правильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг”.

“Вообще надо стараться жить, чтобы другим от тебя что-то хорошее было”.

“Люди, живущие скучно, тупые и недобрые, не терпят иной жизни — светлой и честной. Не терпят людей с прямыми мыслями и открытым взглядом”.

Слайд № 29

5. Какой же он, мир детства, в романе “Пироскаф “Дед Мазай”?

Наполненный мечтами и радостью, приключениями и открытиями, первой любовью и дружбой. Но он не безоблачный, в нем есть проблемы, одиночество, непонимание.