Литературно-музыкальная композиция для учащихся 5-х и 9-х классов "Лицей, который не кончается…"

Разделы: Литература


Действующие лица:

  • 2-е ведущих
  • 8 лицеистов 10 лет (1) и 8 лицеистов 15 лет (2) – 16 человек
  • Пушкин 10 лет (1) и 15-и лет (2) – 2 человека
  • Пущин 10 лет (1) и 15-и лет (2) – 2 человека
  • Куницын
  • Дядька

Пролог “Пушкин и мы”

Звучит последняя симфония (№ 41 до мажор) Моцарта “Юпитер” (1 тема).

1-й лицеист (2)

Есть имена и даты, которые навечно занесены в память русскую. Самое славное из них – Александр Сергеевич Пушкин. Свобода, честь, дружба, любовь... Путь поэта – это путь в бессмертие, путь в будущее.

2-й лицеист (2)

На этом пути в бессмертие есть знаменательные даты, которые многое определили в жизни и творчестве поэта. Одна из них – 19 октября 1811 года, день открытия лицея.

3-й лицеист (2)

Именно в этот день в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через 6 лет они получат аттестаты.

4-й лицеист (2)

Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и “государственные преступники”, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

5-й лицеист (2)

Есть всё-таки какое-то чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, есть, несмотря на эпохи, разделяющие нас...

6-й лицеист (2)

А иначе и не стала бы случайная дата – 19 октября – живым, своим не только для них, лицеистов, но и для нас. Иначе не сделался бы и сам Пушкин нашим вечным Лицеем, Лицеем навсегда.

7-й лицеист (2)

19 октября – тоже день рождения Пушкина, и по-своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина...

8-й лицеист (2)

У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть своё 19 октября, хоть час от него, хоть минута...

Звучит “Юпитер” Моцарта. По центральному входу идут на сцену главные исполнители роли Пушкина, Пущина, Куницына и др.

Пушкин (2)

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Часть 1. “Открытие лицея”

1-й ведущий

19 октября 1811 года. “Постановление о Лицее”.

Учреждение Лицея имеет целию образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной...

2-й ведущий

Сообразно сей цели, Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и нравственностью своей общее доверие заслуживших.

Лицей в правах и преимуществах своих равняется с российскими университетами.

Пушкин (2)

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын,
Приветствием меж царственных гостей...

Пущин (2)

Смело, бодро выступил профессор политических наук Александр Петрович Куницын... По мере того, как раздавался его чистый, звучный голос, все оживлялись, и к концу его замечательной речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему...

Куницын (в центре на сцене).

Раздался глас отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями.

Пущин (2)

В продолжение всей речи ни разу не было упомянуто о государе.

Куницын

Под наукой общежития разумеется не искусство блистать наружными качествами, которые нередко бывают благородною личиною грубого невежества, но истинное образование ума и сердца...

Звучит скрипка: музыка Вивальди из “Времён года” (весна) или Моцарт “Маленькая ночная серенада” (рондо). На фоне музыки читается текст.

Пущин (2)

После торжественного обеда, сбросив парадную одежду, мы играли в снежки... тем заключили свой праздник...

1-й ведущий.

Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская жизнь.

Часть 2. “Шесть лет соединенья”

Сцена 1

Звуки лицейского колокола: “Бум-бум-бум”.

1-й лицеист (1)

Распорядок дня в лицее был твёрд, раз и навсегда установленный.

2-й лицеист (1)

Подъём по звонку – в 6 часов.

3-й лицеист (1)

От 7 до 9 – класс, то есть учебные занятия.

4-й лицеист (1)

В 9 – чай с белой булкой.

5-й лицеист (1)

Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов.

Пушкин (2)

Вы помните ль то розовое поле,
Друзья мои, где красною весной,
Оставя класс, резвились мы на воле
И тешились отважною борьбой?

6-й лицеист (1)

От 10 до 12 – класс.

7-й лицеист (1)

От 12 до часу – вторая прогулка.

2-й ведущий

Из “Журнала поведения”. Воспитанники Корф, Данзас, Корнилов, Корсаков во время прогулки отставали от своих товарищей и, идя мимо дворца, рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова и увещевания гувернёра, чтобы они сохраняли тишину и наблюдали порядок, нимало не имело на них действия.

8-й лицеист (1)

Гуляли обязательно в любую погоду...

1-й лицеист (1)

Потом повторение уроков или “вспомогательный класс” для отстающих.

2-й лицеист (1)

В половине 9-го – звонок к ужину.

3-й лицеист (1)

После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.

4-й лицеист (1)

В 10 – вечерняя молитва, сон.

1-й ведущий

Первый директор Лицея, Василий Фёдорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Фёдорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

5-й лицеист (1)

С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеёмся.

6-й лицеист (1)

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того и штрафуют.

7-й лицеист (1)

В Лицее очень многие писали стихи. “Литературных собраний” лицеистам стало мало, и они начали издавать журналы. Это была какая-то эпидемия. Появилось великое множество рукописных изданий “Царскосельские лицейские газеты”, “Для удовольствия и пользы”, “Неопытное перо”, “Юные пловцы”, “Сверчок”, “Лицейский Мудрец” и много других.

2-й ведущий

Образовалась товарищеская семья, в этой семье – свои кружки: в этих кружках начали обозначаться личности каждого.

Пушкин (2)

В начале жизни школу помню я:
Там нас, детей беспечных, было много,
Неровная и резвая семья...

8-й лицеист (1)

По средам и субботам бывало вечернее “танцеванье или фехтованье”. В Большом зале отдыхали после занятий, делали гимнастические упражнения, а вечером играли в мяч. На уроки танцев иногда приглашали сестёр воспитанников Лицея, а позднее – царскосельских девиц.

Танцевальная группа исполняет вальс (Г. Свиридов “Метель”).

Сцена 2

2-й ведущий

Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами.

Перекличка лицеистов: с левой стороны сцены называется фамилия – справа выкрикивается прозвище, мальчики при этом делают шаг вперёд.

1-й лицеист (2)

Сергей Комовский –

1-й лицеист (1)

“Лиса”, “Смола”, “Фискал”.

1-й ведущий

Первый пушкинский выпуск дал России лишь двух ревностных государственных служак Сергея Комовского и Модеста Корфа. Прославился этот выпуск иными именами.

2-й лицеист (2)

Вильгельм Кюхельбекер –

2-й лицеист (1)

“Виля”, “Кюхля”.

Пушкин (1)

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся – но поздно! И уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ли с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

2-й ведущий.

Вильгельм Кюхельбекер – будущий декабрист. Он будет на Сенатской площади во время восстания 14 декабря 1825 года. Он в кандалах пройдёт через царские казематы, карцеры и умрёт в далёкой ссылке.

3-й лицеист (2)

Антон Дельвиг –

3-й лицеист (1)

“Тося”.

Пушкин (1)

Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надёжной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.

1-й ведущий

Антон Дельвиг – талантливый поэт, издатель альманаха “Северные цветы” и “Литературной газеты”, уйдёт из жизни в 33 года.

4-й лицеист (2)

Владимир Вольховский –

4-й лицеист (1)

“Суворочка”.

2-й ведущий

Вольховский станет замечательным боевым генералом.

5-й лицеист (2)

Александр Горчаков –

5-й лицеист (1)

“Князь”, “Франт”.

1-й ведущий

Князь Горчаков станет дипломатом, министром иностранных дел, канцлером.

6-й лицеист (2)

Николай Корсаков –

6-й лицеист (1)

“Трубадур”.

2-й ведущий

Корсаков был одним из самых способных лицеистов первого выпуска: писал сатирические стихи, сотрудничал в рукописных журналах, прекрасно пел, виртуозно играл на гитаре, сочинял музыку. В 20 лет, причисленный к римской дипломатической миссии, уедет в Италию, где умрёт от чахотки.

7-й лицеист (2)

Иван Пущин –

7-й лицеист (1)

“Большой Жанно”, он же “Ванечка”, он же “Иван Великий”.

1-й ведущий

Иван Пущин, аристократ и сын аристократа, будет арестован 16 декабря 1825 года за участие в декабристском движении и сослан на каторгу в Сибирь, где ему придётся провести всю оставшуюся жизнь. Будет амнистирован лишь за 3 года до своей смерти.

8-й лицеист (2)

Александр Пушкин –

8-й лицеист (1)

“Француз”, “Егоза”.

Пушкин (1) Я не сразу сошелся с товарищами. Характер у меня был неровный, настроение часто менялось. Помню, что бывал очень разный:

Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я...
- Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив...

2-й ведущий

Имя выпуску даст человек, занимавший по успеваемости 26-е место (из 29), который станет великим русским поэтом и в расцвете сил и таланта погибнет на дуэли.

Сцена 3

1-й ведущий

Май 1817. “Санкт-Петербургские ведомости” приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея.

2-й ведущий

17 дней, 15 экзаменов.

“Прощальная песнь воспитанников Царскосельского Лицея” – слова Антона Дельвига, музыка лицейского учителя пения Теппера де Фергюссона.

Прощайте, братья, руку в руку
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

1-й ведущий

9 июня 1817 года. Как открытие лицея было пышно и торжественно, так выпуск тих и скромен.

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам, шествуйте, сыны!

2-й ведущий

Директор Егор Антонович Энгельгардт надевает выпускникам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы, – и они станут “чугунники”.

1-й ведущий

Наконец прощальная лицейская клятва

(хором произносят все лицеисты)

И последний лицеист один будет праздновать 19 октября!

2-й ведущий

Александру Горчакову, последнему лицеисту, пришлось одному праздновать день Лицея 19 октября 1882 года.

1-й ведущий

Нет, они не кончили Лицея. Кончились лекции, кончилось царскосельское время, пробуждения на заре, блуждания с неотвязчивым стихом весь день, кончилось это всё, а Лицей не кончался. Не мог не кончаться... Не кончался. Вот и всё...

2-й ведущий читает стихотворение ученицы лицея № 11 Альмиры Ахмедзяновой.

Когда-то перья там скрипели,
Сегодня этот дом – музей.
Над книгой школяры корпели,
В стихах хвалили свой лицей.
Годов бежала вереница
Узорной строчкою стиха.
Осталась в памяти страница
И сохранилась на века.
Поэт одиннадцатилетний
Писал свой самый первый стих
Зимой, весною, может, летом,
Но отголосок лет не стих.
Не стихло стройное звучанье,
И не пропал высокий труд.
И много школ в напоминанье
Сейчас лицеями зовут.

В заключение звучит песня Юлия Кима “19 октября”.

Использованная литература.

1) Басина, М.Я. Жизнь Пушкина: Документально-художественные повести. В садах Лицея / М.Я. Басина. – СПб.: Азбука, 1999.

2) Волков, Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение / Г.Н. Волков. – М.: Молодая гвардия, 1989.

3) Мадер, Р.Д. “В начале жизни школу помню я...” (Лицей Пушкина) / Р.Д. Мадер // Литература в школе. – 1992. – № 3-4. – С.57-60.

4) Пастухова, Е.Л., Пастухова, Л.Н. “Нет, весь я не умру...” (литературно-музыкальная композиция, посвящённая памяти А.С.Пушкина) / Е.Л. Пастухова, Л.Н. Пастухова // Литература в школе. – 1999. – № 8. – С.83-90.