Цели урока:
- Знакомство со сказкой “Крошечка-Хаврошечка”.
- Продолжить работу по развитию умений понимать прочитанное.
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
- Воспитывать доброе отношение, желание помогать друг другу, любовь к русским народным сказкам.
- Научить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинном русском быте;
- Расширить лексический запас за счет знакомства со сказочными словами и выражениями, со словами и оборотами народной речи;
- Воспитывать любовь к труду, близким.
Учебные материалы: Учебник “Литературное чтение”. (4 класс) (авт. Чуракова Н.А.); проектор для показов слайдов; тексты, пословицы для творческой работы; словарь Ожегова, сигнальные карточки; изображение-макет дерева с отрывными бумажными яблоками.
Словарная работа: Прясть, Ткать.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
Учитель: Проверьте свою готовность урока и соседа по парте (Дети поднимают сигнальные карточки, которые сигнализируют об их подготовленности к уроку)
II. Сообщение и постановка целей урока:
Учитель:
- Чему мы научимся на данном уроке?
Дети: Прочитав сказку “Крошечка-Хаврошечка”, мы научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.
Учитель: Что узнаем нового? (Приложение 1: Слайд № 2; Слайд № 3; Слайд № 4. Цели урока)
Учитель: При каких условиях мы достигнем целей урока?
Дети: Если будем внимательны на уроке, и будем активно участвовать в обсуждении сказки.
Учитель: Для чего определяем цели урока?
Дети: Для того чтобы обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения.
III. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята дерево это волшебное, а яблочки символизируют правильность Ваших ответов. За правильный ответ – срывайте яблоко (на доске представлен вспомогательный материал в виде плаката с изображением дерева с отрывными яблоками).
Учитель: Какое задание вы выполняли?
Дети: Читали русскую народную сказку Сивка-Бурка, выбирали отрывки, доказывающие, что эта сказка является волшебной (Приложение 1:слайд № 5).
Учитель: У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания? (Сигнальные карточки) (дети поднимают карточки с цветом, обозначающим насколько им удалось выполнить и разобраться с домашним заданием).
Учитель: Давайте обратимся к словарю Ожегова, чтобы разобраться что такое “волшебство”.
Дети: Определение по словарю Ожегова, что значит “Волшебный” (Приложение 1: Слайд № 6). Волшебный - действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.
Учитель: А теперь вновь вернемся к сказке и зачитаем волшебные моменты.
Дети: Зачитывают отрывки доказывающие, что произведение является волшебным. (Ученики оценивают ответы своих одноклассников и готовность к уроку, поднимая сигнальные карточки (если согласны красного цвета, если нет, то желтого и поясняют почему).
Учитель: Почему эти отрывки являются волшебными? (Выслушать мнение учеников с использованием сигнальных карточек).
IV. Открытие новых знаний.
Учитель: Сейчас вы прослушаете сказку “Крошечка - Хаврошечка” в исполнении профессиональных актеров. В ней слова вышедшие из употребления: прясть и ткать.
Учитель: В древности готового полотна не было. Не было материала, из которого мы сейчас можем шить себе красивое платье, рубашку. Все это нужно было делать руками. Сначала нужно было прясть. (Приложение 1: Слайд №7.)
Значение слов: (Приложение 1: Слайд № 8)
Готовое полотно весной белили на снегу, чтобы этот холст был белым. Потом складывали или катали в трубы. А только потом можно было из этого полотна сшить одежду. Сколько нужно было работать, чтобы получить красивое платье или рубашку! (Приложение 1: Слайд №9, Слайд № 10.)
Учитель: А теперь вы внимательно слушаете сказку и думаете над вопросом: “Есть ли в сказке волшебство?”. (Приложение 1: Слайд № 11). Звучит аудиозапись: Приложение 2.
V. Анализ произведения.
Учитель: Какие моменты волшебства присутствуют в сказке? (Приложение 1: Слайд № 12)
Выслушиваем и комментируем ответы обучающихся. За правильный ответ ученик срывает яблоко.
Дети: Волшебных (фантастических) моментов в народной сказке немного: “Одноглазка”, “Триглазка”, говорящая рябая корова, троекратное “Хаврошечкино” путешествие из одного уха в другое и выросшая из коровушкиных косточек яблоня, ветви которой не дают сестрам сорвать яблочек.
Физкультминутка: (Приложение 1: Слайд № 13)
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали.
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет дружный класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз- кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
VI. Работа по учебнику.
Учитель: Мы читаем это произведение вслух по “цепочке” и думаем над вопросом: “Почему у девочки такое необычное имя?”
Дети читают.
VII. Работа в группах.
Класс делится на группы. Каждая группа обсуждает вопрос, поставленный учителем перед чтением произведения. Происходит обмен мнениями.
Дети отвечают. "Крошечка" именно потому, что маленькая хрупкая девочка.
Учитель: Зачитайте волшебные моменты вслух (работа в группах).
Дети отвечают.
Учитель: А теперь для каждой группы свое задание. Вы его видите на доске. За каждый правильный ответ ученик срывает яблоко с нашего “волшебного” дерева. (Приложение 1: Слайд 14).
1 группа – Положение девочки в семье.
Дети: В семье, где живет “Хаврошечка”, её не любят, и всячески ей вредят, высмеивают.
Учитель дополняет:“Несказочным” в самой сказке также является момент, когда сирота обретает приемных родителей. В “Хаврошечке” откомментирован этот факт: чужие люди девочку взять-то взяли, выкормить выкормили, но на свет Божий не пустили. Хаврошечка была у них на положении пленницы, дешевой рабочей силы.
2 группа – Что связывает девочку с “ Коровушкой - матушкой”?
Дети: С помощью коровы “Крошечка Хаврошечка” справляется с труднейшими заданиями мачехи. Перевоплощаясь из животного в волшебное дерево, коровушка продолжает помогать девочке и благодаря этой помощи девочка находит достойного суженого.
Учитель дополняет: Путешествие “Хаврошечки” из одного коровьего уха в другое представляет собой встречу девочки с матерью в трансцендентальном (изнаночном) мире. Коровушка – ее тотем, в жизни она ей мать, защитница. Остро ставится тема о неразрывности родительских уз.
3 группа – Как купец выбирал себе невесту?
Дети: Барин мимо проезжая,
Перед садом встал и рад.
Яблочки к земле свисали,
Он отведать пожелал,
Девушки вокруг гуляли,
Им тогда он так сказал:
“Яблочки в саду прекрасны,
Кто из вас мне поднесёт,
Та из вас, девицы - красны,
Замуж за меня пойдёт!”
Сёстры к яблоне вдогонку,
Веточки все поднялись,
Сбить пытались – всё без толку,
Листья лишь вокруг вились.Сучья косы расплетали,
Яблочко им не достать,
Только руки изодрали,
Злобу не могли унять.
Барин молод, кудреватый,
Ждал невесту на коне,
Несказанно был богатый:
“Кто же яблочко даст мне?”
Крошечка подходит близко,
Листья яблоньки звенят,
Ветви к ней пригнулись низко,
Лучшее отдать хотят.
VIII. Работа в парах. (Приложение 1: Слайд 15).
Дети делятся на пары.
Учитель: Какая из пословиц на Ваш взгляд выражает основную мысль сказки и объясните почему? (Приложение 1: Слайд 15)
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Сделав худо, не жди добра.
- В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
- За добро добром и платят.
Дети отвечают. За правильный ответ срывают “волшебное яблоко”
Учитель дополняет: Что редко для волшебной сказки, так то, что начинается она не с экспозиции (“жили-были” или “в некотором царстве…”), а с нравственной оценки целого разряда людей: “Вы знаете, что есть люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся”. Собственно, это и есть мораль сказки.
IX. Итог урока (Слайд № 16).
Учитель: Давайте вернемся к началу урока и вспомним цели, которые мы поставили перед собой (Приложение 1:Слайд №3, 4).
Учитель: Как Вы думаете, мы достигли целей урока?
Дети: Да мы достигли целей урока. Мы читали осознанно и выразительно вслух. Определили тему и главную мысль произведения
Учитель: Какие Ваши действия помогли получить эти знания и умения?
Дети: Мы характеризовали героев произведения. Сравнивали характеры героев этой сказки; выявили отношение автора к герою; обосновывали свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждая его фрагментами или отдельными строчками из произведения.
Учители: Вам понравилось работать в паре? В группе?
Дети: Да нам понравилось работать в паре, мы научились делиться своим мнением и принимать совместное решение при ответе на поставленный учителем вопрос.
Дети: Да нам понравилось работать в группе, мы с удовольствием обсуждали произведение, и научились оценивать ответы друг друга.
Учитель: В чем смысл нашей работы?
X. Выставление оценок.
Учитель: Оцените друг друга, учитывая количество яблок?
Домашнее задание.
- Прочитать сказку “Крошечка-Хаврошечка” и подготовить подробный пересказ.
- Найти и подготовить 5 пословиц о добре
- Нарисовать рисунок к той части (абзацу), который вам понравился.
Завершение урока.
Учитель: Спасибо мне сегодня было приятно с Вами приятно работать. Вы показали отличные результаты. Урок окончен.