«Печальная судьба отца и сына» (по рассказу М.А. Шолохова «Родинка»). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Тип урока: формирование нового знания.

Цель урока: создать условия для определения учащимися отношения М. А. Шолохова к событиям Гражданской войны.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской  войны в 1917–1922 годах; о взаимоотношениях различных политических сил и общества в годы Гражданской войны;
    • дать обзор по вопросу «Гражданская война в России, в искусстве»;
    • ознакомить учащихся с творчеством  М. А. Шолохова;
    • познакомить учащихся с содержанием рассказа М. А. Шолохова «Родинка»;
    • обогатить лексический запас учащихся новыми понятиями;
    • формировать  умения и навыки анализа художественного произведения с выявлением приёмов, языковых средств, передающих художественный образ героев и природы, эстетическое содержание рассказа;
    • развивать у учащихся рефлексию на прочитанное, используя описание собственных эмоций;
    • формировать навыки работы со справочным материалом;
    • формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказа;
    • совершенствовать умения: связного высказывания, доказательства своей точки зрения; умение делать выводы;
  • Воспитательные:
    • на примере исторического материала и судеб героев рассказа "Родинка" проследить трагедию русского народа в 1918-1922 годах, помочь школьникам дать оценку гражданской войне и сформировать определённую гражданскую позицию по отношению к её трагедии;  
    • формировать у учащихся мировоззрение о ценности жизни человека, о приоритетности общечеловеческих ценностей над идеологическими;
    • воспитывать нравственные качества: милосердие, преданность, любовь к своей семье, Родине, доброту;
    • воспитывать эстетические чувства, вкус, оценки, суждения;
    • прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;
  • Развивающие:
    • развивать аналитические способности учащихся, их воображение, память, внимание, эмоции, связную монологическую  и письменную речь;
    • развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение.

Методы обучения: индуктивный,  исполнение, показ, рассказ, иллюстрация, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования,

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: словарь рассказа «Родинка», музыкальное сопровождение: песня «Орлёнок».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 1 мин.)

(Звучит песня «Орленок». Презентация. Слайд 1)

– Ребята, урок начался отрывком из культовой советской песни «Орлёнок»,   написанной в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого. Эта песня стала символом мужества юных бойцов Гражданской войны.  

– Как вы думаете, ребята, о какой странице истории нашей страны пойдёт речь сегодня на уроке?

II. Сообщение темы и цели урока – 0,5 мин.

Слайды 2,3

– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к рассказу М. А. Шолохова «Родинка», посвященному событиям Гражданской войны.  После изучения  произведения мы должны будем ответить на главный вопрос урока «Как М. А. Шолохов относится к событиям Гражданской войны?»

III. Повторение о Гражданской войне – 2 мин.

Слайд 4

– В каком году в России началась Гражданская война? Сколько времени она длилась? (Гражданская война в России началась сразу же после революции – в 1918 году. Продолжалась она вплоть до полного уничтожения повстанческих сил, до 1920-22 годов).

– Как принято называть стороны конфликта? (После прихода к власти большевиков во главе с В.И. Лениным и установления диктатуры пролетариата началась борьба между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными формированиями Белого движения, с другой.    Главные стороны конфликта принято именовать «красными» и «белыми»).

– Назовите причины вооруженного столкновения. (Для Красной армии подавление сопротивления их противников было единственной возможностью удержать власть в крестьянской стране. Для многих участников Белого движения — офицерства, казачества, интеллигенции, помещиков, буржуазии, бюрократии и духовенства — вооружённое сопротивление большевикам имело целью возвращение утраченной власти и восстановление своих социально-экономических прав и привилегий. Характерной особенностью Гражданской войны была готовность всех её участников широко использовать насилие для достижения своих политических целей).
– Какие произведения искусства, посвященные Гражданской войне, вам известны? (Гражданская война – одна из печальных, трагических страниц в истории нашего Отечества. Она нашла широкое отражение в искусстве: многие художники пытались осмыслить, понять события тех лет. Их горькие мысли нашли выражение на страницах повестей и романов (Булгаков М. «Белая гвардия», 1924, Островский Н. «Как закалялась сталь», 1934, Пастернак Борис Леонидович «Доктор Живаго», 1945?1955, Фадеев А. «Разгром», 1927, Шмелев И. «Солнце мертвых», 1923),в кинематографе (Нахалёнок (Евгений Карелов, 1961), Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян, 1966), Сердце Бонивура (Марк Орлов, 1969), Кортик (Николай Калинин, 1973) и др.), на живописных полотнах (Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928), Исаак Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925), Фёдор Богородский «Братишка» (1932)).

Слайды 5-7.

IV. Сообщение учащегося о творчестве М. А. Шолохове – 2 мин.

Слайды 8-10.

Учитель: Почему М.А.Шолохов обращается к событиям Гражданской войны?  

Ученик:  Родился М.А.Шолохов на хуторе Кружилин на Дону 11 (24) мая 1905 года. Автобиография Шолохова занимает полторы страницы: «родился в семье служащего торгового предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве года два-три» и т.д.
Герои произведений писателя  – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора. 
Перу М.А. Шолохова принадлежат  «Донские рассказы» (1926) – произведения о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству (Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной вражде между братьями (Коловерть). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино сердце).
Шолохов   нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба – война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, – тема, которая перекочевала из Донских рассказов в «Тихий Дон».
Шолохов  – автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они сражались за родину».  Лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда.
В разгар Гражданской войны М.А.Шолохов стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость, окончившаяся Верхнедонским восстанием.  

V. Работа со словарём рассказа – 0,5 мин.

– Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом «Родинка». Для того чтобы представить образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь, необходимо познакомиться со словарем рассказа. У вас на партах слова с объяснением их лексического значения. По ходу чтения рассказа обращайтесь к словам  с целью выяснения значения непонятного слова. Слова представлены в той же последовательности, в какой они появляются в тексте рассказа. (Приложение 1)

VI. Чтение рассказа подготовленным учеником и восприятие его учениками – 12 мин.

Слайд 11

Ребята, вы прослушали рассказ, поделитесь впечатлениями от произведения: назовите положительные и отрицательные эмоции, которые вы испытывали во время слушания рассказа.  Прокомментируйте одну из наиболее ярких эмоций.

Таблица эмоций (на доске)

 Положительные эмоции Отрицательные эмоции
симпатия презрение

– Рассказ действительно не оставляет равнодушным: слушая его, испытываешь сильные эмоции, противоречивые чувства овладевают тобой. Этот рассказ написан мастером, проблемы, поднимаемые в произведении, для Шолохова являлись животрепещущими, потому столько емко и столь эмоционально повествование. Давайте разберемся в прочитанном: попытаемся понять поднимаемые в произведении проблемы, выявить авторское к ним отношение.

VII. Анализ произведения – 10 мин.

а) Беседа

– Сколько композиционных частей можно выделить в произведении? (две части – Николка и атаман).
– Каково соотношение этих частей?  (Шолохов использует прием антитезы –  противопоставляет двух героев Николку и атамана).
– Какие приемы использует М. А. Шолохов для создания образов Николки и атамана? (портрет, речевую характеристику, взаимодействие с другими персонажами рассказа, пейзаж).

б) Работа в группах – 6 мин.

Используя вопросы, подготовьте рассказ о герое произведения.

Вопросы для 1-ой группы:

Образ Николки

1. Найдите портрет Николки, как он помогает создать образ героя?
2. Каковы отзывы о Николке его товарищей?
3. Каково авторское отношение к герою?
4. С каким чувством вспоминает Николка об отце? Каковы эти воспоминания?
5. О чем мечтает Николка?
6. Как меняется речь Лукича, когда он обращается к Николке?
7. Какое символическое значение в добром отношении Николки к деду Лукичу?

Вопросы для 2-ой группы:

Образ атамана

1. С каким зверем сравнивает автор атамана? Почему?
2. Почему «зачерствела душа» атамана? Что рассказывает автор о жизни своего героя?
3. Как характеризует атамана его речь?
4. С какой целью автор подробно описывает состояние деда Лукича? С какой целью Шолохов в рассказе рисует эпизод расправы с дедом Лукичом?
5. Как отзывается Лукич об атамане? Можно ли считать его слова – мнением народным о бандах?
6. Какое значение имеет образ волка, показанного перед бегством банды?
7. Почему атаман убил себя?

Представление группами результатов исследования – 4 мин.

1-я группа

В рассказе создается образ молодого красноармейца. Ему 18 лет, он крепок и плечист. Настоящий казак. Товарищи с любовью и восхищением отзываются о нем (мальчишка еще, а сумел без урона ликвидировать две банды). Николка – командир отряда, хотя еще очень юн. Он неграмотен, чего стыдится, он мечтает учиться, когда закончится война. С любовью вспоминает он отца, казака, с детства приучившего его к казачьей жизни (сажал его отец на коня своего служивского). Отец пропал во время войны, а в память осталась у Николки родинка такая же, как и у отца. Рисуя образ Николки, автор испытывает двоякое чувство – уважения к храбрости воина, отеческой любви к нему (не случайно он называет его ласково Николка), а также сожаление, что лишен был детства Николка, не получил грамоты (учиться бы поехать…опостылело все…). Отряд Николки вызывает уважение жителей окрестных деревень, потому что они не отнимали последнее. И речь Лукича, обращенная к Николке, открытая, в ней звучит уважение («родимый», «любезный мой»). Это не случайно: она ответ Лукича на доброе отношение Николки. Такое отношение командира отряда к старику выражает авторскую мысль об уважении молодого поколения к старикам.

2-я группа

В рассказе создается образ атамана – человека ожесточившегося. Он прошел тяжелую школу жизни: воевал в германскую, был в плену, бежал, попал в банду. Автор несколько раз, рисуя  атамана, говорит о волке. Шолохов сравнивает атамана с волком – осторожным, злым хищником, беспощадным. В речи атамана преобладают или фальшивые ноты «мы – красные, дедок», либо бранные слова «старая сволочуга», «вставай, старый». Такое обращение с Лукичом, в особенности эпизод, когда атаман приказал деду есть землю, говорит о потере человечности, полном обращении в зверя, в волка. Атаман не уважает старость, издевается над дедом. Ничего святого нет у этого ожесточившегося человека. Осуждение звучит в адрес атамана со стороны автора рассказа (это выражено словами Лукича, который с неудовольствием встречает банду, боится их), оно является выражением мнения народного – люди устали от бессмысленной и жестокой войны, пора вернуться к семьям и к земле. Шолохов показывает волка перед кульминационным моментом («волк выскочил на бугор, постоял и не спеша потянулся в лог»), чтобы подчеркнуть звериные черты в образе атамана: ведь банда разбита, нужно сдаться, атаман видит юношу, мчащегося на него, но нет сердца у атамана, нет жалости, как и нет возврата к прежней, мирной жизни. Потому и убивает себя атаман. Некуда возвращаться, он убил сына, то есть убил себя в нем.

Учитель:  Шолохов в рассказе противопоставляет  не просто героев, а отца и сына? Противопоставление отца и сына  усиливает трагизм происходящего. Самое страшное, что могло  произойти в мире, это то, что отец стреляет в сына, а сын – в отца. Война вторглась в самое крепкое единение – в семью, разбила ее, развела в разные стороны. Разрушены кровные узы. Отец и сын могли бы жить в любви,   вместо этого они убивают друг друга. Что может быть абсурднее: отец, когда-то подаривший сыну жизнь, теперь ее забирает, лишает жизни самое дорогое, что у него осталось на земле.

VIII. Беседа об идейно-художественном своеобразии рассказа М. А. Шолохова – 7 мин.

– Особая роль  в рассказе отводится пейзажу. Найдите описание природы в рассказе. Какое значение имеет пейзаж в произведении?

Пейзаж помогает создать образы главных героев.
Описывая Николку, автор создает пейзаж, подобный юному герою: звонкий– «хрупкая тишина», нежный– «вишневый садик», усталый, подобно герою, рано состарившийся –«трава заплаканная, седая от росы».
Пейзаж, сопутствующий атаману, создает образ осторожного, матерого зверя: «муть осенняя», «колеи, ветром облизанные».
Автор создает картины донских степей, хлебного поля, ядреного колоса, чтобы передать боль от того, что казаки – мирное крестьянство – вынуждено отойти от земледельческого созидательного труда и заняться разрушением их же святынь «под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном».   
 Перед кульминационным моментом – гибелью Николки – природа, словно живая, пытается остановить страшную минуту: «кто-то взвыл по-звериному», «солнце закрылось тучей», «упали тени». Шолохов использует прием олицетворения. Подобное изображение природы, сочувствующей героям, помогающей им, свойственно произведениям фольклора. Это подчеркивает тесную связь всего живого на этой земле.

– В начале рассказа автор словами военкома говорит о Николке, что он счастливый, коли у него есть родинка. С какой целью вводится эта деталь?

Словами военкома Шолохов хотел показать, что молодой Николка – будущее страны. Он должен быть счастливым, ведь вся жизнь перед ним. Но война нарушает естественное течение жизни, разрушает предначертанное судьбой – быть счастливым. Вместо этого Николка вынужден воевать, а он хочет учиться, в расцвете лет юноша гибнет, не познав жизни.

– Почему Шолохов так подробно описывает эпизод гибели Николки, создается впечатление, что время останавливается?
Гибель Николки – это кульминационный момент рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы оттягивает страшный момент, он не может поверить, что случилось непоправимое. Время действительно останавливается,  времени некуда идти – погиб сын, отец убивает будущее.

– К какому выводу приходит писатель, заканчивая трагедией свой рассказ? (Шолохов считает, что семья – это основа мироздания, поэтому никакие благие цели не оправдывают сыноубийства, ничего в мире нет важнее и дороже жизни человека, а тем более жизни родного, кровно связанного с тобой человека).

IX. Работа в тетрадях. Запись выводов по рассказу – 3 мин.

– М. А. Шолохов считает, что Гражданская война – самая жестокая и кровавая война.  В ней сражаются не просто граждане одной страны, некогда жившие в одном, едином государстве, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов, а подчас близкие люди. Самое страшное, говорит писатель, когда сын идет против отца, отец стреляет в сына. Это ведет к распаду семьи – главного союза, составляющего основу государства в целом. Автор утверждает, что с разрушением русских семей гибнет Россия. Поэтому для него – это величайшая трагедия всех русских людей. М. А. Шолохов осуждает политику, которая привела  страну к Гражданской войне. Однако историю не перепишешь, утверждает писатель,  главное, знать и помнить народную трагедию, дабы предотвратить повторение войны. В истории любого государства подобных страниц быть не должно: это разделяет семьи, разрушает связи между поколениями, губит нацию. Исчезают лучшие традиции, традиции, накапливаемые веками. Задача каждого ныне живущего сохранить, преумножить и передать последующему веками по крупицам собранное, чтить отца и мать, свою историю, гордиться своими корнями, своим Отечеством.

X. Итог урока – 1,5 мин.

Урок подходит к концу, подведем итог.

– Какое историческое событие в центре внимания рассказа М.А.Шолохова?
– Почему писатель героями произведения делает отца и сына?
– Каково авторское отношение к событиям Гражданской войны?

XI. Домашнее задание – 0,5 мин.

Слайд 12

Творческая работа (раскрыть тезис «Гражданская война – величайшая трагедия русского народа»). Прочитать рассказы М. А. Шолохова «Шибалково семя», «Алешкино сердце» и другие по выбору из цикла «Донские рассказы».

XII. Оценка – 0,5 мин.

1) Сообщения учащегося по биографии М.А.Шолохова;
2) Выразительного чтения рассказа «Родинка»;
3) Устных ответов учащихся в ходе урока.