Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе интеграции предметов
Тип урока: урок изучения нового материала по предмету «Физика» с обобщением и систематизацией знаний по предмету «Литература»
Вид урока: аналитическая беседа с элементами практикума
Цель урока: формирование целостной системы знаний методом интеграции предметов
Задачи урока:
- Образовательные: изучение явлений поверхностного натяжения и капиллярных, изучение понятий силы поверхностного натяжения, изучение практической направленности этих явлений; формирование навыков по анализу лирического текста.
- Развивающие: развитие мировоззрения обучающихся, логическое и аналитическое мышление, развитие способностей правильно формулировать свои мысли в процессе общения и умение вести учебный диалог, развитие умения применять полученные знания на практике;
- Воспитательные: воспитание культуры устной речи, уважения к окружающим, стимулирование познавательного интереса к предметам и окружающим явлениям, формирование научного мировоззрения.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа (приложение)
Оборудование: мультимедийная техника, видеоматериалы, диск с записью учебного материала, карточки-задания
План урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация знаний (1 мин.)
- Изложение нового материала и обобщение и систематизация знаний (30 мин.)
- Проверка усвоения материала (10 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
- Итоги урока. Домашнее задание (1 мин.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Преподаватель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попробуем соединить, казалось бы, диаметрально противоположные предметы – «Физику» и «Литературу».
Преподаватель физики: Попытаемся на примере лирических произведений изучить новые физические явления. Итак, тема урока: Свойства поверхности жидкости. Анализ лирического текста.
II. Актуализация знаний
* * *
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.Ф.И. Тютчев
Преподаватель литературы: Я не случайно начала с прочтения стихотворения, потому что сегодня наш урок будет посвящен анализу лирического текста. Давайте вспомним, что входит в план анализа.
Преподаватель напоминает основные моменты, используя раздаточный материал
Преподаватель литературы: Все перечисленные вами компоненты важны, но сегодня я хочу остановиться на том, что вызывает серьезные затруднения при анализе стихотворения – определение изобразительно-выразительных средств.
- Перечислите изобразительно-выразительные средства
- Что такое эпитет?
- Что мы называем метафорами?
- Аллегория – это?
- Что имеется в виду под сравнением?
- Что такое гипербола?
- В чем отличие между иронией и сарказмом?
- Что такое олицетворение?
Преподаватель литературы: Хорошо. Перед вами лежат стихи поэтов второй половины 19 века – Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова (приложение).
Задание 1.
А.К. Толстой
Дождя отшумевшие капли
Тихонько по листьям текли,
Тихонько шептались деревья,
Кукушка кричала вдали.
Ф.И. Тютчев
Здесь фонтан неутомимый
День и ночь поет в углу
И кропит росой незримой
Очарованную мглу.
А.А. Фет
Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глаза и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.
Н.А. Некрасов
Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором –
Всю до капли досаду излей!
- Найдите в стихотворениях эпитеты
- Найдите в стихотворениях метафоры
- Что объединяет все эти тексты? (капли: дождя, росы, слез, досады)
III. Просмотр видеоролика
Преподаватель физики: Вы обратили внимание, как красивы и неповторимы капельки дождя? Мы привыкли к тому, что они имеют форму шара, никогда не задумываемся, а почему? Может быть, кто-нибудь из вас сможет это объяснить? Форма капель дождя объясняется физическим явлением – «поверхностное натяжение».
Преподаватель объясняет сущность явления, используя наглядный материал:
- определение;
- определение силы поверхностного натяжения;
- понятие коэффициента поверхностного натяжения.
Преподаватель физики: Итак, мы познакомились с первым свойством поверхности жидкости. Вторым не менее интересным явление являются «капиллярные явления».
Преподаватель объясняет сущность явления:
- определение;
- формула для расчета высоты поднятия жидкости;
- примеры капиллярных явлений.
Преподаватель литературы: Посмотрите, пожалуйста, на отрывки из стихотворений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Некрасова (приложение).
Задание 2.
А.К. Толстой
И ходит трепетная смесь
Полутеней в прохладе мглистой,
И чует грудь, как воздух весь
Пропитан сыростью душистой.
Ф.И. Тютчев
То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.
А.А. Фет
На плуг знакомый налегли
Все, кем владеет труд упорный;
Опять сухую грудь земли
Взрезает конь и вол покорный.
Н.А. Некрасов
Без надежды, скучен прихожу в беседку,
Прихожу и вижу – Любушку-соседку!
Промочила ножки и хоть выжми шубку…
Было мне заботы обсушить голубку!
Преподаватель физики: Найдите в стихотворениях примеры капиллярных явлений
Преподаватель литературы: Какими изобразительно-выразительными средствами представлены капиллярные явления?
Преподаватель физики: Следующее явление, с которым нам необходимо познакомиться «Смачивание».
Преподаватель объясняет сущность явления:
- определение;
- примеры капиллярных явлений.
Преподаватель литературы: Какими изобразительно-выразительными средствами представлено явление «Смачивание»?
Догнал коня – за холку хвать!
Вскочил и на луг выехал
Детина: тело белое,
А шея, как смола;
Вода ручьями катится
С коня и седока.
Горазд он был балясничать,
Носил рубаху красную,
Поддевочку суконную,
Смазные сапоги...
Преподаватель физики: Итак, мы с вами познакомились с поверхностным натяжением, капиллярными явлениями и смачиванием на примере литературных произведений.
Преподаватель литературы: Вспомнили, что такое изобразительно-выразительные средства и потренировались в поиске примеров эпитетов и метафор.
При наличии времени – дополнительный материал о свойствах поверхности жидкости
Преподаватель физики: Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Вам предлагается выполнить самостоятельную работу. Задание вы выполняете в парах.
Преподаватель литературы: Перед вами карточка-задание. В центре – отрывки из стихотворений великих поэтов второй половины XIX века. В столбец справа вы выписываете физическое явление, обозначенное в стихотворении, а в столбце слева – определяете, какое изобразительно-выразительное средство представлено.
IV. Проверка усвоения материала
Задание 3.
Изобразительно-выразительные средства |
Стихотворения |
Физические явления |
обращение | А.К. Толстой Гуссейн, послушай,
помоги |
поверхностное натяжение |
метафора, эпитет | Ф.И. Тютчев Сквозь ресницы
шелковые |
поверхностное натяжение |
эпитет | А.А. Фет Покрыты слегшими травами, |
капиллярное явление |
сравнение | Н. Некрасов Какие-то комарики, |
поверхностное натяжение |
V. Рефлексия
Преподаватель физики: Нам интересно, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему. На одном из наших уроков мы с вами говорили о передаче информации методом телеграммы.
Преподаватель литературы: Пожалуйста, отправьте нам с Антониной Федоровной, телеграмму о том, что нового вы узнали сегодня на уроке.
При наличии времени – чтение нескольких телеграмм
VI. Итоги урока. Домашнее задание
Оценки за выполнение самостоятельной работы вы узнаете на следующих уроках литературы и физики.
- Задание по физике: знать теорию, уметь приводить примеры из жизни
- Задание по литературе: подготовиться к контрольной работе