Интегрированный урок физики, литературы по теме «Свойства поверхности жидкости. Анализ лирического текста»

Разделы: Физика, Литература


Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе интеграции предметов

Тип урока: урок изучения нового материала по предмету «Физика» с обобщением и систематизацией знаний по предмету «Литература»

Вид урока: аналитическая беседа с элементами практикума

Цель урока: формирование целостной системы знаний методом интеграции предметов

Задачи урока:

  • Образовательные: изучение явлений поверхностного натяжения и капиллярных, изучение понятий силы поверхностного натяжения, изучение практической направленности этих явлений; формирование навыков по анализу лирического текста.
  • Развивающие: развитие мировоззрения обучающихся, логическое и аналитическое мышление, развитие способностей правильно формулировать свои мысли в процессе общения и умение вести учебный диалог, развитие умения применять полученные знания на практике;
  • Воспитательные: воспитание культуры устной речи, уважения к окружающим, стимулирование познавательного интереса к предметам и окружающим явлениям, формирование научного мировоззрения.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа (приложение)

Оборудование: мультимедийная техника, видеоматериалы, диск с записью учебного материала, карточки-задания

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (1 мин.)
  3. Изложение нового материала и обобщение и систематизация знаний (30 мин.)
  4. Проверка усвоения материала (10 мин.)
  5. Рефлексия (2 мин.)
  6. Итоги урока. Домашнее задание (1 мин.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Преподаватель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попробуем соединить, казалось бы, диаметрально противоположные предметы – «Физику» и «Литературу».

Преподаватель физики: Попытаемся на примере лирических произведений изучить новые физические явления. Итак, тема урока: Свойства поверхности жидкости. Анализ лирического текста.

II. Актуализация знаний

* * *

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Ф.И. Тютчев

Преподаватель литературы: Я не случайно начала с прочтения стихотворения, потому что сегодня наш урок будет посвящен анализу лирического текста. Давайте вспомним, что входит в план анализа.

Преподаватель напоминает основные моменты, используя раздаточный материал

Преподаватель литературы: Все перечисленные вами компоненты важны, но сегодня я хочу остановиться на том, что вызывает серьезные затруднения при анализе стихотворения – определение изобразительно-выразительных средств.

  • Перечислите изобразительно-выразительные средства
  • Что такое эпитет?
  • Что мы называем метафорами?
  • Аллегория – это?
  • Что имеется в виду под сравнением?
  • Что такое гипербола?
  • В чем отличие между иронией и сарказмом?
  • Что такое олицетворение?

Преподаватель литературы: Хорошо. Перед вами лежат стихи поэтов второй половины 19 века – Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова (приложение).

Задание 1.

А.К. Толстой

Дождя отшумевшие капли
Тихонько по листьям текли,
Тихонько шептались деревья,
Кукушка кричала вдали.

Ф.И. Тютчев

Здесь фонтан неутомимый
День и ночь поет в углу
И кропит росой незримой
Очарованную мглу.

А.А. Фет

Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глаза и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.

Н.А. Некрасов

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором –
Всю до капли досаду излей!

  • Найдите в стихотворениях эпитеты
  • Найдите в стихотворениях метафоры
  • Что объединяет все эти тексты? (капли: дождя, росы, слез, досады)

III. Просмотр видеоролика

Преподаватель физики: Вы обратили внимание, как красивы и неповторимы капельки дождя? Мы привыкли к тому, что они имеют форму шара, никогда не задумываемся, а почему? Может быть, кто-нибудь из вас сможет это объяснить? Форма капель дождя объясняется физическим явлением – «поверхностное натяжение».

Преподаватель объясняет сущность явления, используя наглядный материал:

  • определение;
  • определение силы поверхностного натяжения;
  • понятие коэффициента поверхностного натяжения.

Преподаватель физики: Итак, мы познакомились с первым свойством поверхности жидкости. Вторым не менее интересным явление являются «капиллярные явления».

Преподаватель объясняет сущность явления:

  • определение;
  • формула для расчета высоты поднятия жидкости;
  • примеры капиллярных явлений.

Преподаватель литературы: Посмотрите, пожалуйста, на отрывки из стихотворений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Некрасова (приложение).

Задание 2.

А.К. Толстой

И ходит трепетная смесь
Полутеней в прохладе мглистой,
И чует грудь, как воздух весь
Пропитан сыростью душистой.

Ф.И. Тютчев

То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.

А.А. Фет

На плуг знакомый налегли
Все, кем владеет труд упорный;
Опять сухую грудь земли
Взрезает конь и вол покорный.

Н.А. Некрасов

Без надежды, скучен прихожу в беседку,
Прихожу и вижу – Любушку-соседку!
Промочила ножки и хоть выжми шубку…
Было мне заботы обсушить голубку!

Преподаватель физики: Найдите в стихотворениях примеры капиллярных явлений

Преподаватель литературы: Какими изобразительно-выразительными средствами представлены  капиллярные явления?

Преподаватель физики: Следующее явление, с которым нам необходимо познакомиться «Смачивание».

Преподаватель объясняет сущность явления:

  • определение;
  • примеры капиллярных явлений.

Преподаватель литературы: Какими изобразительно-выразительными средствами представлено явление «Смачивание»?

Догнал коня – за холку хвать!
Вскочил и на луг выехал
Детина: тело белое,
А шея, как смола;
Вода ручьями катится
С коня и седока.

Горазд он был балясничать,
Носил рубаху красную,
Поддевочку суконную,
Смазные сапоги...

Преподаватель физики: Итак, мы с вами познакомились с поверхностным натяжением, капиллярными явлениями и смачиванием на примере литературных произведений.

Преподаватель литературы: Вспомнили, что такое изобразительно-выразительные средства и потренировались в поиске примеров эпитетов и метафор.

При наличии времени – дополнительный материал о свойствах поверхности жидкости

Преподаватель физики: Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Вам предлагается выполнить самостоятельную работу. Задание вы выполняете в парах.

Преподаватель литературы: Перед вами карточка-задание. В центре – отрывки из стихотворений великих поэтов второй половины XIX века. В столбец справа вы выписываете физическое явление, обозначенное в стихотворении, а в столбце слева – определяете, какое изобразительно-выразительное средство представлено.

IV. Проверка усвоения материала

Задание 3.

Изобразительно-выразительные средства

Стихотворения

Физические явления

обращение А.К. Толстой

Гуссейн, послушай, помоги
Стащить мне эти сапоги,
Они потрескались от жара;
Да что ж не видно самовара?

поверхностное натяжение
метафора, эпитет Ф.И. Тютчев

Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

поверхностное натяжение
эпитет А.А. Фет

Покрыты слегшими травами,
Не зыблют колоса поля,
И, пресыщенная дождями,
Не верит солнышку земля.

капиллярное явление
сравнение Н. Некрасов

Какие-то комарики,
Проворные и тощие,
Вприпрыжку, словно посуху,
Гуляют по воде.

поверхностное натяжение

V. Рефлексия

Преподаватель физики: Нам интересно, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему. На одном из наших уроков мы с вами говорили о передаче информации методом телеграммы.

Преподаватель литературы: Пожалуйста, отправьте нам с Антониной Федоровной, телеграмму о том, что нового вы узнали сегодня на уроке.

При наличии времени – чтение нескольких телеграмм

VI. Итоги урока. Домашнее задание

Оценки за выполнение самостоятельной работы вы узнаете на следующих уроках литературы и физики.

  • Задание по физике: знать теорию, уметь приводить примеры из жизни
  • Задание по литературе: подготовиться к контрольной работе

Приложение 1