Информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы. «И.А. Крылов – великий русский баснописец»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений [7]. В настоящее время необходимы не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические — Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические — В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова [3].

В последние годы термин “информационные технологии” часто выступает синонимом термина “компьютерные технологии”, так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин “информационные технологии” намного шире и включает в себя “компьютерные технологии” в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин “современные информационные технологии” [5, с. 3].

По мнению И.В.Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации [3]. К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ПК (персональные компьютеры), локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства архивного хранения информации и другое периферийное оборудование; системы искусственного интеллекта; современные средства связи [2].

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса, по типу информации. У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИКТ для организации того или иного урока.

Например, при подготовке к урокам русского языка и литературы учитель может использовать вспомогательные и информационно-обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедии, словари, хрестоматии, мультимедийные учебные издания), а так же средства с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, схемы). На уроках литературы добавляются средства с аудио- и видеоинформацией (виртуальные экскурсии, фрагменты музыкальных произведений, спектаклей, фильмов, интервью с писателем или поэтом и т. п.)[3, с. 32-54].

Информационные технологии — один из компонентов целостной системы обучения, которые не только облегчают доступ к информации, но и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик — активный участник образовательной деятельности [5, с. 3].

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Управление процессом обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств. Внедрение в традиционную систему “учитель – класс – ученик” компьютера и компьютерной обучающей программы координально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала необходима визуализация знаний. Учитель может использовать демонстрационно-энциклопедические программы; программу презентаций POWER POINT, программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;

2) закрепление изложенного материала возможно с помощью разнообразных обучающих программ;

3) система контроля и проверки знаний осуществляется через тестирование или контролирующие программы;

4) самостоятельная работа учащихся возможна как с обучающими программами, энциклопедиями, словарями, так и развивающими программами;

5) при возможности проведения интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание собственного информационного продукта, необходимо использование современных интернет-технологий (веб-технологий) [6, с. 30-35].

Учитывая, что одна из главных задач современного образования, в том числе языкового, состоит в том, чтобы научить учащегося самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать собственную точку зрения на ту или иную проблему. Мы соглашаемся с утверждением, что обучение будет эффективным только тогда, когда обучаемым будет предоставлена возможность активно действовать. По мнению Е.С. Полат, это те виды деятельности проблемной направленности, которые побуждают учащихся к самостоятельным высказываниям, размышлениям в устной форме [на занятиях] или письменной форме [в качестве домашнего задания]. Другими словами, на уроках русского языка и литературы необходима проблемная ситуация, которая дает учителю возможность переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание, что, собственно, и определяет коммуникативную направленность обучения. Такой подход реализуется при использовании современных педагогических технологий проблемного обучения и творческих поисковых методов в процессе преподавания, данная тема раскрывается в работах Е.В. Ковалевской, Е.С. Полат, О.С. Виноградовой, Е.И. Федотовской и др.. Под проблемным обучением, по М.И. Махмутову, мы понимаем тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности [2, с. 5]. Под педагогическими технологиями мы понимаем, вслед за Е.С. Полат, целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей [3].

Применение современных педагогических технологий сегодня возможно только с использованием современных информационных технологий. Речь идет об интернет-технологиях [IT], которые в обучении предоставляют огромный потенциал для реализации поисковых и проблемных методов на уроках русского языка и литературы. Мы рассмотрим такую разновидность электронного обучения [e-learning], как веб-технологии (web-learning/web-based learning) [1, с. 10-11].

Речь идет о нескольких популярных зарубежных педагогических технологиях, основанных на использовании совокупности поисковых и проблемных видов деятельности, реализуемых наиболее эффективно посредством современных веб-технологий и имеющих общедидактический потенциал: “Hotlist” — Список ссылок, “Multimedia Scrapbook” — Мультимедийная коллекция, “Treasure Hunt” — Поиск сокровищ, “SubjectSampler” — Коллекция примеров, “WebQuest” — Веб-квест.

Использование данных веб-технологий или их сочетание в качестве средства обучения, представляет собой педагогическую систему, главная цель которого — формирование коммуникативной компетенции обучаемых и формирование информационной компетенции [5, с. 5], что так важно для жизни в быстроменяющемся информационном социуме. Любая проблемная задача в зависимости от содержания обучения и дидактических целей может быть спроектирована посредством веб-технологий и направлена на погружение в проблему, поиск дополнительных ресурсов для решения проблемной задачи, исследовательскую и познавательную деятельность.

Наиболее эффективными веб-технологиями являются:

  • “Hotlist” — Список ссылок: представляет собой список аннотированных интернет-ресурсов по выбранной теме;
  • “Multimedia Scrapbook” — Мультимедийная коллекция, это мультимедийные ссылки (фотографии, персональные сайты, истории, факты, цитаты, аудиоклипы, видеофрагменты), выбранные учащимися по изучаемой теме;
  • “Treasure Hunt” — Поиск сокровищ, процесс поиска информации, позволяющей ответить на вопросы по изучаемой теме, предполагает наличие проблемных вопросов по содержанию выбранных сайтов;
  • “Subject Sampler” — Коллекция примеров, представляет собой коллекцию подобранных преподавателем ссылок, вопросов, по содержанию сайтов и предполагает анализ и оценку информационных ресурсов;
  • “WebQuest” — Веб-квест, это подборка интернет-сайтов, представляющих различные точки зрения на проблему, предполагает групповое сотрудничество и итоговый веб-проект (веб-страницу, веб-сайт, веб-конференцию и т. п.).

Использование данных веб-технологий на уроках русского языка и литературы зависит от конкретной дидактической задачи.

Важно отметить, что данные веб-технологии взаимосвязаны и процесс их создания может быть последовательным. Преподаватель может выбрать и спроектировать только одну или несколько из интересующих его технологий и добавить их в обучающую среду.

Для решения первой дидактической задачи — изучение информации по проблеме и работе с ее источниками, я освоила веб-технологию “Hotlist” через запись полезных интернет-ресурсов для работы учащихся 6 класса с различными словарями, напоминающего список из библиотеки. Предоставление учащимся такого списка организует и контролирует их работу по поиску необходимой информации. Кроме названия сайта в списке даны краткое описание сайта и точная ссылка на него, все ресурсы группируются по изучаемым темам. Учащиеся 6-го класса работали в группах, старшеклассники выполняют задание самостоятельно.

Далее, совместно с учениками 7 класса, мы создали “Мультимедийную коллекцию” по теме: “Жизнь и творчество А. Н. Островского (к 190-летию со дня рождения драматурга)”. Она представляет собой подборку сайтов, которую учитель предварительно проанализировал и систематизировал. Коллекция включает ссылки на биографию, фотографии, воспоминания современников, интересные факты, произведения, аудиофайлы, видеофрагменты и т. п. Одна ученица изучила данную коллекцию и нашла ссылки по той проблеме, которая интересовала лично ее. Затем она создала свой информационный ресурс в виде презентации, заключительный слайд которой представляет список использованных ссылок. Более того, в данной работе были использованы фотографии из личного архива ученицы. Таким образом, мы интегрировали традиционные ресурсы и веб-ресурсы.

Следующим шагом в освоении веб-технологии стала постановка второй дидактической задачи —- стимулирование познавательной деятельности посредством изучения проблемы и поиск ее решения.

Совместно с группой учеников мы создали “Сокровищницу”, по теме: “Декабристы”. Мы нашли интернет-сайты, которые содержали нужную нам фактическую информацию. Далее мы поставили вопросы к каждому сайту для остальных учащихся. В конце “Сокровищницы” был поставлен так называемый “Большой вопрос” (Big Question), ответ на который решал исследуемую на уроке проблему.

Освоенные мной веб-технологии помогают сделать следующий шаг в направлении “Коллекции примеров”, которая используется для вовлечения учеников в изучаемую проблему и демонстрации ее значимости. Ученикам предлагается изучить несколько интересных сайтов по определенной проблеме. Подбираются примеры сайтов, на которых можно прочитать, увидеть или сделать что-либо интересное. Ученикам предлагается ответить на вопросы по содержанию сайтов, высказать свою точку зрения на проблему, дать оценку. Данная технология помогает эмоционально вовлечь учащихся в изучаемую проблему.

Самой сложной веб-технологией, на мой взгляд, является “Веб-квест”. В нем ученики работают в малых группах, каждая из которых получает проблемное задание. Для этого подбираются спорные и многосторонние аспекты проблемы. Очень хорошо подходят для этого текущие события, обсуждаемые с разных позиций социальные и экологические проблемы. Ученики изучают сущность проблемы. Потом они разделяются на группы. Каждый ученик или пара получают свое собственное задание, роль или точку зрения для изучения. Они становятся экспертами в одном аспекте изучаемой проблемы. Когда роли соединяют вместе, ученики обобщают свои знания в резюме, реализуемое в создании веб-страницы, веб-сайта, веб-конференции и т. п..

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы стали важнейшей составляющей всех направлений современного учителя, способствующей оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образование меняет содержание деятельности преподавателя; он становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В современном информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Использование компьютера на уроке – это один из путей, активизирующий и оптимизирующий учебный процесс, повышающий интерес школьников к изучению русского языка и литературы, и тем самым повышающий уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, помогающий реализовать идеи развивающего обучения.

Список использованной литературы

  1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. — М., 1999.
  2. Плигин А.А. Новые подходы к обучению литературе // Личностно-ориентированные подходы в образовании / Под ред. Скоробогатовой Г.Г. -М., 2002.
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-пресс, 1994.
  4. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. №5.
  5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — 2-е изд., стер. —М: “Академия”, 2008.
  6. Татаринова, М.А. Педагогические технологии обучения иностранным языкам с использованием веб-технологий // Медиатека и мир. 2010. № 4.
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты // http://fgos.isiorao.ru/fgos/conception_fgos/razdel2/razdel21.php.
  8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть i. Начальное общее образование. Основное общее образование // Сайт министерства образования и науки российской федерации. Http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/.