Цели:
Ход урока
Этапы | Содержание | Д-ть учащихся |
1 .Орг. момент 2. Подготовка к восприятию
3. Р-та с портретом
4. Работа со статьей учебника, чтение которой задавалось на дом.
5. Слово учителя
6. Чтение и анализ
Проверка восприятия
Анализ (словарная работа)
7. Р-та по р/р
8. Р-та над выразительным чтением.
10. Обобщение 11. Итог |
Сегодня мы начнем изучать творчество А.С. Пушкина. - Какие произведения А.С Пушкина вы знакомы? Обратите внимание на портрет Пушкина. - Что можете сказать о писателе?
Где прошло детство Александра? Что помогло ему стать поэтом? Когда в Пушкине проснулся поэт?
Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. В раннем возрасте Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. С самого раннего детства Пушкин проникся любовью и уважением к русскому народному творчеству: сказкам, легендам, народным песням, пословицам и поговоркам. С увлечением и радостью он слушал сказки своей бабушки и няни. Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала много сказок и песен. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. - Что помогло Александру стать поэтом? - Кто и что повлияло, но его творчество? Произведение, к которому мы обратимся сегодня, - это поэма “Руслан и Людмила”, написанная Пушкиным после окончания лицея. - О чем пойдет речь в поэме? Поэма начинается с пролога (вступления), к которому мы сейчас обратимся. Чтение пролога учителем. “Минута молчания” - Если вам пришлось бы изобразить чудесный мир, описанный мир в прологе на холсте, какой была бы композиция вашей картины? С чего бы начали? - Хорошо ли вы представляете себе героев и фрагменты, которые необходимо изобразить? Почему? Все знают, что пролог воспринимают как сказку, так как в нем изображена картина сказочного мира. - Где происходит действие? - Что такое Лукоморье? (Лукоморье - излучина моря, берег в форме лука) В прологе изображено много героев. Давайте, рассмотрим каждый из них. - Кого встречаем первым? - Почему кот “ученый”? (Пушкин проводит параллель с Котом-Баюном – героем русских народных сказок, бладающий волшебным голосом.) - Кто еще населяет сказочный пролог? -Кто такой леший? (Леший - дух леса, враждебный людям, напоминает человека, со спрятанными в гуще волос рожками. Лапти обувает не на ту ногу, левую полу одежды запахивает поверх правой, в лесу старается сбить людей с дороги напугать) - Кто такая русалка? (Русалка - это мифический герой у восточных славян, который сочетал в себе черты духов воды и “нечистивых” покойников) - Каких героев мы можем встретить в сказках? - А какие образы не встречаются в сказках? Прочитайте концовку вступления. - Где встречали? В сказочном мире собрались герои сказок, легенд и преданий. Обратите внимание на картину. - Что изображено? - Какие строчки соответствуют изображенному на картине? - Точен ли художник? - Так ли вы представляете сказочный мир? Как выдумаете, какую роль пролог играет в поэме? (Настраивает читателя на волшебство, которое будет происходить дальше) Мы с вами выяснили, что Пушкин в своем прологе описывает чудеса, волшебных и сказочных героев. - Как, вы думаете, надо читать это вступление? С какой интонацией? (В интонации должна слышаться таинственность, загадочность и сказочность) Чтение пролога учащимися. - Кого лучше получилось прочитать с нужной интонацией? Что нового узнали о Пушкине? О его творчестве? |
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Чтение пролога про себя
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы |
Список литературы
- Программы для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (базовый уровень), 10-11 кл. (Профильный уровень) М.: Просвещение, 2006.
- Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хестоматия для 5 класса: В 2 ч. -М.: Просвещение, 2006.
- Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: Дидактический материал по литературе. -М.: Просвещение, 2006.
- Литература:5 класс; Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-ROM/ Сост. В.Я Коровина, Журавлев, В. И Коровин. -М.: Просвещение, 2009.
- О.А Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. “Литература. 5 кл.”/ О.А Еремина. -М.: Экзамен.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В Универсальные поурочные разработки по литературе, 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн.- М.:ВАКО, 2005.
- Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. -М.: Просвещение.
- Интернет-ресурсы