А.С. Пушкин. Детство и начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила»

Разделы: Литература


Цели:

  • образовательная: познакомить учащихся с детством, юностью Пушкина; показать влияние народного творчества на поэта; ввести в мир пушкинской сказки;
  • развивающая: развивать речь, образное и аналитическое мышление;
  • воспитательная: воспитывать любовь и интерес к русской литературе.

Ход урока

Этапы Содержание Д-ть учащихся
1 .Орг. момент

2. Подготовка к восприятию

 

 

3. Р-та с портретом

 

4. Работа со статьей учебника, чтение которой задавалось на дом.

 

5. Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Чтение и анализ

 

 

Проверка восприятия

 

 

 

 

 

 

Анализ (словарная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Р-та по р/р

 

 

 

 

 

 

 

8. Р-та над выразительным чтением.

 

 

 

 

10. Обобщение

11. Итог

 

Сегодня мы начнем изучать творчество А.С. Пушкина.

- Какие произведения А.С Пушкина вы знакомы?

Обратите внимание на портрет Пушкина.

- Что можете сказать о писателе?

 

Где прошло детство Александра? Что помогло ему стать поэтом? Когда в Пушкине проснулся поэт?

 

 

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. В раннем возрасте Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. С самого раннего детства Пушкин проникся любовью и уважением к русскому народному творчеству: сказкам, легендам, народным песням, пословицам и поговоркам. С увлечением и радостью он слушал сказки своей бабушки и няни. Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала много сказок и песен. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

- Что помогло Александру стать поэтом?

- Кто и что повлияло, но его творчество?

Произведение, к которому мы обратимся сегодня, - это поэма “Руслан и Людмила”, написанная Пушкиным после окончания лицея.

- О чем пойдет речь в поэме?

Поэма начинается с пролога (вступления), к которому мы сейчас обратимся.

Чтение пролога учителем.

“Минута молчания”

- Если вам пришлось бы изобразить чудесный мир, описанный мир в прологе на холсте, какой была бы композиция вашей картины? С чего бы начали?

- Хорошо ли вы представляете себе героев и фрагменты, которые необходимо изобразить? Почему?

Все знают, что пролог воспринимают как сказку, так как в нем изображена картина сказочного мира.

- Где происходит действие?

- Что такое Лукоморье? (Лукоморье - излучина моря, берег в форме лука)

В прологе изображено много героев. Давайте, рассмотрим каждый из них.

- Кого встречаем первым?

- Почему кот “ученый”? (Пушкин проводит параллель с Котом-Баюном – героем русских народных сказок, бладающий волшебным голосом.)

- Кто еще населяет сказочный пролог?

-Кто такой леший? (Леший - дух леса, враждебный людям, напоминает человека, со спрятанными в гуще волос рожками. Лапти обувает не на ту ногу, левую полу одежды запахивает поверх правой, в лесу старается сбить людей с дороги напугать)

- Кто такая русалка? (Русалка - это мифический герой у восточных славян, который сочетал в себе черты духов воды и “нечистивых” покойников)

- Каких героев мы можем встретить в сказках?

- А какие образы не встречаются в сказках?

Прочитайте концовку вступления.

- Где встречали?

В сказочном мире собрались герои сказок, легенд и преданий.

Обратите внимание на картину.

- Что изображено?

- Какие строчки соответствуют изображенному на картине?

- Точен ли художник?

- Так ли вы представляете сказочный мир?

Как выдумаете, какую роль пролог играет в поэме? (Настраивает читателя на волшебство, которое будет происходить дальше)

Мы с вами выяснили, что Пушкин в своем прологе описывает чудеса, волшебных и сказочных героев.

- Как, вы думаете, надо читать это вступление? С какой интонацией? (В интонации должна слышаться таинственность, загадочность и сказочность)

Чтение пролога учащимися.

- Кого лучше получилось прочитать с нужной интонацией?

Что нового узнали о Пушкине? О его творчестве?

 

Отвечают на вопрос

 

 

Отвечают на вопросы

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Чтение пролога про себя

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Список литературы

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (базовый уровень), 10-11 кл. (Профильный уровень) М.: Просвещение, 2006.
  2. Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хестоматия для 5 класса: В 2 ч. -М.: Просвещение, 2006.
  3. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: Дидактический материал по литературе. -М.: Просвещение, 2006.
  4. Литература:5 класс; Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-ROM/ Сост. В.Я Коровина, Журавлев, В. И Коровин. -М.: Просвещение, 2009.
  5. О.А Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. “Литература. 5 кл.”/ О.А Еремина. -М.: Экзамен.
  6. Золотарева И.В., Егорова Н.В Универсальные поурочные разработки по литературе, 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн.- М.:ВАКО, 2005.
  7. Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. -М.: Просвещение.
  8. Интернет-ресурсы