Русским языком владеют миллионы людей, для которых он не является родным. Это четвертый по распространенности в мире язык.
При обучении в российской школе ребенок находится в русскоговорящей языковой среде и вынужден общаться на русском языке, хотя на первых порах он языком не владеет. Поэтому российский преподаватель обязан добиваться не только овладением русской речью, но и того, чтобы эта речь была правильно построена в соответствии с языковыми нормами.
Изучая русский язык как иностранный, учащиеся формируют в своем сознание новую языковую картину мира. Необходимо формировать в сознании учащихся такие, например, понятия, как субъект, действие, состояние, объект, качество, свойство, количество и др.
Я работаю учителем начальной школы. В каждом наборе в мой класс, чаще всего 2-3 классы, поступают 2-3 ребёнка, не владеющие, либо слабо владеющие русским языком. Возраст поступающих учеников бывает 9-12 лет. В первом классе дети такого возраста будут чувствовать себя крайне некомфортно. Их родители достаточно образованные люди, но, к сожалению, не владеют русским языком. И поэтому работу по обучению детей необходимо начинать с нуля. Занятия с детьми на первом этапе направлены на постановку произношения отдельных звуков, различие их в устной речи и при письме. Рекомендую с первых дней пребывания в школе иностранцев, познакомить и заучить русские слова необходимые для общения с одноклассниками по разным вопросам. Для этого обучаемые дети с целью узнать, как звучит на русском языке тот или другой предмет, задают вопросы: “Что это?”.
Практические рекомендации к проведению занятий по фонетике
Фонетическая зарядка
- проводится на начальных этапах урока 5-10 минут;
- необходима для настройки слухового и речевого аппарата;
- повторение речевых образцов.
Задача изучения темы “Звуки и буквы” заключается в том, чтобы развить у детей правильное произношение звуков и умение обозначать их буквами, а также умение членить слова на слоги
Звук [и]
Упражнение 1
Слушайте стихотворение и повторяйте за учителем.
Мой,
Моя,
Мои,
Мое.
Всюду слышишь от нее.
Мы спросили:
- Ты-то чья?
Отвечает:
- Я моя. (Н. Егоров)
Упражнение 2
Постановка в словах ударения.
Повторение стихотворения, с помощью жестов поясняю смысл.
Упражнение 3
Читать сначала в медленном темпе, затем - в среднем и в быстром темпе.
Упражнение 4
Постараться выучить стихотворение или отрывок.
Звук [б]
Из опыта работы с иностранными детьми звук - [б] дается сложно.
В произношении достаточно часто звук - [6] произносят неправильно.
Звук - [б] дети путают со звуком - [в]. Удивительно, но факт.
Необходимо при проведении фонетической зарядки учитывать данный факт.
Упражнения можно проводить по предложенной схеме со звуком [и].
В конце фонетической разминки необходимы упражнения, где звук - [б] и звук - [в] даются в сравнении.
Вот некоторые упражнения для отработки звуков во время фонетической зарядки:
[б] - [в]
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот. (С. Маршак)У Вари на бульваре варежки пропали.
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара. (Е.Благина)
Упражнение 5
Обратить внимание на написание русских букв.
Напишите и произнесите слова.
Буду, бить, мука, мир, вижу, библиотека, парк.
Упражнение 6
Перепишите текст, подчёркивая одной чертой букву “б”, двумя чертами букву “в”:
выучить, работать, второй, будущий.,
(Приведённые выше задания, выполняются печатными буквами)
Упражнение 7
Данное задание учит писать буквы, которые есть только в русском алфавите!
Напиши русские буквы “г”, “ж”, “ш”, “щ”, “ц”, “ч”: шапка, живот, щука, газета, цапля, часы
Дети не понимают смысла, значения слов.
Из опыта своей работы, я нашла быстрое и эффективное решение. Необходимо показывать, применять картинки, иллюстрации. Но не всегда нужный рисунок под рукой, а ребенок просто не понимает, о чем говорят или спрашивают. Поэтому при любой работе с иностранцами я всегда держу под рукой листок бумаги и карандаш. На листочке схематично рисую непонятный предмет или событие. Движения, действия также изображаю с помощью карандаша или показываю жестами. В данном случае не требуется особых навыков рисования. Главное быстро донести смысл и понимание.
Ускоренное обучение алфавита
При обучении алфавита я в своей работе опираюсь на учебник "Русская азбука" В.Г. Горецкого. Гласные буквы, которые выделены красным цветом, сразу произносим протяжно. Согласные произносим быстро, отрывисто, четко. Здесь же объясняю изображение в букваре. Рекомендую в такт стукать, например, карандашом по букве на картинке. В дальнейшем, дети намного быстрее начинают читать. Для лучшего запоминания можно детям делать заметки на своем родном языке.
Упражнения по обучению фонетике
Гласные звуки русского языка
Упражнение 1.
Слушайте.
а - о, о – а
о -у, у –о
а - э, э – а
э - и, и – э
и - ы, ы – и
а - о – у
о - а – у
у - о –э
о - у – ы
Упражнение 2
Слушайте и повторяйте.
а - о – у
а - у – о
у- а – о
о - у - ы
а – э
э – и
и – ы
э - и – ы
Упражнение 3
Читайте.
а, о, у, ы, э, и,
э, и, ы, у, о, а
Упражнение 4
Постановка звуков: [ж-ш], [щ], [ч], [ц], [х]
При постановке звуков необходимо объяснить артикуляцию.
Чётко дифференцировать звуки. Прошу обратить внимание на произношение звуков [щ], [ч], [х], которые вызывают трудности в произношении.
Для закрепления звуков используются разнообразные упражнения.
Приведу несколько примеров на закрепление звуков.
Упражнение 1.
Произнести звуки на длительном вдохе.
Проговорить слоги:
ша-шо-шу-ши
шу-ши-ша-шо
ши-ша-шо-шу
Упражнение 2.
Закончи слова слогом
ша, ши, жа - ша, жи - ши.
На... Да... Ната... малы... Ма... камы... эта... лы....
Упражнение 3.
Закончи слово слогом -ши или -жи
Каранда...
клави....
гара...
кры...
эта...
Учимся читать.
В процессе своей работы с детьми из дальнего зарубежья, я нашла оптимальное решение. Необходимо начинать читать с более легких слогов для восприятия иностранцами:
на но не ни
На данном занятии повторить несколько раз и в этот день больше не знакомить с другими слогами. Далее начинаем читать по возрастанию трудности произношения и восприятию звуков:
не ны
Рекомендую следующие слоги читать отрывисто:
ня ну ню нё
Следуя приведенным выше рекомендациям, иностранные дети через два - три дня начинают читать слова, состоящие из двух слогов, из трех слогов и т. д. Примерно через неделю, ученики плавно читают текст.
Далее ввожу написание заглавных букв и строчных сразу сначала в словах и небольших предложениях.
Например:
Мальчики играли в мяч.
Девочки играли в куклы.
Мама варит суп.
Заглавная буква в именах собственных.
1. Впиши слова.
Моё имя
Моя фамилия
Я знаю реки
Я знаю города
Измени слова по образцу.
Алла - Аллой
Тамара - Тамар...
Нина - Ни…
Светлана - Светлан...
2. Упражнение направлено на звуко-буквенные соответствия, трудные для иностранцев.
Слушайте и пишите.
Оль, ал, ирь, ир, дить, деть, тить.
3. Прочитайте данные ниже слова.
Слушайте и пишите.
Бабочка - бабушка, балет - билет, пойти - войти, сто - что, сторона - страна, стол - ствол, стол - стул, плясать - писать, забыл – забил.
В учебной деятельности формирования новой языковой личности можно идти через ролевые игры. На этой основе формируется и ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений, а также готовность к учебной деятельности.
Игра: дети становятся в круг. Учитель кидает мяч ученику с вопросом ЧТО?
Ребёнок называет неодушевлённое существительное, например, пенал, ручка, тетрадь, учебник и передаёт мяч другому игроку.
Далее задаю вопрос КТО?
Ребёнок называет слово одушевлённого предмета, например, заяц, лиса, ёжик, медведь.
Игра проходит весело и познавательно. Применение игр позволяет решить практически очень важную задачу, связанную с необходимостью коммуникативного общения с русскоговорящими детьми и пополнению словарного запаса.
Одним из принципов методики преподавания русского языка для иностранцев является принцип концентрического (по спирали) расположения учебного материала с повторением учебной грамматики.
Методика преподавания русского языка как иностранного в настоящее время является дисциплиной активно востребованной и развивающейся.
Методика как практическая дисциплина призвана помочь преподавателям русского языка как иностранного детям, не владеющим русским языком.
Данная методика определяет содержание обучения по следующим языковым аспектам:
- фонетическому;
- словообразовательному;
- лексическому;
- грамматическому;
как обучать деятельности речевого общения:
- говорению;
- чтению;
- письму и письменной речи;
- переводу.
Методика регулирует учебный процесс:
- планирование занятий;
- виды уроков;
- формы внеклассной работы;
- виды контроля;
знакомит с тем, как:
- обеспечить качественное обучение;
- повысить ускоренное усвоение знаний;
- развить навыки и умения учащихся;
- превратить учащегося в пользователя языка.
Использованная литература
1. “Методика преподавания русского языка как иностранного” / Под ред. Л.С. Крючковой, М., АОЗТ “Кодекс - М” , 2001. (Для студентов)
2. “Русский язык как иностранный” Для преподавателей русского языка и иностранных студентов. / Под ред. Л.С. Крючковой, Н.В. Мощинской - М.; Флинта; Наука, 2009.