Учимся читать и говорить на русском языке

Разделы: Литература


Русским языком владеют миллионы людей, для которых он не является родным. Это четвертый по распространенности в мире язык.

При обучении в российской школе ребенок находится в русскоговорящей языковой среде и вынужден общаться на русском языке, хотя на первых порах он языком не владеет. Поэтому российский преподаватель обязан добиваться не только овладением русской речью, но и того, чтобы эта речь была правильно построена в соответствии с языковыми нормами.

Изучая русский язык как иностранный, учащиеся формируют в своем сознание новую языковую картину мира. Необходимо формировать в сознании учащихся такие, например, понятия, как субъект, действие, состояние, объект, качество, свойство, количество и др.

Я работаю учителем начальной школы. В каждом наборе в мой класс, чаще всего 2-3 классы, поступают 2-3 ребёнка, не владеющие, либо слабо владеющие русским языком. Возраст поступающих учеников бывает 9-12 лет. В первом классе дети такого возраста будут чувствовать себя крайне некомфортно. Их родители достаточно образованные люди, но, к сожалению, не владеют русским языком. И поэтому работу по обучению детей необходимо начинать с нуля. Занятия с детьми на первом этапе направлены на постановку произношения отдельных звуков, различие их в устной речи и при письме. Рекомендую с первых дней пребывания в школе иностранцев, познакомить и заучить русские слова необходимые для общения с одноклассниками по разным вопросам. Для этого обучаемые дети с целью узнать, как звучит на русском языке тот или другой предмет, задают вопросы: “Что это?”.

Практические рекомендации к проведению занятий по фонетике

Фонетическая зарядка

  • проводится на начальных этапах урока 5-10 минут;
  • необходима для настройки слухового и речевого аппарата;
  • повторение речевых образцов.

Задача изучения темы “Звуки и буквы” заключается в том, чтобы развить у детей правильное произношение звуков и умение обозначать их буквами, а также умение членить слова на слоги

Звук [и]

Упражнение 1

Слушайте стихотворение и повторяйте за учителем.

Мой,
Моя,
Мои,
Мое.
Всюду слышишь от нее.
Мы спросили:
- Ты-то чья?
Отвечает:
- Я моя. (Н. Егоров)

Упражнение 2

Постановка в словах ударения.

Повторение стихотворения, с помощью жестов поясняю смысл.

Упражнение 3

Читать сначала в медленном темпе, затем - в среднем и в быстром темпе.

Упражнение 4

Постараться выучить стихотворение или отрывок.

Звук [б]

Из опыта работы с иностранными детьми звук - [б] дается сложно.

В произношении достаточно часто звук - [6] произносят неправильно.

Звук - [б] дети путают со звуком - [в]. Удивительно, но факт.

Необходимо при проведении фонетической зарядки учитывать данный факт.

Упражнения можно проводить по предложенной схеме со звуком [и].

В конце фонетической разминки необходимы упражнения, где звук - [б] и звук - [в] даются в сравнении.

Вот некоторые упражнения для отработки звуков во время фонетической зарядки:

[б] - [в]

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот. (С. Маршак)

У Вари на бульваре варежки пропали.
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара. (Е.Благина)

Упражнение 5

Обратить внимание на написание русских букв.

Напишите и произнесите слова.

Буду, бить, мука, мир, вижу, библиотека, парк.

Упражнение 6

Перепишите текст, подчёркивая одной чертой букву “б”, двумя чертами букву “в”:

выучить, работать, второй, будущий.,

(Приведённые выше задания, выполняются печатными буквами)

Упражнение 7

Данное задание учит писать буквы, которые есть только в русском алфавите!

Напиши русские буквы “г”, “ж”, “ш”, “щ”, “ц”, “ч”: шапка, живот, щука, газета, цапля, часы

Дети не понимают смысла, значения слов.

Из опыта своей работы, я нашла быстрое и эффективное решение. Необходимо показывать, применять картинки, иллюстрации. Но не всегда нужный рисунок под рукой, а ребенок просто не понимает, о чем говорят или спрашивают. Поэтому при любой работе с иностранцами я всегда держу под рукой листок бумаги и карандаш. На листочке схематично рисую непонятный предмет или событие. Движения, действия также изображаю с помощью карандаша или показываю жестами. В данном случае не требуется особых навыков рисования. Главное быстро донести смысл и понимание.

Ускоренное обучение алфавита

При обучении алфавита я в своей работе опираюсь на учебник "Русская азбука" В.Г. Горецкого. Гласные буквы, которые выделены красным цветом, сразу произносим протяжно. Согласные произносим быстро, отрывисто, четко. Здесь же объясняю изображение в букваре. Рекомендую в такт стукать, например, карандашом по букве на картинке. В дальнейшем, дети намного быстрее начинают читать. Для лучшего запоминания можно детям делать заметки на своем родном языке.

Упражнения по обучению фонетике

Гласные звуки русского языка

Упражнение 1.

Слушайте.

а - о, о – а

о -у, у –о

а - э, э – а

э - и, и – э

и - ы, ы – и

а - о – у

о - а – у

у - о –э

о - у – ы

Упражнение 2

Слушайте и повторяйте.

а - о – у

а - у – о

у- а – о

о - у - ы

а – э

э – и

и – ы

э - и – ы

Упражнение 3

Читайте.

а, о, у, ы, э, и,

э, и, ы, у, о, а

Упражнение 4

Постановка звуков: [ж-ш], [щ], [ч], [ц], [х]

При постановке звуков необходимо объяснить артикуляцию.

Чётко дифференцировать звуки. Прошу обратить внимание на произношение звуков [щ], [ч], [х], которые вызывают трудности в произношении.

Для закрепления звуков используются разнообразные упражнения.

Приведу несколько примеров на закрепление звуков.

Упражнение 1.

Произнести звуки на длительном вдохе.

Проговорить слоги:

ша-шо-шу-ши

шу-ши-ша-шо

ши-ша-шо-шу

Упражнение 2.

Закончи слова слогом

ша, ши, жа - ша, жи - ши.

На... Да... Ната... малы... Ма... камы... эта... лы....

Упражнение 3.

Закончи слово слогом -ши или -жи

Каранда...

клави....

гара...

кры...

эта...

Учимся читать.

В процессе своей работы с детьми из дальнего зарубежья, я нашла оптимальное решение. Необходимо начинать читать с более легких слогов для восприятия иностранцами:

на но не ни

На данном занятии повторить несколько раз и в этот день больше не знакомить с другими слогами. Далее начинаем читать по возрастанию трудности произношения и восприятию звуков:

не ны

Рекомендую следующие слоги читать отрывисто:

ня ну ню нё

Следуя приведенным выше рекомендациям, иностранные дети через два - три дня начинают читать слова, состоящие из двух слогов, из трех слогов и т. д. Примерно через неделю, ученики плавно читают текст.

Далее ввожу написание заглавных букв и строчных сразу сначала в словах и небольших предложениях.

Например:

Мальчики играли в мяч.
Девочки играли в куклы.
Мама варит суп.

Заглавная буква в именах собственных.

1. Впиши слова.

Моё имя

Моя фамилия

Я знаю реки

Я знаю города

Измени слова по образцу.

Алла - Аллой

Тамара - Тамар...

Нина - Ни…

Светлана - Светлан...

2. Упражнение направлено на звуко-буквенные соответствия, трудные для иностранцев.

Слушайте и пишите.

Оль, ал, ирь, ир, дить, деть, тить.

3. Прочитайте данные ниже слова.

Слушайте и пишите.

Бабочка - бабушка, балет  -  билет, пойти - войти, сто - что, сторона - страна, стол - ствол, стол - стул, плясать - писать, забыл – забил.

В учебной деятельности формирования новой языковой личности можно идти через ролевые игры. На этой основе формируется и ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений, а также готовность к учебной деятельности.

Игра: дети становятся в круг. Учитель кидает мяч ученику с вопросом ЧТО?

Ребёнок называет неодушевлённое существительное, например, пенал, ручка, тетрадь, учебник и передаёт мяч другому игроку.

Далее задаю вопрос КТО?

Ребёнок называет слово одушевлённого предмета, например, заяц, лиса, ёжик, медведь.

Игра проходит весело и познавательно. Применение игр позволяет решить практически очень важную задачу, связанную с необходимостью коммуникативного общения с русскоговорящими детьми и пополнению словарного запаса.

Одним из принципов методики преподавания русского языка для иностранцев является принцип концентрического (по спирали) расположения учебного материала с повторением учебной грамматики.

Методика преподавания русского языка как иностранного в настоящее время является дисциплиной активно востребованной и развивающейся.

Методика как практическая дисциплина призвана помочь преподавателям русского языка как иностранного детям, не владеющим русским языком.

Данная методика определяет содержание обучения по следующим языковым аспектам:

  • фонетическому;
  • словообразовательному;
  • лексическому;
  • грамматическому;

как обучать деятельности речевого общения:

  • говорению;
  • чтению;
  • письму и письменной речи;
  • переводу.

Методика регулирует учебный процесс:

  • планирование занятий;
  • виды уроков;
  • формы внеклассной работы;
  • виды контроля;

знакомит с тем, как:

  • обеспечить качественное обучение;
  • повысить ускоренное усвоение знаний;
  • развить навыки и умения учащихся;
  • превратить учащегося в пользователя языка.

Использованная литература

1. “Методика преподавания русского языка как иностранного” / Под ред. Л.С. Крючковой, М., АОЗТ “Кодекс - М” , 2001. (Для студентов)

2. “Русский язык как иностранный” Для преподавателей русского языка и иностранных студентов. / Под ред. Л.С. Крючковой, Н.В. Мощинской - М.; Флинта; Наука, 2009.