Поэзия Юхотского края на уроках литературы и во внеклассной работе

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (89 МБ)


Слайд 2.

Большое село - старинное село на реке Юхоть с двумя храмами: Петра и Павла на левом берегу и Параскевы Пятницы на правом. Полное упоминание о нем в “писцовых книгах” (под названием с. Оканфеевское) относится к 1567 году. Принадлежало оно тогда, как и вся Юхотская волость, расположенная по обоим берегам реки, боярскому роду Мстиславских. В 20-е годы 17 века после кончины последнего представителя этой знаменитой фамилии Юхотская волость “отошла от государя”.

Слайд 3.

В 1706 году Петр I пожаловал её своему сподвижнику фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву. В состав Юхотской волости входили 4 села и 432 деревни. Шереметевы владели ею до 1917 года. Исстари Большое Село было торговым центром Юхотского края. Ежегодно в Петров день проходила ярмарка, на которую собирались люди со всей округи приобрести изделия мастеров–ремесленников из древесины, глины, льна...

Слайд 4.

С гордостью можно сказать, что наш Большесельский район является географическим центром Ярославской области. Деревня Маслятино (39?08? восточной долготы, 57? 52? северной широты). Свидетельство от 08.02.2001 г.

Слайд 5.

Прославили наш край талантливые люди: П. И. Ковалёва - Жемчугова - Шереметева – крепостная актриса, поэты А. М. Державин, И. З. Суриков. И. Д. Усыскин – исследователь стратосферы. Академик М. А. Рыкачев – основатель службы погоды в России. В. Н. Дружинин (1955 - 2001), который стал доктором психологических наук, профессором, ректором института практической психологии “Иматон”, учёным энциклопедистом, философом, незаурядным математиком, специалистом по логике и методологии науки, поэтом.

Я хотела бы остановиться на следующем: “Поэзия Юхотского края на уроках литературы и во внеклассной работе”, так как современные уроки   литературы призваны помочь учащимся   увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. И если этот поиск начинается на уроках литературы или во внеклассной работе, если вопросы по осмыслению себя, людей, всего мира встают при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях. При таком подходе к урокам литературы само преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает сам процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию. Многие из них не всегда будут соприкасаться с поэзией. Но очень хочется, чтобы ребята помнили своих духовных учителей – поэтов и писателей, всегда чтили их, учили наизусть полюбившиеся строки, постигали и совершенствовали азбуку поэзии. Но самое главное, чтобы школьники были хорошими людьми и преумножали славу нашего Юхотского края.

Слайд 6.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. В преподавании литературы нельзя всё это не учитывать. Поэтому разговор о жизни и творчестве И. З. Сурикова ведём постоянно. В его стихах:

- мотив нужды;

- горе деревенской и городской бедноты;

- детские воспоминания...

Казалось бы всё просто. Только очень важно, чтобы школьники увидели ещё совсем иную сторону стихов и поэм Сурикова. Поэтому, когда в творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева и др. поэтов и писателей мы касаемся темы детства, всегда вспоминаем стихи И. З. Сурикова: (Стихи на слайде)

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качусь я
Под гору, в сугроб.
А друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далёком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздаётся:
То табун коней в ночное
По лугам несётся.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!

Слайд 7.

На уроках литературы, уроках развития речи, во внеклассной работе приходится достаточно часто обращаться к теме зимы. Яркие красочные картины русских художников совпадают по духу, настроению с трогательными стихами А. В. Кольцова, А. И. Плещеева, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева и, конечно же, И. З. Сурикова: (стихотворение на слайде)

Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.

Слайд 8.

“Что сказать мне о тебе, край ты мой, родимый край!... Где б ни был, все дороги ведут сюда, что б ни думал, о тебе мои мысли. Ты и радость моя, и печаль, тебе любовь моя”, - писал И. З. Суриков в письме другу И. Г. Воронину. И действительно, Юхотский край - наша гордость, наша песня, наша душа и наша малая Родина. Каждый, живущий здесь человек, видит, как над ним встает огромное солнце, проплывают самые белоснежные в мире облака, от легкого дуновения ветерка несется блестящий тополиный пух, и пахнет воздух липовым ароматом...

Изучая стихи о Родине, написанные Рубцовым, Есениным, Блоком и др., мы непременно говорим об отношении к своей малой родине и нашего поэта. Вот, что писал Суриков в своей поэме:

Остался город за сотнями вёрст,
За лесом, за синею далью.
Сколько там необроненных слёз
Перемешено с чёрной печалью...
Наконец, вот и Юхотский край
-Ну, Захарыч, кажись, подъезжаем.
Веселее гляди, не вздыхай,
Чай на родину едешь-то, знаем...

Разбежался берёз хоровод,
Промелькнуло Село Большое
Вот и Новое – речку вброд
И затеплилась искра покоя.
- Ты, ямщик, не гони лошадей,
Дай мне воздуха детства напиться.
Может встречу кого из друзей,
Мне в Москве Новосёлово снится...

Слайд 9.

Наши мысли, чувства, состояние души, наше отношение к окружающему, к миру, к себе – это и есть жизнь, которая ни на миг не останавливается. Мы её можем почувствовать, сравнивая образы природы с живыми существами.

Суриков Рубцов, Есенин

Клён - мужчина Клён - мудрец
Река - расставание Река – разлука, смерть
Берёза - девушка Берёза – старая матушка Русь
Ночь – неизвестность, потеря Ночь - горе
Луна - надежда Луна - надежда
Солнце - счастье Солнце – чистота, счастье
Ворон - мудрая птица Ворон - приближение беды

Слайд 10. Ни один современный урок литературы, практически, не обходится без работы над изобразительными средствами языка. В стихах И. З. Сурикова их тоже можно увидеть. Метафоры, повторы, олицетворения и др. тропы и стилистические фигуры помогают почувствовать песенный мотив, яркость изображаемых образов, глубину чувств поэта...

Слайд 11.

Звуковые образы:

  • одушевление
  • единство звуков природы и звуков человеческой речи

Наклонились ивы,
Дремлют над рекой,
И реки извивы
В краске голубой... (“Звезда”)

Символические образы

несут значения:

  • печали
  • горя
  • тоски

Не грусти, что листья
С дерева валятся, -
Будущей весною
Вновь они родятся... (“Не грусти”)

Слайд 12.

Как не рассмотреть вопрос о том, какими человеческими способностями может быть наделена природа в стихах И. З. Сурикова. С интересом обучающиеся отмечают, что природа

- страдает

- радуется

- негодует

- мстит

- дерево – человек

- листья – платье

- опадание – разлука

- цветение – радость,

- увядание – горе, смерть

Век доживаю я, как дерево сухое,
Минувшему сказав печальное: “Прости”.
И мучит душу мне сомненье роковое,
Что близок мне конец, что мне уж не цвести. (“Сумерки”)

Ветер перелётный
Ходит по тропинке...
Плачет колокольчик
Где-то вдалеке... (“Осень)

Слайд 13.

  • белый – чистота
  • чёрный – печаль
  • красный – любовь
  • зелёный – молодость
  • синий – святость

Я лесом шёл, усталый, одинокий;
Дремучий лес вершинами шумел;
Внизу был мрак таинственно глубокий...
И я невольно сердцем оробел.
Последний луч румяного заката
Погас вверху, и лес одела тьма...
Я изнемог...душа рвалась куда-то...
Мне тяжки были посох и сума.
(“Сон и пробуждение”)

Слайд 14.

  • ветер
  • снег
  • туман
  • дождь
  • ночь
  • Туман - неизвестность, неопределённость, страх, смерть.
  • Раскаты грома – война.
  • Дорога - судьба, жизнь.
  • Река - разлука, расставание, смерть.
  • Болото - безвыходность.
  • Ночь- горе.

Слайд 15.

  • Солнце – чистота, красота, счастье.
  • Звезда - судьба человека.
  • Закат - горе, смерть.

День вечереет, облака
Лениво тянутся грядою, -
И ночи тьма издалека
Идёт неслышною стопою.
Идёт и стелет по полям
Ночные тени осторожно, -
И слышит ухо тут и там,
Как тонет в тьме звук дня тревожный. (“Вечереет”)

Слайд 16.

В документе от 16 января 1965 года говорится о том, что крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалёва (по сцене Жемчугова) родилась в 1768 году в семье дворового кузнеца графа Шереметева. Она обладала необыкновенной красоты голосом (сопрано). Выступала на сценах крепостных театров Шереметевых, которые находились в их подмосковных водчинах Кусково и Останкино. Наибольший успех Прасковья Ивановна имела в опере французского композитора Гретри “Самнитские браки”. В 1798 году Ковалёва-Жемчугова была освобождена от крепостной зависимости и через три года обвенчана с гр. Н. П. Шереметевым. Похоронена в Александро - Невской лавре.

Слайд 17.

В нашем Большесельском районе, которому в 2015 году исполнится 80 лет, ей посвящают выставки, конкурсы, праздники. Учащиеся нашей школы постоянные их участники. На уроках литературы мы говорим о ней в связи с изучением драматургии или русской народной песни. Для Прасковьи Ковалёвой – Жемчуговой драма – жизнь или жизнь – драма? Такой основополагающий вопрос можно поставить, изучив творчество А. Н. Островского: “Гроза”, “Снегурочка”, “Бесприданница” и другие произведения. Их героинь объединяет многое: горе, которое они испытали, превратности судьбы, любовь, обстановка, нравы и обычаи того времени... Вопросы, на которые отвечают ребята, помогают проверить их читательское восприятие, дать оценку прочитанному, правильно интерпретировать произведение.

Слайд 18.

Почему так драматично складывается судьба героев Островского? Почему Прасковья прожила так мало, но никогда не жалела ни о чём? Какой конфликт повлиял на жизнь?

Слайд 19.

На сцене Прасковья Ковалёва - Жемчугова, по воспоминаниям современников, “сжигала себя”, её игра потрясала души. Она обладала актёрским мастерством, голос звучал то печально, то заставлял плакать... Драматическая актриса, создавшая яркие и очень трогательные образы, выступала с 11 до 27 лет...

Помнят ли о ней сейчас? Все эти вопросы обсуждаются. Мы совершаем заочную экскурсию на родину Ковалёвой – Жемчуговой, мысленно представляем дуб, который помнит певицу, знакомимся с экспозициями музея Кусково, которые помогают представить быт и сценическую жизнь Прасковьи. Именно это соприкосновение с прошлым учит понимать настоящее, любить свой край.

Дочь крепостного коваля
Назвали именем Параша
И колыбель её – земля,
И мир её – природа наша...

И было всё – любовь и песни,
И графский титул, свет в раю.
Душа народа – дар небесный,
Твой голос в Юхотском краю. (С.Вепрук)

Слайд 20.

Поэт – священник Александр Михайлович Державин. Его отец, Михаил Захарьевич, после окончания семинарии получил место в церковноприходской школе села Никольское “на Молокше” Юхотской волости Угличского уезда. Родился 02.12.1871 года. После него в семье было две сестры и два брата. Александр Михайлович писал стихи для себя. Но они не могли не тронуть сердца тех, кто его знал. В поэме “На родине” он скажет:

Люби людей, люби природу,
Всегда работай и учись
И за душевную свободу
Как за сокровище борись!..

Слайд 21.

Всё его творчество – это поэзия света, добра и любви.

В стихах и поэмах:

  • родное село “на милой Молокше”;
  • детские забавы летнего времени;
  • любимая рыбалка;
  • тихая жизнь лесов и полей;
  • тяжёлый труд крестьян;
  • красота колокольного звона;
  • радость семейного уюта;
  • “освещение народных нужд”;
  • защита прав “униженных и оскорблённых”...

“Читаешь его стихи, и в памяти возникают пейзажи Саврасова и Васильева, Маковского и Шишкина. Так красивы описания Юхотской края... Тютчев был самым любимым поэтом А. М. Державина. Из прозаиков он выделял Н. В. Гоголя. Его “Тараса Бульбу” читали в семье по нескольку раз...”. (Из сочинения)

Слайд 22.

...А полоса родимой ржи,
Склонившись колосом душистым
Почти до самой до межи,
Шумит о чём-то на просторе
И колыхается как море...
...Над головой
Сияет солнце, воздух знойный
Пропитан скошенной травой.
Тихонько ветер вольный веет,
Неся прохладу от леска,
Который тут же зеленеет.
А там, под горкою светлеет
И наша милая река;
Трещат стрекозы, свищут птицы,
С чужой соседней полосы
Несётся песенка девицы
И слышен тихий звон косы.
(“О Родине”)

Слайд 23.

С ними проходят постоянные встречи, мы участники презентаций их сборников, когда-то часто встречались в нашей сельской библиотеке, в школе, читали друг другу стихи. Молодое поколение училось у старших их писать, видеть всю прелесть поэтической строки... На фотографиях презентация сборника местного поэта Алисы Павловны Твороговой “Стихи для души” и ребята-победители многих конкурсов “Проба пера”:

...Тихо над Юхотью. Словно дурманом
Запах черёмухи белой пьянит.
Росою холодной за сизым туманом
Месяц поля и луга серебрит.
Край черёмухи, край наш Юхотский,
Красотою чаруешь своей.
Благодать лесов, аромат лугов –
Ничего нет на свете милей.
(“Вечер над Юхотью”)

Слайд 24.

Темы уроков литературы и внеклассных мероприятий:

  1. Книга и её роль в духовной жизни края.
  2. Мир глазами ребёнка в произведениях русских писателей и поэтов.
  3. Картины природы в стихах русских поэтов 19–20 вв.
  4. Трагедия любви в художественной литературе.
  5. Поэты 20 века о родине, природе и о себе.
  6. Песни и романсы на стихи поэтов начала 19 века.
  7. Малая и большая родина в поэзии Юхотского края.
  8. Заочная экскурсия на родину И. З. Сурикова и др.

Общая цель всей работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности: воспитание учащихся на лучших традициях Юхотской культуры, через возрождение духовности, формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю.

Закончить разговор о поэтах земли Юхотской позвольте синквейном. Такая работа проводится на уроках литературы, она позволяет вспомнить тему разговора, выразить своё отношение к поднятой проблеме, обобщить изученное.

Поэзия.
Прекрасная, родная.
Удивляет, учит, вдохновляет.
Дает стихи для души.
Радость.