Цель: определение роли темы детства в творчестве Л.Н. Толстого.
Задачи: рассмотреть дефиницию лексемы «детство», составить ассоциативный ряд, синквейн, поиск и последующий анализ пословиц в словаре пословиц и поговорок, самопрезентация фотографий в детском возрасте, проанализировать успешность и пользу урока. Формирование навыка выразительного чтения, умения работать с текстом.
Развитие УУД на данном уроке:
- Познавательные:
- Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, доброжелательно выслушать точки зрения других учащихся, умение работать в группе.
- Регулятивные: умение самостоятельно определить цели, задачи урока, обобщать и делать выводы, овладение поисковым методом при работе с учебником
- Личностные: формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления семантики лексемы «детство».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Звучит песня «Дорога в детство» (исп. С. Пьеха). После прослушивания фрагмента ребятам предлагается этап самоопределения темы, целей и задач урока путем поиска материала в учебнике по содержанию.
3. Работа с понятием «Детство»
– анализ словарной статьи в словаре С.И. Ожегова
4. Групповая работа
Поиск пословиц и поговорок в словаре, объяснение смысла. Составление ассоциограммы (добро, семья, смех, слезы, открытия, радость, подарки, азбука и т.д)
5. Чтение материала «Пора детства в представлении хакасов, тувинцев» с позиций «знаю–не знаю», «хотел бы узнать подробнее»; чему учат эти правила.
1) Ребенок не должен портить посуду. Не должен играть с огнем. Нельзя посещать те места, где забивают скот. Дети не должны воровать вещи. Не должны обманывать, т.к. говорят, что воры могут стать немыми. Дети не должны возражать старшим, вмешиваться в их разговоры, при виде старшего человека нужно обязательно поздороваться и уступить если нужно место. Кто так не сделает, вырастет глупцом. Дети не должны курить, т.к. говорят, что у того, кто курит растворяются легкие. Они не должны рвать цветы, обижать животных, бросать и загрязнять реку. Девочка не должна говорить злые слова старшей сестре, иначе у нее не будет подружек. Детям нельзя баловаться, когда в юрте находятся гости.
2) Дети обязаны слушаться взрослых, оказывать помощь взрослым. Не должны ругаться между собой. К 5 годам уметь доить козу, кобылицу, прибрать свои вещи. Должны уважать огонь, не кидать в него землю. Не должны царапать дно посуды, иначе наступит голод.
6. Выступление представителя от групп: Детство Л.Н. Толстого (по материалам учебника)
7. Выразительное чтение 1 главы учебника
8. Физкультпауза: игра с мячом – ответы на вопросы
– Какое было детство у Николеньки?
– Каким представлен образ мамы?
– Как Л.Н. Толстой характеризует детство?
– Какие риторически фигуры использованы их роль?
9. Ответы на вопрос: А какой была ваша детская пора? (Самопрезентация фотографий).
10. Рефлексия:
– Я думаю, что сегодня на уроке мы научились…
– Мне понравилось, что…
– Я узнал, что…
– Мне хотелось узнать поподробнее…
– Я бы изменил/добавил в структуре(у) урока…
11. Дифференцированное Д/З:
1) Сочинение «Мое детство» с цитатой (по желанию)
2) Чтение остальных глав повести.
Индивидуальное:
1) сообщение о детских годах изученных ранее
писателей: М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, М.Е.
Салтыкова-Щедрина и др.;
2) сообщение о детских годах любимого писателя,
поэта;
3) рисунок о своем детстве.
12. Звучит песня Ю.Шатунова «Детство»
Список литературы:
- История Хакасии. Древность: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие / А. И. Готлиб, В. С. Зубков, А. И. Поселянин. Изд-во ФБГОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова», 2004
- Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Учебное пособие. – Тувинское книжное издательство, 2006.
- Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2-ч. Ч.2/ авт.-сост. Г.С. Меркин. – 2-е изд. –М: «Русское слово – учебник», 2013.
- Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс»: методическое пособие. – М: «Русское слово – учебник», 2012.
- Толковый словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова. Изд-во «ООО Слово-мир», 2006