Литературное чтение. «Авторский поэтический текст Сергея Есенина "Зима"». 2-й класс

Разделы: Литература

Класс: 2


Цель: в ходе анализа стихотворения С.Есенина «Зима»:

  • учить находить в поэтическом тексте литературные приёмы, с помощью которых поэт создаёт образы;
  • способствовать формированию умений учащихся раскрывать образы;
  • развивать речь учащихся через обогащение словаря;
  • воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихотворением поэта.

Оформление урока:

ХОД УРОКА

Цели

Содержание

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Организационный момент

1.Наш урок   хотелось бы начать с пословицы
«Мало уметь читать, надо уметь думать».
– Как вы её понимаете?
2. Книга заставляет нас задуматься о добре и зле. Из книг мы узнаём что-то новое. Книги учат нас честности, справедливости, любви к природе, животным.
3. О чём сегодня заставит нас задуматься книга, мы узнаем на нашем уроке.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Актуализация знаний. Погружение в урок.

1. Выставка книг

– Какие книги вы подготовили к уроку? (Ученики берут свою книгу с выставки, показывают классу, называют автора)
– Что общего между ними? (Это стихотворения о зиме)

2. Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному. Посмотрим несколько снимков в зимнем лесу. (Слайд)

3. Посмотрите на репродукции двух известных художников И.И.Шишкина и В.М.Васнецова. (Слайд)
– Какой теме они посвящены? (Зиме)
– Как догадались?
– При помощи чего художники передали своё зимнее настроение? (Красок)

4. Композиторы пишут прекрасную музыку.  Послушайте отрывок из произведения Вивальди, он так и называется «Зима». (Слайд)
– При помощи чего автору удалось передать своё отношение к зиме? (Звуков)
– Как выдумаете, как передают красоту этого удивительного времени года:

художник            композитор             фотограф
(красками)            (звуками)               (снимки)

Выявление затруднений. Проговаривание цели урока Постановка учебной задачи

– А как может выразить своё отношение к этому замечательному времени года писатели и поэты?
– Поэтому сегодня предлагаю провести маленькое исследование. Мы попробуем разобраться, а  можно ли при помощи слова передать красоту сурового зимнего пейзажа?

Физминутка

Решение устной задачи и обсуждение проекта её решения. Открытие нового (построение проекта выхода из затруднения)

1. Работа с текстом

– Откройте 5 страницу учебника. С произведением, какого автора будем сегодня знакомиться? (С.Есенина)
– Что вы знаете об этом авторе?

2. Презентация, 1 слайд

Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому гражданину России.
2 слайд
Жил Есенин в селе Константинове Рязанской области.
3 слайд
Раскинулось село на зелёном холмистом берегу реки Оки.
4 слайд
Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в пасти коней и коров, косил траву, встречал и провожал солнце.
5 слайд
Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла его
поэзия, наполненная любовью к родной земле и её людям.

3. Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию.

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Зима»

Цель: Надо понять, как Сергею Есенину удалось создать образ «зимы».

4. Анализ произведения

– О ком или о чём это произведение?

А) Слушание стихотворения «Зима» (Читает учитель)
Б) Понравилось ли вам это стихотворение?
В) Какие строчки запомнились?
Г) Какое настроение автора вы почувствовали?

Словарь настроений: весёлое, грустное, мечтательное, любование, печальное, радостное, спокойное, тоскливое, шутливое

Д) Словарная работа

Все ли слова вам понятны?
Давайте посмотрим страницу 173 учебника…

Стозвон – образ сильного, мощного звона в сто колоколов.
Ставни – дощатые створки для прикрытия окна снаружи.
Сиротливые – тоскливо одинокие, унылые.
Сосняк – молодой сосновый лес.
Метелица – сильный ветер со снегом.
Вьюга – снежная буря.

Е) Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте, какие разные картины – образы рисует в нём С.Есенин:

«Зима в лесу»
«Метелица на дворе»
«Воробышки у окна»
«Зимняя вьюга»
«Сон воробышков»

– Как вы думаете, почему стихотворение называется «Зима», а не «Воробышки»
(Именно зима здесь центральный образ, она «поёт», «аукает», «мохнатый лес баюкает»)
Прочитайте 1 строфу.
– Кого напоминает зима в этом отрывке? (Живое существо)
– Какие слова помогают оживить предметы? (Поёт, аукает, баюкает)
– Как называется такой литературный приём? (Олицетворение)
Прочитай 2 строфу.
– Какой звук чаще других повторяется в этом отрывке? (Звук л)
– Звук л повторяется и как бы усиливает ощущение холода.
– С чем сравнивается метелица? (С шелковым ковром)
– Как называется этот приём? (Сравнение)
Сравнение это не случайно: шёлк – прохладная,
холодящая ткань.
Прочитай 3 строфу.
– Представили себе этих пташек?
– Как к ним относится автор?
– С кем сравнивает? (Воробышки – как детки сиротливые?)
– Очень трудно приходится птицам зимой: и холодно, и голодно им. Как мы можем помочь птицам?
Прочитай 4 строфу.
– Вот ещё одна песня зимы – бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен.
– Кто обратил внимание: сначала была метелица, а потом ревёт вьюга.
– А чем отличаются метелица и вьюга?
– Можно ли вьюгу представить в виде живого существа?
– Какой приём используется? (Олицетворение)
– Как автор называет воробышков? (Нежные)
– О чём мечтают воробышки? (О весне)
– Какой  Есенин изображает весну? (Прекрасной, ясной, красавицей)
– Для чего автор вводит образ весны? (Противопоставляет зиме)
– Для чего автор использует этот литературный приём?
– Весна всё равно победит зиму. Всё в природе меняется, грусть и тревога – сменяются на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек
Контраст
– Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется? (Слайд)

Проговаривание нового знания. Первичное закрепление

1. Интонационная гимнастика

– Произнесите слово Зима с интонацией:

радости
грусти
ужаса
удивления
восхищения

2. Дыхательная гимнастика: свеча

3. Выразительное чтение

– Прочитайте выразительно, стараясь передать чувства, выразите своё отношение к прочитанному произведению, чтобы слушатели  ярко представили происходящие события.
– Какие слова надо выделить голосом в первой картине? (Поёт, аукает, баюкает)
– А как их надо прочитать? (Тихо, протяжно, немного таинственно)
– Возьмите простые карандаши, прочитайте и расставьте паузы.
– Помните: запятая – это короткая пауза, точка – длинная пауза.

Осознание учащимися того, что при помощи средств выразительности можно услышать звуки. Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. – Предлагаю вам выполнить интересные задания:
– Заполните таблицу, распределив известные  термины:
олицетворение, сказка, звукопись, контраст, хокку, рассказ, сравнение, эпитет, стихотворение.

Жанр

Художественные приёмы

   
   
   
   
   
   
   
   

– Подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.
(Аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков)
– Какие средства использует Сергей Есенин, чтобы показать образ зимы? (Олицетворение, сравнение, контраст) (Слайд)
– Природа, которую рисует С.Есенин живая, она как будто разговаривает с нами. Поэтому композиторы написали прекрасную музыку. Послушайте песню на стихи С.Есенина.
(Клип Е.Бирюховой «Поёт зима, аукает…»)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и всего класса. Рефлексия деятельности

1. Что можно сказать об отношении автора к природе? (Любит природу, жалеет птичек)

2. Как вам показалось, можно ли словами выразить свои чувства наравне с музыкой и живописью?

3. А стала  ли пословица девизом нашего урока?

«Мало уметь читать, надо уметь  думать»
– Мы поняли, что нужно чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы. Это мы узнали, изучив произведение С.Есенина «Зима»

4. Предлагаю поставить нужный знак препинания в конце предложения: «Зима…»

– Поставьте точку, если вы услышали её голос.
– Вопросительный знак, если не услышали голос зимы.
– Восклицательный знак, если услышали голос зимы очень отчётливо.

Выразить своё отношение к произведению через выразительное чтение. Домашнее задание по выбору:

– Выучить стихотворение С.Есенина «Зима».
– Нарисовать иллюстрация к данному произведению.
– Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения о зиме.
– Прочитать стихотворение собственного сочинения о зиме.