Цель: в ходе анализа стихотворения С.Есенина «Зима»:
- учить находить в поэтическом тексте литературные приёмы, с помощью которых поэт создаёт образы;
- способствовать формированию умений учащихся раскрывать образы;
- развивать речь учащихся через обогащение словаря;
- воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихотворением поэта.
Оформление урока:
- учебник для 2 класса «Литературное чтение» Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.
- Презентация;
- Приложение 1;
- Приложение 2.
ХОД УРОКА
Цели |
Содержание |
||||||||||||||||||
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Организационный момент 1.Наш
урок хотелось бы начать с пословицы |
||||||||||||||||||
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Актуализация знаний. Погружение в
урок. 1. Выставка книг – Какие книги вы подготовили к уроку? (Ученики
берут свою книгу с выставки, показывают классу,
называют автора) 2. Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному. Посмотрим несколько снимков в зимнем лесу. (Слайд) 3. Посмотрите на репродукции двух известных
художников И.И.Шишкина и В.М.Васнецова. (Слайд) 4. Композиторы пишут прекрасную музыку.
Послушайте отрывок из произведения Вивальди, он
так и называется «Зима». (Слайд) художник
композитор
фотограф |
||||||||||||||||||
Выявление затруднений. Проговаривание цели урока | Постановка учебной задачи –
А как может выразить своё отношение к этому
замечательному времени года писатели и поэты? Физминутка |
||||||||||||||||||
Решение устной задачи и обсуждение проекта её решения. | Открытие нового (построение
проекта выхода из затруднения) 1. Работа с текстом – Откройте 5 страницу учебника. С
произведением, какого автора будем сегодня
знакомиться? (С.Есенина) 2. Презентация, 1 слайд Сергей Александрович Есенин и его стихи
известны каждому гражданину России. 3. Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию. – Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Зима» Цель: Надо понять, как Сергею Есенину удалось создать образ «зимы». 4. Анализ произведения – О ком или о чём это произведение? А) Слушание стихотворения «Зима» (Читает
учитель) Словарь настроений: весёлое, грустное, мечтательное, любование, печальное, радостное, спокойное, тоскливое, шутливое Д) Словарная работа Все ли слова вам понятны?
Е) Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте, какие разные картины – образы рисует в нём С.Есенин:
– Как вы думаете, почему стихотворение
называется «Зима», а не «Воробышки» |
||||||||||||||||||
Проговаривание нового знания. | Первичное закрепление 1. Интонационная гимнастика – Произнесите слово Зима с интонацией:
2. Дыхательная гимнастика: свеча 3. Выразительное чтение – Прочитайте выразительно, стараясь передать
чувства, выразите своё отношение к прочитанному
произведению, чтобы слушатели ярко
представили происходящие события. |
||||||||||||||||||
Осознание учащимися того, что при помощи средств выразительности можно услышать звуки. | Самостоятельная работа с
самопроверкой 1. Вы на протяжении всего
урока вели большую исследовательскую работу, как
самые настоящие литературоведы. – Предлагаю вам
выполнить интересные задания:
– Подчеркните слова, которые помогают
услышать звуки зимы. |
||||||||||||||||||
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и всего класса. | Рефлексия деятельности 1. Что можно сказать об отношении автора к природе? (Любит природу, жалеет птичек) 2. Как вам показалось, можно ли словами выразить свои чувства наравне с музыкой и живописью? 3. А стала ли пословица девизом нашего урока? «Мало уметь читать, надо уметь думать» 4. Предлагаю поставить нужный знак препинания в конце предложения: «Зима…» – Поставьте точку, если вы услышали её голос. |
||||||||||||||||||
Выразить своё отношение к произведению через выразительное чтение. | Домашнее задание по выбору: –
Выучить стихотворение С.Есенина «Зима». |