Литература
-
Мой край родной – Камчатка 2008
Классный час «Мой край родной – Камчатка» является развлекательно-познавательным мероприятием. Направлен на ознакомление детей с бытом, культурой, литературой, музыкой, танцами коренных народов Камчатки. При проведении мероприятия прослеживается связь с литературой, живописью, уроками музыки и танца.
-
Литературная гостиная "Поэты Пинежья" 2008
Знакомит учащихся с поэзией родного края и воспитывает любовь к малой родине. В предлагаемой разработке рассматриваются имена пинежских поэтов Нины Александровны Нетёсовой и Владислава Владимировича Попова. Учащиеся самостоятельно ищут материал, учат стихи, готовят презентацию и рассказывают стихи собственного сочинения. Мероприятие входит в систему уроков по реализации регионального компонента Архангельской области в 5–8-х классах. Содействует воспитанию творческой личности и развивает устную речь учащихся.
-
Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность" 2008
Урок литературы с использованием информационных компьютерных технологий знакомит учащихся 11-го класса с жизнью и творчеством М.А.Шолохова, показывает значение его творчества и общественной деятельности.
-
Урок литературы и ИЗО "Идеал и действительность в художественном мире повести Н.В. Гоголя «Портрет»" 2008
Интегрированный семинар по литературе и живописи помогает в постижении идейно-художественного своеобразия повести Н.В.Гоголя «Портрет», в которой раскрывается мысль о нравственной ответственности Художника за зло мира.
-
Урок литературы по теме "Антон Павлович Чехов. Встреча с великим учителем красоты и правды" 2008
Цель данного урока – познакомить учащихся с особенностями личности А.П.Чехова, обучить их анализу речевых средств, развить у детей чувство юмора. Материал этого урока имеет огромный воспитательный потенциал, возможность показать непреходящее значение качеств жертвенности, честности, внимательности, человеколюбия, умения разрешать конфликты с помощью незлой шутки.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка в 10-м классе (филологический профиль) на тему "Только о любви" (по сонетам В.Шекспира) 2008
Реализация данной программы позволяет удовлетворить потребности учащихся в чтении литературы на английском языке, развить способности к творчеству; формировать профессиональные намерения старшеклассников, их интеллектуальные, информационные, коммуникативные и культурно-социальные компетентности.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Твой милый образ, незабвенный…" (по любовной лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Урок проводится в форме устного журнала. Целью урока является расширение и углубление представлений учащихся о лирике Фёдора Ивановича Тютчева. Вводится понятие лирического цикла. На уроке продолжается обучение учащихся всем аспектам анализа лирического произведения, работа над выразительностью речи.
-
Мастер-класс по теме "Развитие коммуникативной компетенции на занятиях элективного курса «Основы журналистики» в рамках предпрофильного образования" 2008
На данном занятии показан один из вариантов проведения занятия по элективному курсу "Основы журналистики" в рамках предпрофильного обучения с использованием метода учебного проекта. Практическое наполнение занятия может быть любым. Для учащихся могут быть предложены более узкие темы (по выбору учителя и учащихся). Вид работы, представленный в данном мастер-классе, хорошо вписывается в учебный процесс, представляет собой одно из самых перспективных направлений проектной деятельности, позволяющее на деле осуществить главный проект учащихся старшей школы - определение их дальнейшего профессионального пути и умения проектировать свою будущую карьеру и жизнь.
-
Синтез искусств на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся 2008
Проблема развития творческих способностей учащихся - одна из самых актуальных в воспитании и обучении. Она волнует психологов, учителей, родителей, учащихся. Как обучать и что предпринять, чтобы ребёнок раскрыл свои способности? Я считаю, что одним из средств развития творческих способностей учащихся является синтез искусств на уроках литературы. В данной работе представлен фрагмент урока, где рассматривается, как один и тот же образ воплощен в музыке, живописи, литературе, взаимосвязь видов искусств и их отличительные черты, а также приводятся примеры творческих работ.
-
Взаимосвязь видов искусства на уроках литературы. Модернизм в поэзии и живописи 2008
Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой... В предлагаемой статье автор делится своим опытом по использованию произведений искусства на уроках литературы.
-
Методическая разработка обобщающего урока по творчеству И.С. Тургенева 2008
Представленная разработка обобщающего урока литературы по творчеству И.С.Тургенева. Урок составлен с использованием современных мультимедийных средств. Задачи урока: проверка уровня знаний по произведениям писателя; формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств; обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений; обеспечение ситуации эмоционального переживания.
-
Урок литературы в русле новых технологий "Правда о жизни" по повести В.И. Белова "Привычное дело" 2008
В течение всех лет педагогической деятельности учитель решает проблему сочетания воспитания и обучения. Извечные вопросы: Как это сделать? Какие формы и методы использовать? Что удачнее? Какие из них лучше? От учителя требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль на уроке, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых он не боялся бы высказывать свои, пусть еще не совсем зрелые мысли. Предлагаю вашему вниманию урок литературы в русле новых технологий с использованием приемов «кластер» и «синквэйн» по повести В.И.Белова «Привычное дело».
-
Интегрированный урок литературы с историей в 8-м классе 2008
В последние годы в числе тем экзаменационных сочинений в 11-м классе практически в каждом блоке есть тема, связанная с интерпретацией (восприятием и оценкой) поэтического текста. Поэтому у учителя-словесника появилась ещё одна задача – научить школьника анализировать стихотворения. Этого можно достичь, проводя интегрированные уроки русского языка и литературы, другими словами – уроки словесности, или работая над разными видами анализа (лингвистического, лингвостилистического, комплексного и др.) на уроках литературы. Для достижения положительного результата следует вводить хотя бы элементы анализа поэтического текста уже в 5-м классе. Ученику среднего и старшего звена пригодятся знания о стилистических функциях частей речи и их грамматических форм, об особенностях употребления синтаксических конструкций разного вида, знания по лексике, получаемые на уроках русского языка. Новые учебники и методические пособия для учителя содержат подобную информацию. Для организации системной работы над данной современной педагогической технологией можно воспользоваться трудами Ю.М.Лотмана, Н.М.Шанского и др.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "На Мурманском направлении" 2008
В литературно-музыкальной композиции «На Мурманском направлении» рассказывается о поэтах Заполярья, которые в годы Великой Отечественной войны не только защищали Родину, но и писали о войне. Представлены стихи поэтов К.Бельхина, Н.Букина, А.Подстаницкого. Рассказывается о создании песни «Прощайте, скалистые горы». Композиция составлена на основе материалов местных газет, журналов и книг.
-
"Своя игра" по литературе 2008
Нестандартный урок "Своя игра" предназначен для учащихся, которые приезжают в краевые и всероссийские детские центры и занимаются в условиях временного детского коллектива. Учителя обычной школы также смогут его провести, подводя итоги за четверть и полугодие.
-
Черты христианства в произведении А.С. Пушкина "Маленькие трагедии" 2008
-- О духовном образовании и воспитании в школах. Понятие "светскости". Иной взгляд на изучение "Маленьких трагедий" А.С.Пушкина. Трагедия "Скупой рыцарь". Не только о скупости. Трагедия "Моцарт и Сальери". Не только о зависти. Трагедия "Каменный гость". Не только о прелюбодеянии. Трагедия "Пир во время чумы". Расплата за все грехи.
-
Портфельчик для талантливых детей и творческих учителей, 11-й класс 2008
Данное пособие представляет собой мультимедийное сопровождение к курсу литературы для 11-го класса, которое содержит теоретический материал по биографии поэтов "серебряного" века, материал к анализу лирических произведений, воспоминания современников.
-
Урок-игра "Счастливый случай" по творчеству С.Есенина 2008
Обобщающий урок-игра «Счастливый случай» по творчеству Сергея Есенина. Характерные особенности такого урока – групповая работа над материалом, взаимопомощь и взаимоответственность учащихся.
-
Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству А.С. Грина 2008
Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству А.С.Грина. Может быть использована учителями литературы средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий в качестве мероприятия для проведения литературной недели.
-
Урок-лекция в 10-м классе на тему "Петербург Достоевского, вымышленный и реальный" 2008
Цели урока: знакомство учащихся со страницами биографии Ф.М.Достоевского, связанными с Петербургом, и с произведениями об этом городе и его обитателях; развитие интереса учащихся к чтению произведений Ф.М.Достоевского.
-
Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать" 2008
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры.
-
Обобщающий урок по литературе в 6-м классе 2008
Учащиеся среднего звена очень любят уроки обобщающего характера после изучения определенного раздела программы. Уроки эти проводятся в форме контрольного среза знаний, уроков-путешествий, викторин, что способствует более внимательному прочтению художественного текста, заучиванию наизусть обязательных стихотворений. Предлагаю вниманию коллег урок-соревнование по закреплению материала после раздела "Библейская мифология и литература" в 6-м классе. Учащиеся имеют возможность в увлекательной форме продемонстрировать знания библейских легенд, произведений писателей и поэтов на сюжеты библейских мифов. Разнообразие конкурсных заданий на протяжении всего урока поддерживает у детей соревновательный дух, умение работать в команде.
-
Урок по теме "Страницы биографии А.С. Пушкина" 2008
Урок литературы в начальной школе по технологии проектной деятельности. Используется учебник О.В.Джежелей «Чтение и литература». Школьники выполняют проекты, учатся работать в команде и больше узнают о биографии Александра Сергеевича Пушкина.
-
Люди одной судьбы 2008
Урок может быть посвящен Международному дню толерантности. Урок построен на материале творчества В.Гроссмана и Ст. Спилберга. Авторы в своих произведениях говорят о трагедии еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.
-
Урок по теме "Слово о Маяковском. Ранние стихотворения В.Маяковского как отражение души поэта". 10-й класс 2008
Урок ставит целью познакомить учащихся с личностью Владимира Маяковского, его поэзией. Урок сопровождается показом слайдов, используются записи песен в исполнении Елены Камбуровой на стихи Владимира Маяковского.
-
Открытый урок русской литературы во 2-м классе по теме "Знакомство с поэзией К.И. Чуковского" 2008
Урок литературы для 2-го класса, на котором дети знакомятся с творчеством К.И. Чуковского, а также учатся сами писать стихи.
-
Урок по литературе для 6-го класса "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»" 2008
Урок по теме "Роль дуэли в сюжете повести "Выстрел" А.С.Пушкина" предназначен для 6-го класса, обучающегося по программе В.Г.Маранцмана. Это первый урок по изучению цикла "Повести Белкина" А.С.Пушкина. Он нацелен на продолжение изучения творчества Пушкина, расширение представлений обучающихся о дуэли, обучение анализу прозаического произведения. Также в ходе данного урока обучающиеся продолжают учиться выстраивать монологические аргументированные высказывания по теме, развивают творческие способности и навыки работы с тестовыми заданиями и компьютерной программой PowerPoint.
-
Урок словесности в 8-м классе "Экспрессивность синтаксических конструкций в повести И.С. Тургенева «Ася»" 2008
Урок словесности "Экспрессивность синтаксических конструкций в повести И.С.Тургенева "Ася" направлен на развитие умения анализировать художественное произведение, его языковую форму, производить стилистический анализ текста, выделять изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с нравственно-психологической характеристикой героев, с идейным смыслом повести. Погрузившись в язык И.С.Тургенева, восьмиклассники наблюдали, как работают в произведении различные синтаксические конструкции, помогающие писателю в создании яркого портрета, в передаче тончайших душевных переживаний героев.
-
Урок литературы в 11-м классе "Сложная судьба человека в русской литературе XX века" (по рассказу М.А. Булгакова "Морфий") 2008
Творческое наследие М.А.Булгакова, поражающее богатством и разнообразием, не укладывается в узкие рамки традиционного выбора и подхода, сложившегося в школьной программе по русской литературе XX века. Понимание написанного М.А.Булгаковым не будет достаточно глубоким, если не познакомить учащихся 11-го класса с рассказом «Морфий». Это небольшое по объему произведение несет в себе мощный источник формирования личности школьника, требует от него максимум отдачи душевных сил. На уроке, посвященном рассказу «Морфий», анализируется это произведение в единстве формы и содержания.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Велимир Хлебников. «Уструг Разина». Степан Разин как историческая личность и герой поэмы В.Хлебникова" 2008
В работе используются принципы и методы развивающего обучения. Развивающее обучение наиболее оптимально подготавливает ученика к научно-исследовательской деятельности. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников.