Литература
-
Поэзия войны 2008
Форма изучения материала ИКТ обоснована, так как оживляет коммуникативную деятельность учителя и ученика, повышает эффективность и практическую значимость изучаемого материала. Особый эмоциональный настрой создаёт музыка, сопровождающая показ слайдов, нацеленная на усвоение поэзии, посвящённой ВОВ.
-
Урок-размышление по литературе в 9-м классе "В.Ф. Одоевский «Последний квартет Бетховена»" (Программа Ладыгина М.Б.) 2008
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Одоевского, Бетховена, приобщает ребят к миру прекрасного.
-
Открытый урок по родной (чувашской) литературе в 10-м классе по теме "Г.Коммисаров. «Авлану»" 2008
Комплексный анализ текста. Такой вид работы позволяет ученикам понять и прочувствовать содержание прочитанного произведения, а используемая таблица - увидеть линию сюжета и используемых изобразительных средств.
-
Урок-викторина для 9-го класса по теме "Путешествие в мир комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»" 2008
Урок-викторина может быть проведен как обобщающий после изучения комедии в рамках программы, а может быть использован в качестве внеклассного мероприятия при проведении предметной недели. В викторине принимают участие две команды и зрители-болельщики, при необходимости помогающие ответить на вопрос своей команде.
-
Разработка урока по русской литературе в 8-м классе по теме "Повесть о любви. Н.В. Гоголь. «Шинель»" 2008
Разработка урока по русской литературе в 8-м классе на тему: "Повесть о любви. "Шинель" Н.В. Гоголя". Целью данного урока является познакомить с фактами биографии Гоголя (приезд в Петербург), научить учащихся не только выражать свои мысли, но и развивать творческие способности, воспитывать вдумчивого читателя, прояснить авторское отношение к персонажу, пробудить глубокое сочувствие к каждому человеку.
-
Тема урока: "Два проявленья стихии одной…" (по лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Основной метод изучения лирики поэта - разные виды сопоставительного анализа стихотворений: черновика и чистовика, однотемных стихотворений разных авторов, текстов Тютчева разных периодов. С учётом изменения структуры ЕГЭ на уроке делается акцент на выявление литературного контекста, генезиса тютчевских текстов.
-
Урок-размышление по рассказу А.Платонова "Юшка", 7-й класс. Тема урока "Жить по законам человечности…" 2008
Предлагаю описание урока-размышления, который поможет учащимся задуматься над такими понятиями, как доброта, милосердие, сострадание, сочувствие, задуматься над смыслом жизни. Урок заявлен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Учащиеся самостоятельно работают с текстом, изучают биографию писателя, анализируют текст, составляют кластеры, синквейны, сравнительные таблицы.
-
Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) 2008
Занятие направлено на изучение характерных особенностей данного художественного направления и применение учащимися полученных знаний для создания собственных текстов.
-
Сюжетно-композиционная организация, жанровое своеобразие и богатство языка рассказа Н.С. Лескова "Тупейный художник" 2008
Урок литературы помогает учащимся выявить своеобразие жанра и композиции произведения, показать художественные средства, используемые Н.С.Лесковым в рассказе, обратить внимание на особенности языка писателя.
-
Изображение трагической судьбы талантливого русского человека. Система образов в рассказе "Тупейный художник" 2008
Урок литературы в 10-м классе на тему «Изображение трагической судьбы талантливого русского человека». Система образов в рассказе «Тупейный художник» по произведению Н.С. Лескова.
-
Урок-мастерская по рассказу Л.Петрушевской "Глюк". Тема урока "Быть или не быть" 2008
Урок-мастерская по литературе «Быть или не быть» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Данная форма проведения урока направлена на развитие ассоциативно-образного мышления, развитие воображения, фантазии. Авантюрная завязка урока вызывает интерес к рассказу. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять, каждый ребенок имеет право на собственное мнение.
-
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы 2008
Предлагаю некоторые разработки уроков русского языка и литературы, которые предполагают виды деятельности, направленные на развитие критического мышления.
-
Литературный вечер в 9-м классе "Путешествие вместе с А.С. Пушкиным" 2008
Вечер проводится при изучении монографической темы "Жизнь и творчество А.С. Пушкина". Вечер помогает раскрыть связь писателя с эпохой, в которой он творил, показать его место в обществе, в системе социальных связей, активизировать процесс взаимодействия ученика с миром писателя, открытия смыслов, связанных с личным опытом.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Эпоха и герои" 2008
Разработка интегрированного урока по теме «Эпоха и герои». Урок проводился в 7-м классе при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба». Программа по истории скорректирована так, чтобы изучение повести по литературе совпало с темой «Присоединение Украины к России». Мы изучили литературное произведение в контексте определённых исторических событий, что позволило показать: образы литературных героев раскрываются в определенной исторической ситуации, которая влияет на создание их характеров. Использовалось мультимедийное сопровождение с применением 2 компьютеров: при помощи одного учащиеся проводили самопроверку таблицы, второй учащийся нужен для демонстрации картинок.
-
Художественно-педагогическая драматургия урока литературы. М.Булгаков. "Мастер и Маргарита" 2008
Художественно-педагогическая драматургия урока, в основе которой - принцип проблемного обучения, позволяет решать задачи литературного образования на современном этапе. Урок строится по законам театральной драматургии и предполагает обязательное эмоциональное воздействие через музыку, живопись и литературу.
-
Интегрированный урок словесности "В поисках смысла…" (урок развития речи) 2008
Урок развития речи поможет учащимся понять, что нужно для того, чтобы найти и передать смысл сказанного и прочитанного. В ходе урока-игры ребята развивают устную речь, работают над своей интонацией, различными средствами общения. Этот урок может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе по предмету.
-
Нравственная проблематика пьесы А.Вампилова "Старший сын" 2008
Александр Вампилов - драматург, сыгравший значительную роль в современном театре. Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе - драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов.
-
Нравственный урок А.С. Пушкина (по повести "Станционный смотритель"). 6-й класс 2008
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает использование разных форм, приемов и методов обучения. Для учителя русского языка и литературы, главным в обучении является текстоцентрический подход, за основу которого всегда взят текст и анализ текста. Примером является проблемный анализ рассказа А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
-
Рецензия на "программу элективного курса "Основы книжной культуры" (8–9-е классы). Предпрофильное обучение 2008
Элективный курс "Основы книжной культуры" разработан в качестве сопровождения к курсу литературы средней школы в рамках предпрофильного обучения и предполагает знакомство учащихся 8–9-х классов с книжной культурой в целом, а также с некоторыми аспектами библиографического и библиотечного дела. Выбор тематики курса чрезвычайно актуален, поскольку в условиях тотальной информатизации общества книга оказывается потесненной новыми информационными технологиями. Преподаватель хорошо понимает, что книга является не только источником информации, но и культурным феноменом, неотъемлемой частью человеческой культуры, и стремится донести это до сознания школьников, воспитать в них любовь и уважение к книге.
-
Рецензия на программу факультативного курса по литературе (10–11-е классы) (гуманитарные группы) "Мировая художественная литература на рубеже XIX и ХХ вв." 2008
Программа факультативного курса по литературе "Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков" разработана учителем русского языка и литературы С.М. Шпаковой Данная программа предназначена для старших классов, групп с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа является дополнительной к основной - автора В.Г. Маранцмана и опирается на действующую в настоящее время программу литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5–11-е классы), авторы А.Г. Кутузов, М.Б. Ладышин, А.Б. Есин, а также на программу по зарубежной литературе (5–11-е классы), автор Н.П. Михальская (для образовательных учреждений гуманитарного профиля 5-11 классов. М.: "Дрофа", 2003 г.). Программа, созданная С.М. Шпаковой, позволяет решать важнейшие образовательные задачи: учит выявлять индивидуальное своеобразие каждого писателя, поэта и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству, формирует навыки анализа художественного произведения, развивает умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью, умение написания сочинений разных жанров.
-
Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка", 8-й класс 2008
Представлен сценарий литературной игры по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
-
Урок якутской литературы в 10-м классе "Кулаковский и Нострадамус — диалог через века" 2008
Урок посвящен жизни и деятельности основоположника якутской литературы, поэта и ученого, одного из теоретиков якутского стихосложения Алексея Елисеевича Кулаковского. Кроме этого, на уроке для сравнения изучается жизнь выдающегося французского пророка Мишеля Нострадамуса.
-
Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчев (урок литературы в 6-м классе) 2008
Анализ лирических произведений - сложный процесс, в котором взаимодействуют образное и логическое мышление. Поэтому очень важно, как будет построен урок литературы учителем, какие методы и приемы работы он выберет. Обучение грамотному анализу прочитанных лирических произведений лучше всего основывать на поисковой деятельности, так как устанавливаются ассоциативные связи с произведениями других видов искусства; обучающимися комментируются стихотворения, осуществляется самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Не менее важна продуктивная творческая деятельность, выразительное чтение художественных текстов, устное, словесное рисование. Только в этом случае знакомство с творчеством поэтов различных эпох для обучающихся становится занятием увлекательным и интересным.
-
Урок-путешествие в 5-м классе "По стране Русского Языка" 2008
Через игру-путешествие прививается детям любовь к русскому языку, к чтению книг.
-
"Умницы и умники" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2008
Обобщающий урок построен в форме игры «Умницы и умники». Школьники выступают в роли Геллы, Берлиоза, Понтия Пилата, Азазелло, Маргариты, Ивана Бездомного, Иешуа Га-Ноцри, Мастера, Бегемота, Левия Матвея, Коровьева и Воланда.
-
Лингвистический анализ стихотворения Н.С. Гумилёва "Лес" 2008
Любовь, смерть и стихи. В 16 лет мы знаем, что это прекраснее всего на свете. Потом — забываем: дела, делишки, мелочи повседневной жизни убивают романтические «фантазии». Забываем. Но он не забыл, не забывал всю жизнь. Рассматриваемое стихотворение входит в сборник «Огненный столп». Название книги взято из Ветхого Завета: «В стопе облачном Ты вёл их днём и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь». Поэт приходит к прямому толкованию леса как знака души человека и одного из самых сильных душевных переживаний — любви.
-
"И с каждой осенью я расцветаю вновь…" Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.) 2008
Данный урок можно отнести к комбинированному типу, который позволил реализовать различные цели: ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление (через слайдовую презентацию) навыков анализа-интерпретации стихотворного текста. Учащиеся познакомились с особенностями эпистолярного жанра и подготовились к написанию сочинения в форме письма. Особое внимание на уроке отводилось усилению коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладению учащимися художественными образами, выразительными средствами языка. Для эстетического восприятия стихотворения А.С.Пушкина «Осень» были созданы благоприятные условия: подобраны фрагменты из музыкальных произведений Чайковского и Свиридова.
-
Урок литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утес" 2008
Тема Кавказа неразрывно связана с лирикой М.Ю.Лермонтова. Но не все дети знают, кто еще из русских классиков был в свое время на Кавказе, почему и как это отразилось на его творчестве. Об этом идет речь на данном уроке. Предлагаемый дополнительный материал (презентации) может быть использован весь или частично на данном уроке, в зависимости от уровня подготовки учащихся и целей, поставленных учителем к данному уроку.
-
Урок литературного чтения по стихам А.А.Фета 2008
Дети читают по-разному – скорость чтения, глубина понимания отличаются. На успешность прочтения и понимания текстов влияют их синтаксические особенности и содержательный аспект. Предлагаемый урок представляет собой подробную разработку, а также две презентации: по уроку и биографии автора, которые можно использовать как на данном уроке, так и на обобщающем.
-
Урок литературного чтения "Русские народные сказки" 2008
Данный урок литературного чтения активизирует учащихся, способствует развитию творческой деятельности, познавательного интереса. Игровые моменты урока, разнообразие упражнений и видов работ способствуют формированию навыка плавного слогового чтения, развитию речи, внимания и мышления. Уроки литературного чтения, посвящённые изучению сказок, имеют большое значение для младших школьников, так как именно в этом возрасте возникают исходные понятия добра, зла; формируются человеческие качества. Эта форма работы помогает в обучении. Использование компьютерной презентации даёт возможность подать материал с максимальным использованием наглядности, повысить интерес к чтению.