Литература
-
Урок–анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" 2008
Урок - анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" является интегрированным с использованием картин западноевропейских художников, а также музыки П.И.Чайковского. Русская идея, вытекающая из анализа произведения, может показаться интересной учителям-словесникам. Урок сопровождается презентацией.
-
Необычные тексты на уроках словесности 2008
Не секрет, что правильная речь "отличника" не всегда бывает интересной, фантазии тоже нужно учить. "Грамматика фантазии в высшей степени полезна для всех, кто способен мечтать и осуществлять свои мечтания", - писал Д.Родари. Помогают развивать речь конкурсы ораторского искусства, литературные кафе по творчеству поэтов, инсценировки, где ребята учатся выступать перед аудиторией, чувствуя себя легко и свободно, учатся отличать хорошие стихи от слабых, дилетантских, учатся пользоваться различными типами словарей, развивают чувство юмора.
-
Лирические отступления сельского учителя между уроками… 2008
Школьная жизнь - это особый мир со своими страстями и законами. Учитель, особенно сельский, в современном мире, вероятно, уже единственный, кто заботится о будущем своей деревни или района, страны и, если хотите, человечества. Обычная жизнь в школе - это труд, а сейчас еще и борьба за выживание без гламура и шоу. Что же будет дальше?.. "Посмотрим", - сказал слепой...
-
Урок литературы в 9-м классе. Школа Дюйшена. (Урок внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова "Первый учитель") 2008
"В нашем ауле сколько угодно всяких деревьев, - говорится в повести "Первый учитель", - но эти тополя особенные... Позже, много лет спустя я понял тайну двух тополей. Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение". Не в этом ли "тайна" и писательской судьбы самого Чингиза Айтматова, автора этих строк? Нам предстоит познакомиться с героями книги этого замечательного писателя, выяснить нравственное звучание повести и почему эпиграфом к уроку стали именно эти слова Ч.Айтматова: "Не жалейте жара сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю..."
-
Создание ситуации успеха на уроках литературы 2008
Как сделать урок литературы интересным в период адаптации учащихся 5-х классов и в начале основной школы.
-
И сердце вновь горит и любит — от того, что не любить оно не может 2008
Перелистывая журнал "Биология в школе" № 2 за 2005 г., я увидела интегрированный урок "Биохимия любви", составленный И.Н.Хачатрян (учитель биологии). Та часть, которая касалась литературы, была раскрыта скудно, поэтому я решила написать свою. Этот урок можно провести и отдельно, а также привлечь и учителя МХК.
-
Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?" 2008
Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?" помогает показать шестиклассникам Павла Петровича как человека высокой культуры и удивительной скромности, неприхотливого в личных потребностях, живущего глубокой и словно бы потаённой внутренней жизнью, творца непревзойдённой "самоцветной шкатулки". Жизненный опыт, мудрость, доброжелательность уральского сказителя вызывают у детей ответную симпатию и желание глубже изучать его творчество.
-
Урок литературы в 7-м классе. "В детях стараюсь разглядеть…" (Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник") 2008
Эхо детства слышится во многих произведениях Ю.Яковлева. Вот только некоторые из них: "Мальчик с коньками", "Реликвия", "Сын лётчика", "Рыцарь Вася", "Багульник". Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: "В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека". Перелистывая страницы рассказа "Багульник", поучимся друг у друга понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь, милосердие... Проследим, как удаётся писателю в ребёнке видеть завтрашнего взрослого человека.
-
Урок литературы в 8-м классе "Чудо поэтического слова" 2008
Этот урок внеклассного чтения - разговор о поэзии - посвящен 2007 году, Году русского языка. По ходу урока перед учениками раскрывается яркость поэтического слова, его многозначность. Звучат стихи о Родине, о природе родного края, о великом русском языке. Воспитывающая роль урока заключается в том, что ученики учатся быть внимательными к поэтическому слову, начинают понимать труд поэта, его душу, силу чувств. На примере видения Родины в стихах русских поэтов у школьников формируются патриотические чувства, чувство гордости за русский язык.
-
Что такое "ответственность" и как я её понимаю. (На материале романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс) 2008
Для каждого человека, каким бы ни было его мировоззрение, свобода относится к числу высших идеалов. Согласно мироощущению любого из нас, свобода - наше право по рождению. Но в жизни каждый из нас поступается своей личной свободой ради общего блага. Является ли человек совершенно свободным, чтобы решать, как вести себя? Что правильно, а что неправильно? Каковы высшие ценности человека? Какова конечная цель его существования? Должен ли человек быть ответственен перед кем-нибудь, кроме самого себя?
-
Литературно-музыкальный сборник, посвященный 45-летию первого полета человека в космос, "Первопроходец Вселенной, сын Земли и звезд" 2008
Литературно-музыкальный сборник, посвященный 45-летию первого полета человека в космос, проведенный в День космонавтики. Под музыкальное сопровождение участники физического кружка рассказывают о жизни первого космонавта Земли Ю.Гагарине, о первом полете человека в космос, о начале освоения космического пространства. Внеклассная работа по физике оказывает большое влияние на формирование личности учащихся, на развитие их самостоятельности, инициативы и творческих способностей, повышает интерес к предмету, расширяет кругозор детей.
-
Урок внеклассного чтения для учащихся 8–9-х классов по теме "Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар…" 2008
Часто в наши дни можно слышать фразу о том, что русская литература уже не та, что нет настоящих писателей, поднимающих важные проблемы в своем творчестве. И тогда хочется возразить: есть такие писатели, и в их ряду не последнее место занимает имя Владимира Алексеевича Солоухина; писателя, мастера малого жанра, публициста.
-
"Моя задача — служить русскому драматическому искусству". Вечер, посвященный творчеству А.Н. Островского 2008
Сцены из пьес Островского, подготовленные старшеклассниками, романсы, музыкальные отрывки из оперы "Снегурочка" помогают глубже и ярче понять эпоху Островского, почувствовать мир, в котором жили его герои, убедиться в том, что драматургия Островского - это огромная панорама правдиво и ярко зарисованных человеческих характеров и судеб, обогащающих наши представления о мире.
-
Урок внеклассного чтения "Родники любви" по произведению Р.Лавочкиной "Чидл-мидл" 2008
В 2007 году наш город Биробиджан праздновал юбилей. 70 лет - возраст для города небольшой, сопоставимый с возрастом зрелого человека. А города так же, как и люди, имеют свою историю. Они будят воспоминания о прошлом и помогают осознавать себя в настоящем. Поэтому совместно с учащимися 8-го класса мы решили провести урок литературы по произведению нашей землячки Риммы Лавочкиной.
-
Добро и зло в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина 2008
Цели урока: раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"; продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительную ориентацию на распознавание истинной красоты.
-
Поэтический мир Николая Рубцова 2008
Урок литературы в 11-м классе знакомит с творчеством Н.Рубцова, проводится сравнительный анализ стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова.
-
Методическая разработка урока литературы (7-й класс) "Мы в ответе за тех, кого приручили". Повесть Р.Ругина "Ланги" 2008
Урок проводится в рамках реализации национально-регионального компонента и ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию. Его можно провести в 7-м классе после изучения рассказа Л.Андреева "Кусака". Произведения объединяет общий гуманистический пафос; делается акцент на формировании чувства сострадания к "братьям нашим меньшим".
-
Незабытые стихи, песни, романсы забытых и малоизвестных поэтов XIX века 2008
В основе проведения данного занятия – поисково-исследовательская деятельность, позволяющая учащимся более глубоко и многогранно изучать литературные произведения. Готовясь к этому уроку, учащиеся работали с энциклопедиями, справочной и специальной литературой, искали материал на различных литературных сайтах. Тема и содержание урока выходят за рамки программного материала.
-
Урок литературы в 8-м классе с использованием ИКТ. Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме 2008
На уроке дети знакомятся с биографией и творчеством Н.М. Карамзина, получают представление о сентиментализме как литературном направлении. В качестве наглядного материала используется презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint. Обращение к компьютерной технологии на данном уроке способствует развитию интереса к литературе сентиментализма и критического мышления учащихся, интеграции знаний из разных областей, воздействию на чувства школьников.
-
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина 2008
Статья "Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина" представляет собой разработку урока литературы в 6-м классе, начинающего тему, посвящённую творчеству великого русского поэта. Урок сопровождается показом слайдов презентации. В ходе занятия ученики отвечают на проблемный вопрос: "Как годы учебы в лицее повлияли на становление личности будущего поэта?" При подготовке к занятию класс делится на группы, которые показывают результаты своей работы на уроке.
-
Личностное познание собственных возможностей 2008
Статья является итогом многолетнего труда по освоению инновационной технологии проведения уроков в форме педагогических мастерских. В ней представлен как теоретический материал по проведению педагогических мастерских, так и практический. Содержание статьи вызовет наибольший интерес у учителей литературы, но поможет в освоении проведения уроков-мастерских и преподавателям других предметов.
-
Разработка урока-презентации по русской литературе для 9–10-х классов "Сгорая пламенем любви" 2008
В статье идет речь о любимых женщинах А.С. Пушкина и о стихах, которые были им посвящены, звучат романсы в исполнении Ивана Козловского и стихи в исполнении актеров кино и ТV.
-
Формирование языковой личности младших школьников на примере использования устаревших названий кухонной посуды и одежды 2008
Материал статьи поможет учителю познакомить школьников с этническими признаками и особенностями устаревших, но ещё встречающихся в литературе и речи названий глиняной посуды и одежды жителей Белгородского края. Кроме того, статья позволяет проследить этимологию устаревших слов и их сравнение с названием этих же предметов в других регионах.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Смысл теории Раскольникова, или Каков жанр романа «Преступление и наказание»" 2008
Интегрированный урок литературы и истории показывает истоки и смысл теории Раскольникова.
-
Игра-викторина по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя 2008
Вот и в отдаленные деревни пришел век DVD, компьютеров, не говоря уже о телевизорах. И вместо посещений библиотеки, чтения книг наши дети увлечены компьютерными играми и просмотром фильмов (увы, не программных). Что же может сделать учитель литературы, чтобы его ученики предпочли компьютеру книгу? Заинтересовать учащегося. Чем? Игрой.
-
История Дона 2008
Материал знакомит с казачьими словами, понятиями.
-
"Любимых детских книг творец…" 2008
Композиция посвящена жизни и творчеству русского писателя Аркадия Гайдара. Мероприятие, сопровождающееся слайдовой презентацией, направлено на формирование патриотического чувства учащихся, на развитие интереса к теме гражданского и нравственного воспитания подростков. Предлагаемая композиция может быть использована на уроках чтения или как внеклассное мероприятие.
-
Интегрированный урок (литература + география) "Соленое чудо земли Астраханской" 2008
Урок разработан в связи со 125-летием соляного промысла на озере Баскунчак.
-
Конспект интегрированного урока литературы и искусства "Устное народное творчество в различных видах искусства" 2008
Пяти–шестиклассники вполне осознанно способны оценить всю прелесть, подлинную красоту фольклора, наполненного высокими идеями служения Родине, народу, стремлением к добру, к миру, справедливости. В продолжение всего урока пятиклассники убеждались, что мудрость сказок, глубина мыслей, сочный язык, богатство образов – это изумительный материал для создания произведений на сюжеты народных сказок, и служители искусства мастерски использовали его в своем творчестве.
-
Нравственные проблемы в рассказе Владимира Крупина "Мария Сергеевна" 2008
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством В.Куприна, с проблемами, поставленными автором в своих рассказах.