Литература
-
Мир детства в лирике И.А. Бунина на уроках литературы в средних классах 2008
Урок знакомит учащихся с личностью И.А.Бунина, с его прозой ("Жизнь Арсеньева") и поэзией. Он строится на эмоциональном сопереживании читателей, позволяющем понять чувства поэта, проследить их развитие, только затем выявить художественные особенности, передающие "пейзаж души"; вырабатывает умение составлять суждения о поэте, опираясь на его произведения; даёт представление о стихотворениях или прозаических отрывках как произведениях искусства. Урок формирует умение работать с учебником, находить в научной статье ответ на вопрос.
-
Открытый урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?" 2008
Данная работа написана на основе открытого урока, который я провела после изучения поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова в 8-м классе. Основной вопрос: «В чём загадка Мцыри?» – решается через обсуждение проблемных ситуаций, которые способствуют раскрытию образа главного героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»
-
Родная природа в изображении русских поэтов и художников 2008
Урок внеклассного чтения по литературе "Родная природа в изображении русских поэтов и художников" можно отнести к эмоционально-образным формам урока. Его главная цель — научить школьника воспринимать поэтические произведения (в данном случае стихи о природе) в совокупности с другими видами искусства (живописью, музыкой).
-
Медиаурок внеклассного чтения "Сонеты о любви" 2008
Урок может быть проведен как предметный или как внеклассное занятие, на котором учащиеся знакомятся с сонетами, созданными в течение целого тысячелетия самыми замечательными поэтами незабываемых эпох.
-
Добро и Зло в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" 2008
Урок литературы по произведениям Н.В.Гоголя «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Ученики заранее готовят сообщения о детстве Гоголя. В результате беседы на уроке им удается определить основную проблему, объединяющую эти повести, – проблему добра и зла и сделать выводы, формирующие нравственность учеников.
-
Воспитание нравственности на уроках литературы 2008
Cтатья по литературе с элементами уроков: 5-й класс – В.Г.Короленко «В дурном обществе; 9-й класс - «Герой нашего времени»; 11-й класс – «Мастер и Маргарита». В основе создания этой статьи лежит идея о нравственном воспитании учащихся на уроках литературы, потому что воздействие литературы на моральное становление личности велико и разносторонне. В ней приведены элементы уроков, которые помогут учителю организовать живое размышление над прочитанным, воспитать в детях нравственные понятия: доброту, дружбу и любовь.
-
Интегрированный урок (литература, геометрия, французский язык и физика): "Путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина с увеличительным стеклом" 2008
Хорошим средством повышения эффективности обучения и воспитания современных школьников являются межпредметные связи. Осуществление межпредметных связей сказывается на результате обучения. Знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, более эффективно достигается всестороннее развитие личности. Наша творческая группа имеет опыт проведения интегрированных уроков, в которых отражены межпредметные связи. Один из таких уроков мы и предлагаем вашему вниманию.
-
"Мы все к своей родине привержены" (по произведению Н.С. Лескова "Левша") 2008
Главным героем урока по предложенной теме является Левша. Сопоставительная характеристика с другими действующими персонажами рассказа - государями Александром и Николаем, атаманом Платовым - подготавливает оценку тульского мастера. В центре внимания оказывается поездка русского умельца в Англию, которого не соблазнила заморская жизнь. Соотнеся поступки простого человека и "отцов Отечества", учащиеся приходят к выводу о том, чем им дорог родной край.
-
Урок-размышление по рассказу Федора Абрамова "О чем плачут лошади". "Раздумье о лошадиной жизни" 2008
На уроке поговорим о судьбе писателя и, самое главное, – поразмышляем, поспорим, над рассказом Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади». Выясним, почему же плачут лошади.
-
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 2008
Данная тема изучается на протяжении всего времени обучения в начальных классах. Предлагаемый урок является итогом проделанной работы. Фрагменты предлагаемого урока могут быть использованы для проведения уроков литературного чтения и изобразительного искусства в 1–3-х классах. Первая тема по литературному чтению в начале учебного года в каждом классе - "Устное народное творчество". Полностью предлагаемую разработку можно использовать в конце учебного года, тем самым подвести итог изученного материала по данной теме и предложить учащимся в летнее время научиться понравившемуся ремеслу у старших.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (урок по теме Т.Габбе "Город Мастеров") 2008
Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Такие уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны. Одним из таких уроков является разработанная мною игра "Умники и умницы" для 5-го класса по книге Тамары Габбе "Город мастеров".
-
Открытый урок "Глоток зеленого шартреза…" Жемчужные россыпи поэзии Николая Гумилева 2008
Целью данной работы является знакомство с жизнью и творчеством Николая Гумилева, пробуждение интереса к его уникальной личности, к жемчужным россыпям его экзотической поэзии. Автор работы глубоко исследовала редкие материалы о Гумилеве, газетные статьи, публицистические заметки, воспоминания друзей и знакомых, мемуарные и дневниковые записи, письма Гумилева. Работа носит интересный и познавательный характер.
-
Преподавание литературы 2008
Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; выявлять основную проблематику произведения; владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения прозаического текста; развитие речевых умений и навыков; выполнять индивидуальную и сравнительную характеристики героя; готовить доклады на литературную тему, пользуясь различными типами справочной литературы; воспитывать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека, эстетическое восприятия прозаического текста, чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду, чувство прекрасного.
-
"Словесный колдун, волшебный сказочник" С.Г. Писахов 2008
Это урок внеклассного чтения из раздела "Региональный компонент", который был проведён в 5-м классе после изучения темы "Русские народные сказки". Он позволил познакомить учащихся с личностью северного сказочника С.Г. Писахова, расширить их представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах, совершенствовать навыки пересказа и устной речи пятиклассников.
-
Тезисы и методическая разработка урока по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно" 2008
Урок по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно", на котором учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание рассказа, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).
-
Не заменяй себя никем. Урок внекласного чтения по рассказу Л.Улицкой "Пиковая дама", 10-й класс 2008
Урок для 10-го класса является попыткой разобраться в необходимости толерантных отношений между членами семьи и определить отношение учащихся к самоотверженности.
-
Урок литературы по теме "Дружбы и друзья в лирике А.С. Пушкина" 2008
Урок развивает эстетический вкус старшеклассников, приобщает к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А.С.Пушкина.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему "Жизнь сердца" по повести Н.М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" 2008
Урок представляет ребятам выдержки из текста повести, где автор отмечает то, что составляет внутреннюю, "психологическую" сущность героини. Выделив ключевые слова, обучающиеся с помощью учителя приходят к выводу, что автор благословляет истинные человеческие чувства, "жизнь сердца".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "«Во весь голос». Тема поэта и поэзии" 2008
Данный урок является предпоследним уроком по изучению творчества Владимира Маяковского в 11-м классе, вторым по теме «Значение поэта и поэзии». Указанная тема знакома учащимся с 9-го класса.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты" 2008
Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи.
-
Формирование исследовательской культуры школьников на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2008
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, в организации внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации межпредметных связей, в знакомстве учащихся с методами научного познания. В работе дается некоторое обобщение опыта по формированию исследовательской культуры на уроках литературы в старших классах и во внеурочной деятельности. На конкретных примерах по лирике Н.А.Некрасова, по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показаны примеры формирования исследовательской культуры на примере изучения творчества местного писателя В.П. Чугунова показаны приемы овладения навыками работы в коллективном творческом проекте.
-
Урок по чувашской литературе на тему "И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живет…" 2008
Все дальше и дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Одной жизнью с народом жили писатели. Более 20 чувашских писателей участвовало в войне, многие из них героически погибли. Они с честью выдержали суровые испытания военных лет и доказали свою преданность Отчизне как с оружием в руках на поле боя, так и активным участием в общественно-политической жизни в тылу... Теме подвига чувашских писателей и поэтов, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи и прошедших войну, посвящается урок чувашской литературы в 11-м классе.
-
Идеалы прекрасного в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок-исследование в 10-м классе 2008
Урок-исследование по роману "Война и мир" в 10-м классе, по теме: "Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого", развивает исследовательское и ассоциативное мышление учащихся.
-
Урок литературы "Тарас Бульба - народный герой" 2008
Основной целью заключительного урока по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" является развитие умения находить в художественном тексте материал, выделять художественные средства, необходимые для характеристики персонажа, и через них показывать отношение автора к своему герою. Для наглядности используются иллюстрации художника Е.Кибрика и репродукция картины И.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
-
Тестовый контроль при изучении творчества А.С. Пушкина в 9-м классе 2008
Изучение поэзии в 8–10-х классах затруднено из-за субъективности восприятия лирики: нравятся те стихотворения, в которых учащиеся находят выражение своих переживаний. Поэтому следует поощрять самостоятельный выбор стихов для чтения и заучивания наизусть и в то же время тактично и настойчиво направлять выбор школьника.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Невидимые параллели" (по произведению В.М. Гаршина) 2008
Урок строится на обучении в сотрудничестве. Целью урока является не только овладение знаниями, но и воспитание открытости, доброжелательности. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ и презентации.
-
Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»" 2008
Представлен конспект урока литературы по теме " Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой "Реквием". Осознание своеобразия поэмы А.Ахматовой "Реквием" происходит путем осмысления образного строя и художественных особенностей произведения. Цель достигается через реализацию методов и приемов, актуализирующих в сознании учащихся смыслообразующую и рефлективную функции.
-
От детали к проблеме (из опыта анализа художественного произведения на уроках литературы в 9-м классе) 2008
Помочь ученику найти нравственную опору - такая цель стоит перед учителем. Повесть Н.В.Гоголя "Нос" раскрывает социальные проблемы русского общества середины XIX века. В духовный мир повести помогает проникнуть вдумчивое чтение. В ходе работы сравнивается русское общество XIX века и современная Россия, решаются "вечные" социальные и нравственные проблемы. Вникая в текст, ребенок учится чувствовать красоту и выразительность русского языка, развивает речь, образное и логическое мышление.
-
Тема Родины в лирике С.Есенина 2008
В представленном уроке используются разные формы работы с классом, групповые и индивидуальные. Индивидуально готовятся ответы на вопросы семинара, а группы, готовят презентации и подбирают музыку. На уроке звучит музыка, демонстрируются иллюстрации к стихам С.Есенина. Такой метод обучения помогает глубже понять духовный мир поэта и пробуждает интерес к изучению поэзии С.Есенина.
-
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Так жизнь скучна, когда боренья нет…" 2008
Урок по творчеству М.Ю.Лермонтова знакомит с основными мотивами лирики поэта. Учащиеся включены в активную деятельность по анализу, осмыслению произведений М.Ю.Лермонтова. Рабочая карта позволяет учителю «видеть» процесс работы, а индивидуальные задания максимально дифференцируют процесс обучения. Вместе с тем они позволяют ребенку попробовать свои силы в постижении художественного мира произведения.