Урок литературы в 8-м классе на тему "Жизнь сердца" по повести Н.М. Карамзина "Наталья, боярская дочь"

Разделы: Литература


Оборудование: презентация 1, презентация 2, презентация 3, презентация 4

Ход урока

На последних уроках мы имели возможность познакомиться с повестью Николая Михайловича Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Это первая наша встреча с Николаем Михайловичем Карамзиным, известным историком и писателем 18, начала 19 века. Повесть эта построена на материале русской истории. Действие в повести происходит в Москве во времена царя Алексея Михайловича. (Слайды 2,3,4,5,6) Писатель воссоздает быт и нравы русских людей 17 века, когда, по мнению автора, “…русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили …как думали…”

Воссоздавая картину жизни далекой эпохи, Карамзин подчеркивает, что царь Алексей Михайлович радел о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, любил народ свой, думал о благе отечества. Под стать царю-батюшке были и бояре, на которых опирался царь. Боярин Матвей, приближенный государя, не пользовался своим положением в корыстных целях, не разворовывал государственной казны, а был заступником и покровителем бедных. (Слайд 7)

Картина государственной гуманности и справедливости предстает перед нами в этой повести. Но ведь повесть названа “Наталья, боярская дочь”,

что свидетельствует о том, что писателя в большей степени занимала жизнь сердца, история жизни и любви Натальи.

Вот сегодня мы и остановимся на этой теме. Итак, тема нашего урока “Жизнь сердца”. (слайд 8)

Чтобы понять, почему “жизнь сердца”, я хочу обратить ваше внимание на слова писателя: “Один великий психолог, которого имени я, право, не упомню, сказал, что, описание дневных упражнений человека есть вернейшее изображение сердца”. (Слайд 9)

И далее автор описывает, как Наталья “проводила время своё от восхода до заката красного солнца”.

Цель описания ежедневных занятий Натальи теперь ясна – “изобразить” жизнь сердца, т.е. жизнь души, внутреннего облика москвитянки. (Слайд 10)

Наша задача – следуя за автором, попытаться раскрыть внутренний мир нашей героини.

II Беседа по вопросам.

- Итак, Наталья – эта дочь боярина Матвея. В какой атмосфере проходит детство Натальи? Нам важно знать это, потому что мы знаем, что нравственное начало формируется в человеке в семье.

(Ученики рассказывают об отце, няне. Атмосфера нежной любви).

- Мать, рано умершая, была, по-видимому, достойной супругой боярина Матвея, потому что печаль об умершей супруге долго терзала сердце отца, пока не получил он утешение в дочери своей, в которой “увидел он новый образ умершей”.

Итак, Наталья росла в обстановке большой нежной любви, заботы, в окружении высоконравственного отца, заботливой няни.

- Автор дает нам портрет девушки. (Обратите внимание, что лицо девушки в этот момент озарено лучами восходящего солнца) (Слайд 11)

( Зачитать)

- Какими языковыми средствами пользуется Карамзин, чтобы оживить созданный образ?

( Целый ряд эпитетов: “юная кровь, разгоряченная ночными сновидениями”, “нежные щеки”, “алейший румянец”, “белое лицо”, “черные, пушистые ресницы”). (Слайд 12)

Яркие, контрастные краски:

“темно-кофейные волосы” - “белая грудь”.

“черные ресницы” - “алейший румянец на белом лице” (Слайд 13)

- Как называется это средство выразительности? (Противопоставление: темный – белый, черный -алейший).

- Для чего использован этот прием?

(Чтобы подчеркнуть яркую, выразительную красоту девушки)

- А какие еще средства выразительности использует автор, чтобы подчеркнуть красоту?

(Сравнения. Проводит параллель: цветы в поле - красавицы Москвы, роза всех прекрасней - Наталья была всех прелестней). (Слайд 14)

Метафоры. (Приводят примеры)

- А раскрывает ли нам автор внутренний мир девушки? (Да, он хочет дать “вернейшее изображение сердца”, рассказывая о времяпрепровождении нашей героини.)

(Зачитать со слов “Лишь только первые лучи солнца…”)

- А какие чувства испытывает Наталья? (“чувствовала в сердце своём тихую радость; не умела красноречиво хвалить натуры, но умела ею наслаждаться”)

Ребята, а ведь в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

Сокровенно – любовное отношение к природе характеризует Наталью как девушку с богатым внутренним миром, тонко чувствующую натуру. Скоро и автор отметит, что “прелестная Наталья” имела и “прелестную душу”.

Каждое утро Натальи начиналось с обедни (утренней церковной службы), где она с усердием молилась Богу, раздавала бедным деньги и шла к отцу.

- Это как-то характеризует девушку?

- Расскажите, что еще занимало нашу героиню.

Так протекала теремная жизнь девушки:

“Веселилась она, как вольная пташка, жизнь её текла, как прозрачный ручеёк стремится по беленьким камешкам между злачных, цветущих бережков”. (Слайд 15)

- Подведем итоги. Что же формировало характер Натальи? (Слайд 16)

img.gif (6430 bytes)

 Все это способствовало развитию эмоционального характера. Перед нами семнадцатилетняя девушка с вполне сформировавшимся характером. Мы видим обаятельную девушку, очень чувствительную, способную глубоко и тонко чувствовать, воспринимать окружающий мир и людей больше сердцем своим, нежели разумом. Автор заставил читателя с большим доверием относиться к своей героине.

- Но с некоторых пор Наталья изменилась (“Наталья во многом переменилась – стала не так жива, не так резва … иногда задумывалась … не находила ни в чем прежнего удовольствия … красавица вздыхала и томилась”) (Слайд 17)

Что же произошло? Автор поспешил нам объяснить причину Натальиной грусти: “Появилась потребность любить, любить, любить!”

- “Человек, по словам Пушкина, - это часть природы, его нельзя разлучить с ней,ибо он, несмотря ни на что, вынужден подчиняться её законам”.

Естественность и гармония природы не ускользнула от наблюдательного взгляда девушки: она заметила, что птицы живут парами, а рядом с ней никого не было. Она одна.

Но Наталья не понимала, что с ней происходит. Найдите слова, характеризующие состояние героини:

- “не умела дать отчёта в своих новых чувствах”

- “не понимала сердечных своих движений”

- “не знала, как толковать сны”

- “не знала, чего желала” (Слайд 18)

- Посмотрите, сколько глаголов с отрицательной частицей не. И все глаголы имеют общую семантику: “разумом, умом понять не могла”. Почему? Потому что жила чувствами (“чувствовала и томилась”).

Её воображение рисовало ей “прелестный, милый образ”, “призрак”, являющийся её взору и исчезающий.

У неё богатое воображение, ведь образ её возлюбленного создавался не на героях книг или фильмов, а силой её воображения.

И потому, когда в церкви она встретилась взглядом с “прекрасным молодым человеком”, “сердце сказало ей: “Вот он!”

“Новый свет воссиял в душе её, как будто бы пробужденной явлением солнца…”

С этого дня началась новая жизнь для Натальи, жизнь, озаренная светом любви, наполненная и радостями и горестями, потому что, увы, “самая нежнейшая, самая пламеннейшая страсть родится всегда с горестью”: влюбленный не уверен во взаимности любви.

- Прочитайте, что испытывает Наталья, когда сердце сказало ей: “Вот он!”

Посмотрите, в каком смятении находится наша красавица:

“Она потупила глаза свои, но ненадолго; снова взглянула на красавца, снова запылала в лице своём и снова затрепетала в своём сердце”. (Слайд 19)

- Посмотрите, какие глаголы употребляет автор в ряду однородных членов, чтоб живописать своеобразную “борьбу” застенчивости Натальи и её желания взглянуть ещё раз на прелестного юношу.

А сколько пришлось пережить бедной Наталье, когда она не встретила юношу ни на другой, ни на третий день. (Зачитать: “… чувствительная боярская дочь не хотела ни пить, ни есть, перестала спать и насилу ходить могла….Только по ночам лились слезы её на мягкое изголовье”)

- А теперь давайте посмотрим, как автор описывает состояние влюбленной девушки, когда на четвертый день он, наконец, появляется. (Вошел первый человек – не он! Вошел другой – не он! Третий, четвертый – все не он! Вошел пятый, и все жилки затрепетали в Наталье – это он, тот красавец, которого образ навсегда в душе её впечатлелся! От сильного внутреннего волнения она едва не упала и должна была опереться на плечо няни своей.) (Слайд 20)

Позднее, когда долгожданная встреча состоялась, в глазах влюблённых “изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце”. (Слайд 21)

- Такими вы представляли героев?

- Ребята, вы заметили, что рядом с героиней постоянно присутствует автор. Он словно боится, что читатель ненароком обидит её, будет неверно оценивать её поступки. Автор предостерегает нас: не спешите порицать её за любовь с первого взгляда: “…не сомневайтесь в истине; не сомневайтесь в силе того взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные”, не спешите порицать её за безрассудное, на первый взгляд, решение (бежать из родительского дома и венчаться с человеком, которого не знаешь). Автор уверен: принятое решение не есть безрассудство, потому что она доверяет себе, своему сердцу:

“Если бы все люди, сколько их было тогда в русском царстве, в один голос сказали Наталье: “Алексей-злодей!”, она бы с тихою улыбкою отвечала им: “Нет!.. Сердце моё знает его лучше, нежели вы, сердце мое говорит, что он всех любезнее, всех добрее”. (Слайд 22)

В этом поступке раскрывается характер Натальи: она решительна, мужественна: “на лице её видны были знаки сильных душевных движений, но не сомнения, не колебимости – ибо она решилась”, зная наверняка: “милый душе её не может быть злым человеком!”

- В каком ещё поступке раскрывается Наталья как женщина преданная, самоотверженная?

(Когда Алексей решился ехать на войну со “свирепыми литовцами”, которые “ восстали на Русское царство”. Верный сын своего отечества, Алексей намеревался победить и заслужить милость царскую. Наталья решается отправиться с ним, чтоб в минуту опасности быть с ним и своим щитом прикрыть его.)

- Что, по-вашему, лежит в основе её столь решительных поступков? (Любовь к Алексею).

- А достоин ли был Натальиной любви её избранник?

- Чем заканчивается повесть? (“Супруги жили счастливо и пользовались особенною царскою милостью… чувства их составляли восхитительную гармонию”).

- Вернемся к повести и вспомним, что во время обряда венчания обещал им престарелый священник. (Зачитать: Я не знаю и не спрашиваю, кто вы, но именем великого Бога, которого нам и мрак ночи и шум бури проповедует, - именем непостижимого, ужасного для злых, для добрых милосердного обещаю вам благоденствие в жизни, если вы будете всегда любить друг друга, ибо любовь супружеская есть любовь святая, Божеству приятная, и кто соблюдает её в чистом сердце – в нечистом же она жить не может, - тот приятен Всевышнему. Грядите с миром и помните слова мои!”) (Слайд 23)

- Почему сбылось обещание старого священника?

- Значит, при венчании обещанное старым священником “благополучие в жизни” стало реальностью. Да, именно так заканчивает автор свое повествование.

Подведем итог.

Итак, тема урока “жизнь сердца” молодой девушки. Автор свою задачу видел в том, чтобы дать “вернейшее изображение сердца” Натальи.

Посмотрим на экран. (работа с обобщающей таблицей)

Здесь собраны выдержки из текста, где автор отмечает только то, что составляет внутреннюю, “психологическую” сущность своей героини.

- Какие слова здесь являются ключевыми? (чувство, сердце, душа, любовь) Вот эти настоящие человеческие чувства и составляют, по мнению автора, “летопись человеческого сердца”. Поэтому он устами старого священника “благословляет” эти чувства, ставя их выше вековых предрассудков.

“Вернейшее изображение сердца” (Слайд 24)

- чувствовала в сердце своем тихую радость;

- чувствовала некоторую грусть томность в душе своей;

- Сердце… желает чего-то другого: оно хочет такого сердца… которое вместе с ним составляло одно чувство, нежное, странное, пламенное…

- новый свет воссиял в душе её…

- не сомневайтесь в силе взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга… сотворенные

- в глазах “изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце

- сердце мое знаетсердце моё говорит

- Наталья просыпалась и - любила; вставала с постели и - любила; молилась - и любила; что ни думала - всё любила и всем наслаждалась;

- чувства их составляли восхитительную гармонию