Литература
-
"В этой книге: чудесная поэзия исконного языка и народная мудрость" (Ф.Гладков) (по сборнику П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка") 2008
Урок обобщения изученного на уроках, посвящённых творчеству П.П. Бажова, позволяет не только расширить представления учащихся о жанровых особенностях сказа, но и способствует развитию навыков исследовательской работы в группе, прививает навык презентации своей исследовательской работы. В процессе подготовки к уроку учащиеся получают первые навыки работы на ПК. Большой дополнительный материал, привлекаемый в процессе подготовки к уроку, расширит кругозор детей, послужит воспитанию познавательной активности, интереса к культурному наследию русского народа, гордости за свою страну, не скудеющую талантами.
-
Данте. "Божественная комедия". Сравнительная характеристика Ада и Рая 2008
Данный урок является итоговым после изучения произведения Данте "Божественная комедия". Внимательно и вдумчиво читая великое произведение Данте, ребята пытаются понять не только текст "Божественной комедии", разобраться в его художественных особенностях, но и мировоззрение самого автора, прикоснуться к эпохе, в которой он жил. В конце урока знания, полученные при анализе "Божественной комедии", а также знание основ аналитической психологии помогают учащимся в понимании своего внутреннего "Я".
-
Обучение письму сочинений методом групповой работы 2008
Сочинение - самый трудный вид речевого упражнения. Данную проблему решаю методом работы в группах или парах. Каждый ученик уверен, что справится, получает удовольствие от работы, не нарушена логика изложения, тексты стали более объемными, и уменьшилось количество ошибок. Значит, я нашла "ключик", который помог улучшить качество работ, где развитие речи учащихся происходит не способом навязывания со стороны учителя, а с помощью самоанализа собственных возможностей и общения со сверстниками и учителем.
-
Межсубъектные технологии диалога на уроках литературы. Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2008
Девиз моей педагогической деятельности — признание самоценности личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальных способностей. Каждый из учеников — личность: одна выявленная, другая затаенная. Поэтому часто на уроках использую технологии диалогического взаимодействия. Основу их составляет общение как творчество, как совместный поиск истины педагогом и учащимся на уроке. Ценность таких видов уроков заключается, прежде всего, в изменении взгляда на ученика: обращение к нему как к личности, создание условий для развития естественных человеческих отношений.
-
Урок русской литературы в 10-м классе на тему "Духовное очищение и прозрение героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой и Андрея Болконского" 2008
Сейчас стали модными слова "духовное" и "бездуховное". Они произносятся на каждом шагу и по любому поводу, и потому потеряли всякий смысл и обрели ритуальный характер. И чтобы развить в себе совесть, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм; стать терпеливее, милосерднее, выработать в себе нравственное поведение, то есть готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю, вернуться к вершинам христианской нравственности необходимо обратиться к русской литературе, которая несет в себе богатый духовный опыт Православия.
-
Урок по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Как учитель литературы я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений — нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям — это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.
-
"Голубков огонь не берет". Опыт прочтения рассказа Татьяны Толстой "Соня" в 11-м классе 2008
В статье дан многоаспектный анализ рассказа Татьяны Толстой "Соня" (сб. "Река Оккервиль"). Основное внимание уделяется поэтике Толстой. Чтение этого рассказа на завершающем этапе изучения литературы в 11-м классе оправдало себя. Рассказ ставит важные нравственные вопросы, возвращает ученика к лучшим традициям русской классики. Рассказ позволяет говорить о постмодернизме как о современном художественном направлении. В статье указаны вопросы и задания для учеников.
-
Экспедиция в Астрахляндию. Организация работы естественно-научных экспериментальных мастерских 2008
Экологическая экспедиция — это знакомство с растительным миром, живыми организмами, законами жизни и взаимосвязями в природе, но не взглядом "эксплуататора и насильника" этих чудес, а взглядом, способным увидеть и понять красоту мира и научную премудрость За 10 дней участники экспедиции последовательно бывают на всех природных объектах и работают во всех мастерских. Но наша главная задача — не изучение природы заказников, а знакомство ребят с методиками естественнонаучных и экологических исследований на примере уникального природного материала.
-
Интегрированный урок литературы и информатики "Философия жизни в рассказе А.П. Чехова «Пари». Анализ эпизода в контексте рассказа" 2008
Применение интегрированного подхода дает возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся — возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.
-
"Любимых детских книг творец…" Литературная композиция, посвященная А.П. Гайдару 2008
Предлагаемая композиция может быть использована на уроках чтения или на внеклассном мероприятии. Сценарий о жизни и творчестве Аркадия Гайдара сопровожден слайдовой презентацией. Композиция направлена на формирование патриотического чувства учащихся, на воспитание гражданских и нравственных позиций у подростков.
-
Многогранность лирики Сергея Есенина. Философские мотивы в ней 2008
На уроке учащиеся стремятся постичь специфику лаборатории художника слова, т.е. особенности поэтического языка в философских стихах С.Есенина. Определить поэтическую идею его стихотворений. Осмыслить своё личное отношение к прочитанному. Совершенствовать навык анализа лирического произведения в единстве формы и содержания.
-
Филологический анализ литературного произведения в 10-м классе (программа элективного учебного предмета; профильное обучение) 2008
Данный элективный предмет для учащихся 10-х классов гуманитарного профиля. Филологический анализ литературного произведения предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Цель курса – овладение умениями и навыками филологического анализа литературного произведения, полученными в основной средней школе и углубляемыми в старшем классе. Содержание программы позволяет спроектировать хорошие результаты, указанные в пояснительной записке.
-
Интегрированный урок по литературе и истории "Уездный город" 2008
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству.
-
Вариант проведения урока в 6–7-х классе по литературе. Обзорная экскурсия по местам А.С. Пушкина 2008
Разрабатывая урок-экскурсию на тему «Пушкинские места в России», я хотела привлечь внимание учащихся не только к произведениям А.С. Пушкина, но и к тем местам, в которых создавались эти произведения. Задачи, поставленные перед учителем: использовать компьютерные технологии для создания виртуальной версии обзорной экскурсии по местам Пушкина; повысить интерес учащихся к литературе и информационным технологиям; дать возможность учащимся побывать (виртуально) в тех местах, где был великий поэт.
-
Типы литературных эпических характеров обобщения по теме "Герой эпического произведения", 7-й класс 2008
Логика обучения, идущая от понимания близкого и знакомого в литературном персонаже к осознанию собственных личностных возможностей. Каждый учащийся является не объектом учебных воздействий, а субъектом всех видов деятельности. Урок активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует формированию образного мышления, приводит к осознанию практической направленности литературы как учебного предмета. Реальная возможность учиться понимать и принимать окружающий мир.
-
Урок литературы по теме "Человек и время" в рассказе С.Ю. Юрского "Жизнь" (литература постмодернизма) 2008
Вашему вниманию предлагается статья на тему "Человек и время". В ней рассматриваются различные литературные произведения и их главные герои.
-
Литературный вечер "Любил и я в былые годы…", посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова 2008
Литературная гостиная — особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени,о котором идёт речь, с интересом, вниманием слушают учителя и принимают деятельное участие в проведении урока. Ни один школьник не останется равнодушным к судьбе того или иного поэта, побывав в такой гостиной. В данной литературной гостиной мы приоткрываем страницы жизни М.Ю. Лермонтова. Литературно-музыкальная гостиная "Любил и я в былые годы..." раскрывает сложность, противоречивость судьбы поэта.
-
Урок-эпиграф литературы по теме "Волшебная сила искусства": приглашение к рассуждению 2008
Урок-эпиграф в 10-м классе "Волшебная сила искусства". Учащиеся знакомятся с произведениями разных видов искусства, видят его эмоциональное, психологическое и нравственное воздействие на душу человека. Урок побуждает ребят к созданию собственных произведений.
-
Работа над эпистолярными материалами. С.Т. Аксаков и его переписка с Гоголем 2008
Аксаков в книге «История моего знакомства с Гоголем» поставил перед собой задачу – рассказать о духовной трагедии Гоголя, он хотел «бросить истинный свет не на великого писателя, а на человека». Работа по этой книге может быть проведена на элективных курсах, факультативных занятиях и специальных курсах.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Особенности раннего творчества Осипа Мандельштама" 2008
Урок литературы в 11-м классе, на котором учащиеся знакомятся с особенностями раннего творчества Осипа Мандельштама. Урок ставит перед собой целью совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний, а также воспитывать уважение к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.
-
"Тихая моя Родина". Вечер памяти поэта Николая Рубцова 2008
Вашему вниманию представляется вечер памяти поэта Н.М. Рубцова "Тихая моя Родина".
-
Вечер поэзии Юлии Друниной 2008
Литературный клуб "Вдохновение" представляет вашему вниманию "Вечер поэзии Юлии Друниной", который можно провести как урок по теме "Жизнь и творчество Ю.Друниной", а также как внеклассное мероприятие по предмету. Цель предлагаемого вечера — знакомство с творчеством поэтессы. Задачи: дать учащимся представление о судьбе Юлии Друниной, воспитывать чувства прекрасного. Статью можно отнести к разделу: преподавание литературы, внеклассная работа по предмету.
-
Урок по теме "Анализ I части поэмы «Русские женщины» как первый опыт анализа произведения в единстве формы и содержания в 7-м классе" 2008
Урок литературы в 7-м классе по теме “ Анализ I части поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» как первый опыт анализа произведения в единстве формы и содержания “.
-
Тема урока "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?" 2008
Данная статья представляет собой план проведения урока литературы по теме: "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?"
-
Тема урока "Теория Раскольникова и проверка ее жизнью" 2008
Представлен конспект урока-обобщения по теме "Теория Раскольникова и проверка ее жизнью".
-
Урок толерантности по литературе в 10-м классе "Переписать свою судьбу" по произведениям Р.Гальего "Белое на черном" и Л.Петрушевской "Как ангел" 2008
Уроки по произведениям современной литературы в силу загруженности школьной программы и постоянно сокращающихся часах остаются чаще всего вне внимания учителя в старших классах. Но это необходимая составляющая воспитания в современных детях гражданской позиции, сострадания, толерантности, доброты. Данный урок посвящен судьбам инвалидов в нашей стране. Итогом работы учеников и учителя в конце урока становится написание синквейнов, в которых дети выражают свои впечатления, мысли по поводу прочитанного, невысказанные эмоции.
-
Урок-исследование "Един есть Бог, един Державин!" (Бог и человек в поэзии Г.Р. Державина) 2008
Цель статьи: углубление представлений о поэтике Г.Р. Державина методом «погружения» в индивидуально-поэтический стиль.
-
Урок-исследование "Бескрылая жизнь" (по рассказу А.П. Чехова "Дама с собачкой"), 10-й класс 2008
Цели: овладение «техникой» прочтения текста; постижение стилевых особенностей рассказов А.П. Чехова; углубление представлений учащихся о роли детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж); раскрытие идейно-нравственного содержания рассказа посредством исследования словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации художественного текста; воспитание нравственности.
-
Библейские мотивы и числовая символика в романе "Преступление и наказание" 2008
Учащиеся определяют проблему, задачи исследования, занимаются сбором и обработкой материала, систематизируют его, оформляют конечные результаты в виде презентации, подводят итоги. Проблема требовала интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения, так как текст романа соотносился с Библией.Данный урок активизирует познавательную деятельность, стимулирует мыслительную активность учащихся, воспитывает интерес к предмету.
-
Урок по литературе в 9-м классе "Возрождение в Англии. В.Шекспир. «Гамлет, принц датский»" 2008
Предложенная вашему вниманию методическая разработка является уроком изучения нового материала, для учащихся 9-го класса по теме "Возрождение в Англии. В.Шекспир. "Гамлет, принц датский". Ни одно произведение великого англичанина не пользовалось такой популярностью и не оказало такого громадного влияния на европейскую литературу. Поэтому особое внимание на уроке уделяется изучению биографии знаменитого драматурга и эволюции его взглядов, а целенаправленные наблюдения над текстами сонетов помогут учащимся открыть новые грани таланта автора.