Литература
-
Литературно-музыкальная композиция "М.Ю. Лермонтов и музыка" 2007
Школа XX века предусматривает современные формы работы с учащимися (подростками) в области литературного образования. Интегрированные уроки - одна из форм такой работы. Они актуальны для подростков, а их специфика - комплексное освоение различных видов искусства. Данный урок поможет учащимся взглянуть на великого поэта с другой стороны, а именно – не только как человека, одаренного от природы даром писать литературные произведения, но и как музыкального человека.
-
Урок-путешествие по рассказам В.А. Осеевой: "Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет" 2007
Открытый урок-путешествие по рассказам В.А. Осеевой: «Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет» (5-м класс). Задачами урока являются: формирование и развитие положительных качеств личности на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида; развитие умений выделять положительные черты характера действующих лиц, экспрессивной и импрессивной стороны речи.
-
Педагогическая мастерская по литературе в 11-м классе "И смех, и слезы…" по теме: "Сатира ХХ века" 2007
Педагогическая мастерская дает возможность идти за ребенком и доставлять ему радость постоянного интереса, преподавать то, что существенно важно для роста личности; искать пути совмещения свободы с дисциплиной, максимально сблизить учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия через способы подачи материала, способы деятельности учащихся, ценностные ориентиры.
-
Анализ поэтического текста с помощью эйдос-конспекта. 5–7-е классы 2007
Художественный текст является импульсом к рождению образов в различных вариациях, представленных в сознании читателей. Диалог писателя и ученика скрыт от учителя. Эйдос-конспект (размышление, рожденное образностью художественного текста, сопровождаемое созданием учащимися собственных образов) показывает глубину понимания текста. Представлен опыт работы с эйдос-конспектами при анализе поэтического текста и урок на тему «Лирика М.Ю. Лермонтова» в 7-м классе.
-
Приемы развития критического мышления при изучении рассказа В. Солоухина "Мститель" 2007
Урок, создающий учащимся условия для формирования умения отстаивать свои позиции, убеждения, использовать личный жизненный опыт.
-
Тема урока: «М. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"». 7-й класс 2007
Задачи: показать особенности поэмы М. Лермонтова как лиро-эпического жанра и её связь с фольклором; показать мастерство Лермонтова - художника слова, особенности использования тропов в поэме; обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного, взаимоотношения опричников и простого народа, воспитание; обсудить проблему долга и чести в поэме; учить детей работать в группах постоянного и сменного состава.
-
Литературный вечер по сказке-повести А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" 2007
Внеклассной работе по предмету уделяется порой недостаточно времени. Но в младшем и среднем звене именно игровые формы организации жизнедеятельности школьников способствуют повышению интереса к изучаемому предмету. Внеурочных форм работы по литературе немало. Это и гостиные, и театральные встречи, и конкурсы знатоков произведений того или иного писателя, и конкурсы чтецов, и вечера и т.д. Данное мероприятие призвано познакомить учащихся с личностью известного детского писателя А.А. Милна.
-
Анализ эпизода "Лунная ночь в Отрадном" из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2007
Анализ эпизода "Лунная ночь в Отрадном" из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" помогает ученикам понять внутренний мир Наташи Ростовой и Андрея Болконского, проследить зарождение симпатии и интереса между этими героями. Работая с текстом отрывка, находя в нём художественные средства выразительности языка, учащиеся постигают мастерство великого писателя.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Сравнительный анализ трех версий одного сюжета (на примере отрывка из "Повести временных лет", баллады А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и песни В.С. Высоцкого "Песня о вещем Олеге") 2007
Цель данного урока - создать условия для сопоставительной работы над тремя версиями одного сюжета: отрывка из "Повести временных лет", баллады А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и песни В.С. Высоцкого "Песня о вещем Олеге" и тем самым продолжить совершенствование навыков комплексного анализа художественного произведения и монологической речи учащихся.
-
Урок словесности на тему: "Роль изобразительно-выразительных средств в жизни человека" 2007
В статье представлен конспект урока словесности, посвященного выяснению роли изобразительно-выразительных средств. Урок реализует возможность приобщения к произведениям искусства, способствует воспитанию внимательного отношения к слову, развитию творческого воображения через частичный лингвистический анализ художественного текста, создание проблемной ситуации и др.
-
Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс 2007
Данный урок – один из уроков по работе над жанрами художественных произведений. На уроке ребята познакомятся с ярким образцом русского очеркового творчества – циклом К.Г. Паустовского "Мещерская сторона". В процессе знакомства учащиеся почувствуют: автор стремится помочь читателю осознать себя частью природы, слиться с ней воедино, ощутить всю прелесть и "все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы". Учащиеся познакомятся с художественным миром очерков писателя, проявят внимание и наблюдательность, повторят изобразительно-выразительные средства. Важнейшим моментом урока должно стать желание совершить путешествие вслед за автором, узнать много нового и неведомого, пройти таинственными тропами обыкновенной земли, имя которой – Мещерская сторона. Все это позволит увидеть красоту родной природы и подготовить материал для своего будущего очерка.
-
Урок-путешествие по теме: "Скандинавская мифология. Сказание о путешествии Тора в Утгард". 6-й класс 2007
Есть в программе литературы темы, на изучение которых отводится всего один час. Как заинтересовать учащихся? Как сделать так, чтобы этот урок запомнился, а не остался обзорным? А может, отправиться в путешествие? Сами ученики становятся экскурсоводами в этом увлекательном деле, и вот уже нет места скуке, исчезла тоска ты сам погружаешься в мир скандинавских мифов, следишь за приключениями богов, гномов и великанов, постигаешь сложности модели мира.
-
Публицистический стиль. Жанровое разнообразие (урок словесности в 11-м классе) 2007
Урок проводится с целью сбора материала к защите проекта по теме. Учащиеся создают собственные тексты различных жанров публицистического стиля, используя концептуальную схему слова война, памятки. Каждая группа получает задание: написать небольшой текст в определенном жанре. 1-я группа пишет рецензию на книгу Е.В. Евграфовой "Живые – помните"; 2-я группа – эссе на тему: "Что несет в мир война?"; 3-я группа – репортаж с конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Никто не забыт, ничто не забыто"; 4-я группа – интервью с участником Великой Отечественной войны.
-
Урок-викторина по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2007
Предлагаемая викторина проводится с целью проверки знания обучающимися текста пьесы А.Н. Островского "Бесприданница", готовности работы над анализом произведения. Викторина проводится посредством обращения к какому-либо ученику. Можно поделить учащихся на 6 групп, каждая группа будет представлять одного героя.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме: "Этот загадочный Шерлок Холмс" 2007
Предложенный вашему вниманию урок внеклассного чтения не только нацелен на углубление знаний литературоведческих понятий, но и способствует формированию интереса к произведениям Конан-Дойла, развитию воображения и творчества, осознанию учащимися, что детектив может быть не только "лёгким" жанром, но и серьёзным произведением, заставляющим мыслить. А творческие задания на уроке внеклассного чтения активизировали ребят: каждый мог проявить свои разнообразные способности в роли художника, актера, исследователя-литературоведа, вдумчивого читателя и критика.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Любовь в жизни Базарова" 2007
Данный урок можно использовать при изучении романа И. Тургенева "Отцы и дети". Любовная фабула занимает одну из стадий развития действия. Учащиеся уже знают, что движет главным героем. На уроке они видят нового человека – любящего Базарова. Для активизации деятельности учащихся применяются аудио- и видеозаписи, художественное слово.
-
Урок по литературе на тему: "Гармония природы и души". 10-й класс 2007
Введение регионального компонента Федерального образовательного стандарта по литературе создает условия для формирования внутренней потребности личности изучать литературу родного края. Задача уроков литературного краеведения – сформировать представление о литературе родного края, обогатить учащихся новыми знаниями по литературе Прикамья, наглядно продемонстрировать связь литературы с жизнью, помочь сформировать у учащихся литературно-теоретические понятия, образно представлять себе личность писателя.
-
Поэтика абсурда. Чехов и Хармс 2007
Решение темы смерти в творчестве Хармса и Чехова («Вот какие большие огурцы продают теперь в магазинах!» и «Смерть чиновника»). Ситуация смерти лишена трагизма. Авторы как будто смеются над смертью. Человек умер, но его не жаль ни автору, ни читателям. Писатели смеются над жизнью, давно потерявшей смысл. Смерть только обнажает ничтожность и пустоту жизни. Оба писателя стремятся высмеять ограниченность человеческого существования, бессмысленность, мелочность жизни. Смех переходит в плач, переплетаются смешное и страшное, высокое и низкое, философия и быт. Создается абсурд.
-
Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы 2007
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать своё слово, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор.
-
Методическая разработка литературного праздника по сборнику рассказов В.П. Астафьева "Последний поклон" 2007
В разработке освещены основные этапы биографии В.П. Астафьева, составлены литературная викторина по рассказам, входящим в сборник "Последний поклон", инсценировка "За земляникой" по мотивам рассказов. Использован в качестве оформления интерьер, представляющий собой крестьянскую избу, репродукции с изображением картин сибирской природы. Продумано музыкальное сопровождение. Литературный праздник способствует развитию творческих способностей учащихся, помогает углубить интерес к литературе.
-
Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо" 2007
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне.
-
Конспект урока по теме: "Очерк жизни и творчества И.А. Бунина" 2007
В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством И.А.Бунина, развивают навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала; развивают культуру речи, память, мышление, творческие способности. Урок способствует формированию интереса к самостоятельному чтению произведений писателя.
-
Творческая мастерская по литературе 2007
Целью работы является воспитание нравственности с помощью определения проблемы, поставленной в стихотворении Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка".
-
Открытый урок по теме: "Маяковский и футуризм" 2007
Урок-исследование "Маяковский и футуризм" является первым в изучении темы "Творчество В.В. Маяковского" в 11-м классе. Он предполагает знакомство с биографией поэта и его ранней лирикой, а также исследование поэтики Маяковского, его новаторского подхода к написанию стихов. При подготовке к уроку учащиеся готовят презентацию и сообщение о биографии В.В. Маяковского, рисуют плакаты на школьную тему в стиле РОСТА. В ходе урока учащиеся работают в исследовательских группах, заполняют буклет, который потом используется при подготовке к экзамену по предмету. Данный урок соответствует как базовому, так и профильному курсу изучения литературы.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Я тоже была.." о личности и судьбе М.И. Цветаевой 2007
Поскольку ученики впервые встречаются с творчеством этого поэта, ведущей целью занятия является знакомство с личностью и судьбой Цветаевой, создание мотивации для дальнейшего изучения лирики Марины Ивановны, выяснение причины её трагического ухода из жизни. Урок иллюстрируется редкими фотографиями семьи Цветаевой, включает видеоклип (фрагмент из кинофильма "Ирония судьбы..." с исполнением романса М.Таривердиева на слова М.Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной..."), строится на основе развивающей технологии встречных усилий, рассчитанной на сотворчество ученика и учителя.
-
Творческая мастерская. "Движение весны" в стихотворении С.А. Есенина "Черемуха" 2007
Стремясь привить интерес к предмету, пробудить положительную мотивацию к анализу художественного произведения, воздействовать на эмоциональную сферу личности и развитие творческих способностей, мы вместе с детьми открываем в мастерских жанровые особенности сказок и басен, лиризм и красоту стихотворений русских поэтов. Примером этого является урок литературы в 6-м классе по теме "Движение весны" в стихотворении С.Есенина "Черемуха".
-
Тема урока: "Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина. "Песнь о вещем Олеге" 2007
Опираясь на летописные источники, Пушкин создает художественное произведение и через сюжет и художественные образы помогает задуматься над проблемой нравственного выбора. Таким образом, литература помогает осознать не только историческую достоверность, факт из жизни человека, но и связать их с современностью, "пропустить через сердце", пережить эмоционально.
-
Анализ стихотворения Алексея Васильевича Кольцова "Косарь" в 5-м классе 2007
Выбор того или иного жанра поэтом не случаен. Жанр в какой-то степени является ключом к пониманию текста. Анализ текста «Косарь» А.В. Кольцова на лексическом, формальном и синтаксическом уровне помогает увидеть черты песни. Она близка к народной. Жанр песни дает возможность автору говорить от лица народа, передавать его мысли, чувства, переживания, жизненные ценности народа-труженика.
-
Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска) 2007
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы.
-
Внеклассное мероприятие-игра "Поле чудес" для учащихся 5–6-х классов по теме: "Хакасия – мой край родной, навеки я тобой пленён…" 2006
Внеклассное мероприятие – урок-игра разработано для учащихся 5–6-х классов на примере игры "Поле чудес". Данная работа позволяет расширить кругозор, знания учащихся об истории, природе Хакасии; помогает воспитать чувство патриотизма, ответственности перед малой Родиной, привить любовь к родному краю.