Цели:
- Проанализировать произведение с точки зрения идейного содержания,
- Изучить условия содержания растений для создания оранжереи,
- Воспитать у учащихся эстетическую культуру, культуру труда,
- Развивать интерес к учению, инициативность, любознательность,
- Способствовать формированию научного мировоззрения.
Тип урока: интегрированный, эвристический, проектный.
Оборудование:
- проектор,
- портреты В. М. Гаршина, К. Линнея,
- микроскопы,
- оборудование для проведения лаб. работы.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Эпиграф: Свобода – главный дар природы.
Учитель литературы: (портрет Гаршина на проекторе.) Сегодня мы познакомимся с творчеством Всеволода Михайловича Гаршина, который, создав лишь один том рассказов, рано уйдя из жизни, навсегда вошел в русскую литературу. В годы обучения в петербургской гимназии он серьезно увлекся естественными науками, особенно ботаникой-наукой о жизни растений. Гаршин очень любил природу. И в своем произведении он показал, как близки растения и люди.
Дома вы прочитали замечательную сказку про гордую и сильную пальму. Какие чувства вы пережили при чтении? Как они менялись? Почему? (Ответы учащихся.) В самом начале сказки перед нами предстает оранжерея. Какой описывает ее автор? Какие художественные средства он использует? (Ответы учащихся)
Учитель биологии: Совсем недавно мы с вами тоже посетили оранжереи, только в нашем городе. Отличаются ли они от той, которую описал В. М. Гаршин? Опишите и сравните? (Учащиеся рассказывают о растениях которые они там встретили, сопровождая фотографиями на проекторе.)
Учитель литературы: А сейчас вернемся к литературе. Описание оранжереи резко меняет свою тональность. Как называется прием, используемый автором при описании оранжереи в лучах заходящего солнца и после? Какие художественные средства использует автор? Поменялось ли ваше отношение к оранжерее? (Ответы учащихся.)
Учитель биологии: Ребята. В.М. Гаршин правильно заметил, что для растений очень важен был простор, уход, влага. Но главное – почва. Она должна содержать необходимое количество минеральных и органических веществ. Это необходимо для роста и развития растений. Какая же почва в нашем крае? Класс заслушивает заранее подготовленный доклад учащегося.
Доклад: Во всех почвах Якутии отмечается малое содержание минерального азота, что является следствием медленных темпов разложения органического вещества, из-за слабой микробиологической деятельности, холодости почв и короткого периода их прогревания. Почва имеет пониженный уровень фосфора, зато отмечается повышенное содержание калия. Это объясняется преобладанием гидрослюдных минералов. В земледельческих районах преобладает щелочная среда, соответственно почвы нуждаются в снижении вредной для растений реакции почв, что можно достигнуть гипсованием. Вокруг водоемов формируются торфяные почвы. Они отличаются потенциальным плодородием.
Таким образом, агрохимические свойства почв Якутии не очень благоприятствуют растениеводству.И поэтому большая роль возлагается на удобрения. Они выполняют трофическую, регуляторную, мелиоративную функции.
Азотные удобрения содействуют росту зеленой вегетативной массы, поддержание растений в молодом состоянии. Фосфор – мощное развитие корневой системы, ускорение созревания и развития, что очень важно в условиях короткого лета. В засушливое лето актуальны азотные подкормки, а в холодное лето – фосфорные и калийные.
Учитель литературы: Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека: один из них директор оранжереи. Что вы можете о нем сказать? (Ответы учащихся.)
Учитель биологии: Директор был отличным ученым и большую часть времени проводил за микроскопом.
Давайте же тоже почувствуем себя учеными и проведем лабораторную работу под названием “В кабинете директора”.
В зеленом тереме
Площадей не меряно,
Комнаты не считаны
Стены – как стекло,
А в стенах тех окошки,
Сами открываются
Сами закрываются!
Разберем эту загадку. Мы посмотрим это в микроскоп. Приготовим препарат. Одна группа – кожицы верхней стороны листа, другая – нижней. Из клеток, какой ткани образуются устьица? Какое вещество они содержат? Зачем нужны устьица? На какой стороне листа устьиц больше? (Ответы учащихся.)
Оформление работы показано на проекторе
1. Найдите бесцветные клетки покровной ткани. Опишите их форму, строение, роль.
2. Найдите устьица. Зарисуйте форму замыкающих клеток. Найдите устьичную щель.
3. Зарисуйте кожицу в тетрадь, подпишите основные части: основные клетки, замыкающие клетки, устьица, устьичные щели.
Учитель литературы: Нашей главной героине ближе, конечно же, второй персонаж- путешественник из Бразилии. Почему же? Почему у пальмы два названия: обычное для нас и латинское?
Учитель биологии: (На проекторе портрет К. Линнея.)
Портрет этого ученого здесь не случаен. Это крупнейший шведский натуралист, естествоиспытатель К.Линней.(1707-1778).
К. Линней был креацианистом, но это не умаляет его заслуг перед биологией. В 1735 году в своей главной работе “Система природы” он представил прогрессивную для своего времени систему органического мира. К его заслугам можно отнести:
- основоположник науки систематики
- ввел основные таксономические единицы: род, вид, семейство, отряд, класс.
- ввел бинарную номенклатуру вместо громоздких названий.
- описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных.
- усовершенствовал ботанический язык, ввел 1000 терминов.
Работы К.Линнея способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний.
Учитель литературы: В.М. Гаршин через растения раскрывает характеры людей. Как называется этот прием? Почему пальма стремится к свободе? (Ответы учащихся.) Например, какого по характеру человека можно сравнить с пальмой? С кактусом? С травкой?
Учитель биологии: А что вы можете сказать об этих растениях с биологической точки зрения? (Светолюбивые, теневыносливые и т. д.)
Учитель литературы: Как вы думаете, если пальму изведавшую холод, снег, снова засадят за решетку оранжерей, смирится ли она? (Ответы учащихся.)
Сегодня на уроке мы через растения раскрывали сущность человека. И это не случайно. Человек, растения- все это живые организмы. И как бы нам не хотелось, очень часто мы можем провести нелицеприятные параллели из мира растений и человеческого общества. Например, сильный побеждает слабого, лицемерство, а в биологии приспособляемость и т. д.
Но мы, люди, должны стремиться, чтобы отрицательных примеров было меньше.
Учитель биологии:
Одной из целей нашего урока было создать проект школьной оранжереи. Заслушаем сейчас выступления и выберем наиболее лучший проект и притворим его в ближайшее время в стенах нашей школы.
Приблизительный проект выступающегося сопровождается иллюстрациями растений. Проекты могут демонстрироваться как на проекторе, так и на плакате.
Проект.
1. Название проекта: “Школьная оранжерея”
2. Противоречия:
“+” | “-“ |
а) эстетическое оформление интерьера | а) недостаток солнца, плохая почва |
б) интерес учащихся к растениям, их жизнедеятельности | б) малый объем знаний учащихся по уходу за растениями |
в) созданы условия для разведения растений. |
Гипотеза: Если мы создадим школьную оранжерею, то расширим кругозор учащихся о растениях, их жизнедеятельности, влиянии на человека.
Объект исследования: Растения оранжерей города.
Цель исследования: возбуждение живого интереса к декоративным растениям.
Задачи исследования: Обогащение знаний о декоративных растениях.
Направления работы:
- изучение литературы о растениях
- экскурсиии в оранжереи города
- изучение литературы о почве нашего региона
- изучение покупательской возможности школы по приобретению растений, удобрений и т. д.
- нахождение обслуживающего персонала для оранжереи
Результаты: Создание оранжереи в школе
III. Итоги урока.
IV. Рефлексия.