Цели:
- формирование и расширение знаний о литературном направлении, об основных мотивах произведения;
- углубление представлений о романтических тенденциях в литературе на примере лирики Лермонтова;
- совершенствование навыков анализа лирического произведения;
- совершенствование монологической устной и письменной речи;
- закрепление понятия «лирический герой».
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование:
- выставка книг о Лермонтове,
- оформленная доска,
- рабочие карты.
Класс: 9
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (объявление темы и целей урока)
II. Актуализация изученного
– На прошлом уроке мы вспоминали факты
биографии М.Ю.Лермонтова. Мы говорили о сложном,
противоречивом характере поэта и его
удивительном таланте. «Непозволительные стихи
корнета Лермонтова», разошедшиеся в списках и
опубликованные лишь в 1856 г. в «Полярной звезде»
А.И.Герцена, сделали имя поэта известным.
– Вспомните, как называлось стихотворение,
которое принесло Лермонтову известность? («Смерть
поэта».)
– С болью скажет Лермонтов о Пушкине:
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один, как прежде…и убит!
– А против чего или против кого восстал Лермонтов? Он одинок или он со всеми, с обществом? Почему «жизнь скучна, когда боренья нет»? Как лирические размышления поэта помогают понять мироощущение поэта? (Два последних вопроса пишутся на доске.) Об этом наш разговор сегодня.
III. Новый материал
– Напишите в рабочих картах: Лермонтов.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы
слышите имя поэта? Запишите их. (Чтение вслух
вариантов, запись на доске.)
– Попробуйте, опираясь на слова, составить
портрет Лермонтова-поэта или
Лермонтова-человека. Каким мы представляем себе
Лермонтова?
– А вот что говорит критика о таланте поэта.
Прочитайте отрывки (Работа с картами.) из
критических статей и выпишите в одну колонку
отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную
оценку творчества, в другую – отрицательную. (Чтение
записанных вариантов.)
– Противоречивые суждения возникли на основе
непосредственного читательского восприятия. А
мы погрузимся в собственные читательские
впечатления.
– Вы, конечно, помните стихотворения «Парус»,
«Тучи», «На севере диком», «Утес». Кто может
прочитать наизусть стихотворение «Парус»? (Чтение.)
Вы можете найти его в ваших рабочих картах.
– Выпишите слова, которые создают образ
лирического героя. Напомните определение
лирического героя. (Выписываются слова:
«одинокий», «белеет», «ищет», «просит бури» и др.)
– Каким вы увидели героя? Почему он просит бури? (Поэт
сталкивает разные по времени состояния природы
– бурю и покой. Морская стихия не может
одновременно быть умиротворенной и бушующей,
бурной. Следовательно, реальная картина
исключена. Пейзаж мыслится не как произошедшее
событие, а как предмет анализа. Умиротворенное
состояние природы побуждает парус «просить»
бури. И здесь проявляется внутренний конфликт
между стихией и человеческим сознанием. Парус
зависит от стихии, подчинятся ее капризам, но
каждый раз их желания не совпадают. Так возникает
характерное для романтизма противопоставление
природных и предметных образов, символизирующих
состояние человеческой души.)
– Какие художественные средства использует
автор в стихотворении? (Инверсия, метафора,
антитеза, эпитеты, риторические вопросы.)
– Какова их роль в произведении?
– Запишем наш вывод: Лирический герой
одинок, но жаждет борьбы. Героя не радует
окружающий мир, он не находит в нем счастья.
Вечная неудовлетворенность мешает счастью,
становится основой конфликта героя с миром.
Именно поэтому произведение строится на
контрасте: буря – покой, свобода – неволя.
– Какие мотивы звучат в стихотворении? Запишите
их в ваших картах. (Мотивы одиночества, борьбы,
невозможности желаемого.)
– Какому литературному направлению присущи эти
мотивы, записанные нами характеристики героя? (Романтизм.)
– Итак, романтизм. Я просила вас повторить
определение романтизма и найти черты романтизма
в выбранных вами стихотворениях Лермонтова. К
доске в это время пойдет ученик и составит
литературную мини-статью из терминов,
предложенных мной. (Ученику предложены листы с
написанными на них словами: МЕЧТА, ОДИНОЧЕСТВО,
ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА, ВООБРАЖЕНИЕ, РАЗУМ, ЭЛЕГИЯ,
ЧУВСТВО, РЕГЛАМЕНТ, СТРОГАЯ ЛОГИКА и т.д. При
помощи магнитов к доске надо прикрепить только
те таблички, содержание которых соотносится с
понятием РОМАНТИЗМ.)
Идет опрос, комментарии учителя, уточнения.
– Кроме того, вам было предложено подобрать
строфы из стихотворений Лермонтова, которые
характеризуют его как романтического поэта. (Чтение
стихотворных строк, уточнения, возможные
вопросы.)
– Кто может прокомментировать цитаты с позиций
требований романтизма? (Настроение, мотивы,
образ героя.)
– Проверка задания на доске и запись в картах:
Романтизм – это литературное направление, в
котором звучат мотивы… Для лирического героя
романтического произведения характерно…
VI. Самостоятельная работа по группам
– Мы вспомнили определение романтизма, лирического героя, попробовали дать краткий комментарий основных мотивов произведения на примере стихотворения «Парус». Сейчас я предлагаю вам самостоятельно поразмышлять над лермонтовскими строками. Каждая группа получит задания к стихотворению. Можно выполнить только то задание, которое кажется вам доступным. Если вы чувствуете уверенность, попробуйте сделать задание с буквой «С»
V. Сообщения учащихся («И скучно и грустно» – страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с собой и миром и осознанием бесплодности человеческих желаний и страстей. В стихотворениях Лермонтова ставятся проблемы поисков смысла жизни.)
VI. Ответы на вопросы учащихся, учителя, коррекция
VI. Выставление оценок, комментирование домашнего задания (учебник стр. 373–376 Литература 9 класс п/р В.Г.Маранцмана, прочитать стихотворение «Родина», ответить на вопрос «Какой видит поэт свою Родину?»)
VIII. Обобщения, выводы
– Мы увидели, что в лирике Лермонтова нашли отражение основные принципы романтизма (перечислить, опираясь на запись на доске). Творчество поэта поражает беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты, причем оба эти начала теснейшим образом связаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, к миру, к себе. Неприятие действительности лишь усиливает страстное стремление к идеалу, укрепляет веру в «жизнь иную». Лирический герой Лермонтова одинок, но жаждет действия. Исповедь лермонтовского героя всегда соотносится с вечными проблемами человека и человеческого бытия. Его духовная мощь не уступает творческой силе Бога.
...Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!
Лермонтов с гордостью скажет: «Нет, я не Байрон, я другой». Конечно, другой. Ибо преодолеет ограниченность романтического сознания и сумеет подняться до вершин реалистического изображения действительности.