Тестовый контроль при изучении творчества А.С. Пушкина в 9-м классе

Разделы: Литература

Классы: 9, 10

Ключевые слова: вручение аттестата, литература, 9 класс, «Евгений Онегин», лирика


Велика эстетическая и этическая ценность наследия А.С.Пушкина. Имя великого поэта сопровождает человека всю жизнь. Впервые он слышит его дивные сказки и волшебные стихи в раннем детстве, потом, в школьные годы, перед ним открывается новый, удивительный мир Пушкина.

Общение с произведениями Пушкина должно приносить радость, и постоянная забота учителя – расширение круга чтения произведений великого поэта, развитие интереса к ним, стремление к неоднократному перечитыванию его стихов, запоминанию их.

Изучение поэзии в 8-10 классах затруднено из-за субъективности восприятия лирики: нравятся те стихотворения, в которых учащиеся находят выражение своих переживаний. Поэтому следует поощрять самостоятельный выбор стихов для чтения и заучивания наизусть и в то же время тактично и настойчиво направлять выбор школьника.

И учителя, и ученики также должны помнить и о том, что выпускнику вскоре предстоит сдавать ЕГЭ, а значит, уже сейчас нужно начинать готовиться к нему. Методисты рекомендуют обратить внимание на тестовые задания. Но зачастую учебная литература, предлагающая тесты по русской литературе, рассчитана совсем не на среднего ученика, которых, все-таки, большинство, а на учащегося профильного класса. Хочу предложить варианты двух тестов, используемых мною при изучении творчества А.С.Пушкина в 9 классе, созданных для учеников общеобразовательного класса среднего уровня.

Первый тест может быть дан на обобщающем уроке по теме “Лирика Пушкина”.

Второй тест помогает легко проверить, насколько внимательно и осознанно дети читали роман “Евгений Онегин”.

Неплохо бы завести так называемый индивидуальный контрольно-опросный лист для решения тестовых заданий, помогающий и учащимся, и учителю, и родителям отследить уровень обученности и успешности с каждым последующим тестом.

Ф.И.__________________________________ Класс __________________________
Дата 15.11.07                
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                  
6.                  
7.                  
Кол-во + отв.                  
Отметка                  

Тест 1. Лирика А.С.Пушкина. 9 класс

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841
Б) 1789-1828
В) 1799-1837
Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург
Б) Москва
В) Киев
Г) Тула

3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет
Б) 8 лет
В) 12 лет
Г) 11 лет

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина?

А) 5 мая
Б) 21 октября
В) 1 января
Г) 19 октября

5. Какое стих-е читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) “Лициния”
Б) “Воспоминания в Царском Селе”
В) “Городок”
Г) “Деревня”

6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин
Б) А.Дельвиг
В) В.Кюхельбекер
Г) П.Чаадаев

7. Назовите жанр стихотворения “Вольность”.

А) мадригал
Б) стансы
В) баллада
Г) ода

8. Из какого стих-я строки: “Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой…”?

А) “К Чаадаеву”
Б) “Вольность”
В) “Поэт”
Г) “К морю”

9. Какое стих-е Пушкина восходит к библейскому источнику?

А) “Поэт”
Б) “Поэт и толпа”
В) “Пророк”
Г) “Я памятник себе…”

10. Какое историческое событие предшествовало написанию стих-я “Пророк”?

А) Отечественная война 1812 г.
Б) восстание декабристов 1825 г.
В) смерть императора Николая 1 в 1855 г.
Г) восшествие на престол Александра 1 в 1801 г.

11. Какие темы были развернуты в элегии “К морю”?

А) тема революционного преображения
Б) тема природы
В) тема свободы и несвободы
Г) патриотическая тема

12. Героем какой романтической поэмы является Алеко?

А) “Бахчисарайский фонтан” Б) “Цыганы”
В) “Руслан и Людмила”
Г) “Кавказский пленник”

13. Соотнесите стих-я и жанры.

А) “На холмах Грузии”
Б) “Вольность”
В) “К Чаадаеву”
Г) “На Воронцова”
1) элегия
2) послание
3) эпиграмма
4) ода

14. Распределите стих-я по тематике.

А) пейзажная
Б) философская
В) свободолюбивая
Г) назначение поэта и поэзии
Д) дружба
Е) любовная
1) “Во глубине сибирских руд”
2) “Памятник”
3) “К Чаадаеву”
4) “Пророк”
5) “ Я помню чудное мгновенье”
6) “Зимнее утро”

15. Соотнесите стих-я и адресаты.

А) “Я помню чудное мгновенье”
Б) “Мадонна”
В) “Я вас люблю…”
Г) “Сожженное письмо”
1) Е. Воронцова
2) Н. Гончарова
3) А. Керн
4) А .Осипова

Тест 2. “Евгений Онегин”. 9 класс

1. Кто из русских критиков назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”?

А) И.Гончаров
Б) В.Белинский
В) Д.Писарев
Г) Н.Добролюбов

2. К какому литературному направлению следует отнести роман?

А) классицизм
Б) сентиментализм
В) реализм
Г) романтизм

3. Как долго создавался роман?

А) 3 года
Б) 8 лет
В) 10 лет
Г) всю жизнь

4. Какие этапы биографии отражены в романе?

А) детство
Б) Лицей
В) южная ссылка
Г) женитьба
Д) Михайловское

5. В романе повествователь говорит: “Но вреден север для меня”. Что он имеет в виду?

А) нездоровье
Б) нелюбовь к Петербургу
В) “охоту к перемене мест”
Г) южную ссылку

6. Сколько дней сидел Онегин у постели умирающего дяди?

А) один
Б) три
В) ни одного
Г) неделю

7. Назовите отчество Татьяны Лариной.

А) Ивановна
Б) Дмитриевна
В) Владимировна
Г) Николаевна

8. Какое чувство, по мнению Онегина, овладеет им у постели больного дяди?

А) скука
Б) злость
В) любовь
Г) забота

9. Чей это портрет:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила…

А) Ольга Ларина
Б) Татьяна Ларина
В) Дуняша
Г) няня

10. Какой стихотворный жанр предпочитал Ленский, когда писал Ольге?

А) ода
Б) баллада
В) элегия
Г) мадригал

11. Кому посвящена следующая эпитафия:

Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник…
Господний раб и бригадир
Под камнем сим вкушает мир.

А) дядя Онегина
Б) В.Ленский
В) Дмитрий Ларин
Г) Онегин

12. В чем был “истинный гений” Евгений Онегин?

А) “был глубокий эконом”
Б) в лицемерии
В) в науке “страсти нежной”
Г) “знал довольно по латыне”

13. Почему Ленского называли “полурусским соседом”?

А) стремление подражать иностранному
Б) один из родителей был нерусским
В) в родне были иностранцы
Г) имел иностранное образование

14. О Ленском сказано, что он “красавец, в полном цвете лет”. Сколько ему лет?

А) 17 лет
Б) 18 лет
В) 19 лет
Г) 20 лет

15. Кто был секундантом Ленского?

А) Петушков
Б) Зарецкий
В) Трике
Г) Гильо

16. Как сложилась судьба Ольги после дуэли Онегина и Ленского?

А) вышла замуж за улана
Б) ушла в монастырь
В) посвятила жизнь памяти Ленского
Г) вышла замуж за богатого помещика

17. Ларины устроили бал по поводу:

А) помолвки Ольги
Б) Нового года
В) Рождества
Г) именин Татьяны

18. Чьи традиции использует А.Пушкин, описывая святочные гадания?

А) Батюшкова
Б) Жуковского
В) Баратынского
Г) Державина

19. На каком языке написала свое признание Татьяна?

А) английский
Б) немецкий
В) французский
Г) русский

20. Где родился Евгений Онегин, О котором подробно рассказано в 1 главе?

А) Москва
Б) Петербург
В) Михайловское
Г) Болдино

21. Ленский является в романе олицетворением:

А) высокого героизма
Б) торжественного классицизма
В) мечтательного романтизма
Г) сурового реализма

22. В ком из героев воплощен авторский идеал?

А) Онегин
Б) Ленский
В) Татьяна
Г) Ольга

23. Где встречается Татьяна с Онегиным после трехлетней разлуки?

А) Москва
Б) Париж
В) поместье Лариных
Г) Петербург

24. Сколько писем написал Онегин Татьяне?

А) одно
Б) три
В) пять
Г) ни одного

25. Какие фрагменты романа не соответствуют “онегинской” строфе?

А) сон Татьяны
Б) письмо Татьяны к Онегину
В) авторские отступления
Г) письмо Онегина к Татьяне
Д) сцена дуэли
Е) песня девушек