Литература
-
Урок-игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский" 2008
В статье представлена методическая разработка заключительного урока литературы в 6-м классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский» с использованием слайдовой презентации. Урок-игра позволяет проверить знание художественного произведения, создаёт комфортные условия для развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся.
-
Программа элективного курса по литературе "Перо Жар-птицы" 2008
Представлен конспект программы элективного курса "Перо жар-птицы", рассчитанной на учащихся 8–9-х классов. Основная цель курса - удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Расширение кругозора учащихся.
-
План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Литература" 2008
Урок литературы на тему «И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отражённый в заглавии» развивает умение анализировать эпизоды романа и воспитывать гуманистическое отношение к жизни.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему «Роман П.Зюскинда "Парфюмер". Метафора запаха как универсальная подсознательная, всеохватная связь между людьми» 2008
Урок литературы по роману П.Зюскинда «Парфюмер» позволяет формировать у учащихся знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей; развивать художественно-творческие способности, творческое и воссоздающее воображение, образное мышление, эстетическое чувство, необходимые человеку во всех сферах производственной и общественной жизни. Кроме того, это еще одна возможность приобщить учащихся к шедеврам мировой литературы.
-
Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе (уроки по произведениям Н.В. Гоголя, стихотворению А.С. Пушкина "Бесы" и балладе М.Ф. Федорова "Леший") 2008
Урок литературы в 10-м классе «Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе» нацелен побудить учащихся к размышлению об общих традициях, темах, образах и мотивах в философских произведениях русской и чувашской литературы (интертекстуальные связи); активизировать учащихся, вызвать интерес к теме, используя интерактивные технологии на уроке; обратить внимание учащихся на проблемы, которые затрагивают авторы; совершенствовать навыки сопоставительного анализа текста; воспитывать толерантное отношение к человеку.
-
Урок-конференция по повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии" на тему "Помочь человеку". 9-й класс 2008
Урок-конференция по литературе на тему «Помочь человеку» для учащихся 9-х классов продолжает знакомство с творчеством писателя В.Г. Распутина и преследует цель: довести до современного читателя мысль о необходимости воспитания в себе нравственных качеств, без которых человеческое общество невозможно.
-
Литературная гостиная как форма внеклассной работы 2008
Литературная гостиная способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию, знакомит учащихся с современным литературным процессом, реализует этнокультурный компонент образования.
-
Изложение с продолжением как средство обучения учащихся выражению самостоятельных мыслей и приобщения к нравственным ценностям 2008
Данная работа представляет собой литературную разработку методической темы учителя по русскому языку "Изложение с продолжением как средство приобретения учащимися опыта изложения самостоятельной мысли". Творческие работы учащихся анализируются с точки зрения их нравственной оценки, умения увидеть главное в недочитанном учителем произведении и продолжить его, не нарушая логики содержания.
-
Урок в 9-м классе по теме "А живет ли во мне Чайка по имени Джонатан?" (по произведению Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон) 2008
Урок в 9-м классе по произведению Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
-
Воспитание любви к природе на уроках литературы как основа нравственности современного человека 2008
Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать как можно раньше. Мы предлагаем систему введения учеников в поэтический мир. Школьники 5-х классов способны ощутить и почувствовать глубинную взаимосвязь человека и природы. Поэтому анализ пейзажной лирики на уроках литературы имеет большое воспитательное значение, способствует формированию культуры восприятия поэзии.
-
Урок литературы в 8-м классе по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик" по теме "Земля – наш дом" 2008
Урок литературы призван растревожить ребят, научить мыслить. Учащиеся должны определить собственное отношение к поднятым проблемам, аргументировать свою точку зрения. Основная цель урока - это обращение к нравственным проблемам. Работа в группах на данном уроке помогает учащимся найти ответы на поставленные вопросы, заставляет творчески мыслить, воспитывает гуманное отношение к животным.
-
Проектная работа "История киномоды 10–20-х годов XX века" 2008
Проектная работа "История киномоды 10–20-х годов XX века" предполагает передать особую атмосферу эпохи Серебряного века, дух и аромат времени, а также помогает учащимся старших классов приобщиться к национальному наследию, узнать новые имена актеров, поэтов и деятелей культуры прошлого.
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему "Встречай, Москва, мы на твоем пороге!" 2008
Интегрированный урок по литературе и химии в 9-м классе содействует формированию представления о причинно-следственных связях явлений, о познаваемости мира, способствует развитию монологической речи, эмоций, творческих способностей, развивает умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать; развивает дикцию, умение держаться на сцене.
-
Урок по повести Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Темы" 2008
Урок по повести Гарина-Михайловского является уроком внеклассного чтения в 6-м классе. Главной целью является знакомство с творчеством писателя, его незаурядным героем, развитие речи учащихся. Мир детских переживаний Тёмы близок детям данного возраста. На уроке использована игровая методика, а также групповая форма работы.
-
Нравственное воспитание учащихся 2008
Мультимедийное сопровождение к уроку русского языка для 6-го класса по теме "Словообразование. Морфемные способы образования новых слов" выполнено в программе Power Point и представляет собой мультимедийную презентацию, состоящую из 22 слайдов. Слайды расположены последовательно в соответствии с планом урока.
-
Открытый урок по детской литературе с практикумом по выразительному чтению по теме "Литература первой половины XIX века. И.А. Крылов" 2008
Заинтересовать студентов педагогического колледжа творчеством Ивана Андреевича Крылова пытаюсь через использование заданий творческого характера и повышенной трудности. В данной разработке преследуется цель формировать у студентов научного подхода к работе с детьми начальной школы в условиях основной общеобразовательной школы; связать практику пробных уроков с исследовательской деятельностью студентов.
-
Многоликость Добра и Зла (урок литературы по повести К.Льюиса "Племянник Чародея") 2008
На материале сказочной повести в процессе беседы семиклассники учатся оценивать поступки своих сверстников; пытаются размышлять над такими морально-философскими категориями, как Добро и Зло, Благородство и Бесчестие, Самопожертвование во имя счастья других и Эгоизм. На протяжении урока еще раз будет прослежена мысль, что литература отдельной страны находится в тесной взаимосвязи с идеями, героями литератур других стран. Материал повести позволил вспомнить произведения Рабле "Гарантюа и Пантагрюэль", Вл.Крапивина "Мальчик со шпагой", Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", М.Метерлинка "Синяя птица".
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина "Мститель" 2008
Разработку урока можно использовать при изучении курса литературы в 5-м классе по программе Г.И. Беленького. Данная разработка будет интересна учителям, ориентированным на развитие познавательной активности учащихся.
-
Урок внеклассного чтения. Устный журнал "Поэты пушкинской поры" 2008
Урок внеклассного чтения проводится в форме устного журнала из трёх страниц «Поэты пушкинской поры» и знакомит учащихся с жизнью и творчеством К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского. В заключение делается вывод, какой вклад в русскую национальную литературу внесли поэты пушкинской поры и чем их поэзия близка современному читателю.
-
Литературная викторина по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2008
Викторина ориентирована на учащихся 8-го класса, изучивших комедию Н.В. Гоголя "Ревизор", и проводится обычно на заключительном уроке. Мероприятие можно проводить как внеклассное. В игре участвуют две команды. В роли жюри может выступать учитель. Круг вопросов, обсуждаемых в процессе викторины, достаточно широк - это история написания и постановки пьесы, словарная работа, цитирование, характеристика персонажей пьесы. Подобная форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к изучению русской литературы.
-
Конспект урока русской литературы в 11-м классе "Нам бы про душу не забыть…" (по рассказу В.М. Шукшина "Чудик") 2008
Данный урок входит в систему уроков по творчеству В.М. Шукшина в 11-м классе. Предварительно учащиеся знакомятся с биографией В.М. Шукшина. Для глубокого анализа взят один рассказ, позволяющий представить своеобразие шукшинских героев. Урок предполагает предварительную работу учащихся (создание небольшого видеофильма, иллюстраций к произведению, работу над выразительным чтением). Вопросы для обсуждения подобраны таким образом, чтобы ученик смог выразить своё мнение, поделиться жизненными наблюдениями.
-
Конспект урока по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова" 2008
Могуч и величествен горный Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии. Богатства его недр неисчислимы: медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. Творческий труд славных русских мастеров-умельцев - основная тема творчества П.Бажова.
-
"Город Лицей на 59-м градусе северной широты" (литературный вечер по творчеству А.С. Пушкина) 2008
В работе представлен сценарий литературного вечера по творчеству А.С. Пушкина. Материал содержит сведения, позволяющие учащимся познакомиться с периодом обучения Пушкина в Лицее Царского Села, так как именно этот период вызывает неподдельный интерес у подростков.
-
Анализ афиши – пролог к изучению драматургического произведения 2008
Работа над произведением драматургии в средней школе сложна уже потому, что чтение драматургического произведения требует особой техники и зиждется на особом восприятии художественного слова. Как возбудить интерес школьников к произведениям драматургии? Как привить любовь к чтению довольно сложных произведений: комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль", комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", драмы А.Н. Островского "Гроза", пьесы Горького "На дне"? Первым шагом на пути постижения драматургического произведения, на мой взгляд, является аналитическое чтение афиши.
-
Разработка урока литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Золотая латынь" 2008
Применение технологии критического мышления на уроках литературы представляет собой одну из педагогических технологий, позволяющих формировать познавательные способности учащихся. Также её применение является способом поддержки мотивированных к литературе учащихся, которые получают возможность овладения методами самостоятельной научной и творческой работы, признания способностей и осуществления профессионального самоопределения.
-
Урок литературы в 8-м классе "Как большой любитель жить, выжил я, ребята!" (по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин") 2008
Урок литературы в 8-м классе по теме «Как большой любитель жить, выжил я, ребята!» (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»). Уроки русской литературы – уроки гуманизма и патриотизма, где идёт непрерывный процесс воспитания любви к человеку, своему родному краю и Отечеству, пробуждения интереса к историческому прошлому страны и её народу. Такова цель представленного урока-диалога.
-
Методическая разработка урока литературы "Приключение на Блудовом болоте". Игра-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2008
Урок носит интегрированный характер, что дает возможность учащимся проверить свои знания не только в области литературы, но и географии, биологии, ОБЖ. Отвечая на вопросы каждого этапа, ученики демонстрируют знание текста произведения, его стилистических особенностей; умение проводить языковой анализ, создавать свои тексты на основе исходного.
-
Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова в стихотворении "Тучи" 2008
Лирика действительно требует сопереживания - в этом ее сила и в этом же трудность ее чтения. В лирике М.Ю. Лермонтова символ часто выступает как ядро художественной структуры, как характерная примета его поэтики. Вникая в небольшое по объему стихотворение, мы убеждаемся, как много общечеловеческого смысла в нем.
-
Урок-презентация "Художественные открытия Серебряного века русской культуры" 2008
Данный материал урока литературы рассчитан на 2 часа. Основная цель его: раскрыть направления художественной культуры (музыка, живопись, литература) Серебряного века; выделить особенности каждого направления; заострить внимание учеников на поисках нового языка, новых образов и идеалов в искусстве и культуре; повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.
-
"Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры 2008
Представлена статья "Солнце русской поэзии". Пушкин и его влияние на развитие русской культуры. Материалы данного урока можно использовать на заключительном уроке по творчеству Пушкина в 9-м классе, при изучении темы "Русская культура XIX века" по МХК, во внеклассной работе по литературе.