Урок литературы в 11-м классе по теме "«Во весь голос». Тема поэта и поэзии"
Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.
Задачи:
- художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
- умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом;
- умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
- овладение историко-литературными знаниями.
Оборудование урока: плакаты из «Окон РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь советская».
На доске написаны слова:
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия…
Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Работа с цитатой.
– Как вы понимаете слова М. Цветаевой, сказанные о
Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М. Цветаевой. Выделяются
ключевые слова. Отмечается внутренняя связь Маяковского и
Цветаевой.
III. Сообщение заранее подготовленного ученика о выставке, посвященной 20-летию творчества В. Маяковского.
Слово учителя. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.
Разъяснение непонятных выражений
ярый враг воды сырой – при вспышке холеры Маяковский,
работая в «Окнах РОСТА», агитировал не пить сырой воды
очки-велосипед – круглые очки без душек
ассенизатор – тот, кто удаляет и обезвреживает
нечистоты
водовоз – в значении, что вода – это то, что жизненно
необходимо человеку
«засадила садик мило» – строчка из популярной в те годы
песни «Сама садик я садила, сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки» – молодые в те
годы поэты Митрейкин и Кудрейкин, принадлежащие группе литераторов,
которых Маяковский неоднократно критиковал за эстетство.
«тара-тина, тара-тина» – строка из стихотворения
«Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп – отдел массовой агитации, пропаганды и
партпросвещения, существовавший до 1930 года при местных комитетах
партии
ЦКК – центральная контрольная комиссия, партийный орган,
избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь – неологизм Маяковского, образованный от слов
«провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима – имеется в виду
водопроводная система Рима – акведуки – является архитектурным
памятником античности из Леты выплывут – Лета – в древнегреческой
мифологии река забвения (утрата памяти) в подземном царстве
Заранее подготовленные ученики читают наизусть поэму «Во весь голос»
(Перед чтением обратить внимание на интонацию)
Беседа с классом:
1. О чем это произведение?
(– О времени, об эпохе. О времени «бряцания боев», «когда
под пулями у нас буржуи бегали», «года труда и дни недоеданий»
– Об эстетических взглядах Маяковского
– О поэте и поэзии, об авторе.)
2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)
3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)
4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)
5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.
(К потомкам:
«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с потомками, а не
ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я
обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая
называется «Во весь голос».
В.В. Маяковский. Выступление в Доме
комсомола
Красной Пресни. 1930)
6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?
(Автору важно предостеречь потомков от
высокомерно-пренебрежительного подхода к социальной поэзии, который
усвоили его современники («певец воды кипяченой и ярый враг воды
сырой»). Маяковский усугубляет резкость оценок своего творчества,
вводя грубые самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был
певцом воды кипяченой, так как во время голода и эпидемий это
занятие приобретает великий смысл на пути к счастливому будущему».
Вспомните работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому
социальный заказ, и поэт не чурался никакой работы, если считал,
что она поможет строительству социализма.
В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не
сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать
кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам».
Маяковский отстаивает свою дерзкую, независимую и даже
вызывающую поэзию.
Автор использует будничную разговорную речь. Это не стилизация
«под простонародность», таким образом поэт разрушает штампы и
стереотипы. В борьбе с пороками Маяковский не боялся прибегнуть к
антиэстетическим чувствам. Неэстетический образ поэта-ассенизатора
укладывается в эстетическую систему Маяковского. Поэт смело вводит
в поэзию слова и выражения вульгарного стиля.
Уже с первых лет революции поэт заявлял, что поэт революции
должен быть «активным борцом», не гнушаться никакой черной работы,
если эта работа полезна. «Поэт тот, кто полезен».
Еще в предреволюционные годы Маяковский заявил со всей
определенностью: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем
бесполезного искусства».
В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский писал: «Наша
постоянная и главная ненависть обрушивается на
романсово-критическую обывательщину».)
7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)
Ученикам предлагается по тексту найти антитезу.
(Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает параллель: «поэзия –
боец» Стихи Маяковского не «ласкающие ушко», а сражающиеся.
Маяковский и в раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием. Поэма
«Облако в штанах»: «Сегодня надо кастетом кроиться миру в
черепе»
Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку приравняли
перо»
Стихотворение «Господин народный артист» «И песня, и стих – это
бомба и знамя»
8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».)
9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?
(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:
«строчечный фронт»
«парад войск»
«жерла заглавий»
«кавалерия острот»
«пики рифм»
Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»)
11. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:
«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»
Некоторые считали, что Маяковский все годы, прожитые им при
советской власти, фальшивил, ломал себя, «убивал в себе поэта». Как
думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я поэт. Я не поэт,
а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте – в
услужение, сегодняшнему часу, настоящей действительности и
проводнику ее – советскому правительству и партии»
(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал:
«Поймите ж –
Лицо у меня
Одно –
Оно лицо, а флюгер»
Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:
«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии –
Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга»)
IV. Групповая работа
Сопоставительный анализ вступления к поэме «Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь советская». Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?
Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи.
Разное:
|
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
| «Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». «Цветите, юные! И здоровейте телом! Есенин не с молодыми, он уступает им дорогу. Сам же пойдет своим путем. |
«Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката» Будущее этих здоровых и ловких зависело от него. Его поэзия для них. «Здоровы и ловки» во многом благодаря ему так, как Маяковский подготовил почву для нового поколения. Маяковский с ними, молодыми. |
Общее:
|
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
| «Отдам всю душу Октябрю и маю, но только лиры
милой не отдам»
Принимаемая разумом новая жизнь слабо
воспринимается сердцем. Подлинно драматический
разлад. |
«…наступал на горло собственной песне»
В этих словах горечь, трагедийность. Но горечь
заглушается сознанием победы над самим собой во имя
будущего. |
V. Беседа с классом
1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?
(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря»
«Явившись в Це Ка Ка
Идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подыму, как
Большевистский партбилет,
Все сто томов
Моих
Партийных
Книжек».
Но есть и другая возможность.
С предельной искренностью звучит мотив бескорыстного
творческого служения поэта, рыцарски преданного революции.
«Умри, мой стих, умри как рядовой»
«В курганах книг, похоронивших стих»
Маяковский уверен, что он придет в будущее не стихом, а
трудом стиха.
Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры поэзии-оружия»),
чтобы был «построенный в боях социализм.)
VI. Групповая работа
Сопоставительный анализ поэмы «Во весь голос и стихотворения
С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу». В чем разница в позициях
лирических героев Есенина и Маяковского?
Общее: подведение итогов, осмысление
прожитого.
Разное:
|
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
Смысл жизни для лирического героя Есенина в самой
жизни; ему дорого все, что происходит в
настоящем. |
«Пускай нам общим памятником будет, построенный в
боях социализм».
Главное для лирического героя Маяковского – устремленность в будущее. Смысл жизни – это построение прекрасного будущего, которое обязательно наступит, когда «проституция», «туберкулез», «чахоткины плевки», «поэтические рвачи и выжиги будут …теплиться «слабым напоминанием прошлого». |
1.Почему поэма оптимистична?
(« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос».
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток….»
Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую интонацию. Это не
просто «братание с жизнью». Поэт подводит итоги сделанному за два
грозовых десятилетия…
И насколько же больше в этих словах, одновременно грустных,
тяжелых и победных, в этом по-маяковски грубоватом
и крепком «протопаем», – насколько больше во всем этом силы
и мужества, чем в безумно-веселых выкриках».
З. Паперный)
VII. Заключительное слово учителя
Несмотря на то, что Маяковский (вместе с футуристами) ратовал за
новое искусство, если рассмотреть его поэзию по существу, то легко
установить ее связь с русской культурой. Гуманистический пафос
поэзии Маяковского сближает ее с русской классикой – это
гражданственность его поэзии, живой отклик на современные
события.
Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал, чтобы люди,
потрясенные красотой мифа, начали жить в согласии с ним, и тогда
окажется, что никакого мифа не было, все окажется правдой.
Поразительная поэтическая честность, с которой он служил
идеологии…Он был более предан идеологии, чем сами творцы ее.
Поистине трагическая преданность…»
Используемая литература
- Л.С.Азерман «Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода» – Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС»,1997 год
- «Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений» под ред. Ю.И. Лыссого. – Москва, Мнемозина, 1998 год