Урок литературы в 11-м классе по теме "«Во весь голос». Тема поэта и поэзии"

Разделы: Литература


Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.

Задачи:

  • художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
  • умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом;
  • умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
  • овладение историко-литературными знаниями.

Оборудование урока: плакаты из «Окон РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь советская».

На доске написаны слова:

«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия…
Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».

М. Цветаева

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Работа с цитатой.

– Как вы понимаете слова М. Цветаевой, сказанные о Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М. Цветаевой. Выделяются ключевые слова. Отмечается внутренняя связь Маяковского и Цветаевой.

III. Сообщение заранее подготовленного ученика о выставке, посвященной 20-летию творчества В. Маяковского.

Слово учителя. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.

Разъяснение непонятных выражений

ярый враг воды сырой – при вспышке холеры Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал не пить сырой воды
очки-велосипед – круглые очки без душек
ассенизатор – тот, кто удаляет и обезвреживает нечистоты
водовоз – в значении, что вода – это то, что жизненно необходимо человеку
«засадила садик мило» – строчка из популярной в те годы песни «Сама садик я садила, сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки» – молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин, принадлежащие группе литераторов, которых Маяковский неоднократно критиковал за эстетство.
«тара-тина, тара-тина» – строка из стихотворения «Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп – отдел массовой агитации, пропаганды и партпросвещения, существовавший до 1930 года при местных комитетах партии
ЦКК – центральная контрольная комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь – неологизм Маяковского, образованный от слов «провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима – имеется в виду водопроводная система Рима – акведуки – является архитектурным памятником античности из Леты выплывут – Лета – в древнегреческой мифологии река забвения (утрата памяти) в подземном царстве

Заранее подготовленные ученики читают наизусть поэму «Во весь голос»

(Перед чтением обратить внимание на интонацию)

Беседа с классом:

1. О чем это произведение?

(– О времени, об эпохе. О времени «бряцания боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали», «года труда и дни недоеданий»
– Об эстетических взглядах Маяковского
– О поэте и поэзии, об авторе.)

2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)

3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)

4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)

5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.

(К потомкам:

«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется «Во весь голос».

В.В. Маяковский. Выступление в Доме комсомола
Красной Пресни. 1930)

6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?

(Автору важно предостеречь потомков от высокомерно-пренебрежительного подхода к социальной поэзии, который усвоили его современники («певец воды кипяченой и ярый враг воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость оценок своего творчества, вводя грубые самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был певцом воды кипяченой, так как во время голода и эпидемий это занятие приобретает великий смысл на пути к счастливому будущему». Вспомните работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому социальный заказ, и поэт не чурался никакой работы, если считал, что она поможет строительству социализма.
В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам».
Маяковский отстаивает свою дерзкую, независимую и даже вызывающую поэзию.
Автор использует будничную разговорную речь. Это не стилизация «под простонародность», таким образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В борьбе с пороками Маяковский не боялся прибегнуть к антиэстетическим чувствам. Неэстетический образ поэта-ассенизатора укладывается в эстетическую систему Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и выражения вульгарного стиля.
Уже с первых лет революции поэт заявлял, что поэт революции должен быть «активным борцом», не гнушаться никакой черной работы, если эта работа полезна. «Поэт тот, кто полезен».
Еще в предреволюционные годы Маяковский заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства».
В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский писал: «Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину».)

7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)

Ученикам предлагается по тексту найти антитезу.

(Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не «ласкающие ушко», а сражающиеся. Маяковский и в раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием. Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе»
Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»
Стихотворение «Господин народный артист» «И песня, и стих – это бомба и знамя»

8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».)

9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?

(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:

«строчечный фронт»
«парад войск»
«жерла заглавий»
«кавалерия острот»
«пики рифм»

Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»)

11. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:

«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»

Некоторые считали, что Маяковский все годы, прожитые им при советской власти, фальшивил, ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте – в услужение, сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее – советскому правительству и партии»

(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал:

«Поймите ж –
Лицо у меня
Одно –
Оно лицо, а флюгер»

Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:

«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии –

Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга»)

IV. Групповая работа

Сопоставительный анализ вступления к поэме «Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь советская». Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?

Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи.

Разное:

С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен».

«Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев»

Есенин не с молодыми, он уступает им дорогу. Сам же пойдет своим путем.

«Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката»

Будущее этих здоровых и ловких зависело от него. Его поэзия для них. «Здоровы и ловки» во многом благодаря ему так, как Маяковский подготовил почву для нового поколения. Маяковский с ними, молодыми.

Общее:

С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«Отдам всю душу Октябрю и маю, но только лиры милой не отдам»

Принимаемая разумом новая жизнь слабо воспринимается сердцем. Подлинно драматический разлад.
Здесь несовпадение с самим собой: «лирическое чувствование утрачивает былую цельность, распадается на противоречащие друг другу моменты…
Для Есенина, с его даром «всю душу выплеснуть в слова», это заявление нелогично, ибо представить себе есенинскую музу, не совпадающую с его душой, невозможно. Но Есенин расторгает нерасторжимый союз лиры и души, ведь ему нужно показать читателю, как далеко зашел разлад героя с сами собой» (А.Марченко)

«…наступал на горло собственной песне»

В этих словах горечь, трагедийность. Но горечь заглушается сознанием победы над самим собой во имя будущего.
«Вот сколько лет прошло, а забыть этой исповеди Маяковского, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».
С. Образцов

V. Беседа с классом

1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?

(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря»

«Явившись в Це Ка Ка
Идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подыму, как
Большевистский партбилет,
Все сто томов
Моих
Партийных
Книжек».

Но есть и другая возможность.
С предельной искренностью звучит мотив бескорыстного творческого служения поэта, рыцарски преданного революции.

«Умри, мой стих, умри как рядовой»
«В курганах книг, похоронивших стих»

Маяковский уверен, что он придет в будущее не стихом, а трудом стиха.
Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях социализм.)

VI. Групповая работа

Сопоставительный анализ поэмы «Во весь голос и стихотворения С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу». В чем разница в позициях лирических героев Есенина и Маяковского?
Общее: подведение итогов, осмысление прожитого.

Разное:

С. ЕСЕНИН

В. МАЯКОВСКИЙ

«И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил».

«Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле».

Смысл жизни для лирического героя Есенина в самой жизни; ему дорого все, что происходит в настоящем.
«Есенин переходит от ощущения кратковременности бытия и прощального зрелища земной красоты к мысли о людях, окружающих поэта «здесь». Горестное чувство увядания и конца как бы обостряет страстное чувство поэта не только к «своей» жизни, но вообще к драгоценному факту жизни, к людям, с которыми делишь хлеб и землю».
Марк Щеглов

«Пускай нам общим памятником будет, построенный в боях социализм».

Главное для лирического героя Маяковского – устремленность в будущее. Смысл жизни – это построение прекрасного будущего, которое обязательно наступит, когда «проституция», «туберкулез», «чахоткины плевки», «поэтические рвачи и выжиги будут …теплиться «слабым напоминанием прошлого».

1.Почему поэма оптимистична?

(« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос».

Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток….»
Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую интонацию. Это не просто «братание с жизнью». Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых десятилетия…
И насколько же больше в этих словах, одновременно грустных, тяжелых и победных, в этом по-маяковски грубоватом и крепком «протопаем», – насколько больше во всем этом силы и мужества, чем в безумно-веселых выкриках».

З. Паперный)

VII. Заключительное слово учителя

Несмотря на то, что Маяковский (вместе с футуристами) ратовал за новое искусство, если рассмотреть его поэзию по существу, то легко установить ее связь с русской культурой. Гуманистический пафос поэзии Маяковского сближает ее с русской классикой – это гражданственность его поэзии, живой отклик на современные события.
Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал, чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали жить в согласии с ним, и тогда окажется, что никакого мифа не было, все окажется правдой. Поразительная поэтическая честность, с которой он служил идеологии…Он был более предан идеологии, чем сами творцы ее. Поистине трагическая преданность…»

Используемая литература

  1. Л.С.Азерман «Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода» – Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС»,1997 год
  2. «Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений» под ред. Ю.И. Лыссого. – Москва, Мнемозина, 1998 год