Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.
Задачи:
- художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
- умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом;
- умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
- овладение историко-литературными знаниями.
Оборудование урока: плакаты из «Окон РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь советская».
На доске написаны слова:
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия…
Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Работа с цитатой.
– Как вы понимаете слова М. Цветаевой,
сказанные о Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М.
Цветаевой. Выделяются ключевые слова. Отмечается
внутренняя связь Маяковского и Цветаевой.
III. Сообщение заранее подготовленного ученика о выставке, посвященной 20-летию творчества В. Маяковского.
Слово учителя. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.
Разъяснение непонятных выражений
ярый враг воды сырой – при вспышке холеры
Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал
не пить сырой воды
очки-велосипед – круглые очки без душек
ассенизатор – тот, кто удаляет и
обезвреживает нечистоты
водовоз – в значении, что вода – это то, что
жизненно необходимо человеку
«засадила садик мило» – строчка из
популярной в те годы песни «Сама садик я садила,
сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки»
– молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин,
принадлежащие группе литераторов, которых
Маяковский неоднократно критиковал за
эстетство.
«тара-тина, тара-тина» – строка из
стихотворения «Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп – отдел массовой агитации,
пропаганды и партпросвещения, существовавший до
1930 года при местных комитетах партии
ЦКК – центральная контрольная комиссия,
партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь – неологизм Маяковского,
образованный от слов «провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима –
имеется в виду водопроводная система Рима –
акведуки – является архитектурным памятником
античности из Леты выплывут – Лета – в
древнегреческой мифологии река забвения (утрата
памяти) в подземном царстве
Заранее подготовленные ученики читают наизусть поэму «Во весь голос»
(Перед чтением обратить внимание на интонацию)
Беседа с классом:
1. О чем это произведение?
(– О времени, об эпохе. О времени «бряцания
боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали»,
«года труда и дни недоеданий»
– Об эстетических взглядах Маяковского
– О поэте и поэзии, об авторе.)
2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)
3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)
4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)
5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.
(К потомкам:
«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с
потомками, а не ожидать, что им будут
рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я
обращаюсь непосредственно к потомкам в своей
поэме, которая называется «Во весь голос».
В.В. Маяковский. Выступление в Доме
комсомола
Красной Пресни. 1930)
6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?
(Автору важно предостеречь потомков от
высокомерно-пренебрежительного подхода к
социальной поэзии, который усвоили его
современники («певец воды кипяченой и ярый враг
воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость
оценок своего творчества, вводя грубые
самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был
певцом воды кипяченой, так как во время голода и
эпидемий это занятие приобретает великий смысл
на пути к счастливому будущему». Вспомните
работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому
социальный заказ, и поэт не чурался никакой
работы, если считал, что она поможет
строительству социализма.
В предсмертной записке Маяковский напишет:
«Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого
ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков,
поэт рассказывает «о себе сам».
Маяковский отстаивает свою дерзкую,
независимую и даже вызывающую поэзию.
Автор использует будничную разговорную речь.
Это не стилизация «под простонародность», таким
образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В
борьбе с пороками Маяковский не боялся
прибегнуть к антиэстетическим чувствам.
Неэстетический образ поэта-ассенизатора
укладывается в эстетическую систему
Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и
выражения вульгарного стиля.
Уже с первых лет революции поэт заявлял, что
поэт революции должен быть «активным борцом», не
гнушаться никакой черной работы, если эта работа
полезна. «Поэт тот, кто полезен».
Еще в предреволюционные годы Маяковский
заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно
для жизни. Мы не признаем бесполезного
искусства».
В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский
писал: «Наша постоянная и главная ненависть
обрушивается на романсово-критическую
обывательщину».)
7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)
Ученикам предлагается по тексту найти антитезу.
(Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает
параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не
«ласкающие ушко», а сражающиеся. Маяковский и в
раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием.
Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо
кастетом кроиться миру в черепе»
Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку
приравняли перо»
Стихотворение «Господин народный артист» «И
песня, и стих – это бомба и знамя»
8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».)
9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?
(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:
«строчечный фронт»
«парад войск»
«жерла заглавий»
«кавалерия острот»
«пики рифм»
Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»)
11. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:
«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»
Некоторые считали, что Маяковский все годы,
прожитые им при советской власти, фальшивил,
ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я
поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое
перо в услужение, заметьте – в услужение,
сегодняшнему часу, настоящей действительности и
проводнику ее – советскому правительству и
партии»
(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал:
«Поймите ж –
Лицо у меня
Одно –
Оно лицо, а флюгер»
Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:
«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии –
Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга»)
IV. Групповая работа
Сопоставительный анализ вступления к поэме «Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь советская». Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?
Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи.
Разное:
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
«Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». «Цветите,
юные! И здоровейте телом! Есенин не с молодыми, он уступает им дорогу. Сам же пойдет своим путем. |
«Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката» Будущее этих здоровых и ловких зависело от него. Его поэзия для них. «Здоровы и ловки» во многом благодаря ему так, как Маяковский подготовил почву для нового поколения. Маяковский с ними, молодыми. |
Общее:
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
«Отдам всю душу Октябрю и маю, но только
лиры милой не отдам» Принимаемая
разумом новая жизнь слабо воспринимается
сердцем. Подлинно драматический разлад. |
«…наступал на горло собственной песне»
В этих словах горечь, трагедийность. Но
горечь заглушается сознанием победы над самим
собой во имя будущего. |
V. Беседа с классом
1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?
(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря»
«Явившись в Це Ка Ка
Идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подыму, как
Большевистский партбилет,
Все сто томов
Моих
Партийных
Книжек».
Но есть и другая возможность.
С предельной искренностью звучит мотив
бескорыстного творческого служения поэта,
рыцарски преданного революции.
«Умри, мой стих, умри как рядовой»
«В курганах книг, похоронивших стих»
Маяковский уверен, что он придет в будущее не
стихом, а трудом стиха.
Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры
поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях
социализм.)
VI. Групповая работа
Сопоставительный анализ поэмы «Во весь голос и
стихотворения С.Есенина «Мы теперь уходим
понемногу». В чем разница в позициях лирических
героев Есенина и Маяковского?
Общее: подведение итогов, осмысление
прожитого.
Разное:
С. ЕСЕНИН |
В. МАЯКОВСКИЙ |
Смысл жизни для лирического героя
Есенина в самой жизни; ему дорого все, что
происходит в настоящем. |
«Пускай нам общим памятником будет,
построенный в боях социализм». Главное для лирического героя Маяковского – устремленность в будущее. Смысл жизни – это построение прекрасного будущего, которое обязательно наступит, когда «проституция», «туберкулез», «чахоткины плевки», «поэтические рвачи и выжиги будут …теплиться «слабым напоминанием прошлого». |
1.Почему поэма оптимистична?
(« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос».
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток….»
Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую
интонацию. Это не просто «братание с жизнью».
Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых
десятилетия…
И насколько же больше в этих словах,
одновременно грустных, тяжелых и победных,
в этом по-маяковски грубоватом и крепком
«протопаем», – насколько больше во всем этом
силы и мужества, чем в безумно-веселых
выкриках».
З. Паперный)
VII. Заключительное слово учителя
Несмотря на то, что Маяковский (вместе с
футуристами) ратовал за новое искусство, если
рассмотреть его поэзию по существу, то легко
установить ее связь с русской культурой.
Гуманистический пафос поэзии Маяковского
сближает ее с русской классикой – это
гражданственность его поэзии, живой отклик на
современные события.
Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал,
чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали
жить в согласии с ним, и тогда окажется, что
никакого мифа не было, все окажется правдой.
Поразительная поэтическая честность, с которой
он служил идеологии…Он был более предан
идеологии, чем сами творцы ее. Поистине
трагическая преданность…»
Используемая литература
- Л.С.Азерман «Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода» – Москва, «ШКОЛА-ПРЕСС»,1997 год
- «Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений» под ред. Ю.И. Лыссого. – Москва, Мнемозина, 1998 год