Литература
-
Интегрированный урок по литературе и немецкому языку "Творчество Жуковского, баллады". 6-й класс 2011
Основным направлением деятельности учащихся на уроке явилась работа по сопоставлению текста литературного перевода В.А. Жуковского и подстрочного перевода. Дети учились анализировать тексты и определять, что нового привнес "поэт-переводчик" в балладу. Сохранилось ли содержание и смысл произведения. Дети, которые не изучают немецкий язык, по интонации догадывались, кому из персонажей принадлежат реплики, во время прочтения баллады на немецком языке.
-
"Своя игра" по пьесе А.Н. Островского "Гроза" 2011
Урок литературы по пьесе А.Островского "Гроза" проводится в форме известной телевизионной игры "Своя игра". Для того чтобы каждый ученик мог принять участие в игре, на уроке были приняты следующие условия: вопросы для розыгрыша необходимы для предоставления права выбирать тему и вопрос; если ученик затрудняется, то право ответить передается учащемуся, поднявшему руку первым; баллы суммируются; если ответ неверный, то баллы снимаются.
-
Интегрированный урок-исследование (литература + история) по теме "Невольник чести". 10-й класс 2011
Цель урока – обоснованно установить причину гибели Пушкина. Продолжить формирование навыков исследовательской работы, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, работать над выразительной речью.
-
Путешествие к А.Чехову 2011
Статья содержит рассуждения о личности А.П.Чехова. Разгадка рождения большого писателя, стремительный путь от Чехонте к Чехову, понимание призвания через недовольство собой, выдавливание «из себя по каплям раба», осознание своего достоинства – все это находится в произведениях писателя.
-
Литературно-музыкальная композиция "Обрядовый фольклор. Русские колядки" 2011
В процессе изучения темы «Обрядовый фольклор» происходит интеграция школьных предметов: литературы, русского языка, истории, музыки, изобразительного искусства. Литературно-музыкальная композиция позволяет расширить познавательную и творческую активность учащихся.
-
Урок развития речи в 7-м классе "Нужно ли сочувствие и сострадание людям?" 2011
Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л.Андреева является одним из этапов подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения. На уроке учащиеся составляют план с помощью учителя. Работа над составлением плана делится на ряд этапов. Учащиеся готовятся к домашнему сочинению-рассуждению; развивается устная и письменная речь.
-
Урок литературы в 11-м классе "Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черед…" 2011
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.И. Цветаевой содержит материал о жизни и творчестве известной поэтессы.
-
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась…" 2011
Литературно-музыкальная гостиная посвящена жизни и творчеству М.Цветаевой. Сценарий композиции включает воспоминания М.Цветаевой, чтение стихотворений поэтессы, воспроизведение романсов на её произведения.
-
Викторина по повести Н.В. Гоголя "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" 2011
Предлагаются вопросы для проведения викторины по произведению Н.В. Гоголя "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" с целью проверки качества полученных знаний учащихся.
-
Урок-концерт "Он не вернулся из боя…" Стихи поэтов, погибших на войне… 2011
Урок знакомит учащихся с творчеством поэтов, погибших во время ВОВ. Создает атмосферу погружения в военное время, обращает внимание на мужество и героизм поэтов, помогает услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи.
-
Проектная работа "Приходите к нам на чай…" (театрализованное представление) 2011
Проектная работа проводится в форме театрализованного представления. Цель данного мероприятия – воспитание патриотизма. Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с традициями праздничной культуры Руси, приобщает детей к традициям русского народа, развивает позитивное поведение учащихся, вырабатывает личную позицию, даёт возможность сравнивать полученное с требуемым.
-
Урок чтения в 5-м классе коррекционной школы VIII вида "Ю.И.Коринец. Стихотворение "У могилы Неизвестного солдата" 2011
На уроке проводится коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся, воспитание патриотизма и интереса к истории своей страны; коррекция памяти на основе заучивания стихов; воспитывается навык осмысленного выразительного чтения, расширяется кругозор учеников, активизируется их словарь, воспитывается навык связного повествовательного рассказывания.
-
Интегрированный урок литература + история + музыка по теме "Ленинградцы - дети мои, Ленинградцы - гордость моя" 2011
Задача учителя наглядно и образно воссоздать картины жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады; сформировать метапредметные знания через осознание учащимися неразделимости искусства и жизни.
-
Внеклассное чтение по литературе "Внимая ужасам войны" ("Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстой) 2011
Цель урока - осмысление авторской позиции по отношению к войне и проблеме истинного и ложного патриотизма. Учитель подводит учащихся к осуждению войны как явлению противоестественному и чуждому человеческому разуму. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
-
Урок "Анализ поэмы А.А.Блока "Соловьиный сад" 2011
Изучая поэму "Двенадцать", мы практически говорим о глубоких философских произведениях поэта, одним из которых является поэма "Соловьиный сад". Цель урока – понять символический характер образов: соловьиного сада, большой дороги, протоптанной тропинки, рокочущего моря, человека с киркой и тележкой. Учащиеся должны попробовать дать свое толкование поэмы, определить, какова же ее тема.
-
Информационные курсы Интернета в преподавании литературы 2011
К наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся.
-
Урок по тексту русской народной сказки "Сказка – ложь, да в ней намек". 6-й класс 2011
Урок проводится по тексту русской народной сказки "По щучьему велению", является связующим звеном в восприятии фольклорной и авторской сказки. Используется методика "Развитие критического мышления через чтение и письмо", для этого необходимо время не менее 90 минут с учетом прочтения текста непосредственно на занятии.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Вспоминая Лермонтова" 2011
Материал предназначен в помощь учителям литературы для организации мероприятия, посвященного М.Ю.Лермонтову. В сценарии отражены все этапы жизни поэта в воспоминаниях бабушки Е.А.Арсеньевой.
-
Урок "Судьба Родины и нравственный выбор поэта (по стихотворению А.С.Пушкина "К Чаадаеву")" 2011
Основными целями урока являются: чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»; оценка понимания учащимися гражданских идеалов А.С.Пушкина, его поколения; развитие навыка анализа лирического стихотворения; воспитание гражданской зрелости.
-
Интегрированная программа (литература + информатика) дополнительного образования "Создаем детскую книгу" 2011
Любой человек обладает творческим потенциалом, но не всегда может его реализовать. Создание книг детского творчества помогают раскрыться возможностям учащихся. Каждый может найти свой путь реализации в общем деле (поэзия и проза разных жанров, рисунки в разных стилях, компьютерная графика, компьютерная верстка).
-
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс 2011
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитание эстетического вкуса и любви к родному языку. Урок-исследование проводится наглядно-действенным методом. На уроке используются презентации как учителя, так и учащихся.
-
Урок "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" 2011
Урок посвящён изучению стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро". Цель урока – показать мастерство Пушкина-поэта в создании образа Родины. На уроке проводится работа по формированию навыка анализа стихотворения, по развитию образного мышления и речи учащихся. Используется презентация.
-
Конспект урока литературы "В.И.Белов. "Скворцы". 5-й класс 2011
Цель урока – познакомиться с главным героем рассказа и понять мотивы его поступка. Главное на уроке – совместный поиск ответа на проблемный вопрос, развитие читательской зоркости и творческих способностей учащихся. Задачи учителя – воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
-
Конспект урока литературы "К.М.Станюкович "Человек за бортом". 6-й класс 2011
Статья представляет собой урок литературы в 6-м классе по рассказу В.Г.Станюковича «Человек за бортом!», помогает формировать навык работы в группах, учит составлять рассказ о литературном герое.
-
Урок внеклассного чтения по повести И.Пантелеева "Чужой" "Думая о вечности…". 7-й класс 2011
Урок литературы по повести Красноярского писателя И.Пантелеева можно провести как урок внеклассного чтения в 6–8-х классах. Небольшое по объёму произведение поднимает актуальную нравственную проблему современности - проблему сиротства. Книга интересна подросткам, они живо реагируют на события повести.
-
"Я школьный учитель…" (образ учителя в творчестве А.П. Чехова) 2011
Урок с использованием ИКТ, основанный на идее, что учитель – такой же человек, как и ты. На занятии углубляются знания о творчестве Чехова, на основе произведений которого и строится занятие.
-
Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" 2011
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-практической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город.
-
Человек на войне. По роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" 2011
Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли. На заключительном этапе работы обязательно читается опорный текст, что даёт возможность подвести итоги работы с произведением, проверить знания, способствует развитию речи и творческих способностей учащихся.
-
Урок литературы "Аксиологическая проблематика поэзии Первой мировой войны (на примере лирики В.П.Катаева)" 2011
Урок литературы ставит целью через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию аксиологической проблематики поэзии Первой мировой войны. Урок разработан на мало известных фактах биографии В.П.Катаева, участника Первой мировой войны, автора сказок "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик".
-
Интегрированный урок (история + литература) "Трагизм и героизм 30-х годов…" 2011
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы.