Литература
-
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Царь-рыба" 2011
Урок помогает выявить нравственные законы, определить отношение человека и мира, в котором он живет, на основе рассказа В.П. Астафьева.
-
Произведение А.С. Пушкина "Пиковая дама" как философско-психологическая повесть 2011
Урок знакомит учащихся с понятием "философско-психологическая повесть". Попытаться понять психологическое состояние героев, их внутренний мир. Увидеть философские вопросы, затронутые писателем, поразмышлять о них. Продолжить работу по развитию умений: лаконично и точно передавать свои мысли, систематизировать отобранный материал, обобщать, делать выводы.
-
Урок литературы в 10-м классе "Дорога чести" князя Андрея Болконского" 2011
Главная цель и задача урока: обучение анализу художественного текста. В ходе урока учащиеся, отвечая на вопросы учителя, работая с текстом романа «Война и мир», просматривая иллюстрации к произведению и отрывки из одноименного художественного фильма, отвечают на проблемный вопрос и делают выводы и умозаключения.
-
Литературная гостиная "Я на земле живу не горбясь" (о жизни и творчестве О.А.Фокиной) 2011
Мероприятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы О.А.Фокиной. Дети совершенствуют лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенции. Воспитывается любовь к своему краю, Родине, чувство гордости за свою малую родину.
-
"А.Грин. Путь к писателю". Урок в 6-м классе 2011
Творчество А.Грина всегда привлекает внимание учащихся. К сожалению, книгам этого автора в программе отводится малое количество учебных часов: в программе В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина в 6-м классе выделяется всего 2 часа на изучение повести "Алые паруса".
-
Итоговая работа по русскому языку для 6-го класса 2011
Итоговая работа по русскому языку за курс 6-го класса (учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой) самостоятельно разработана учителем и по форме соответствует мониторинговым работам нового типа для 9-го класса: включает в себя ответы на тестовые задания (представлено 2 варианта) и создание сочинения-рассуждения.
-
Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник" 2011
В русском фольклоре былины занимают особое место как произведения, в которых воплотился художественный талант народа. Эти древнейшие сказания о защитниках родины - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче - в яркой образной, эмоциональной форме знакомят школьников с прошлым нашей страны.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Сорочинская ярмарка Н.В. Гоголя" 2011
В статье представлена разработка внеклассного мероприятия по литературе. Цель занятия - обобщить знания учащихся по произведениям Н.В. Гоголя, включенным в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки".
-
Изучение рассказов Бориса Зайцева в старших классах 2011
В программу по литературе 11-го класса имя Бориса Зайцева было включено сравнительно недавно. И здесь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся, показать особый стиль Б.Зайцева.
-
Человек и природа в лирике второй половины ХХ века 2011
Урок призван убедить учащихся, что современная лирика продолжает лучшие традиции поэзии XIX века, утверждая мысль о необходимости приумножать богатства природы и защищать ее от варварского вмешательства.
-
Интегрированный урок по литературе и немецкому языку "Творчество Жуковского, баллады". 6-й класс 2011
Основным направлением деятельности учащихся на уроке явилась работа по сопоставлению текста литературного перевода В.А. Жуковского и подстрочного перевода. Дети учились анализировать тексты и определять, что нового привнес "поэт-переводчик" в балладу. Сохранилось ли содержание и смысл произведения. Дети, которые не изучают немецкий язык, по интонации догадывались, кому из персонажей принадлежат реплики, во время прочтения баллады на немецком языке.
-
"Своя игра" по пьесе А.Н. Островского "Гроза" 2011
Урок литературы по пьесе А.Островского "Гроза" проводится в форме известной телевизионной игры "Своя игра". Для того чтобы каждый ученик мог принять участие в игре, на уроке были приняты следующие условия: вопросы для розыгрыша необходимы для предоставления права выбирать тему и вопрос; если ученик затрудняется, то право ответить передается учащемуся, поднявшему руку первым; баллы суммируются; если ответ неверный, то баллы снимаются.
-
Интегрированный урок-исследование (литература + история) по теме "Невольник чести". 10-й класс 2011
Цель урока – обоснованно установить причину гибели Пушкина. Продолжить формирование навыков исследовательской работы, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, работать над выразительной речью.
-
Путешествие к А.Чехову 2011
Статья содержит рассуждения о личности А.П.Чехова. Разгадка рождения большого писателя, стремительный путь от Чехонте к Чехову, понимание призвания через недовольство собой, выдавливание «из себя по каплям раба», осознание своего достоинства – все это находится в произведениях писателя.
-
Литературно-музыкальная композиция "Обрядовый фольклор. Русские колядки" 2011
В процессе изучения темы «Обрядовый фольклор» происходит интеграция школьных предметов: литературы, русского языка, истории, музыки, изобразительного искусства. Литературно-музыкальная композиция позволяет расширить познавательную и творческую активность учащихся.
-
Урок развития речи в 7-м классе "Нужно ли сочувствие и сострадание людям?" 2011
Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л.Андреева является одним из этапов подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения. На уроке учащиеся составляют план с помощью учителя. Работа над составлением плана делится на ряд этапов. Учащиеся готовятся к домашнему сочинению-рассуждению; развивается устная и письменная речь.
-
Урок литературы в 11-м классе "Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черед…" 2011
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.И. Цветаевой содержит материал о жизни и творчестве известной поэтессы.
-
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась…" 2011
Литературно-музыкальная гостиная посвящена жизни и творчеству М.Цветаевой. Сценарий композиции включает воспоминания М.Цветаевой, чтение стихотворений поэтессы, воспроизведение романсов на её произведения.
-
Викторина по повести Н.В. Гоголя "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" 2011
Предлагаются вопросы для проведения викторины по произведению Н.В. Гоголя "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" с целью проверки качества полученных знаний учащихся.
-
Урок-концерт "Он не вернулся из боя…" Стихи поэтов, погибших на войне… 2011
Урок знакомит учащихся с творчеством поэтов, погибших во время ВОВ. Создает атмосферу погружения в военное время, обращает внимание на мужество и героизм поэтов, помогает услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи.
-
Проектная работа "Приходите к нам на чай…" (театрализованное представление) 2011
Проектная работа проводится в форме театрализованного представления. Цель данного мероприятия – воспитание патриотизма. Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с традициями праздничной культуры Руси, приобщает детей к традициям русского народа, развивает позитивное поведение учащихся, вырабатывает личную позицию, даёт возможность сравнивать полученное с требуемым.
-
Урок чтения в 5-м классе коррекционной школы VIII вида "Ю.И.Коринец. Стихотворение "У могилы Неизвестного солдата" 2011
На уроке проводится коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся, воспитание патриотизма и интереса к истории своей страны; коррекция памяти на основе заучивания стихов; воспитывается навык осмысленного выразительного чтения, расширяется кругозор учеников, активизируется их словарь, воспитывается навык связного повествовательного рассказывания.
-
Интегрированный урок литература + история + музыка по теме "Ленинградцы - дети мои, Ленинградцы - гордость моя" 2011
Задача учителя наглядно и образно воссоздать картины жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады; сформировать метапредметные знания через осознание учащимися неразделимости искусства и жизни.
-
Внеклассное чтение по литературе "Внимая ужасам войны" ("Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстой) 2011
Цель урока - осмысление авторской позиции по отношению к войне и проблеме истинного и ложного патриотизма. Учитель подводит учащихся к осуждению войны как явлению противоестественному и чуждому человеческому разуму. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
-
Урок "Анализ поэмы А.А.Блока "Соловьиный сад" 2011
Изучая поэму "Двенадцать", мы практически говорим о глубоких философских произведениях поэта, одним из которых является поэма "Соловьиный сад". Цель урока – понять символический характер образов: соловьиного сада, большой дороги, протоптанной тропинки, рокочущего моря, человека с киркой и тележкой. Учащиеся должны попробовать дать свое толкование поэмы, определить, какова же ее тема.
-
Информационные курсы Интернета в преподавании литературы 2011
К наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся.
-
Урок по тексту русской народной сказки "Сказка – ложь, да в ней намек". 6-й класс 2011
Урок проводится по тексту русской народной сказки "По щучьему велению", является связующим звеном в восприятии фольклорной и авторской сказки. Используется методика "Развитие критического мышления через чтение и письмо", для этого необходимо время не менее 90 минут с учетом прочтения текста непосредственно на занятии.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Вспоминая Лермонтова" 2011
Материал предназначен в помощь учителям литературы для организации мероприятия, посвященного М.Ю.Лермонтову. В сценарии отражены все этапы жизни поэта в воспоминаниях бабушки Е.А.Арсеньевой.
-
Урок "Судьба Родины и нравственный выбор поэта (по стихотворению А.С.Пушкина "К Чаадаеву")" 2011
Основными целями урока являются: чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»; оценка понимания учащимися гражданских идеалов А.С.Пушкина, его поколения; развитие навыка анализа лирического стихотворения; воспитание гражданской зрелости.
-
Интегрированная программа (литература + информатика) дополнительного образования "Создаем детскую книгу" 2011
Любой человек обладает творческим потенциалом, но не всегда может его реализовать. Создание книг детского творчества помогают раскрыться возможностям учащихся. Каждый может найти свой путь реализации в общем деле (поэзия и проза разных жанров, рисунки в разных стилях, компьютерная графика, компьютерная верстка).