Урок-проект "Пантеон славянских богов"

Разделы: Литература


Современные школьники очень плохо знают славянскую мифологию и традиционную русскую культуру. В последнее время в учебном плане школ появляются предметы, направленные на изучение основ православной культуры: “Истоки”, история мировых религий, “Духовное краеведение Подмосковья”. Это, безусловно, отрадно и крайне необходимо. Но горькой истиной является то, что в головах наших детей царит полный мировоззренческий хаос и при слове “бог” у каждого возникают свои ассоциации. Четкого представления о вере современных людей и вере наших предков у школьников нет, а это незнание мешает эффективному изучению всех гуманитарных предметов.

Однажды я попросила учеников 5–9-х классов назвать имена известных им богов. Дети назвали лишь Зевса, Иисуса Христа и Аллаха, потом вспомнили Перуна (наверно, потому, что его имя упоминается А.С.Пушкиным в “Песни о вещем Олеге”). Глубоко уверена в том, что, прежде чем начинать преподавание в школе основ православной культуры и истории мировых религий, следует познакомить детей с традиционной русской культурой, существовавшей до крещения Руси, и с дохристианскими верованиями славян. Ведь еще до принятия христианства наши предки создали богатую и неповторимую культуру, мифологию и фольклор. В 5-м классе школьники на уроках истории изучают мифы Древней Греции, которые представлены и в программе литературного образования. А о славянской мифологии упоминается мало и вскользь, а ведь она была не менее богатой и интересной. Предлагаю вниманию коллег конспект урока по славянской мифологии, ориентированного на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Это может быть урок литературы либо истории в 5–6-х классах, который проводится до или после изучения мифов Древней Греции.

Ход урока

1. Выявление потребности в изменении и исследовании.

В начале урока беседую с учениками о том, что такое вера и зачем она нужна человеку. Далее выясняем, в каких богов верило и верит человечество. Прошу детей назвать имена известных им славянских богов. Называют 2–3 имени. Спрашиваю, почему древнегреческих богов они знают лучше, чем славянских. Отвечают, что об этом не рассказывают на уроках, а сами они мало читали литературы по славянской мифологии. Мой следующий вопрос: “А хотели бы вы знать о том, каким богам поклонялись наши древние предки? Во что верили? Какие мифы складывали?”. Безусловно, дети ответят утвердительно. “А зачем вам нужны эти знания?” – спрашиваю. Ответы учеников (“Интересно”, “Хочу знать традиции народа”, “Чтобы глубже понимать культуру своего народа, родной язык, русский фольклор” и т.п.) дают возможность сформулировать основополагающую идею о необходимости более глубокого изучения славянской мифологии с целью приобщения к истокам и традициям национальной культуры.

2. Определение и фиксирование цели проектной деятельности.

Вместе с учащимися формулируем и записываем на доске и в тетрадях тему и цель проекта. Выбираем вид проекта – информационный.

Тема: “Пантеон славянских богов”.

Цель: Приобщение к истокам и традициям национальной культуры.

Далее вместе с детьми обсуждаем, какие конкретные учебные задачи будут стоять перед нами. Ставим учебные задачи проекта и фиксируем их в тетради либо на доске, чтобы по окончании работы проверить, выполнены ли они.

3. Постановка учебных задач проектной деятельности.

Образовательные задачи:

  • Изучить соответствующую литературу, выписать имена славянских богов, узнать, чему и кому покровительствовал тот или иной бог и как его представляли люди.

Развивающие задачи:

  • Развивать любознательность, эрудицию, творческие способности детей.
  • Расширять кругозор.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к истории и культурным традициям русского народа, желание их изучать и сохранять.

4. Определение основных идей проекта и инструментария.

Поставив цель и определив задачи проектно-исследовательской деятельности, приступаем к обсуждению того, что и как мы будем делать: где искать материал, как его обрабатывать, какой готовый продукт мы можем получить и где его можно использовать. В результате обсуждения дети приходят к решению, что для работы им понадобится специальная литература по славянской мифологии (ее учитель может подготовить заранее) и Интернет-ресурсы. Далее учащиеся обсуждают основные идеи проекта. Так как пантеон славянских богов достаточно многочислен, следует их как-то систематизировать и классифицировать. Допустим, главные и второстепенные боги. Или добрые и злые боги. Или боги-мужчины и богини-женщины и п.п. Также учащиеся определяют, как они будут работать: индивидуально, в парах, в группах. Оптимальный вариант – групповая работа, когда класс делится на группы по 3-4 человека и каждая группа выполняет свое задание, результат которого складывается с результатами других групп.

5. Определение видов деятельности.

На данном уроке основными видами деятельности детей будут следующие:

  1. Изучение справочной литературы и материалов Интернета.
  2. Составление краткого связного рассказа о том или ином славянском боге.
  3. Художественное изображение бога на бумаге.
  4. Обобщение “Какое место занимал этот бог в пантеоне славянских богов и в жизни древних людей?”.
  5. Презентация собранного материала классу.

Для выполнения групповой работы ребята распределяют роли: кто будет добывать информацию по Интернету, кто будет работать со справочной литературой, кто ее анализировать и систематизировать, кто представлять выводы, кто создавать иллюстрацию и т.п.

6. Прогнозирование результатов проектной деятельности.

Прежде чем приступить к созданию данного информационного проекта, обсуждаем, какой продукт нашей деятельности мы хотели бы получить, что мы можем изготовить, чтобы сохранить результаты нашего исследования. Дети предлагают разные варианты готового продукта:

  • Информационный стенд для кабинета, где будут представлены сведения о славянских богах и их изображение.
  • Дидактический материал для уроков истории и литературы.
  • Краткий словарь “Славянские боги”, распечатанный на компьютере для каждого ученика.
  • Новая глава в учебник истории или литературы.
  • Видеофильм, видеогазета.
  • Устный журнал для представления его младшим школьникам.

7. Выполнение работы.

На уроке работа выполняется в группах. Каждая группа работает над своей темой. Учителю отводится роль консультанта. Если работа выполняется на уроке, когда время ограничено, учитель может распределить задания по группам сам.

Если работа выполняется индивидуально дома, то ученик может получить либо конкретное задание, либо сам отобрать материал по желанию. Также учитель может представить список славянских богов на доске, а дети отбирают понравившиеся им имена и разрабатывают их.

8. Презентация итогов работы.

По окончании исследования ученики представляют классу итоги индивидуальной или групповой работы. Учащиеся слушают, задают вопросы. Ученик–художник представляет свой рисунок и обосновывает его. Результаты исследований закрепляются на классной доске, а дети фиксируют в тетрадях учебную модель.

9. Создание учебной модели проекта.

Какой будет учебная модель, представляющая пантеон славянских богов, зависит от того, какой принцип классификации и типизации материала изберут дети. Но в любом случае получается определенная целостная система, в которой учебный материал о каждом боге представлен единообразно. Например: имя славянского бога, сфера его покровительства, представление о его внешнем виде, как ему поклонялись и как его задабривали и т.д.

10. Рефлексия деятельности.

Школьники проводят самоанализ учебной деятельности. Отвечают на вопросы: какая группа или какой ученик лучше других справились с заданием, за счет чего это получилось, что не удалось сделать и почему.

11. Подведение итогов.

Подводя итоги работы, спрашиваю детей:

Ребята, вспомните, какие цели и задачи ставили мы перед нашим уроком-проектом. Выполнили ли мы их?

– Что нового вы узнали на уроке, чему научились, что поняли?

Главная мысль, которую вынесут дети с урока, заключается в том, что славянская мифология была не менее богатой, чем греческая или римская, что каждой сфере человеческой жизни покровительствовали свои боги, к которым можно было обратиться за помощью, и осознание этого, вероятно, облегчало трудную жизнь наших предков.

12. Практическое использование созданного продукта.

В кратком виде собранный материал может быть представлен в форме следующей учебной модели:

Пантеон славянских богов

Имя божества Богом чего являлся Кому и чему покровительствовал В каком облике представлялся людям
Святовид Главный бог поднебесья, бог света Хранитель всего мира, его порядка и гармонии Старец с четырьмя бородатыми головами на четырех шеях, ездит на белом коне   Воздушным явлениям Старец в шлеме и кольчуге, держащий лук и огненные стрелы
Сварог Владыка Вселенной, родоначальник богов, бог огня Небу, солнцу, огню Старец с раскинутыми руками: одной управляет солнцем, другой – молниями
Велес Бог скота и богатого урожая, бог мудрости Зверям, животным Медведь
Дажьбог Бог солнца Пахарям и сеятелям, а также свадьбам Высокий юноша со светлыми волосами в лучах солнца
Купало Бог лета, плодов, цветов Земным плодам Юноша в легких одеждах с венком на голове и цветами в руках
Дид Бог супружеской любви Прочной семье Молодой мужчина с двумя горлинками в руках
Дидилия Богиня женского плодородия Благополучным родам младенцам Молодая цветущая женщина, увенчанная драгоценными камнями
Лада Богиня красоты, любви, брака Любви, счастью, семье Красавица в розовом венке, держащая сына Леля
Мокошь Богиня судьбы, земли и плодородия Олицетворение Матери-Сырой Земли, покровительница женщин Длиннорукая, большеголовая женщина, прядущая шерсть
Перун Бог грозы, грома и молний, войны и битв Воздушным явлениям Старец в шлеме и кольчуге, держащий лук и огненные стрелы
Род Творец, создатель всего живого во Вселенной Видимому и невидимому миру Старец с толстой книгой в руках
Родомысл Бог мудрости и красноречия Законам, добрым советам Мужчина со щитом и копьем в левой руке, указательный палец правой руки уперся в лоб
Жива Богиня весны и животворящих весенних сил Оживлению природы, землепашцам, влюбленным, беременным женщинам и новорожденным детям Красивая молодая женщина, у которой в одной руке созревшее яблоко, в другой – колосья ржи и гроздь винограда. Рядом с ней всегда маленький ребенок.
Стрибог Бог ветров Истреблению злодеяний и злоумышлений Мужчина, стреляющий из лука
Услад Бог веселья, пиров, наслаждения Чувственному наслаждению Радостный юноша с кубком вина в руке
Числобог Бог времени Течению времени Существо с двумя лицами: лицо-солнце и лицо-полумесяц
Ярило Бог весеннего солнца, мужской бог любви, страсти и удали Силе, страсти людей, плодовитости растений и животных Красивый молодец на белом коне с ржаными колосьями в руке

С данным продуктом исследовательской деятельности школьников можно организовать разные виды работы на уроках литературы, русского языка, истории. Например, можно организовать исследование об упоминании славянских богов в произведениях русского фольклора и литературы. На уроках русского языка будет интересен этимологический разбор слов, связанных с именами славянских богов: услада, разъяренный, родить, уладить и т.п. Интересным и познавательным для школьников будет сравнительный анализ пантеона славянских богов с богами древнегреческими и древнеримскими, а также православными святыми. В голове современных детей полная неразбериха с этими богами, а предлагаемый вид работы даст им некоторую ясность. Можно предложить ученикам сопоставить основных славянских, греческих и римских богов. В результате может получиться небольшая таблица.

Славянский бог Греческий бог Римский бог
Святовид Уран Кронос
Перун Зевс Юпитер
Дажьбог Гелиос Апполон
Мокошь Деметра Церера
Лада Афродита Венера
Ярило Дионис Бахус
Жива Артемида Диана
Сварог Гефест Вулкан

Знакомство с пантеоном славянских богов, безусловно, вызовет у детей интерес ко всей славянской мифологии, и учитель может провести уроки и внеклассные мероприятия, посвященные мифам славян о сотворении мира и происхождении человека, духам потустороннего мира, народным играм, русскому народному костюму, календарной обрядности, традициям семейной культуры. Современные школьники должны осознать, что традиции народа надо знать и понимать, потому что они помогали людям жить, созидать и сохранять свою национальную неповторимость.

Использованная литература:

  1. Боги и люди Древнего Мира. Краткий словарь. Составитель – Федосеенко В.М. – М., 1994 г.
  2. Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян.– М., 2009 г.
  3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород, 1995 г.
  4. Каршинова Л.В. Мир и человек. – М., 2007.
  5. Мифы народов мира. Том 1–2. М.,1987 г.