Цель: воспитание патриотизма и толерантности.
Задачи:
- Образовательная – вызвать интерес учащихся к творчеству ставропольского писателя А.Губина, познакомить их с романом А.Губина «Молоко волчицы».
- Воспитательная – прививать учащимся любовь к родному краю, его природе, истории.
- Развивающая – научить учащихся собирать и анализировать информацию музейных экспозиций, соотносить ее с прочитанным текстом романа.
Оборудование: экспонаты школьного музея, презентация.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
(слайд 1)
Литература, как никакой другой предмет, тесно связана с историей, можно сказать, неотделима от нее. В каждом литературном произведении отражается эпоха. Характер эпохи легче понять через художественный образ, но и художественный образ наполняется содержанием, когда читатель знает историю.
Роман А. Губина «Молоко волчицы» изучается в старших классах в рамках регионального компонента по литературе. Сегодня мы проведем в нашем школьном музее урок литературы на тему «Отражение истории Ставропольского края в романе А. Губина «Молоко волчицы».
А. Губин – один из замечательных писателей нашего края.
II. Основная часть.
Учащийся 1: Мы живем в замечательном, уникальном по красоте крае с богатой историей и культурой. Особый вклад в развитие литературы Ставропольского края внес Андрей Губин, (слайд 2) автор повестей, романов, множества рассказов, статей, очерков, сценариев, поэм.
Родился Андрей Губин в 1927 году в станице Ессентукской, в семье терского казака. Здесь прошло его детство.
После школы работал пастухом, молотобойцем, рабочим в театре, паровозным кочегаром, судовым машинистом первого класса, портовым грузчиком, корректором в типографии, литературным сотрудником. Позже Губин вспоминал: «Трудовая закалка очень помогла в жизни. Даже в труде газетчика пригодилась сноровка грузчика и лесоруба, пастуха и машиниста».
Большим желанием писателя было «посмотреть свет». Он жил в Прибалтике, Средней Азии, на Дальнем Востоке.
В 1953 г. Губин поступил на сценарный факультет Московского Всесоюзного Государственного института кинематографии и, окончив его, получил квалификацию кинодраматурга. Учась в институте, он написал вчерне 1-ю часть романа «Молоко волчицы». В один день он оставил Москву и уехал домой «к синим горам Кавказа», которые «питали его творчество». В Ессентуках он продолжает работу над произведением «Молоко волчицы» и заканчивает его. Эта книга о терском казачестве, а писал он ее по собственным воспоминаниям и воспоминаниям своей матери Марии Тристан. Впервые роман был опубликован в 1968 году в Москве в журнале «Октябрь», а в 1970 году – в Ставрополе. Книга имела большой успех и вызвала много дискуссий по поводу жизни, быта и психологии казаков. В романе писатель раскрывает страницы прошлого нашего края. Губин определяет жанр произведения как «роман, а точнее» - «хронику нашей станицы». Произведение охватывает более чем столетний период жизни терского казачества, яркие человеческие судьбы. Роман «Молоко волчицы» писатель считает главным делом своей жизни. Это произведение, в котором корни его самого как писателя, корни многих важных для него убеждений. Роман «Молоко волчицы» стал настольной книгой станичников. Роман написан об истории казачества, в этом его специфика. Жаль, что присуждение высокой литературной премии им. Шолохова писателю Андрею Губину за 1995 год, состоялось уже после его смерти.
Андрей Губин ушел из жизни 6 марта 1992 года в возрасте 64 лет. Похоронен он в городе Ессентуки.
В Ессентукском краеведческом музее в центре одного из залов, как памятник, стоит витрина, в которой собран материал о нашем земляке, писателе и поэте. Его большой портрет, книги и личные вещи (настольная лампа, портфель) – все эти экспонаты, связанные с жизнью известного писателя, передала его жена, Маргарита Николаевна Губина.
В нашем школьном музее пока нет экспонатов, связанных с его жизнью и творчеством. Но музейные экспозиции, которые раскрывают особенности быта казаков, основные этапы развития нашего края, помогают понять Губина-историка.
Учитель: «Молоко волчицы» – произведение многоплановое. Самобытная жизнь казачества на протяжении долгого исторического времени, наполненная противоречиями и трагическими моментами, представляет сама по себе интереснейший материал. Читатель вместе с писателем осмысливает исторические процессы, размышляет о ходе истории. Понять Губина-историка помогут нам экспонаты нашего школьного музея.
Обратимся к роману (слайд 3): «Между синими глазами двух морей Юга России – раскосым Каспийским и круглым Черным, там, где Азия сорок веков смотрит на Европу, тяжким грозным переносьем нависли Белые горы Северного Кавказа. (слайд 4) У цоколя льдистых хребтов стелются влажные, солнечные долины, изрезанные балками и лесистыми взгорьями.
В одной из долин, особняком от Главного хребта, высятся Синие горы. Под ними тихий подземный океан минеральной воды.
Мягкий климат, высота, около трехсот солнечных дней в году, метровый пласт чернозема, обилие строительных и ягодных лесов, кристальные питьевые речки, наконец, величественная красота гор и балок издавна влекла сюда племена и народы».
Таким новеллистическим вступлением начинается роман, в котором отражается история нашего края с древнейших времен. Каждое его слово наполнено глубоким историческим содержанием.
Учащийся (экскурсовод): В III-II тысячелетиях до н.э. земли, где мы сейчас живем, были обжиты степными народами, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. (слайд 5) Мы видим их на фотографиях экспозиции музея.
Богатое захоронение «Ипатовской принцессы» – одно из выдающихся открытий на территории Ставропольского края. Ученые-археологи относят его к раннему сарматскому периоду (III век до н.э.). На фотографиях экспозиции музея мы видим находки из кургана: золотые украшения, ножны для кинжала.
Скифы, гунны, сарматы, хазары, великие завоеватели – монголы – все они побывали здесь, оставив после себя городища и могильники, загадочные статуи воинов и так называемых «половецких баб», обилие которых в полях и степях наших находят и по сей день.
Учитель: Губин пишет: «Но тусклы были огни очагов, редки дымы поселений. Когда да когда пройдет пастух с горсткой овец или пронесется по долине одинокий всадник в черной бурке, и привольно жилось тут зверю и птице. Если же степи и горы оживлялись толпами воинственных пришельцев с запада или востока, то жизнь их по следу и вовсе замолкала надолго, по кровавому следу пожарищ. Гунны и скифы, турецкие султаны и персидские падишахи, Тимур хромой, что прославил вселенную курганами из черепов, гнали отсюда караваны невольников, оставляя свои могилы, храмы и аулы.»
Учащийся (экскурсовод): Из древних источников известно, что северо-восток Ставрополья в средние века был часть степи, носившей имя Дешт-и-Кипчак – «половецкая степь». Половцы вторглись в степи восточной Европы в середине XI в. Походы монголо-татар в 20-30-х годах XIII века стали разорительны для жителей степей. После этого крупные поселения существенно сокращаются или вовсе исчезают.
После Тамерланова погрома в конце XIV века оседлых поселений здесь не было.
Учитель: «Веками бесполезно гнили немеряные пространства трав. Способных прокормить миллионы голов скота. Осенью земля становилась красной от падающего кизила и барбариса. Рыба выплескивалась на берег от тесноты. Под ногами лежали ценные руды и минералы. (слайд 6) Горы стояли, как запечатанные сокровищницы со дня сотворения мира. Некому собирать, ловить, копать».
Учащийся (экскурсовод): Лишь в XV в. на территории Северного Кавказа и Предкавказья стали формироваться степные кочевые народы: ногайцы, калмыки, туркмены, черкесы, карачаевцы, абазины. Процесс этот был сложен и протекал длительное время. И степняки, и горцы жили в основном в сельских поселениях. У всех народов Ставрополья существовали феодальные отношения.
В XVI в. значительно усиливаются нападения со стороны Османской империи и Крымского ханства на народы Северного Кавказа. Несмотря на самоотверженную борьбу против турок и крымских татар им не удавалось прекратить агрессию своими силами.
Учитель: Вновь обращаемся к тексту романа: « Со времен русского монарха Ивана Грозного многие кавказские народы стали стекаться под скипетр многонациональной России, не желая ига постоянных нашествий с юга и востока».
Учащийся (экскурсовод): В 1567 году Иван Грозный по просьбе кабардинских князей послал на Кавказ отряд из стрельцов и казаков, который заложил в устье реки Сунжи, на левом берегу Терека, первую русскую крепость – Терки.
Окрепшее к началу XVIII века русское государство предпринимает меры к укреплению своих южных границ на Тереке. (слайд 7) 5 мая 1776 года Потемкин представил Екатерине II проект строительства Азово-Моздокской оборонительной линии, а 24 апреля 1777 года проект был утвержден. Императрица повелела: «как для необходимо нужного обеспечения границ по Тереку, так и для связи оных от Моздока до Азова, отверстное пространство заселить Волгским войском…».
В экспозиции музея мы видим Указ Императрицы Екатерины II о строительстве Азово-Моздокской оборонительной линии и (слайд 8) Схему Специальной карты Моздокской линии.
Учитель: Об этом времени свидетельствуют страницы романа «В лето от Рождества Христова тысяча восемьсот одиннадцатое шли на Кавказ два полка, Хоперский и Волжский, а в арьергарде скрипели телеги воронежских мужиков-переселенцев.
Тут, у Белых и Синих гор, поселились они. Поставив редут, казаки обнесли его каменной оградой с дозорными вышками. (слайд 9) Возвели деревянную Николая-Угодника церковь. Сами начинали жизнь в землянках. Особо охраняли арсенал. Несли службу на пикетах, ходили на Линию, протаптывали дороги, давали имена балкам, горам, рощам. С годами редут разросся, стал казачьей станицей, причисленной к Терскому войску».
Учащийся (экскурсовод): В экспозиции нашего музея мы можем увидеть, как выглядела дозорная вышка в те времена, а также среди экспонатов музея имеется макет одной из крепостей Азово-Моздокской оборонительной линии. Это макет Георгиевской крепости. (слайд 10) По такому же принципу строились и другие крепости.
В центре Георгиевской крепости находилась Никольская площадь, на которой в 1780 году была построена Никольская церковь. (слайд 11) Подобные деревянные походные церкви были и в других крепостях. Красота Божьего храма – гордость для казаков. Даже в трудные времена становления казачества казак, делая свою хату из глиняных саманов или из дерева и покрывая соломой или камышом, не жалел ни денег, ни трудов на то, чтобы построить церковь покрасивее и покрыть железной крышей.
Селиться внутри крепостей запрещалось, поэтому одновременно со строительством крепостей Кавказской линии возникали казачьи станицы.
Учитель: В романе читаем: «Суть казачества – война, защита и расширение границ… Оружие составляло фамильную гордость казаков. В зеркальных клинках томленой стали сполохами отражалась пламенная казачья доблесть. Оно поддерживало чувство собственного достоинства, которое началось с чувства собственной безопасности. С малых лет мечта казака – кинжал, револьвер.
Стамбульская семигранная винтовка, шашки секретного булата – гирла, гурда, волчок – ценились дороже жизни...
Случалось за шашку отдавали жену.
Владельцу чудесной гирлы прибавляли ранг.
В одном ряду с оружием стояли только серебряные знаки, офицерский шарф и кони.
Кони были основным богатством – золотая валюта, чеканно звенящая подковами по каменистым дорогам. Собственно, большинство набегов совершалось ради захвата коней. Донесения о стычках начинались с перечисления захваченных или потерянных табунов, а уж потом – о раненых и убитых.
От всех прочих казак отличался и одеждой – буркой, черкеской, папахой из каракуля. Плети были целым промыслом – их плели многополосьем, отделывали махрами, кистями, серебрили рукояти, снабжали жгучими нахвостниками, утяжеляли свинцовой блямбой или монетой. Плеть необходима и для коня, и для порядка в семье и государстве…
…на службу казак являлся на своем коне, из оружия получал только винтовку, сам обмундировывался, а часто и харчился…
Вернувшись со службы, казак не имел права продать строевого коня и оружие. Был он обязан всегда держать торока снабженными: в одной сидельной суме – овес и патроны, в другой – смена одежды, котелок, подковы, три фунта сухарей, цыбик чая и тридцать три золотника сахара. Годами висели торока на сухих чердаках как знак готовности выступить в любую минуту за веру, царя и отечество, посягни на них враг внешний или внутренний».
Учащийся (экскурсовод): Шашка и плеть – необходимый атрибут каждого казака. Линейные казаки отличались тем, что полностью переняли горский костюм и вооружение: черкеска с газырями, папаха, бурка, башлык и мягкие сапоги. (слайд 12)
Экспонаты нашего музея дают представление о быте казаков. (слайды 13-14) Прялка, рубель, глиняная посуда – предметы повседневного обихода. Все эти вещи помогают нам «оживить» страницы романа.
III. Заключительное слово учителя.
Сегодня мы прочли только начало романа, но как много исторических событий стоит за поэтическими образами. Мы еще не знакомы с героями произведения и их характерами, но уже представляем уклад их жизни, традиции.
Литература:
- Губин А.Т. Молоко волчицы. Роман (книга 1-я). Ставрополь, Кн.изд., 1970.
- Надейко А.В., Назарова И.М., Колесников В.А. и др. – История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года: Региональный учебник для общеобразовательных школ. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996.
- Якунин М.А., Федькин М.И. Георгиевск. Ставрополь, кн. изд-во, 1977.
- Трофимова Ю. Терские казаки: история, традиции, нравы. Пятигорск, 1994.