Цель: расширение и углубление знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина и о роли в его жизни няни – Арины Родионовны Яковлевой (Матвеевой).
Педагогическая цель: развитие художественно-эстетических способностей учащихся, воспитание гармоничной личности, тонко чувствующей красоту поэтического слова и музыки.
Задачи: подбор материала для литературно-музыкальной композиции, составление сценария, проведение вечера.
Оборудование: компьютер, проектор с мультимедийным экраном, диски с иллюстрациями и музыкальными записями, видеокамера.
Ход проекта
1-й этап – организационный.
Цель: определение темы и формы продукта проектной деятельности.
Протокол №1 от 5 декабря 2006 года.
Повестка дня.
- Обсуждение темы и формы проекта.
- План выполнения работы.
Ход работы.
По вопросу №1 поступили предложения:
- подготовить литературный вечер;
- провести подготовительную работу – поиск литературных и музыкальных материалов;
- составить сценарий и провести вечер.
Предложенные темы:
- Анализ стихотворения (на выбор).
- Творчество М.И. Цветаевой.
- Русская народная сказка. Особенности жанра, композиции, сюжет, герои.
- Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина.
- Образ няни А.С. Пушкина.
По вопросу №2 поступили предложения:
- провести поиск литературных материалов по теме в школьной и городской библиотеке (ответственные Копьёва С. И Хомечко О.);
- найти музыкальные записи, касающиеся темы проекта (ответственные Калинин А., Чернышов В.);
- провести поиск иллюстративного материала (Платонова О.).
Решение: Приступить к подготовке литературного вечера для учеников 5-го класса по теме «Няне А.С.Пушкина посвящается…».
2-й этап – подготовительный.
Цель: отбор материалов для литературно-музыкальной композиции, составление сценария.
Протокол №2 от 15 января 2007 года.
Повестка дня.
- Отчёты участников проекта, обмен собранной информацией.
- Составление сценария.
Ход работы.
Отчёт по поиску литературных материалов С. Копьёвой и О. Хомечко.
Сведений о няне Пушкина очень мало. Были задействованы материалы домашних, школьной и городской библиотек. Просмотрев огромный материал, исследовав энциклопедии, словари, документальные источники, остановили свой выбор на материалах к уроку, который был предложен в разработках учителей в журнале «Литература в школе» №4 за 1999 год. В данном журнале предлагаются статьи учителей литературы: Коровиной Раисы Николаевны (г. Десногорск Смоленской области) и Чауриной Розы Алексеевны (г. Москва).
Вот что об этом материале пишет сама Р.А. Чаурина: «Предлагаю вашему вниманию материалы о няне А.С. Пушкина – А.Р. Яковлевой. На собственном опыте (мой стаж работы 35 лет) знаю, как много времени и сил уходит на то, чтобы подготовиться к уроку. Поэтому я попыталась, не делая никаких сенсационных открытий, а взяв на себя лишь роль популяризатора, отобрать значимые, представляющие интерес сведения об Арине Родионовне, распылённые по десяткам книг, многочисленным публикациям, а также экспозициям музеев, и логично, соблюдая хронологию изложить их в доступной форме, чтобы получился материал для занятия в литературном кружке, или литературно-музыкальной композиции, или даже для урока о няне как о человеке, о её судьбе и той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве гения».
Данный материал самый полный и объёмный – он может стать основным источником для создания сценария.
Отчёт о музыкальных иллюстрациях Калинина А. и Чернышова В.
Найдены музыкальные записи романсов на стихи Пушкина, диски с записями музыки к опере «Руслан и Людмила», нотная запись песни на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Решение:
- для составления сценария создать творческую группу сценаристов (О.Хомечко, С.Копьёва, О.Платонова);
- использовать данный литературный и музыкальный материал для создания сценария;
- творческой группе приступить к созданию сценария;
- работу выполнить в течение 2-х недель.
3-й этап – репетиционный.
Цель: на основе созданного сценария подготовить литературно-музыкальную композицию.
Протокол №3 от 5 февраля 2007 года.
Повестка дня.
- Обсуждение сценария. Внесение изменений и дополнений.
- График репетиций.
Ход работы.
Вопрос №1.
При чтении сценария были внесены предложения:
- использовать мультимедийный проектор для иллюстраций к выступлению;
- исполнить песню на стихи А.С. Пушкина «Зимний вечер» (обратиться за помощью к учителю музыки Петрову В.И. – ответственные Платонова О. и Копьёва С.).
Вопрос №2.
Репетиции проводить 3 раза в неделю (понедельник, среда, четверг) с 13-30 до 14-30 часов.
Решение: внести изменения и дополнения в сценарий; репетиционный этап закончить в течение 3-х недель.
4-й этап – реализация проекта.
Цель: проведение литературного вечера «Няне А.С. Пушкина посвящается…».
Протокол №4 от 19.02 2007 г.
Повестка дня.
- Проведение вечера, назначение даты.
- Текущие вопросы.
Ход работы.
По вопросу №1: поступило предложение – провести вечер 26 февраля 2007 года (генеральную репетицию назначить на 24 февраля 2007 г.).
По вопросу №2 выступила Платонова О., рассказала о проделанной работе:
В.И. Петров с ансамблем девочек 6-7 классов подготовил песню на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Решение:
- закончить подготовку вечера;
- реализовать проект.
5-й этап – презентационный.
Цель: презентация проекта, подведение итогов работы.
Протокол №5 от 20 марта 2007 года.
Повестка дня.
- Итоги работы.
- Презентация проекта.
Ход работы.
По вопросу №1 выступила О.Хомечко, от имени творческой группы подвела итоги работы, дала ей положительную оценку.
По вопросу №2 выступила С.Копьёва, предложила подготовить презентацию проекта.
Решение:
- проект (продукт проектной деятельности) одобрить;
- подготовить презентацию проекта (ответственные – С.Копьёва, О.Платонова).
Выступление на презентации – защита проекта: «Проектная работа предполагает огромный творческий выбор и полёт фантазии. Окунувшись в мир литературы, мы остановились на имени А.С.Пушкина. Почему же выбрали личность Александра Сергеевича? Да потому что без него немыслима русская литература, он – «солнце русской поэзии», гений мирового искусства. Его жизнь и творчество стали одной из самых ярких и значительных страниц в истории человечества. К тому же в 2007 году исполняется 170 лет со дня смерти великого поэта. Это трагическая дата. Но даже спустя полтора века, Пушкин не забыт. Его стихи, поэмы, романы читаются и волнуют всё новые и новые поколения.
Работая над проектом, мы выбрали нетипичный подход к творчеству Пушкина. Мы не стали разбирать его биографию и анализировать стихи. Нам хотелось найти корень, исток его таланта, найти того, кто заразил поэта любовью к России и ко всему русскому, поэтому главной героиней нашего проекта является няня Пушкина – Арина Родионовна Яковлева. Именно она познакомила маленького Пушкина с богатейшим миром русских сказок. Это благодаря няне поэт полюбил искромётные и мудрые русские пословицы и поговорки: он собирал их, использовал в своих произведениях. Именно от Арины Родионовны поэт услышал бессчётное количество народных выражений, присказок и прибауток, былин и небылиц. Конечно, в первую очередь с именем Арины Родионовны связана жизнь Александра Сергеевича. Пушкина с няней всегда связывали добрые, тёплые и нежные отношения. По сути она заменила ему родную мать, стала его другом и даже первой музой.
Все наши наработки, знания и умения, полученные в ходе проектной работы, мы решили реализовать в литературном вечере, посвящённом Арине Родионовне. В качестве аудитории мы выбрали пятиклассников. Этот выбор был неслучаен. Дети непосредственны и открыты для информации. К тому же они мало знали о великом поэте, в чём недостаток программы по литературе. Но здесь была и небольшая трудность: нужно было постараться заинтересовать ребят, завладеть их вниманием. Что непросто, учитывая их возраст. Мы решили провести вечер в камерной обстановке (маленьком помещении), чтобы быть ближе к слушателям, решили разбавить повествование о жизни Арины Родионовны стихами, написанными и посвящёнными ей, отрывками из сказок Пушкина, русскими народными песнями и романсом «Зимний вечер» на стихи великого поэта.
Доступно, интересно и познавательно рассказать о няне Пушкина. Что заставило бы аудиторию обратиться к книгам, – такова была цель нашего вечера. Надеемся, что мы её достигли. Давайте обратимся к видеоиллюстрации.» (Показ фрагмента литературного вечера.)
Литература:
- Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», М., 2006.
- Журнал «Литература в школе» №4, 1999.
- Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. М., 1985.
- Журнал «Профильная школа» №4, 2002.