Цели:
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет Ф.И.Тютчева, интерактивная доска (при наличии), презентация.
1. Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
(“Не то, что мните вы, природа…”. 1836)
2. На доске. (Приложение 3)
Пейзаж - картина природы.
Колорит - сочетание красок, цветов в картине, их взаимосвязь и единство.
Композиция - взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которого зависит весь его смысл и строй, соединение всех компонентов в единое целое.
3. Слово учителя.
Природа родной страны - неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. При этом каждый из них видит и изображает природу по-своему. Обратим внимание на эпиграф нашего урока – автор этих строк – поэт Фёдор Иванович Тютчев. Тема нашего урока: “Лирика природы Ф.И. Тютчева”. Слушая и анализируя его стихи, попытайтесь определить, в чём особенность подхода поэта к изображению природы.
Давайте немного познакомимся с жизненным путём Фёдора Ивановича.
Биография (уч-ся, опережающее задание, слайды со 2 по 7). Приложение №1.
4. Учитель. Тютчев прекрасно разбирался во всех тонкостях европейской политики, общался с учёными и писателями Франции и Германии, слушал лекции в Парижском и Мюнхенском университете, внимательно и вдумчиво читал. Это позволило ему стать одним из самых образованных людей своего времени. Он, верно, понимал политическую ситуацию в Европе и роль России в мировой истории. Увлечение философией позволило ему глубоко осмысливать все явления мира: и политику, и человеческие чувства, и явления природы.
Давайте вспомним, какие произведения Ф.И.Тютчева нам уже знакомы:
Чтение стихов, сопровождение слайдовое, с 8 по 19 (опережающее задание). Приложение №2
Стихи на выбор.
Все эти стихи мы отнесём к лирике природы. Поэт легко улавливает едва заметные изменения в состоянии природы. Современник поэта И.С.Тургенев говорил, что мысль в стихах Тютчева “всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им”.
Послушаем стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”. (Слайд 20). Стихотворение спроецировано на интерактивную доску, учащиеся работают с текстом на доске).
Перед нами - выдающийся образец тютчевского лирического пейзажа, так называемого “пейзажа настроения: через описание природы поэт передаёт свои настроения, чувства, своё отношение к миру. Это стихотворение можно рассматривать как своего рода предельное выражение романтического мироощущения автора.
- Какое впечатление вызывает у вас это стихотворение?
С первого же полустишия поэт погружает нас в атмосферу лучезарной, ликующей природы, “в море восторга”. Все элементы композиции стихотворения, вся его образная структура, лексика и синтаксис, стилистические приёмы выразительности, ритмический строй живо передают переживания поэта, вызванные упоением природой и красотой женской души.
- Какие картины представляете вы себе, читая последовательно строфы стихотворения?
- Как вы считаете, какой мыслью пронизано всё стихотворение?
Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья, цветущий мир природы – эти образы не что иное, как результат ощущения родства человеческой и природной жизни, единства мирового бытия.
- Укажите олицетворения, какую роль они играют в этом произведении? (Отметить их на доске).
Тютчев наделяет природу “душой”, очеловечивает ее.
- Какие цвета использует поэт?
Сияние, свет, блеск, которыми пронизано поэтическое пространство стихотворения, символизируют для Тютчева доброе, объединяющее мир начало. С ощущениями света и блеска отождествляет он напряженность и значительность своих переживаний.
- Какую лексику использует Тютчев? (Возвышенная: трепещут, упоен, умиленье)
- Найдите в стихотворении инверсии. (В небе голубом, блещут воды, измученной души твоей)
С помощью этих приемов выражается состояние восторженности. Ритмика, звуковой рисунок стиха также подчинены задаче раскрытия “избытка” жизненных сил природы, ее безмятежного счастья.
- Каким размером написано стихотворение? (Определить на доске)
- В каких строках поэт использует аллитерацию, ассонанс? Чего он достигает с помощью звукописи? (Достигается красота звучания, есть что-то возбуждающе-радостное в этом мелодическом перекатывании звуков).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, придающим стиху особую энергию и динамичность. Это излюбленный тютчевский размер. Поэт создал около 230 стихотворений, из них около 125 написано четырехстопным ямбом.
Интересно и интонационно-ритмическое звучание строф. Первые две “заражают читателя” необычайным лиризмом, а в последней строфе – замедленное, приглушенное звучание.
- Какой прием использует поэт, противопоставляя звучание строф? (Антитеза)
По своему смыслу первые две строфы и третья противоположны: “душе” природы противопоставлена человеческая душа. Сочетание звуков в третьей строфе з-м-ч-н создает почти физическое ощущение страдания, переживаемое любимой спутницей поэта.
- Что противопоставляет поэт в третьей строфе?
В ней Тютчев противопоставил безмятежному счастью природы измученную женскую душу, перед богатством и красотой которой меркнут для него все краски летнего цветущего мира, все иные впечатления бытия. Этой строфой поэт вовлекает нас в идеальный мир высокой духовности, в котором душа смертного прикасается к бессмертному природному миру и чутко откликается на страдания другой, родственной души.
- С какой интонацией вы будете читать это стихотворение? Прочитайте его выразительно.
Мысль Тютчева о красоте и мощи расцветающей природы и богатстве душевного мира женщины растворяется в торжественно- праздничном летнем пейзаже. Природа в тютчевском стихотворении воспринимается поэтом не в деталях, а обобщенно. Его интересуют не мельчайшие проявления ее жизни, не подробности и частности, а, главным образом, ее возвышенный и загадочный лик, ее колоссальная мощь.
А сейчас попытайтесь ответить на вопрос, который был проставлен перед началом анализа стихотворения: что характерно для его поэзии, в чем особенность его подхода к изображению природы? Природа в стихах Ф.И.Тютчева живая, деятельная, будто она сама ведет свой календарь. В этом проявляется романтическая природа видения поэта. И начинаешь осознавать себя частью природы, понимаешь, что человек – ее дитя.
В заключение проведем небольшой тест.
Тест
1. Ф.И.Тютчев родился:
А) в 1810 году;
Б) в 1800 году;
В) в 1803 году.
2. Ф.И.Тютчев учился:
А) в Московском университете;
Б) в Петербургском университете;
В) в Московской гимназии.
3. Для лирики Тютчева характерно:
А) внимание к отдельным деталям;
Б) философское понимание мира;
В) необычный рублёный ритм.
4. Размер, любимый Тютчевым:
А) анапест;
Б) хорей;
В) ямб.
5. В стихотворении “Сияет солнце, воды блещут…” Тютчев наделяет природу “душой” с помощью:
А) метафор;
Б) олицетворений;
В) эпитетов.
Домашнее задание (на выбор).
1. Написать сочинение “Стихотворение Ф.И.Тютчева (восприятие, истолкование, оценка)” по данному началу.
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит “концентрированную жизнь”. Природа у Тютчева существует не сама по себе, а в тесном взаимодействии с человеком…
2. Написать отзыв на тему “ Природа в Тютчевской поэзии”.
3. Сочинить стихотворение о природе “ В подражание Тютчеву”.