Ф.И. Тютчев. Лирика природы. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  1. Продолжить знакомство учащихся с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева.
  2. Совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, развивать поэтический слух.
  3. Воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии.

Оборудование: мультимедийный проектор, портрет Ф.И.Тютчева, интерактивная доска (при наличии), презентация.

1. Эпиграф к уроку:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

(“Не то, что мните вы, природа…”. 1836)

2. На доске. (Приложение 3)

Пейзаж - картина природы.

Колорит - сочетание красок, цветов в картине, их взаимосвязь и единство.

Композиция - взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которого зависит весь его смысл и строй, соединение всех компонентов в единое целое.

3. Слово учителя.

Природа родной страны - неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. При этом каждый из них видит и изображает природу по-своему. Обратим внимание на эпиграф нашего урока – автор этих строк – поэт Фёдор Иванович Тютчев. Тема нашего урока: “Лирика природы Ф.И. Тютчева”. Слушая и анализируя его стихи, попытайтесь определить, в чём особенность подхода поэта к изображению природы.

Давайте немного познакомимся с жизненным путём Фёдора Ивановича.

Биография (уч-ся, опережающее задание, слайды со 2 по 7). Приложение №1.

4. Учитель. Тютчев прекрасно разбирался во всех тонкостях европейской политики, общался с учёными и писателями Франции и Германии, слушал лекции в Парижском и Мюнхенском университете, внимательно и вдумчиво читал. Это позволило ему стать одним из самых образованных людей своего времени. Он, верно, понимал политическую ситуацию в Европе и роль России в мировой истории. Увлечение философией позволило ему глубоко осмысливать все явления мира: и политику, и человеческие чувства, и явления природы.

Давайте вспомним, какие произведения Ф.И.Тютчева нам уже знакомы:

Чтение стихов, сопровождение слайдовое, с 8 по 19 (опережающее задание). Приложение №2

Стихи на выбор.

Все эти стихи мы отнесём к лирике природы. Поэт легко улавливает едва заметные изменения в состоянии природы. Современник поэта И.С.Тургенев говорил, что мысль в стихах Тютчева “всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им”.

 Послушаем стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”. (Слайд 20). Стихотворение спроецировано на интерактивную доску, учащиеся работают с текстом на доске).

Перед нами - выдающийся образец тютчевского лирического пейзажа, так называемого “пейзажа настроения: через описание природы поэт передаёт свои настроения, чувства, своё отношение к миру. Это стихотворение можно рассматривать как своего рода предельное выражение романтического мироощущения автора.

- Какое впечатление вызывает у вас это стихотворение?

С первого же полустишия поэт погружает нас в атмосферу лучезарной, ликующей природы, “в море восторга”. Все элементы композиции стихотворения, вся его образная структура, лексика и синтаксис, стилистические приёмы выразительности, ритмический строй живо передают переживания поэта, вызванные упоением природой и красотой женской души.

- Какие картины представляете вы себе, читая последовательно строфы стихотворения?

- Как вы считаете, какой мыслью пронизано всё стихотворение?

Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья, цветущий мир природы – эти образы не что иное, как результат ощущения родства человеческой и природной жизни, единства мирового бытия.

- Укажите олицетворения, какую роль они играют в этом произведении? (Отметить их на доске).

Тютчев наделяет природу “душой”, очеловечивает ее.

- Какие цвета использует поэт?

Сияние, свет, блеск, которыми пронизано поэтическое пространство стихотворения, символизируют для Тютчева доброе, объединяющее мир начало. С ощущениями света и блеска отождествляет он напряженность и значительность своих переживаний.

- Какую лексику использует Тютчев? (Возвышенная: трепещут, упоен, умиленье)

- Найдите в стихотворении инверсии. (В небе голубом, блещут воды, измученной души твоей)

С помощью этих приемов выражается состояние восторженности. Ритмика, звуковой рисунок стиха также подчинены задаче раскрытия “избытка” жизненных сил природы, ее безмятежного счастья.

- Каким размером написано стихотворение? (Определить на доске)

- В каких строках поэт использует аллитерацию, ассонанс? Чего он достигает с помощью звукописи? (Достигается красота звучания, есть что-то возбуждающе-радостное в этом мелодическом перекатывании звуков).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, придающим стиху особую энергию и динамичность. Это излюбленный тютчевский размер. Поэт создал около 230 стихотворений, из них около 125 написано четырехстопным ямбом.

Интересно и интонационно-ритмическое звучание строф. Первые две “заражают читателя” необычайным лиризмом, а в последней строфе – замедленное, приглушенное звучание.

- Какой прием использует поэт, противопоставляя звучание строф? (Антитеза)

По своему смыслу первые две строфы и третья противоположны: “душе” природы противопоставлена человеческая душа. Сочетание звуков в третьей строфе з-м-ч-н создает почти физическое ощущение страдания, переживаемое любимой спутницей поэта.

- Что противопоставляет поэт в третьей строфе?

В ней Тютчев противопоставил безмятежному счастью природы измученную женскую душу, перед богатством и красотой которой меркнут для него все краски летнего цветущего мира, все иные впечатления бытия. Этой строфой поэт вовлекает нас в идеальный мир высокой духовности, в котором душа смертного прикасается к бессмертному природному миру и чутко откликается на страдания другой, родственной души.

- С какой интонацией вы будете читать это стихотворение? Прочитайте его выразительно.

Мысль Тютчева о красоте и мощи расцветающей природы и богатстве душевного мира женщины растворяется в торжественно- праздничном летнем пейзаже. Природа в тютчевском стихотворении воспринимается поэтом не в деталях, а обобщенно. Его интересуют не мельчайшие проявления ее жизни, не подробности и частности, а, главным образом, ее возвышенный и загадочный лик, ее колоссальная мощь.

А сейчас попытайтесь ответить на вопрос, который был проставлен перед началом анализа стихотворения: что характерно для его поэзии, в чем особенность его подхода к изображению природы? Природа в стихах Ф.И.Тютчева живая, деятельная, будто она сама ведет свой календарь. В этом проявляется романтическая природа видения поэта. И начинаешь осознавать себя частью природы, понимаешь, что человек – ее дитя.

В заключение проведем небольшой тест.

 Тест

1. Ф.И.Тютчев родился:

А) в 1810 году;

Б) в 1800 году;

В) в 1803 году.

2. Ф.И.Тютчев учился:

А) в Московском университете;

Б) в Петербургском университете;

В) в Московской гимназии.

3. Для лирики Тютчева характерно:

А) внимание к отдельным деталям;

Б) философское понимание мира;

В) необычный рублёный ритм.

4. Размер, любимый Тютчевым:

А) анапест;

Б) хорей;

В) ямб.

5. В стихотворении “Сияет солнце, воды блещут…” Тютчев наделяет природу “душой” с помощью:

А) метафор;

Б) олицетворений;

В) эпитетов.

Домашнее задание (на выбор).

1. Написать сочинение “Стихотворение Ф.И.Тютчева (восприятие, истолкование, оценка)” по данному началу.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит “концентрированную жизнь”. Природа у Тютчева существует не сама по себе, а в тесном взаимодействии с человеком…

2. Написать отзыв на тему “ Природа в Тютчевской поэзии”.

3. Сочинить стихотворение о природе “ В подражание Тютчеву”.