Литература
-
Урок литературы в 6-м классе "По страницам любимых произведений" 2009
Повторно-обобщающий урок литературы был проведен 16 марта 2007 года. На уроке-аукционе ребята учились разбираться в сложной финансовой категории, мероприятие способствовало развитию мышления и познавательной активности учащихся. На уроке были использованы разные приемы работы с текстом: нахождение тропов, определение стихотворного размера, составление характеристики из ключевых слов, викторина "Кто это сказал?".
-
Конспекты уроков по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" 2009
Занятия способствуют развитию художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей. На уроках используются активные формы деятельности, которые позволяют развить навыки анализа литературных героев, названия текста, символических образов, навыки творческого пересказа.
-
Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня 2009
Работа представляет собой обмен опытом и рассказывает о деятельности учителя и учащихся во внеурочное время. На конкретных примерах показаны формы совместного творчества педагога и его учеников. Указаны аспекты и пути формирования интереса к урокам русского языка и литературы посредством проведения внеклассных мероприятий.
-
Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Урок-обобщение о художественных особенностях романа, на котором формируются умения анализировать текст и делать выводы. Рассматриваются своеобразие жанра, роль быта, детали психологического портрета, внутренних монологов, пейзажа, особенности речевой характеристики, а также фольклорно-сказочные мотивы и музыкальный мотив «Casta diva». Весь материал или его фрагменты можно использовать на уроке литературы в 10-м классе после изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» или провести семинарское занятие.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Яковлева "Баваклава" 2009
Цель урока состоит не только в том, чтобы дать учащимся основы литературоведческого анализа художественного текста, но и помочь разобраться в таких нравственных качествах, как любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих, помочь выяснить, какую роль в их жизни занимают родные и близкие.
-
Интегрированный урок немецкого языка и литературы 2009
Урок проводится с целью развития познавательного интереса к литературе страны изучаемого языка; расширения круга страноведческих знаний о творчестве Гёте; развития эстетических взглядов и чувств учащихся; обучения аудированию; систематизации лексического материала и подготовки учащихся к сообщению по теме с опорой на межпредметные связи.
-
"Сказка — ложь, да в ней намек…". Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина в 5-м классе 2009
Занятию предшествует текстуальное изучение нескольких сказок на уроках (сюжет, основные образы, конфликт персонажей, мораль (“урок”) сказок, языковые средства и поэтическая форма) и внеклассное знакомство с теми сказками, которые не были охвачены вниманием на уроках. Урок проходит в виде игры по сказкам Пушкина. Игра даёт школьникам возможность продемонстрировать не только свои познания, но и смекалку, находчивость, ощутить радость и азарт командного соревнования.
-
Творческие искания Л.Н. Толстого. "После бала" - одно из последних произведений писателя. Урок-презентация 2009
Урок-презентация представляет собой вводное занятие при изучении творчества Л.Н. Толстого в 8-м классе, включает в себя задания проблемного и творческого характера (эвристические вопросы), словарную работу, элементы театрализации, составление сводной таблицы. Занятие составлено и проведено с использованием информационных технологий, поэтому обладает достаточной информационной нагрузкой и великолепной наглядностью.
-
Урок-мастерская по литературному чтению по произведению Л.Н. Толстого "Лев и собачка" 2009
Урок литературы разработан в технологии творческой мастерской. Учащиеся совершенствуют речевой, коммуникативный навыки, продолжают учиться работе с текстом. Такая форма построения урока позволяет проявить творческие способности, фантазию детей. Работа в группах развивает навыки взаимодействия. Изучаемое произведение позволяет содействовать воспитанию в учащихся чувства милосердия, сочувствия.
-
"Красота героев пушкинских сказок" (по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях") 2009
Сказки А.С. Пушкина изучаются после устного народного творчества. К моменту изучения сказок дети знакомы с понятием жанра, с законами сказки, знают, что такое конфликт, могут характеризовать сказочных героев. Предложенный урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" ставит перед учащимися непростые вопросы, и в ходе анализа характеров героев, их поступков учащиеся приходят к выводу о том, что такое внутренняя красота человека.
-
Интегрированный урок литературы и географии с элементами ролевой игры "Природа в рассказе М.М. Пришвина «Кладовая солнца»" 2009
Многочисленные наблюдения над особенностями восприятия "Кладовой солнца" М.М. Пришвина современными школьниками убеждают в том, что при самостоятельном чтении учащиеся осознают сюжетную канву сказки-были, воспринимают отдельные описания природы. Однако без помощи учителя школьники не раскрывают отношение автора к природе и людям, у них не возникает желания раскрыть смысл заглавия. Поэтому перед учителем стоит сложная задача - помочь детям проникнуться философией М.М. Пришвина.
-
Урок литературы на тему "Старинный град Борисоглебск… Стоит, как страж, который век…" 2009
Данный урок является неотъемлемой частью при изучении литературы родного края. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов-земляков, основными мотивами их лирики. Встреча и беседа с поэтами расширяет кругозор, развивает творческие способности восьмиклассников, помогает понять, что нет ничего "милей бесценного родного края...".
-
Формирование социальной компетентности школьников средствами искусства и музейной педагогики 2009
Идеи гуманизации и гуманитаризации образования предусматривают приобщение школьников к мировой культуре, истории, искусству, духовным ценностям. Современная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности, становление духовного мира человека, создание условий для формирования личности в непрерывном совершенствовании. Основной целью школьного образования становится обучение школьников решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие.
-
Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна" 2009
Урок литературного чтения построен на материале басен И.А. Крылова. Цель урока определена не только формированием умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, но и познакомить с животными - обезьянами и дать представление об их поведении, привычках, а также рассказать об истории появления зеркала, как необходимого в наши дни предмета.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Слово о писателе" 2009
Урок призван ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни и творчества писателя; развивать познавательную активность, творческие способности учащихся, умение анализировать художественное произведение; вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.
-
Проблема Дома и рода в повести В.Распутина "Последний срок" (внеклассное чтение, 9–10-е классы) 2009
Дом - это спокойствие, душевное тепло, женская любовь и верность, детство, мать; это привязанность к тому месту на земле, где родился. Об этом повесть В.Г. Распутина "Последний срок"; разрушены традиции деревенского дома. На уроке внеклассного чтения идет заинтересованный разговор о кровной, неразрывной связи малого и великого, человека и семьи, семьи и государства.
-
Сатирическое изображение событий и героев в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Проект пытается сориентировать учителя в многоплановом и обильном литературном потоке, сфокусировать его внимание на главном, которое заключается в постижении глубинной сущности творчества автора, в понимании, зачем создано произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.
-
"Элементы лингвистического анализа текста на примере повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Урок развития речи в 7-м классе 2009
На уроке идет обучение приёмам лингвистического анализа художественного текста, показано мастерство Гоголя – художника слова и особенности использования изобразительно-выразительных средств в повести.
-
Тема детства в рассказе Н.И. Волокитина "Светка — синяя беретка". В творческой мастерской этого рассказа 2009
Одной из основных задач урока является формирование нравственных понятий: сопереживание, соучастие. Утверждение идеи человеческого великодушия, изображение детского характера.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2009
Уроки внеклассного чтения должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку литературы, и все же это не совсем обычные уроки. Интерес школьников к изучению литературы определяется в первую очередь тем, насколько полно учебный курс способен удовлетворить их духовные потребности. Чем конкретнее выявлены и учтены эти потребности в проблематике учебного курса, тем выше уровень мотивации изучения литературы в школе. Уроки литературы - это не только образовательные уроки, это, главное, уроки нравственности.
-
"Над лермонтовской строкой…". Час размышлений по стихотворению "Дума" М.Ю. Лермонтова в 9–11-х классах 2009
Урок разработан для учащихся 9-11-х классов к программе духовного воспитания учащихся средствами художественной литературы «Лучик».
-
Интегрированный урок литературы, музыки и основ православной культуры (11-й класс) 2009
Интегрированный урок литературы, музыки и основ православной культуры в 11-м классе основан на изучении творчества Игоря Талькова как православного человека, поэта, музыканта и исполнителя.
-
О повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря" 2009
В статье обобщен опыт работы над художественным произведением на примере урока в 8-м классе. Основные этапы работы: корректировка восприятия текста произведения через вопрос – ответ, подтвержденный фрагментом текста; наблюдение над стилем автора: совокупность сюжета и слова; осмысление произведения в идейно-художественной целостности.
-
Жизнь и литературная судьба Зинаиды Гиппиус, 11-й класс 2009
Урок посвящен творчеству ярчайшей представительницы символизма Зинаиды Гиппиус. Попытка взглянуть на необычную личность Зинаиды Гиппиус, оценить ее творческое наследие. И главное — восстановить ее имя в ряду замечательных творцов серебряного века.
-
Урок литературы по теме "Вот для чего я рожден батыром…"(башкирский народный эпос "Урал-батыр"). 6-й класс 2009
Проблемно-диалогический метод - главный метод работы общеобразовательной системы «Школа – 2100». Приводится план-конспект урока литературного чтения по теме башкирского народного эпоса «Урал-батыр» на основе подводящего диалога как одного из методов постановки учебной проблемы.
-
"А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин… убийца?…". Литература, 9-й класс 2009
Продолжаем изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Шестая глава - кульминация и одновременно развязка сюжетной линии "Онегин - Ленский". Очень важно осмыслить данный эпизод на более высоком уровне по сравнению с первичным его восприятием. На уроке дается историко-бытовой комментарий происходящим событиям. Групповая работа учащихся позволяет извлекать необходимую информацию из различных источников, соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи, анализировать текст, аргументировать свое отношение к прочитанному, способствовать развитию монологической речи.
-
"Человек должен быть чистым перед матерью-природой". Урок внеклассного чтения по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи", 8-й класс 2009
Урок по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи" - один из вариантов организации исследовательской работы по тексту художественного произведения. Анализируя рассказ, восьмиклассники глубже постигают авторский замысел, пытаются разобраться в мире собственных мыслей и переживаний, задумываются над нравственными проблемами сегодняшнего дня. На занятии создаются условия для того, чтобы ученики могли эмоционально пережить, продумать произведение, прочитанное ими самостоятельно.
-
Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство", посвященный творчеству А.С. Пушкина 2009
Литературно-музыкальный вечер посвящён памяти А.С. Пушкина. Он состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой завершённую линию взаимоотношений: Александр Пушкин - Антон Дельвиг; Александр Пушкин - Вильгельм Кюхельбекер. Данное мероприятие разработано для учеников 9-11-х классов.
-
Урок литературы "Жить не по лжи". Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына "Матренин двор" 2009
Изучение творчества А.И. Солженицына, согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования, предполагает обращение к рассказу "Матрёнин двор" при изучении курса литературы в средней школе. О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили "Матрёнин двор". Его называли "блистательным", "подлинно гениальным" произведением.
-
Урок-конференция по книге В.Железникова "Чучело". «Уроки жизни, уроки доброты» 2009
Есть книги, которые воспитывают лучше учителей и родителей. К таким книгам я отношу повесть В.Железникова "Чучело". Вот где можно учебное связать с земными, текущими проблемами, бороться за нравственность, ведь важно не только как работает ученик, сколько он знает, но и то, сколько правды ему сказали, насколько он стал лучше, добрее, насколько приблизился к жизни, какие выводы сделал для себя. Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова можно проводить в 5-7-х классах, когда очень важно научить ребят отличать истинные ценности от ложных.