Методическая разработка занятия по литературе по повести В.Г. Распутина "Живи и помни"

Разделы: Литература


(По ходу чтения повести обязательно спрашивать мнение ребят по тому или другому эпизоду).

Итак, мы открываем повесть…

Презентация

1 слайд:

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В.Распутина “Живи и помни”, которая сразу же после её издания в 1974 году вызвала живой интерес и получила европейское признание.

2 слайд:

“Живи и помни” - это книга не только о жизни главных героев, но об одном из драматических периодов истории. А философское осмысление выбора и, как следствие, поступков людей ставит эту книгу в ряд классических произведений о войне.

“Ах, война, что ж ты сделала . подлая…” - поёт Булат Окуджава, и ему безмолвно подпевает многомиллионный хор погибших и оставшихся в живых, искалеченных страшным событием – войной.

3-4 слайд:

Название повести связано с высказыванием В.Астафьева: “Живи и помни, человек. В беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания: место твоё – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается ещё большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя”.

5 слайд:

В повести “Живи и помни” война выступает причиной не только физической гибели людей, но и духовной, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, несгибаемость, героизм, то в сердцах слабых – трусость, жестокость, неверие, отчаяние.

В образе Андрея Гуськова нам открывается душа слабого человека, искалеченная суровыми событиями войны, в результате чего он стал дезертиром.

И он наказан за это, наказан жизнью. Живи и помни! Живи и помни!

6 слайд:

Зима 1945 года. Деревня Атамановка на берегу Ангары. В последний год войны в родную деревню возвращается Андрей. Но не героем, а дезертиром, не доехавшим после ранения из госпиталя в свою воинскую часть.

Давайте вместе перелистаем страницы этой удивительной повести…

Зима на 45-год, последний военный год, простояла сиротской, но крещенские морозы взяли своё, отстучали за сорок…

7 слайд:

Отстал с деревьев куржак. Лес совсем помертвел. В жёстком воздухе по утрам трудно было передохнуть.

8 слайд:

В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, поближе к воде, случилась пропажа: исчез хороший, старой работы, плотницкий топор Михеича.

9 слайд:

Ёкнуло сердце у Настёны: кому чужому придёт в голову заглядывать под половицу, где спрятан был топор. Она чуть не задохнулась от этой мысли…

- Господи!Кто это, кто? – крикнула она, обмирая от страха.

- Молчи, Настёна. Это я. Молчи.

10 слайд:

Укрылся Андрей в зимовье, расшурудил печку и впервые за много волчьих дней согрелся. Сюда мало кто и раньше заглядывал, а сейчас и подавно никто не полезет.

11 слайд:

Вот что я тебе скажу, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. Так и запомни. Откуда хошь достану. У меня теперь рука на это твёрдая, не сорвётся.

Кто же этот человек, честно защищавший от врагов свою родину в течение нескольких лет и даже заслуживший уважение товарищей по оружию, решился на поступок, презираемый всеми, всегда и везде, независимо от века и национальности. (три медали, включая “За отвагу”)

12 слайд:

Андрея взяли в первые же дни войны. Настёна поголосила и смирилась. Не она одна, у других, оставшихся с ребятишками, беда похлеще. Андрей долго воевал удачно, но летом 44 года вдруг пропал. Потом пришло письмо от него из Новосибирска, из госпиталя. После поправки на несколько дней должны отпустить домой. И снова пропал.

А потом пришли люди и спросили:

- Какие имеете известия от сына?

- А что с ним? Где он?

- Вот это мы и хотим выяснить – где он?

А в крещенские морозы из тайника под половицей в бане исчез топор.

- Ну как ты насмелился?

- не знаю. Невмоготу стало. Дышать нечем было – до того захотелось увидеть вас…

- Война кончится, - может, простят, - неуверенно сказала Настёна.

- Нет, за это не прощают. За это, если бы можно было расстреливать, а после сызнова поднимать, расстреливали бы по три раза, чтоб другим не повадно было.

Вопрос: А как вы отнеслись в поступку Гуськова?

(На войне человек не должен собой распоряжаться, а он распорядился, и по головке за это не погладят.)

13 слайд:

Андрею Гуськову долго везло, только однажды он попал под бомбёжку, был сильно контужен..За три года он успел повоевать и в лыжном батальоне, и в разведке, и в гаубичной батарее. Ему пришлось испытатьвсё: и танковые атаки, и броски на немецкие пулемёты. И ночные рейды. И охоту за языком.. Его считали надёжным товарищем, его брали с собой в пару, солдаты ценили его за силушку, он взваливал на себя оглушённого или несговорчивого языка на горбушку и тащил, не запинаясь, в свои окопы. Но летом 44 его ранило совсем не легонько. Почти сутки не приходил в себя. А когда очнулся и поверил. что будет жить: всё , отвоевался.. когда встанет на ноги, должны отпустить домой..

О том, что Андрей вернулся, знает только один человек – его жена Настя – единственная, кому Андрей может доверить свою жизнь. Андрей теперь – вечный беглец, обречённый на одиночество.

Я к тебе шёл. Не к отцу, не к матери – к тебе. И никто: ни мать, ни отец – не должен обо мне знать… Не было меня и нету. Пропал я без вести. Убили по дороге, сожгли, выбросили. Я теперь в твоих руках…

14 слайд:

Настёна учится врать, чтобы спасти мужа. Тяжелы её думы: “…Вот и научилась ты, Настёна, врать, научилась воровать”. Осудить её? Но она выполняет свой долг – остаётся верной мужу, героиня искренне жалеет его. “Человек должен быть с грехом, иначе это не человек”. Но с таким ли? Не вынести Андрею этой вины…

Она ему не по силам. Так что же теперь, от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца.

- Господи, научи, что делать!

15 слайд:

- На людях нам больше не жить. Ни дня. Когда жалко меня станет, приходи. А я молиться буду, чтоб пришла. На люди мне показываться тоже нельзя, даже перед смертным часом нельзя.

Настёна постоянно думала об Андрее.

Настёна просыпалась от снов, думала об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью. Она любила его жалея и жалела любя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настёна сделать не могла.

16 слайд:

Отец. Коней отец любил. Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину, как его отец.

С тех пор, как потерялся Андрей, Михеич стал чураться людей, он больше отмалчивался, появилась привычка кивать головой, даже когда был совсем один.. Да и весь вид у Михеича был измученный, безнадёжный…так сильно сдал Михеич за один год.

17 слайд:

Он здесь, Настёна, я знаю.

Дай увидеться с ним, Христом Богом молю, я ить отец ему, и тебе легче будет.

18 слайд:

Как быть? Что делать? Счастье-то счастье..где ж оно было раньше жданное – пережданное, почему открылось только сейчас?

Она взяла его ладонь и приставила туда, где начинал бугриться, уже чем-то упираясь, ребёнок.

Для деревни она неверная жена, не дождавшаяся мужа.

19 слайд:

Наступает день победы, мужья, сыновья приходят домой, и только Настя знает, что её Андрей никогда не вернётся А по деревне ползут слухи. Что Андрей не пропал без вести, что он дезертировал и скрывается неподалёку.

Пожалеть его может и пожалеют, а простить – не простят: горе народное не позволит. Не простят Гускова люди, потерявшие таких же, как он, отцов и братьев, мужей и сыновей. Выдать мужа властям она никогда не выдаст. Вину Андрея берёт на себя, судьбу его делит. А как с таким грузом жить, дитя рожать и воспитывать? Что ему, ребёнку, передать в наследство? Вопрос не праздный.

Вопрос Распутину: Новое чувство, вспыхнувшее у Настёны и Андрея – это страсть или любовь?

- Ну, какая ж страсть, это любовь. Любовь – это жертва”.

В страсти нет пожертвования, желания отдавать. В страсти есть желание получать.

20 слайд:

Возьми сердце в камень. Завяжись в узелок, зажми уши и не слушай, что на тебя понесут. Я знаю, тебе придётся ходить по раскалённым углям. Вытерпи, Настёна.

21 слайд:

Кончилась война. И деревня взыграла. Поплакав, пообнимавшись, люди расходились и снова сходились. Люди оделись в самое лучшее, что хранили годами, над избами висели самодельные флаги. Агафья Сомова прикрутила к шесту сыновью красную рубаху, осиротевшую с прошлой осени…

Настёна, затаившись, молчала. Она не могла ни плакать, ни говорить. Настёна поняла здесь, что ничего этого нельзя: не имеет права. Все держались открыто и ясно..Настёна же таила такое, что было против всех. Эта тайна отделяла от них Настёну, она была уже чужой, посторонней, не смеющей отзываться на их слёзы и радости. Она тихонько выбралась из-за стола и выскользнула на улицу.

22 слайд:

Не мог мой живым остаться…смертью храбрых..а что с его храброй смертью я теперь делать буду? Их что ли кормить? Кто меня возьмёт с этим табором? А мне только двадцать семь годков. Двадцать семь годов – и всё, отжила. Пропади оно всё пропадом.

23 слайд:

- Гуськов однажды, чтобы спугнуть волка, приоткрыл дверь и в злости ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошёлся с волчьим. С волками жить – по-волчьи выть. “Пригодится добрых людей пугать”.

24 слайд:

Ему надо было прийти сюда. Чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда больше не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом, с матерью, не пахать этих полей…

Но огни в окнах волновали Андрея, ему представился самовар на столе, тень от огня на стене, половики под босыми ногами – пахнуло родным духом, от которого заныла душа – заныла, поныла и свернулась.

25–26 слайды:

Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться. Не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня.

Лодки приближались. Сейчас. Сейчас уже будет поздно. Она шагнула в корму и заглянула в воду.

- Настёна, не смей! Настё-ё-о-на! – услышала она отчаянный крик, последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась за борт.

27 слайд:

Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди.

После похорон собрались бабы у Надьки на немудрёные поминки и всплакнули: жалко было Настёну.

Вывод: ещё несколько слов к сказанному…

Отступился…а это привело к неминуемому распаду личности. Научился выть по-волчьи. Приспособился красть рыбу из чужих лунок – и не от крайней нужды, а из желания досадить тем, кто живёт открыто, не прячась, не боясь. Затем подходит к чужой деревне и убивает телёнка, и не только ради мяса, а в угоду какой-то своей прихоти. И нет его бегству оправдания. Он думал. Что родившаяся жизнь заменит его загубленную. Избавит его от укоров совести.

Бывает наказание смертью, а бывает – жизнью. “Живи и помни!”.