Опыт работы в проектно-исследовательском режиме в урочном пространстве. Философия жизни Н.А. Некрасова

Разделы: Литература


Возможен ли перенос проектно-исследовательской деятельности из внеурочного пространства в урок? Если да, то как это происходит?

Сама логика выстраивания проектно-исследовательской деятельности задаёт необходимость перестраивать урок, вводить в него такие формы, которые позволили бы учащимся находиться в активной позиции, создавать образовательное пространство: самим формулировать темы проектов и исследований, определять цели и ставить задачи, добывать, перерабатывать и систематизировать информацию, конструировать собственные тексты. Таким образовательным пространством в нашей гимназии во внеурочной деятельности стал форум. В течение года учащиеся вместе с руководителем, опираясь на принцип индивидуализации образования, “простраивают” путь совместного развития в проектно-исследовательском режиме. Логика этой работы позволяет учащимся без лишнего напряжения, в свободной форме общения освоить методологическую культуру проекта и исследования, осознанно подойти к решению поставленных проблем, реализовать свои творческие потенциалы, сформировать коммуникативные возможности.

Учащиеся, прошедшие через творческую работу, на уроках являются активными помощниками, сотрудниками учителя, так как они с пониманием, осознанно применяют знания, умения, навыки, приобретённые в проектно-исследовательской деятельности. Приобретённые в проектно-исследовательском режиме знания позволяют этим учащимся более глубоко, полно, с интересом осваивать предметный материал самим, а также легко вовлекать в образовательную деятельность своих одноклассников. Учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока (при этом они видят разницу между этими понятиями, что не всегда можно наблюдать даже среди учителей), отбирают необходимый материал для доказательства, аргументации выдвинутых гипотез, осознанно формулируют выводы, рефлексируют свою и чужую деятельность, выявляют проблемы, задают образец работы в проектно-исследовательском режиме тем ребятам, которые до сих пор были далеки от этой деятельности.

Особым этапом в любой деятельности является этап определения цели и задач. Когда дети видят цели работы и перспективу своего труда, когда они умеют чётко ставить перед собой задачи, использовать необходимые для достижения цели способы деятельности, то автоматически отпадает необходимость заучивать, зазубривать изучаемый материал - они его осмысливают и принимают.

Исследование – сложный процесс, поэтому исследовательский метод имеет непростую структуру. В ней выделяются две главные части: подготовка к исследованию и собственные исследование.

I. Подготовка учащихся к исследованию проходит три этапа.

  1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Выдвижение гипотез.

II. Собственное исследование (решение проблемы) проходит в четыре этапа:

  1. Осмысление исследовательской задачи.
  2. Наблюдение и эксперименты над дидактическим материалом с целью выявления существенных признаков исследуемого языкового явления.
  3. Определение понятий и формулирование выводов.
  4. Проверка правильности сделанных выводов.

В качестве примера тому может служить урок, посвящённый изучению биографии Н.А. Некрасова.

Примечание.

Тема на начало урока ещё не сформулирована, обозначены лищь её векторы: автор и его годы жизни: Н. А. Некрасов (1821-1877).

(Жизненная философия поэта. Эта часть темы формулируется в конце урока).

Предмет исследования - биография Н. А. Некрасова.

Надпредметная цель: так как существуют разные способы работы с биографией, в течение урока необходимо определить, какой способ будет являться продуктивным на уроке.

Актуализация знаний. Определение цели и постановка задач урока.

На доске записаны 2 высказывания В. Г. Белинского:

“Чем выше поэт, тем оригинальнее мир его творчества и не только великие, даже просто замечательные поэты тем и отличаются от обыкновенных, что их поэтическая деятельность ознаменована печатью самобытного и оригинального характера”

“Таким образом, приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить, в многообразии и разнообразии его произведений, тайну его личности, т.е. Те особенности его духа, которые принадлежат только ему одному”.

- Как вы понимаете эти высказывания? Какой смысл они имеют?

- Исходя из этого, какую цель урока мы должны перед собой поставить?

- Как вы думаете, какие задачи в связи с этим мы должны определить для себя?

Цель и задачи формулируют учащиеся.

(Дома учащиеся должны были самостоятельно познакомиться с биографией поэта, при этом они должны выбрать именно тот материал, который позволит им сформулировать своё отношение к поэту)

(Цель: расширить представление о жизни Н. А. Некрасова, чтобы глубже и полнее понять его творчество.

Задачи:

1) осмыслитьть биографию поэта;

2) понять его мировоззрение, жизненную философию;

3)ответить на вопрос: как биография и мировоззрение поэта влияют на его творчество.)

Работа со словарём: философия, жизненные принципы, мировоззрение, жизненные ценности, беспринципный.

- Как вы понимаете значение словосочетания жизненная философия? Что такое философия? (Философия - система идей, взглядов на мир и на место в нём человека; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления)

- Приведите сходные понятия к этому выражению, синонимы. (Мировоззрение, жизненные принципы, жизненные ценности, взгляд на мир)

- Жизненные принципы. Что за этим стоит? (Принцип-1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; Руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения)

Создание проблемной ситуации.

- А что значит быть беспринципным человеком? (лишённый принципов, моральных устоев; человек, который не следует нравственным, моральным общепринятым нормам, правилам жизни.)

- Есть ли в вашем возрасте жизненные принципы?

- Какие ваши жизненные убеждения?

- А почему именно эти убеждения вам близки? Что повлияло на формирование ваших жизненных принципов?

(На доске фиксируются мнения учащихся в виде схемы)

  • Семья
  • Школа
  • Друзья
  • Улица
  • Чтение книг
  • Увлечения
  • Путешествие…

- Итак, именно всё это и стало основанием для формирования вашей жизненной позиции. Стали ли ваши жизненные принципы вашей жизненной философией?

- В чём же различие жизненных принципов и жизненной философии? Слова-синонимы, да, эти понятия близки по значению, и всё же у них есть различие. В чём оно проявляется? (Жизненная философия-это устоявшееся понимание своей позиции, устоявшаяся система взглядов на мир.)

Переход от личностного понимания проблемы к проблеме урока

- А теперь давайте попробуем понять, какие жизненные принципы определяют философию жизни Н. А. Некрасова. Что стало основанием для формирования жизненных принципов поэта? Какие убеждения сложились под влиянием жизненных факторов?

(В ходе работы на доске оформляется запись)

Основания для формирования жизненных принципов поэта:

  • семья (отношение с отцом и матерью);
  • первые самостоятельные годы жизни в Петербурге;
  • работа в журналах “Современник” и “Отечественные записки”;
  • взаимоотношения с Белинским, Тургеневым, Добролюбовым, чернышевским, Т.Шевченко;
  • общественно-политическая жизнь в России;
  • последние годы жизни.

Убеждения:

  • ненависть к крепостному праву и борьба против несовершенства человеческого общества;
  • необходимость в оказании помощи нуждающимся;
  • терпимость и великодушие, чувство справедливости по отношению к окружающим людям;
  • нежелание навязывать своё мнение, уважительное отношение к суждениям других;
  • осознание своих ошибок.

- Какие, на ваш взгляд, убеждения Некрасова, его принципы, перешли в устоявшуюся систему идей, взглядов на мир, стали его жизненной философией?

(Последующие уроки также послужат ответом на этот вопрос)

Рефлексия (способы деятельности, содержательный материал).

- Подведём итог тому, что мы сегодня смогли осмыслить, понять и принять. Попробуйте восстановить ход урока и определить способы работы, который мы применили на уроке:

- определили цели и задачи урока, понимая при этом, что любая деятельность начинается с определения целей и постановки задач;

- из биографии Некрасова отобрали тот материал, который помог понять его жизненную философию.

- Составьте словарь понятий, с которыми мы сегодня работали. (Мировоззрение, жизненные принципы, беспринципный. Жизненная философия)

- Что помогает понять этот вид работы?

- Зачем необходимо понимать жизненную философию любого поэта или писателя при изучении их творчества? (Чтобы более глубоко разобраться в их творчестве)

ИТАК, как можно определить тему нашего урока?

(Жизненные принципы поэта. Жизненная позиция поэта)

Дома:

1) отредактировать выполненные записи;

2) В лирических поизведениях (“Родина”, “Рыцарь на час”, “Умру я скоро”, “Пророк”) найдите отражение фактов биографии Некрасова, которые стали основой формирования его жизненной философии. Как это помогает понять идейно-художественное содержание стихотворения?

Выводы.

  1. Работа в активной форме позволила учащимся осмыслить собственную деятельность как во время подготовки к уроку, так и во время его проведения.
  2. Осмысливая собственную деятельность, учащиеся осознали и содержательный материал урока, они не просто получили определённые знания по биографии поэта, они эти знания пропустили через своё сознание, приняли.
  3. Работа в проектно-исследовательском режиме даёт возможность всем учащимся вовлекать себя в деятельность, осознавать необходимость своего “я” в образовательном процессе.
  4. Участие в проектно-исследовательской деятельности даёт возможность учащимся осваивать методологию исследования и переносить эти знания в другие образовательные пространства.