"Две встречи, изменившие жизнь". По рассказу А.Грина "Зеленая лампа"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

Урок по теме: “Две встречи, изменившие жизнь” по рассказу Александра Грина “Зелёная лампа” представлен в разделе гуманитарного направления. Проводится урок на 2 курсе в группе обучающихся коррекционной школы 8 вида по авторской программе с использованием учебника литературы для 8 класса (автор-составитель...) На изучение рассказа “Зелёная лампа” в разделе “Литература века” отводится 3 часа из 44 часов в год.

Для проведения урока группа учащихся коррекционной школы 8 вида выбрана неслучайно, потому что, работая с этими детьми в течение 5 лет, с каждым годом убеждаюсь, что для них требуется особый подход и методика.

Вопросы, касающиеся эмоционального развития учащихся со сниженным интеллектом, приобрели в наше время особую актуальность. Она обусловлена утверждением в коррекционной психологии и педагогике идей личностно ориентированного подхода, повышением требований общества к качеству подготовки умственно отсталых к жизни, а также увеличением в составе учащихся школ восьмого вида детей с выраженными расстройствами эмоциональной сферы.

Не смотря на то, что в группе таких детей всего 15 человек, работать с ними сложно. За плечами у каждого помимо медицинских показателей: олигофрения, легкая стадия дебильности своя психологическая драма: кого-то бросили родители, кто-то их вообще не знает, многие живут в неполных семьях. В совокупности (медицинские показатели плюс неустойчивая психика) это приводит к низкому уровню развития. Таких детей сложно пробудить к эмоциональным переживаниям за кого-то, потому что склонность к чтению книг не характерна для умственно отсталых учащихся, а эмоциональное отношение к различным сторонам действительности в значительной степени определяет характер взаимодействия со средой.

Соответственно, умственно отсталые обучающиеся с большим трудом настраиваются на то или иное переживание, психическое усилие редко приводит к возникновению эмоционального импульса. Кроме того, они не всегда могут выразить свое отношение к тому или иному человеку, предмету, или явлению в развернутой словесной форме.

И я как преподаватель литературы визу свою цель в том, чтобы достучаться до их сердец, хоть немного пробудить эти “замерзшие” души, показать, что литература - это не просто предмет, а история жизни людей с их взлётами и падениями. Для этого на уроке стараюсь использовать различную наглядность: иллюстрации, знакомство с произведениями изобразительного искусства, просмотр кино и мультипликационных фильмов. Активное приобщение к искусству не только развивает познавательную сферу, стимулирует фантазию учащихся, но и способствует обогащению диапазона переживаний, развитию высших чувств.

Таким образом, методика, построенная с опорой на наглядную основу, открывает реальные возможности для выявления особенностей эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта. Различные картины, фото и киноматериалы выполняют роль проективных стимулов, побуждая школьников раскрывать диапазон собственных переживаний, показывать отношение к окружающей действительности. Затруднения в понимании эмоционального содержания наглядного материала, которые испытывают ученики, также свидетельствуют о проявлениях специфики межфункционального взаимодействия интеллектуального и эмоционального компонентов психики.

“Судьба - не вне, она - внутри тебя!”

 Урок по рассказу А.Грина “Зелёная лампа”.

Для успешного проведения урока учебная аудитория делится на 2 группы. В начале урока напоминаю учащимся о продолжении знакомства с творчеством Александра Грина и обращаю их внимание на тему сегодняшнего занятия: “Судьба – не вне, она – внутри тебя!”

Далее провожу работу внутри групп, а для этого предлагаю учащимся посмотреть на зелёные листы, которые лежат на партах. На них записаны изречения известных людей (в каждой группе своё изречение), которые буду служить эпиграфами к теме урока:

“Человек - это звучит гордо”.
М.Горький.

“В мире нет ничего более замечательного,чем человек”.
Абдулла Сарацин, арабский философ.

Учащимся необходимо прочитать эти высказывания, обсудить в группах и определить в них главное слово. На это задание достаточно 1 минуты, чтобы учащиеся обратили внимание, что ключевым словом является слово человек, написанное зелёным цветом.

Эта работа не только мотивирует учащихся на познавательную деятельность, но и позволяет определить тему дальнейшего разговора.

Прежде, чем непосредственно приступить к анализу рассказа “Зелёная лампа”, напоминаю учащимся о необычайной человечности самого А.Грина и предлагаю посмотреть фрагмент из художественного фильма “Игрушка” французского режиссёра Франсиса Вебера. (3 минуты) Сюжет, в котором богатый отец ни в чём не отказывает своему ребёнку, выполняя любую его прихоть, и даже покупает в магазине человека в качестве игрушки, выбирается неслучайно. После просмотра кинофрагмента предлагаю учащимся вопросы:

  • Ребята, скажите, пожалуйста, чего хотел герой фильма?
    (Хотел, чтобы в виде игрушки купили живого человека.)
  • Как вы думаете, почему эта “покупка” стала возможной?
    (Отец ни в чём не отказывает сыну. За деньги можно купить всё.)
  • А можно ли сказать, что это каприз, прихоть ребёнка?
  • Как вы думаете, каким человеком вырастет этот мальчик?
  • Что должно произойти в его жизни, чтобы он изменился?
  • Как вы думаете, что самое важное в жизни каждого из нас?
    (В любой ситуации оставаться человеком.)

Заносим ключевые фразы учащихся на доску:

В виде игрушки – живой человек;
 За деньги можно всё;
Остаться человеком.

Чтобы усилить эффект проделанной работы, подвести итоги этого этапа урока прикрепляю над ключевыми словами фразу (выделенную красным цветом): “А можно ли...? таким образом на доске появляется запись:

1. А можно ли в виде игрушки купить живого человека?
Ребята отвечают на вопрс, приходят к выводу что нет.

Также обсуждаем второй вопрос: “А можно ли за деньги всё?

И только отвечая на третий вопрос: “А можно ли всегда оставаться человеком?”, ученики делают вывод: что остаться человеком нужно и можно в любой ситуации. (3 минуты.)

На этом работа первой вводно-мотивационной части заканчивается.

Далее переходим ко второму этапу урока (смотри технологическую карту), где непосредственно начинается работа над содержанием рассказа “Зелёная лампа” и анализом поступков главных героев.

Обратившись к текстам (для удобства текст у каждого учащегося в группе), учащиеся отвечают на первый вопрос по содержанию: “Как называется рассказ?” (Зеленая лампа.)

Обращаю внимание учащихся, что не только рассказ называется “Зелёная лампа”, но и основным цветом, сопровождающим нас весь урок, является зелёный: надписи, раздаточный материал, таблица, настольная лампа. И это не случайно, потому что зелёный цвет - цвет надежды, оптимизма, уверенности, пробуждения.

Продолжая исследование по тексту, предлагаю найти годы, когда начинается действие в рассказе и когда оно заканчивается. В течение 1 минуты вместе с учащимися выясняем, что действие в рассказе происходит в течение 7 лет, о чём они делают отметку в тексте зелёным фломастером, тем самым деля деля произведение на 2 части.

Следующий момент - выявление главных героев. Вновь прошу обратиться к текстам, чтобы выделить 2-х основных героев (В тексте заранее имена собственные подчеркнуты). Без особого труда учащиеся делают вывод, что в рассказе 2 героя: Джон Ив и Стильтон.

На заранее прикреплённом к доске ватмане, разделённом на 4 части, две из которых серого цвета, две - зелёного, записываю имена главных героев. (1 минута.)

Ив Стильтон

Затем предлагаю вернуться к работе в группах, одна из которых работает над образом Ива, другая - Стильтона. Анализируя 1 часть рассказа, работаем только с первыми двумя квадратами, заполняя таблицу примерами, характеризующими личности героев: Стильтон - на зелёном квалоате. Ив - на сеоом.

Вместе с учащимися проводим поисковую работу по тексту, отмечая положение героев в обществе, материальное благосостояние, род занятий, наличие семьи и т.д.

На это работу отвожу 10-12 минут. По истечении времени один представитель от каждой группы заполняет клетку с именем своего героя.

Ив Стильтон
Плохо одет,
беден,
люди презирают,
безработный
Хорошо одет,
много денег,
уважают за
деньги,
владеет торго
выми лавками

Подводя итог по таблице, прошу учащихся сделать вывод:”Кто из героев в 1 части рассказа более успешен и что способствует этому успеху?”

Учащиеся быстро делают вывод, что более успешен Стильтон, потому что у него есть деньги, а Ив не успешен, так как денег нет (1–2 минуты)

Снова обращаю внимание учащихся на текст (использую приём “Чтение с остановками”). (Работа проводится в течение 2-х минут.)

(“Реймер! – сказал Стильтон. ...делать из людей игрушки”). Задавая вопросы, прошу ребят сделать вывод:

  • Счастлив ли Стильтон?
  • Чем он разнообразит свою жизнь?
  • Какую каверзную шутку придумал?

(На ответы отвожу 2–3 минуты.)

Вывод записывается на границе зеленого и серого цветов в квадрате Стильтона:

  • Жизнь скучна.
  • Не знает, чем занять себя.
  • Человек - игрушка в его руках.
Ив Стильтон
Плохо одет
беден,
люди презирают,
безработный
Хорошо одет
много денег, уважают за
денньги,
владеет торговыми лавками
жизнь скучна
не знает, чем занять себя
Человек – игрушка в его
руках

Вновь читаем текст (3 минуты) (“Я хочу сделать вам предложение... моего имения вам не скажу”), выясняя, каким образом Стильтон собирается позабавиться над другим человеком? Какие ставит условия?

(Условия жесткие: не выходить из дома, никого не принимать, ни с кем не говорить.)

Дальнейшая работа с текстом строится на использовании приёма “Дерево предсказаний”, с помощью которого выясняем, примет ли Ив предложение, поступившее от Стильтона.

На это отвожу максимум 3 минуты. Работа проводится в группах (одна группа прорабатывает версию “примет”, другая – “ не “римет”, обосновывая “Почему?”) Затем представитель каждой группы высказывает коллективно выработанные предположения. Ответы учащихся фиксируются учителем на доске:
примет- легкий путь выжить;
откажется – скучная работа.
Возможны и другие версии, которые принимаем в качестве рабочей гипотезы. - ;

Снова работаем с текстом (3–4 минуты) (“Если вы не шутите... расстались вполне довольные друг другом”) и подтверждаем версию одной из групп: Ив принимает предложение Стильтона, в. его жизни загорается огонь надежды, в душе теплится искра на лучшее существование в большом городе

(Для усиления эмоционального фона урока включаю зеленую лампу, которая будет гореть на протяжении всего оставшегося времени урока).

Теперь вывод записывается (2–3 минуты) уже на пограничье серого и зелёного квадратов с именем Ива.

Ив Стильтон
Плохо одет,
беден,
люди презирают,
умирает от голода
Хорошо одет,
много денег, уважают за
деньги,
владеет торговыми
лавками,
не знает, чем занять себя.
Человек – игрушка в его
руках.

Кульминационной фазой этого этапа урока становится обращение к таблице “Характеристика героев”. Акцентирую внимание (1 минута) учащихся на последних фразах в таблице, записанных на границе, суть которых: смысл жизни теряет один (Стильтон) и возрождается к жизни другой (Ив). (Цветовая палитра в таблице “Характеристика героев” тоже меняется).

Далее, чтобы усилить эмоциональное напряжение, сама зачитываю отрывок “Вечером следующего дня... Да вот и он”, комментируя прочитанное. Побуждаю увидеть, что Стильтон открыто издевается над Ивом, называя его дураком и прогнозируя окончательное падение Ива как человека. (1–2 минуты)

И вновь работа с таблицей “Характеристика героев”. (1 минута) Первая запись в сером квадрате Стильтона появляется после вопроса, адресованного ребятам и их ответов:

– Кто на самом деле теряет себя как человек? (Стильтон теряет себя как человек.)

Ив Стильтон
Плохо одет,
люди презирают,
умирает от голода
Хорошо одет,
много денег, уважают за
деньги.
Владеет торговыми
лавками.
Жизнь скучна,
не знает чем себя занять.
Человек - игрушка в его
руках.
Теряет себя как человек |

На этом работа по первой части рассказа завершается.

Как сложится дальнейшая судьба наших героев выясняем в совместной работе с учащимися, анализируя 2 часть рассказа. А для этого вновь возвращаемся к приёму “Дерево предсказаний”, с помощью которого каждая группа прогнозирует судьбу своего героя: 1 группа - Ива, 2 группа - Стильтона, отвечая на проблемный вопрос:

Как вам кажется, какова будет дальнейшая судьба героев?

Вопрос обсуждается 3–5 минут в группах, высказываются предположения каждой группой и фиксируются мной на доске в “Дереве предсказаний”.

                            

Продолжаем работу над 2 частью рассказа.

Для подтверждения предложений вместе с учащимися читаем 2 часть рассказа, используя приём комментированного чтения. В ходе этой работы выясняем, произошли ли изменения за 7 лет в жизни главных героев. Учитель фиксирует ответы учащихся в таблице, заполняя нижние квадраты. Только теперь всё, что касается изменений в жизни Стильтона, записываем на сером фоне, а Джона Ива – на зелёном. (10–15 минут)

И подводя итог записанному и сказанному, прошу учащихся поработать в группах. (5 минут) На листах с рисунком весов (используя приём “Весы нравственного выбора”, см. Приложение) прошу написать, что каждый из героев положил на чаши, делая свой нравственный выбор. Тем самым учащиеся наглядно убеждаются, что больше доброго, полезного на стороне Ива, его чаша перевешивает. Затем эти листы прикрепляются к доске, и группа защищает свою позицию, аргументируя сделанный выбор.

Желание жить
Много читает
Хороший доктор
лечит бедных больных
Бескорыстно помогает
живет для себя
издевается над бедным
 все ради денег

Таким образом работа по таблице завершена, учащиеся сделали вывод о характерах героев и их выборе, (см. Приложение 3)

Завершая чтение рассказа, прошу ребят обратиться к последним словам Джона Ива, сказанным Стильтону (“Ив вынул часы... .хотя бы спичку”) и после прочтения задаю вопросы:

– Так как же отнесся Ив к несчастному Старику?
(Ив единственный человек, который предложил работу Стильтону.)

Мог ли Ив поступить по-другому?
(Конечно, мог, вспомнив обиду и унижение, но не стал этого делать.)

– Что он предлагает делать Стильтону, спускаясь по лестнице?
(Зажигать спичку.)

 А что такое спичка?
(Это огонь, свет.)

Делаем общий вывод о том, что в отличие от Стильтона, который когда-то подарил Джону Иву большие надежды на лучшую жизнь в виде огня от зелёной лампы из корыстных побуждений, Ив дарит Стильтону тоже, хоть и крохотную, но надежду на продолжение его жизни как человека совершенно искренне. (Работаем 3-4 минуты.)

Далее обращаюсь к ребятам с пожеланием-напутствием (1 минута):

- Я хочу, чтобы в вашей жизни тоже всегда горел зелёный огонёк надежды. И вы, подобно Джону Иву, видели перед собой цель и шли к ней Ведь ту судьбу, жизненную тропинку, по которой вы идете, вы выбираете сами. И от того, как сложится ваша жизнь, зависит только от вас.

У поэта Якова Белинского есть такие строки:

Судьба? Пути и перепутья? Тракты.
То в даль зовет, то гасит нас, губя.
Судьба – предначертанъе? Нет. Характер!
Судьба – не вне, она – внутри тебя.

Действительно, свою судьбу каждый человек делает сам. Вот только иногда жизнь даёт шанс прислушаться к самому себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба.

Подвожу ребят к заключительному этапу –  саморефлексии (2–3 минуты), прошу каждого из них самостоятельно продолжить фразу: “Чтобы не стать игрушкой в руках судьбы, нужно... ”.

Обобщая все сказанное ребятами, делаю вывод о том, что каждый уже наметил в своей жизни какие-то ориентиры, принципы, которым он будет следовать, а слова пусть станут путеводной звездой.

Всем присутствующим на уроке раздаю распечатанные стихи из песни “Зелёная лампа” на листе в виде настольной зелёной лампы (см. приложение 4).

– Пусть они станут своеобразным ориентиром на жизненном пути. Благодарю всех за урок.

Подвожу итоги проделанной работы на уроке, выставляя отметки активным участникам состоявшеюся разговора, художникам, выступающим.

Приложение 1.

Таблица “Характеристика героев”

Ив Стильтон
Плохо одет,
беден, люди презирают,
безработный умирает от голода

Появляется надежда

Хорошо одет,
много денег, уважают за деньги,
владеет торговыми лавками
жизнь скучна,
не знает, чем занять себя.
Человек – игрушка в его руках
Доктор, высокий серьёзный
человек; много читал,
оказался способным
человеком;
Дает работу другому
Теряет себя как человек
Старик, грязно, скверно одетый;
С истощённым лицом,
Разорился - проиграл,
Стал ничем

Таблица разделена на 4 квадрата: 2 из которых зелёного цвета, 2 - серого. Такой приём позволяет показать не только характеристику героев, но и благодаря цветовой гамме увидеть изменения, происходящие в жизни героев: от серого , мрачного к положительному зелёному в жизни Ива и, наоборот, от зеленого (благополучие) до серого (потеря, деградация) в жизни Стильтона.

Приложение 2.

“Дерево предсказаний”

Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе. Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - “возможно” и “вероятно” и листья -обоснование этих предположений в пользу того или иного мнения.

Приложение 3.

Приём “Весы нравственного выбора”

Помогает подвести итоги проделанной работы, сделать выводы о нравственных приоритетах в жизни главных героев.

Желание жить
Много читает
Хороший доктор
лечит бедных больных
Бескорыстно помогает
живет для себя
издевается над бедным
 все ради денег

 

Приложение 4.

Из данной песни на лампе пожелания записывается последнее четверостишие.

Зеленая лампа.

Стихи М.Сипера, музыка В.Мешавкина

Коричневый кубик стоит у дороги, и окна темнеют
Замерзших деревьев в ночном полумраке возносятся папы.
Уснули все люди... В окне небольшом пламенеет
Зеленая лампа, зеленая лампа, зеленая лампа.
Не спится, наверно, хозяевам этой обычной  квартиры,
А может быть, просто забыли о лампе и тихо уснули,
Устав от уборок, покупок, размолвок и стирок...
И только свет лампы цветет на безмолвии улиц.
А ветер свистит и играет беспечно вчерашней газетой,
Огни фонарей переломлены в стеклах заснеженной призмы,
И пишут в ночи за зеленою лампой поэты...
Идет на земле фильм другой – третья серия жизни.
Как трудно во мраке найти свой проселок, тропинку, дорогу –
Легко ошибиться, приняв за природу простые эстампы.
И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу
Зеленая лампа, зеленая лампа.