В настоящее время сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы, нестандартно, инициативно и грамотно. Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом – чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.
В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по литературе (5-9 классы) читаем: “Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Изучение русской литературы, тесно связанное с изучением истории Российского государства и истории родного края учащихся, формирует у них историзм мышления, гордость за свое многонациональное Отечество.
Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет успешно формировать культуроведческую компетентность и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
В статье “К вопросу о формировании культуроведческой компетенции” Дебердеевой Т.Х. отмечено, что “ культуроведческий подход в методике обучения предполагает, с одной стороны, усвоение обучающимися в процессе изучения опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, с другой стороны, формирование нравственно-этических ценностей и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых”.
На уроках и во внеклассной работе, на мой взгляд, необходимо использовать литературное краеведение.
Более подробно мы останавливаемся на произведениях, которые связаны с нашим краем, владимиро-суздальской землей. Это былины об Илье Муромце, “ Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Слово о полку Игореве” и другие.
Дети пишут стихи, прозу, посвящая их своей малой Родине, городу Коврову, любимым местечкам природы. Поэтические строки помогают вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.
Практикуются и выездные уроки, на которых учащиеся приобщаются к культурному наследию русского народа. Поездки в Москву, Владимир, Нижний Новгород, Суздаль, Муром знакомят с памятниками старины, что и побуждает их к исследованию.
В связи с этим, изучив метод С.Г.Щербаковой “Организация проектной деятельности в образовательном учреждении”, я пришла к тому, что обучение проектированию – это насущная потребность. Поэтому и ввела в практику проектную деятельность учащихся как средство формирования культуроведческой компетентности.
Работа строится в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей учащихся. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: “Участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы…творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ и проектов…создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений”.
В своей работе я использую ведущие методы:
– метод сотрудничества;
– метод свободного выбора;
– метод коллективного анализа и оценки;
– метод самоанализа и самооценки.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках презентации.
Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической ситуации.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Поэтому один из этапов проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. В поиске информации учащимся помогают учебники, словари, справочники, энциклопедии, статьи, монографии, электронные носители. Эту информацию дети могут получить самостоятельно или с помощью специалистов.
Практически каждый проект приобщает учащихся к русской национальной культуре. В каждом из них используется региональный компонент.
Начиная работу с пятиклассниками, я стремлюсь поддержать ту базу, которую учащиеся получили в начальной школе, постепенно совершенствуя, полученные знания, умения и навыки в проектной деятельности. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки интересными и содержательными. Например, при изучении детского фольклора ученикам предлагается расспросить бабушек, дедушек, родителей, соседей о тех играх, в которые они играли в детстве. Собранный материал необходимо оформить на альбомном листе: описать правила каждой игры, указать, где можно в нее играть, какие атрибуты понадобятся. Из собранного материала составляется сборник “Игры нашего двора” и оформляется выставка “ Оч.умелые ручки”, на которой представляются настольные игры, сделанные руками учащихся. На уроке литературы пятиклассники делают вывод, какие игры пережили время и до сих пор интересны современным детям. Затем ребятам предлагается провести наиболее понравившиеся игры на переменах с первоклассниками и в группах продленного дня на прогулках.
В 6-м классе ученикам предлагается найти материал о праздниках и обрядах, которые сохранились в нашей области и в семьях учащихся. На мой взгляд, особенно важно изучение культурно-исторических сфер языка и литературы. Изучение понятий и категорий необходимо в системе: читаем Библию, произведения русских и современных писателей. Разбираем понятия, такие как вера, Бог, любовь, порядок, достоинство, благо, верность, смерть, грех, прощение, мудрость, покаяние и другие. Уроки литературы, на которых возрождаются русские традиции, обычаи, стали в классах традиционными. Это “Овсень”, “ Святочные гадания с А.С.Пушкиным”, “ Здравствуй, гостья Масленица!” Ребята находят игры в библиотеках, на internet-сайтах, узнают о состязаниях, которые устраивались во время игрищ, записывают заклички, песни, создают определенный интерьер. Конечно же, пекут пироги и жарят блины, шьют куклу-чучело, становятся участниками обряда. И ученики приходят к выводу, что не должна оскудеть наша духовная память, и не должны они быть “ Иванами, не помнящими своего родства”, своей истории, своих национальных истоков.
Итогом одного из проектов становится традиционный воскресный праздник для детей и их родителей “Здравствуй, гостья Масленица!” После праздника оформляется фотогазета с комментариями.
В 9-А классе выполнен краткосрочный проект, по теме “Пушкин и Владимирский край”, который был завершен круглым столом, где обсуждались следующие вопросы:
- Был ли Пушкин во Владимирской губернии? Есть ли корни А.С.Пушкина на Владимирщине? Связан ли Ковров с именем Пушкина? Родословная А.С.Пушкина.
Коллективный проект “Что в имени тебе моем…” подготовлен учениками 10–11-е кл.
Это долгосрочный проект, посвященный 150-летию со дня рождения Лебедева-Полянского, по теме “Ономастика. Двойные фамилии”.
Выбор темы не случаен. В 2005 году к юбилею школы учащиеся провели социологическое исследование и обнаружили, что значительная часть педагогического коллектива являются выпускниками Владимирского Государственного педагогического Университета имени П.И.Лебедева – Полянского. А также среди выпускников нашей школы есть сегодняшние студенты этого вуза. Возникли вопросы: Что вы знаете о Лебедеве-Полянском? Каковы его заслуги перед Отечеством? Какова история создания его фамилии? Что такое фамилия?
В настоящее время стало “модно” обращаться к истокам своего рода, составлять генеалогическое древо, искать именитых предков. По сути это правильно. Каждый должен знать свои корни, гордиться своими предками. Эта проблема заинтересовала учащихся 10-11 классов. Они и решили заняться исследованием.
Разделили участников проекта на 3 группы и поставили перед ними задачи:
1-я группа – изучить информацию, связанную с понятием “фамилия”, историю
происхождения и географию распространения фамилий.
2-я группа – рассмотреть вопрос о происхождении двойных фамилий. Узнать о
литературных героях с двойными фамилиями.
3-я группа – выявить известные исторические личности, обладателей двойных
фамилий, прославивших Владимирскую землю.
Учащиеся столкнулись с трудностями. И самая существенная – недостаточное количество информации. Библиотеки, читальные залы, музеи, база данных в Интернет – вот далеко не полный перечень мест, куда обращались учащиеся. Побывали они и в городском архиве, разыскивая ковровчан с двойными фамилиями. Но, к сожалению, там ничем не смогли помочь. А вот в Областной библиотеке повезло, именно здесь была найдена специализированная литература о земле Владимирской и людях с двойной фамилией, ее прославивших. Данный проект был представлен на городской литературной конференции в виде презентации.
Презентацию проводим сначала в классе или в параллели. Ребята, чьи работы признаются лучшими, выступают на школьной или на городской научно-практической конференциях. После проведения конференций провожу анкетирование среди учащихся школы, после обработки результатов, корректирую свою работу как организатора проектной деятельности.
Совместный поиск общего смысла предстоящей деятельности, совместное определение общей ее цели обусловливает содержание коммуникации, в которую вступают участники деятельности, и придает тем самым ей характер общения. Общение предполагает не только обмен мнениями о предмете, но и требует обмена мыслями, чувствами, вызываемыми этим предметом, его оценками.
Одним из методов современного преподавания литературы является создание компьютерных литературных презентаций, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании компьютерной презентации по литературе в качестве консультантов могут выступать не только словесник и преподаватель информатики, но и другие специалисты, так как сам проект представляет собой интеграцию ряда дисциплин.
Данный вид деятельности позволяет ученикам формировать умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Очень важно организовать промежуточные обсуждения полученных данных в группах на уроках или на дополнительных занятиях. Чтобы решить эту проблему, предлагаю, например, всем учащимся 8-а класса принять участие в работе над созданием компьютерной презентации по разделу Древнерусская литература, тема “Люди Древней Руси”.
Основополагающий вопрос: Почему Сергия Радонежского называют молитвенник и защитник земли Русской?
Методические задачи проекта:
* Оказать помощь в постижении внутренней логики жизненного пути святого
Сергия.
* Научить применять полученные знания в практической деятельности
* Научить пользоваться Microsoft Power Point
Далее в работе над проектом учащимся предлагается несколько проблемных вопросов:
*Сергий Радонежский – кто он? Молитвенник или заступник земли Русской?
* Нужно ли сегодня читать житийную литературу?
* Какова роль Сергия Радонежского в жизни верующих?
* Как изображается образ святого в иконописи, живописи, музыке и литературе?
Я согласна с доцентом Т.Х.Дебердеевой, что “ Продуманные учителем вопросы должны выходить не только на узнавание, понимание и применение, но и на метауровень. Метауровень – это вопросы на осмысление, выражение собственной позиции, привлечение собственного опыта, раскрытие личностно значимых смыслов, выход за пределы узко предметного знания, диалог с автором, с другой позицией с самим собой”.
В соответствии с проблемными вопросами предлагаются и темы для самостоятельных исследований:
– Детство Сергия Радонежского, уход в пустынь.
– Строительство монастыря. Иноческий образ жизни.
– Дмитрий Донской и Преподобный Сергий.
– Значение иконы “Святая троица” в жизни Святого.
– Храмы Троице-Сергиевой лавры. Виртуальная экскурсия.
– Особенности житийной литературы.
– Трудности древнерусской лексики.
– Образ Сергия Радонежского в литературе и искусстве.
– Икона святого Сергия в храмах города Коврова.
Для участников проекта литература начинает восприниматься не как школьный общеобразовательный предмет, а как вид искусства. Для этого желающие принять участие в работе делятся на группы: чтецы и редакторы, ответственные за музыкальное оформление проекта, операторы, лингвисты, консультанты – литературоведы, краеведы. Дальнейшая работа ведётся в указанных группах. К работе привлекаются родители и специалисты (библиотекарь, работники музея, священники, учитель информатики).
Так как заключительный этап проекта основывался на теме “Игумен земли Русской”, то наиболее сложную часть работы выполняли консультанты – литературоведы и историки. Их задача определялась следующим образом: провести наблюдение над жизнью и деяниями Великого святого и определить, кто он – молитвенник или защитник земли русской. Для выполнения подобной работы группа прошла сначала теоретическую подготовку: сведения из теории литературы, истории. Кроме того, для участников группы был важен не только исторический аспект данной темы, но и современная трактовка исторического лица, отражение данных исторических событий в литературе других видах искусства. Работа велась в форме проблемных вопросов, уточнялось лексическое значение непонятных слов.
Параллельно велась работа с художниками, фотографами, музыкальными редакторами. Ход работы позволил повысить читательский уровень. Находя ответы на собственные вопросы, ребёнок начинает заинтересованно и эмоционально общаться с текстом, совмещая аналитическое прочтение с рефлексией. Таким образом, желание продолжить работу над проектом получает чёткую психологическую мотивацию. Замечу, что работа над проектом велась параллельно традиционным урокам литературы, на которых подробно рассказывалось о жизни и деяниях людей Древней Руси. Интерес к этим урокам заметно возрастал.
Конечный продукт: мультимедийная презентация, малая картинная галерея, вербальная экскурсия в Троице-Сергиеву лавру, выпуск фотомонтажа “По следам проекта”, составление словаря древнерусских слов.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Данный материал будет интересен и полезен учащимся 8–9 классов на уроках литературы, истории и во внеурочное время на классных часах.
Подобная проектная работа может заменять традиционное написание рефератов. После презентации следует обязательное обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления. Все участники проекта поощряются.
Таким образом, учебный проект состоится лишь тогда, когда в каждой теме будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.
Работа над проектом дает возможность детям почувствовать себя не учениками, а людьми, приобщившимся к “взрослой” жизни, повысить интерес к предмету в целом, развить умение самовыражаться и сформировать культуроведческие компетенции.
Литература
- Дебердеева Т. Х.Статья “К вопросу о формировании культуроведческой компетенции”, г. Владимир, ВИПКРО, deberdeevath@gmail/com
- Захарова Л.И. Использование культуроведческого материала на уроках русского языка. // https://urok.1sept.ru/articles/565670/
- Организация проектной деятельности в школе: система работы/авт.-сост. С.П.Щербакова и др.– Волгоград: Учитель, 2009.
- Пахомова М.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (см. приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования”).