Воспитательные эффекты уроков литературного чтения

Разделы: Литература


Детская и юношеская литература как средство воспитания, роль взрослых как посредников между детской книгой и читателем, взаимодействие писателя и педагога – эти проблемы остаются острыми и для писательской среды и для педагогической. Воспитать любовь к книге, приобщить человека к чтению с раннего детства – задача сложная. Читательская культура – это привычка к систематическому чтению, которая воспитывается у ребенка в семье, школе и внешкольных учреждениях. Это в то же время и высокий уровень восприятия литературы, позволяющий юному читателю постепенно включать в круг своего чтения различные книги, дающие и работу уму, и эстетическое наслаждение.

Развитие художественно-эстетических начал в ребенке закладывает социально-нравственные основы личности, вырабатывает умение видеть мир как единое целое, формирует чувство гармонии, красоты, формирует нравственный идеал. Искусство и литература развивают фантазию, воображение и способность к творчеству.

Проблемы развития культуры чтения, эстетической грамотности учащихся, умение воспринимать произведения литературы и искусства в соответствии с их природой и пониманием специфических воспитательных функций – архиважные педагогические проблемы. От их решения во многом зависят социально-нравственное становление личности, выработка умения видеть, понимать мир в его конкретно-исторических закономерностях развития, чувствовать его гармонию, красоту, осознавать истинное назначение человека – созидателя.

Седьмой год работаю по новому учебно-методическому комплекту «Планета знаний», который разработан в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования.

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоционально, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальности ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Содержание и построение курса литературного чтения определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определенном этапе обучении, сложившейся у них установкой, т.е. предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспечивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной проблемы, переживание эмоционального состояния.

В нашем комплекте особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Высоцкий писал, что при таком чтении понимание прочитанное лучше. Кроме того, известно, что к 6 - 7 годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

Предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности учение учиться пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося на уроках, т.к. они помогают выразить чувство и мысли в собственном произведении.

Наши учебники комплекта «Планета знаний» по литературному чтению построены по материалам, который вызывает интерес и понимание у самих учащихся, способны привлечь и увлечь детей чтением, будят в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником, желание, во что бы то ни стало научиться слышать и понимать именно его.

А. Лиханов сказал, что «первое, чему надо учить ребенка – это сочувствие. Герои произведений заставляют детей сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Обширный спектр чувств испытывает ребенок, прикасаясь к сокровищам художественной литературы.

Свою задачу я понимаю – нам надо помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами дети, если бы были на месте героев.. «Культура эмоций – это культура души, поэтому необходимо через произведения воздействовать на душу ребенка, культивируя их эмоции.

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик», начало II класса. Идет анализ произведения. Все как всегда, и отношение Мальчика к отцу, матери, работа над частями сказки, подбор заголовок и т.д. И работа завершена почти, урок к концу, как мой Владик, шустрый, непосредственный мальчик, любит каверзные вопросы и нестандартные ответы поднимает руку и говорит: «Здесь все говорили, что Мальчик с пальчик был добрым, умным, находчивым, честным, смелым, а я не совсем согласен с этим. Я думаю, Мальчик был нечестным», В классе моментально все повернули головы к Владику, удивленно раскрыв глаза, а тот продолжает « Барин то за него деньги заплатил, а он от него сбежал, это нечестно. Волк его до дома довез, а волка убили. Разве так поступают?» Разговор неожиданно перешел в оживленное обсуждение. Владика стараются убедить, что барин был наказан за жадность, да и волка убили тоже за его жадность.

При чтении сказка Ушинского К.Д. «Мена», первоначально нет конца сказки. Детям самим нужно закончить. А что бы сказала старику старушка жена? Предположений было много. Девочка А., скромная, кроткая девочка, говорит: «Я даже очень хорошо представляю, что она сказала. Зачем ты мне нужен? Уходи и не возвращайся пока не найдешь кусок золота». А Н. ей возражает: «А я не согласна. Мне кажется, она бы обрадовалась, что дед домой вернулся, ей же одной плохо было».

Большое влияние оказывают на чувства детей произведения о мужестве и о любви. Произведение Василия Белова «Верный и Малька». Меня поразило, насколько дети глубоко умеют мыслить и видеть главное. Дети увидели в Мальке верную, любящую, мужественную маму. И на вопрос: «Как ты относишься к Мальке?» Полина ответила: «Я восхищаюсь мужеством этой маленькой собачки, ее преданностью своему ребенку. Раньше я читала про людей, как они любят своих детей. Но чтобы вот так, как эта маленькая злющая собачонка любила? Мне ее хочется нарисовать красивой, большой и доброй». Интересным и поучительным было обсуждение слов «любовь сильнее страха смерти».

Как оценить влияние на чувства детей таких произведений как А.П. Чехова «Белолобый», М. Пришвина «Лимон», Л. Толстого «Лев и собачка», К. Паустовского «Кот – ворюга» и других. Когда после анализа произведений следуют такие задания: «Попробуй сочинить рассказ о том, что чувствует кошка или собака, когда ее обижают люди»; или «постарайся по поведению собачки понять, какие чувства она испытывала?». Задания даются не в принужденной форме, «если хочешь…, можешь записать…, зарисовать». И, как правило, дети подобные задания выполняют все.

Вернемся к произведению М. Пришвина «Лимон». Анализ произведения, все сказали о маленькой собачке, о ее наружности, поведении, об отношении окружающих к собачке-забияке. И вдруг один мальчик, новенький в нашем классе, у которого не сразу наладились отношения с ребятами, не сложились, мальчик живой, но в силу своих психологических особенностей, волнения, задиристый, постоянно вязнет в путаных фразах, преходящих в бормотание, начал говорить: «Я… это…щас подумаю и скажу… Я вспомнил чо-то. Да. Вот. Мне тоже было плохо, когда я сюда пришел. Я боялся всех, из-за этого дрался, а вот помните, когда Владик сказал, что ему за меня стыдно, я тоже чувствовал…вот себя, тоже плохо, я как заболел. Мне говорить ни с кем неохота было. Я вот чо хочу сказать, я хочу быть хорошим. Вот». В классе воцарилась тишина, а новенький расплакался. Представляете, сколько волнений было в его маленькой душе перед тем, как его переживания вылились наружу.

Произведение Юрия Яковлева «Полосатая палка». Посмотрите, какие вопросы: Каким был Миша до того, как в его руки попала полосатая палка? Какие чувства вызывал он у других людей? Какие отношения с собственной совестью были у Миши? Как ты думаешь, почему писатель не рассказал, как закончилась эта история? Расскажи от лица Миши, о чем он думал, что чувствовал и делал, когда на «перекрестке не оказалось слепого».

Хочется подчеркнуть, что все работы, т.о. все дети дали шанс Мише: закончили рассказ на положительной ноте, что и мужчина не погиб, и Миша исправился, стал положительным мальчиком. И ведь это говорит о многом. «Маленький человек способен сильно поражаться». Вообще сила чувств – великое свойство маленьких людей. Крепко любить и сильно страдать – замечательные достоинства, да, да, именно так: достоинство, сильное чувство движет человеком. Пораженный маленький человек испытывает чувство привязанности к тому, что поразило его. И как говорил Сухомлинский В.А. «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребенка зубрежке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье».

Мальчишка не научиться любить природу, пока не пожалеет замерзшего в снегу воробья; девчонка не оценит красоты мира, пока не увидит какой-нибудь тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу с неожиданной силой… А с таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека. К сожалению, мы редко задумываемся над этим.

Список используемой литературы:

  1. Светловская Н.Н. «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению». Журнал «Начальная школа». № 5. 2005г.
  2. Михалков С. «Учить читать». Журнал «Начальная школа». №3. 2003 г.
  3. Засорина Л.Н. «Развивающее чтение как педагогическая технология». Журнал «Начальная школа». № 1. 1999 г.
  4. Программа литературного чтения, пояснительная записка. Кац Э.Э.-Москва. АСТ: Астрель, 2009 г.- «Планета знаний».