Цели и задачи:
Обучающие:
- исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского, доказать, что Сергия по праву считают великим деятелем России и игуменом земли русской.
Рассмотрев этапы духовного пути игумена, выяснить, как создается идеальный образ святого в литературе.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, памяти, речи, умения работать в группах,
- выработка умений и навыков сбора информации и обработка ее,
- самостоятельное формулирование выводов,
- формирование мышления.
Воспитательные:
- воспитание любви к Родине, ее истории,
- формирование духовного мира школьников, нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского
Форма урока: защита компьютерной презентации. // (Приложение) Презентация, выполненная учащимися 8-а класса. \\
- Рабочие группы:
- Библиографы
- Лингвисты
- Литературоведы
- Искусствоведы
- Краеведы
- Пресс-центр:
художники
операторы
чтецы
Что приготовить к уроку:
- Карточки.
- Оценочные листы.
- Таблички с названиями групп.
- Лист - характеристика.
- Пословицы.
Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто…мы изучаем ее в живой связи с действительностью, но нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как думают иные.
И.С. Тургенев.
Учитель: Эти слова И.С Тургенева станут эпиграфом нашего урока.
(Звучание колокола.)
Чтец:
И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий
В полях разносится.
Слайд 2.
И заходящими
лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными,
От солнца Божий храм
Горит и светится.
И.С. Аксаков. "Всенощная в деревне".
Учитель: Так же освещал и притягивал к себе сотни и тысячи людей преподобный Сергей Радонежский. Мы продолжаем разговор по теме
Слайд 3. "Люди Древней Руси". Святой С.Р. - один из них. Мы постараемся понять Очень сложный внутренний мир святого душа, которого подчинена Закону любви к Богу, ближним и Отечеству.
Наш урок - это творческий отчет в виде презентации "Игумен земли Русской".
Слайд 4. Основной вопрос урока: Кто он - С.Р.? Молитвенник или заступник Земли Русской?
С чего все началось?
- Конечно, с организационного этапа: вам были предложены задания, вопросы. Вы разбились на группы и работа закипела.
- Подготовительный этап длился больше трех недель. За это время было собрано немало интересного материала.
В результате вы создали компьютерную презентацию с информационной папкой и сегодня все защищаете.
У нас есть 5 групп:
- Биографы
- Литературоведы
- Лингвисты
- Искусствоведы
- Краеведы, а также пресс - центр, который запечатлел рабочие моменты и выпустил "календарь проекта".
У вас на столах рабочие листы, куда вы будете записывать слова, характеризующие С.Р., послушав выступления ребят из всех групп, чтобы в конце урока ответить на основной вопрос урока "С.Р. Кто он? Молитвенник или заступник земли Русской".
Итак, мы начинаем работу малой конференции с группы Биографов. Выступление 1 гр.
Слайд 5.
1) Детство
Слайд 6.
- Для чего он уходит в пустынь? (Он постригся в монахи. Это важное событие в духовной жизни С.Р., он посвятил себя служению Богу и людям).
Слайд 7, 8, 9.
2) Строительство монастыря
- Почему к нему шли люди? (Хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления.)
Какие же черты характера свойственны С.Р. в это время? (Глубокая вера, скромность, трудолюбие, любовь к людям и к родной земле).
Обратимся к истории
Слайд 10, 11.
3) Сообщение "Встреча С.Р. с Дмитрием Донским".
- Как характеризует С.Р. этот эпизод? (Молитвенник и заступник за Русскую землю).
- Докажите, что еще при жизни С.Р. становится святым.
Слайд 12, 13.
- Он мог творить чудеса. По его молитве пробился источник, прокаженные очищались, слепые прозревали, пришедшие к нему обретали телесное здоровье и душевную силу, он воскресил мертвого отрока.
- С.Р. обладал даром прозорливости ему явилось Пречистая Дева с двумя апостолами.
Слайд 14. Сообщение о смерти С.Р.
Учитель:
Обо всем этом впервые узнали из произведений Епифания Премудрого (1417-1418), а переработано и дополнено Пахомием Логофетом и др., мы прочитали "Житие С.Р." Б. Зайцева.
Что такое житие? Кто может стать героем данного произведения? Нужно ли обращаться современным людям к этому литературному жанру?
Слайд 15, 16, 17.
Над этими вопросами работала группа литературоведов. Выступление 2 группы.
Развернутый ответ на вопросы:
- Что такое житие?
- Признаки святости?
- Нужна ли житийная литература в наши дни?
Слайд 18.
Учитель:
Сергий по своей смиренности, не хотел возвышаться над другими. И здесь необходимо сказать о духовном росте и совершенстве, которое выражалось в смирении страстей о гордости. (Зачитать описание жизни святого.)
Учитель: Слово 3 группе, лингвистам.
Если заглянуть в богословский словарь, то мы увидим, что есть целая наука аскестика - наука, о страстях. 8 страстей мешают человеку духовно расти.
Вот они перед вами:
У вас на столах тоже есть листочки с этими страстями.
Страсть - страдание - порок.
Слова- синонимы.
Не секрет, что каждый из нас обладает рядом таких пороков. Актуальна ли проблема?
С какими страстями приходилось бороться вам?
Очень страшные пороки нашего времени - это наркомания и алкоголизм. С ним нужно бороться всеми силами, чтобы не уничтожить самого себя.
Задание: Перед вами пословицы. Приведите примеры из жизни С.Р., раскрывающие смысл этих пословиц.
Слайд 19.
- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
- Жить - Богу служить.
- Послушание …. Поста и молитвы.
- Умный смиряется - глупый надувается.
- С молитвой в устах, работаю в руках.
Слайд 20, 21.
Выступление Лингвистов (3гр). Продолжение.
- О словарях древнерусских слов.
- Представление книжной выставки.
Слайд 22. Учитель:
Осмысление и распространение на Руси вероучений о Святой Троице - это одно из 4х великих дел С.Р.
Слово 4 группе "Искусствоведам".
Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31.
1) Сообщение об иконе "Святая Троица" и ее значении в жизни святого.
Учитель: А теперь я предлагаю совершить виртуальную экскурсию по Троице-Сергиевой лавре.
Слайд 25-28.
2) Образ С.Р. в живописи. Экскурсия по малой картинной галерее.
3) Сообщение " Образ святого в музыке".
Учитель:
Как вы убедились, к образу С.Р. обращались многие деятели искусства: поэты и писатели, иконописцы и живописцы, музыканты и режиссеры кино.
- Иконопись
- Живопись
- Музыка
- Архитектура
Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянуться к обители вереницы его почитателей со всех сторон.
Группа краеведов выясняла, какое место занимает в наших храмах Икона С.Р.?
Выступление краеведов. 5 гр.
1) Интервью со священниками ковровских храмов.
Учитель: Так кто же он, С.Р.? Молитвенник или защитник земли Русской?
Работа со своими карточками (записи).
Высказывания учеников.
Учитель:
Преподобный С.Р. явился воспитателем и великим собирателем народного духа. Время, в котором он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа.
Смирение, тихость, безгневие, простота, любовь ко всем окружающим - эти качества С.Р. в течении его 5-летнего иноческого подвига незаметно распространились по Руси, духовно исцеляя , укрепляя и утешая русских людей. И народ воспрянул духом, в нем стала пробуждаться вера в свои нравственные силы и открылась перспектива национального возрождения.
(Звон колокола.)
Музыка.
Учитель:
Вот и последний слайд нашей презентации. Всем большое спасибо за работу: молодцы. На ваших столах лежат оценочные листы, заполните их, пожалуйста. А после урока свои оценки поставим мы с экспертом..
- Оценочные листы
- Задание на дом: написать сочинение - миниатюру "Сергий Радонежский - воплощение национального нравственного идеала".