Планирование содержания и этапов учебного проекта

Разделы: Литература


Цели и задачи:

Обучающие:
- исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского, доказать, что Сергия по праву считают великим деятелем России и игуменом земли русской.

Рассмотрев этапы духовного пути игумена, выяснить, как создается идеальный образ святого в литературе.

Развивающие:
- развитие познавательного интереса, памяти, речи, умения работать в группах,
- выработка умений и навыков сбора информации и обработка ее,
- самостоятельное формулирование выводов,
- формирование мышления.

Воспитательные:
- воспитание любви к Родине, ее истории,
- формирование духовного мира школьников, нравственных принципов, эстетических вкусов силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского

Форма урока: защита компьютерной презентации. // (Приложение) Презентация, выполненная учащимися 8-а класса. \\

  1. Рабочие группы:
  2. Библиографы
  3. Лингвисты
  4. Литературоведы
  5. Искусствоведы
  6. Краеведы
  7. Пресс-центр:
    художники
    операторы
    чтецы

Что приготовить к уроку:

  1. Карточки.
  2. Оценочные листы.
  3. Таблички с названиями групп.
  4. Лист - характеристика.
  5. Пословицы.

Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто…мы изучаем ее в живой связи с действительностью, но нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как думают иные.
И.С. Тургенев.

Учитель: Эти слова И.С Тургенева станут эпиграфом нашего урока.

(Звучание колокола.)

Чтец:

И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий
В полях разносится.

Слайд 2.

И заходящими
лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными,
От солнца Божий храм
Горит и светится.
И.С. Аксаков. "Всенощная в деревне".

Учитель: Так же освещал и притягивал к себе сотни и тысячи людей преподобный Сергей Радонежский. Мы продолжаем разговор по теме

Слайд 3. "Люди Древней Руси". Святой С.Р. - один из них. Мы постараемся понять Очень сложный внутренний мир святого душа, которого подчинена Закону любви к Богу, ближним и Отечеству.

Наш урок - это творческий отчет в виде презентации "Игумен земли Русской".

Слайд 4. Основной вопрос урока: Кто он - С.Р.? Молитвенник или заступник Земли Русской?

С чего все началось?

  • Конечно, с организационного этапа: вам были предложены задания, вопросы. Вы разбились на группы и работа закипела.
  • Подготовительный этап длился больше трех недель. За это время было собрано немало интересного материала.
    В результате вы создали компьютерную презентацию с информационной папкой и сегодня все защищаете.

У нас есть 5 групп:

  • Биографы
  • Литературоведы
  • Лингвисты
  • Искусствоведы
  • Краеведы, а также пресс - центр, который запечатлел рабочие моменты и выпустил "календарь проекта".

У вас на столах рабочие листы, куда вы будете записывать слова, характеризующие С.Р., послушав выступления ребят из всех групп, чтобы в конце урока ответить на основной вопрос урока "С.Р. Кто он? Молитвенник или заступник земли Русской".

Итак, мы начинаем работу малой конференции с группы Биографов. Выступление 1 гр.

Слайд 5.

1) Детство

Слайд 6.

  • Для чего он уходит в пустынь? (Он постригся в монахи. Это важное событие в духовной жизни С.Р., он посвятил себя служению Богу и людям).

Слайд 7, 8, 9.

2) Строительство монастыря

  • Почему к нему шли люди? (Хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления.)

Какие же черты характера свойственны С.Р. в это время? (Глубокая вера, скромность, трудолюбие, любовь к людям и к родной земле).

Обратимся к истории

Слайд 10, 11.

3) Сообщение "Встреча С.Р. с Дмитрием Донским".

  • Как характеризует С.Р. этот эпизод? (Молитвенник и заступник за Русскую землю).
  • Докажите, что еще при жизни С.Р. становится святым.

Слайд 12, 13.

  1. Он мог творить чудеса. По его молитве пробился источник, прокаженные очищались, слепые прозревали, пришедшие к нему обретали телесное здоровье и душевную силу, он воскресил мертвого отрока.
  2. С.Р. обладал даром прозорливости ему явилось Пречистая Дева с двумя апостолами.

Слайд 14. Сообщение о смерти С.Р.

Учитель:
Обо всем этом впервые узнали из произведений Епифания Премудрого (1417-1418), а переработано и дополнено Пахомием Логофетом и др., мы прочитали "Житие С.Р." Б. Зайцева.
Что такое житие? Кто может стать героем данного произведения? Нужно ли обращаться современным людям к этому литературному жанру?

Слайд 15, 16, 17.

Над этими вопросами работала группа литературоведов. Выступление 2 группы.
Развернутый ответ на вопросы:

  1. Что такое житие?
  2. Признаки святости?
  3. Нужна ли житийная литература в наши дни?

Слайд 18.

Учитель:
Сергий по своей смиренности, не хотел возвышаться над другими. И здесь необходимо сказать о духовном росте и совершенстве, которое выражалось в смирении страстей о гордости. (Зачитать описание жизни святого.)

Учитель: Слово 3 группе, лингвистам.
Если заглянуть в богословский словарь, то мы увидим, что есть целая наука аскестика - наука, о страстях. 8 страстей мешают человеку духовно расти.

Вот они перед вами:

У вас на столах тоже есть листочки с этими страстями.
Страсть - страдание - порок.
Слова- синонимы.
Не секрет, что каждый из нас обладает рядом таких пороков. Актуальна ли проблема?
С какими страстями приходилось бороться вам?
Очень страшные пороки нашего времени - это наркомания и алкоголизм. С ним нужно бороться всеми силами, чтобы не уничтожить самого себя.

Задание: Перед вами пословицы. Приведите примеры из жизни С.Р., раскрывающие смысл этих пословиц.

Слайд 19.

  1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
  2. Жить - Богу служить.
  3. Послушание …. Поста и молитвы.
  4. Умный смиряется - глупый надувается.
  5. С молитвой в устах, работаю в руках.

Слайд 20, 21.

Выступление Лингвистов (3гр). Продолжение.

  • О словарях древнерусских слов.
  • Представление книжной выставки.

Слайд 22. Учитель:

Осмысление и распространение на Руси вероучений о Святой Троице - это одно из 4х великих дел С.Р.

Слово 4 группе "Искусствоведам".

Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31.

1) Сообщение об иконе "Святая Троица" и ее значении в жизни святого.

Учитель: А теперь я предлагаю совершить виртуальную экскурсию по Троице-Сергиевой лавре.

Слайд 25-28.

2) Образ С.Р. в живописи. Экскурсия по малой картинной галерее.

3) Сообщение " Образ святого в музыке".

Учитель:

Как вы убедились, к образу С.Р. обращались многие деятели искусства: поэты и писатели, иконописцы и живописцы, музыканты и режиссеры кино.

  • Иконопись
  • Живопись
  • Музыка
  • Архитектура

Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянуться к обители вереницы его почитателей со всех сторон.

Группа краеведов выясняла, какое место занимает в наших храмах Икона С.Р.?
Выступление краеведов. 5 гр.

1) Интервью со священниками ковровских храмов.

Учитель: Так кто же он, С.Р.? Молитвенник или защитник земли Русской?
Работа со своими карточками (записи).
Высказывания учеников.

Учитель:
Преподобный С.Р. явился воспитателем и великим собирателем народного духа. Время, в котором он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа.
Смирение, тихость, безгневие, простота, любовь ко всем окружающим - эти качества С.Р. в течении его 5-летнего иноческого подвига незаметно распространились по Руси, духовно исцеляя , укрепляя и утешая русских людей. И народ воспрянул духом, в нем стала пробуждаться вера в свои нравственные силы и открылась перспектива национального возрождения.

(Звон колокола.)

Музыка.

Учитель:

Вот и последний слайд нашей презентации. Всем большое спасибо за работу: молодцы. На ваших столах лежат оценочные листы, заполните их, пожалуйста. А после урока свои оценки поставим мы с экспертом..

  • Оценочные листы
  • Задание на дом: написать сочинение - миниатюру "Сергий Радонежский - воплощение национального нравственного идеала".