Литература
-
Воспитывая на традициях прошлого. Из опыта работы школьного музея 2011
В нашей школе существует традиция – каждый класс выбирает для себя творческое дело. Ученики классов, где я являюсь классным руководителем, в качестве творческого дела выбирают работу в школьном музее. Как учитель, использующий в работе экспозиции и фонды школьного музея, я работаю по различным технологиям, стараюсь развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности, эмоционального комфорта, интеллектуальной активности.
-
В 2011 год – с новой сказкой?
2011
Тема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по русскому языку, литературе, риторике, музыкальному искусству, изобразительному искусству и окружающему миру. Целью проекта является формирование коммуникативных умений, критического и творческого мышления; развитие навыков работы с различными источниками информации и медиасредствами; формирование навыков решать ключевую проблему в сотрудничестве.
-
Организация проектной деятельности учащихся на уроках литературы 2011
Урок, на котором организована проектная деятельность, позволяет отойти от шаблонов, сделать обучение увлекательным процессом, в котором каждый ученик вследствие возможности провести скрытую дифференциацию найдет свое место в общем коллективном исследовании. Метод проектов не обязательно использовать для изучения каждой учебной темы, но когда его применение возможно, это может значительно повысить качество обучения.
-
Урок-размышление "Можно ли назвать Печорина фаталистом?" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") 2011
Урок-размышление поможет учащимся разобраться в психологических особенностях главного героя романа и целого поколения. Задуматься над такими понятиями, как судьба, рок, фатализм, предопределение, над смыслом жизни. Способствует навыку анализа произведения через работу с текстом, лексический разбор слов, составление сравнительной таблицы. Проблемные вопросы способствуют активизации мышления, умению связно отвечать, доказывать свою точку зрения.
-
Л.Андреев. "Кусака". 7-й класс 2011
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Методические рекомендации по организации речевой деятельности учащихся в системе внеурочной гуманитарно-познавательной деятельности 2011
Работа представляет собой методические рекомендации по последовательному учету речевых интересов учащихся и организации речевой деятельности в системе внеурочной работы.
-
Горький и Якутия 2011
В 20-е годы XX века огромную роль в деле идейного становления якутской советской литературы сыграло творчество А.М. Горького. «И дело не в формальном заимствовании сюжетов или в следовании каким-либо деталям творческой манеры – дело в усвоении самого духа творчества, идейно-нравственного его содержания. Горький был близок национальным советским авторам своим демократизмом, трудовой биографией, типичной судьбой талантливого выходца из народа.»
-
Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина) 2011
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина).
-
Бал литературных героев 2011
Внеклассное мероприятие может проводиться в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 10–11-х классов.
-
Урок литературы по ТРКМЧП "И.С. Тургенев "Senilia". Стихотворение в прозе" 2011
Урок литературы в 8-м классе создан по личностно ориентированной технологии развития критического мышления посредством чтения и письма. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
-
Урок литературы в 8-м классе "История одной любви" (по повести И.С. Тургенева "Ася") 2011
Анализ повести «Ася» способствует формированию у учащихся не только литературоведческой компетенции, но и чувства прекрасного. Кроме того, восьмиклассники расширяют навыки анализа текста и эпизода, углубляют знания о роли детали в художественном произведении.
-
Тропинки детства Алитета Немтушкина в повести "Мне снятся небесные олени" 2011
Урок поможет семиклассникам войти в художественный мир писателя и поэта Алитета Немтушкина, учащиеся познакомятся с обычаями и традициями эвенкийского народа, откроют для себя прелесть особых отношений эвенков к миру природы. Электронная презентация поможет создать у ребят соответствующие картины.
-
Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады" 2011
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы.
-
Урок литературы в 11-м классе "У нас у всех с войною счеты…" 2011
Урок литературы в 11-м классе на материале повести В.Кондратьева «Сашка» раскрывает особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные контексты; выявляет специфику изображения войны и характера рядового бойца; создает эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызывая личностный отклик на прочитанное произведение.
-
Интеграция содержания образования как способ развития конкурентоспособного ученика 2011
Как интегрировать физику и литературу в средней школе? Каковы цели и задачи интеграции гуманитарных и естественно-научных дисциплин в системе среднего и профильного образования? В статье описан опыт организации интегрирования литературы и физики, работа по литературе с учащимися, у которых имеются склонности к физике, к математике, и по физике, у которых склонности к гуманитарным предметам.
-
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
Дидактический материал к урокам литературы. Урок представляет собой систему вопросов и ответов. Задавая тот или иной вопрос, учитель далеко не всегда может надеяться на получение правильного ответа. Часто на вопрос и вовсе нет одного правильного ответа (вместо него ряд вариантов, которые текст более или менее допускает). Подобные ситуации совершенно естественны. В конечном итоге нам нужен ученик, умеющий и любящий думать над книгой, окончательный же ответ на вопрос может дать сам учитель.
-
Изучение медитативной лирики Ф.И. Тютчева в старших классах (презентация к домашнему уроку) 2011
В статье рассматривается специфика изучения медитативной лирики в старших классах, возможности использования ее в учебно-воспитательном процессе, в организации личностного подхода к пониманию художественных текстов, в решении проблем философского отношения к лирическому произведению, что способствует духовному, творческому развитию человека.
-
Доклад как средство активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы 2011
В статье утверждается, что школа призвана обучать культуре речи, то есть умению так использовать языковой материал, чтобы обеспечить наилучшее воздействие на аудиторию.
-
"Нет, весь я не умру…" Интеллектуальная игра, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина 2011
Игра посвящена празднованию дня Лицея. Она направлена на обобщение, систематизацию знаний по творчеству А.С. Пушкина, развитие связной речи учащихся, умение выразить свое мнение, отношение к рассматриваемым вопросам, осмысление идеи красоты, подвига поэта во славу отчизны.
-
Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…" 2011
Дополнительный материал к внекласcным мероприятиям и к урокам литературы в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя выполнен в виде презентации, состоящей из 20 слайдов с использованием Internet Explorer, Word, PowerPoint. Данная работа предназначена для учителей русского языка, литературы и МО.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература + информатика) "Перевод как средство общения между народами" 2011
Работа может применяться в качестве обобщающего занятия по английскому языку и литературе, а также самостоятельного творческого проекта по информатике. Она способствует приобщению учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы, повышению качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст и совершенствованию речи.
-
"Весна идет!" 5-й класс 2011
Вашему вниманию представляю урок литературы в 5-м классе «Весна идет!» Это урок – встреча с произведениями о Севере: лирическими миниатюрами М.Пришвина «Начало весны» и Ф.Абрамова «Февраль», стихотворениями О.Фокиной. Каждое слово в этих произведениях – емкий, лаконичный образ, требующий раздумий, помогающий найти прекрасное в обыденном и ярко, эмоционально описать природу и изменения, происходящие в ней.
-
Программа театрального коллектива "ЛИК" при школьной библиотеке 2011
В статье представлена программа литературно-театрального клуба для учащихся общеобразовательных школ, которая позволит детям прикоснуться к миру литературы, научиться определять характер персонажа, тему и сюжет произведения, поможет развить творческие способности, научиться выражать свои эмоции, поставить голос, развить речь, раскрепоститься, получить основы стиля и этикета. Ребенок растет в глазах своих сверстников, получает заряд уверенности в своих силах.
-
Тема любви в творчестве В.Маяковского 2011
Рассказывая об эпизодах из личной жизни поэта, обучающиеся глубже начинают понимать переживания лирического героя, начинают видеть в поэте-агитаторе тонкого лирика. Материал может использоваться учителями литературы, обучающимися при изучении творчества В. Маяковского.
-
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Перед дождем". 5-й класс 2011
Учащиеся на уроке знакомятся с творчеством Н.А. Некрасова. После прочтения стихотворения дети выделяют доминирующие образы, находят приемы звукописи, определяют размер стихотворения.
-
Сказка литературная и народная 2011
На уроке учащиеся выясняет, чем отличается народная сказка от литературной. Учитель способствует развитию творческих способностей учеников.
-
Изучение современной литературы на уроках в старших классах. Образ Дома и его обитателей в романе Мариам Петросян "Дом, в котором…" 2011
Автор знакомит учащихся с литературным событием 2009 г. в области литературы, книгой М.Петросян "Дом, в котором...". Создать мотивацию на чтение произведения, вызвать у школьников интерес к тому, о чем они, по сути, ничего не знают.
-
Рождественский литературный праздник, посвященный романам Ф.Э. Бёрнетта, Дж. Гринвуда, М.Доджа, Г.Мало 2011
Рождественский литературный праздник, посвящённый романам Ф.Э. Бёрнетт «Маленькая принцесса», «Маленький лорд Фонтлерой», Дж. Гринвуда «Маленький оборвыш», М.Додж «Серебряные коньки», Г.Мало «Без семьи» проводится в конце 1-го полугодия для пятиклассников.
-
Исследовательская деятельность учащихся. Урок литературы по творчеству Т.Белозёрова. 5-й класс 2011
В статье представлена разработка уроков с использованием технологии педмастерских.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Нам не дано забывать" 2011
Литературно-музыкальная композиция посвящена памяти Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, знакомит с поэзией времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Мероприятие способствует пробуждению уважения к истории войны, воспитывает патриотические чувства. Обучающиеся вспоминают трагические страницы Великой Отечественной войны, читают стихотворения этих лет, приводят данные из архивных материалов.