Литература
-
Что? Где? Когда? (по поэме А.С. Пушкина "Цыганы") 2011
В ходе игры воспитанники учатся работать в команде, на практике применяя такие важные во все времена понятия, как "взаимопомощь" и "взаимовыручка"; выбирать из предложенных в ходе обсуждения ответов правильный; аргументировать свою точку зрения; вступать в "сотворческие связи" с родителями; сценически перевоплощаться в героев поэмы "Цыганы" (что способствует применению на практике метода ролевой игры).
-
Праздник книги. 5–6-е классы 2011
Мероприятие способствует расширению кругозора учащихся; повышает интерес к чтению, формирует уважительное отношение к книге, чтению, труду писателя; воспитывает чувство уважения к читающему человеку; используется музыкальное сопровождение, иллюстрации, пословицы, высказывания о книгах и чтении.
-
Бесконечный лабиринт сцеплений ("Сцепление" как основной прием построения романа Л.Н. Толстого "Война и мир"). 10-й класс 2011
Урок литературы в 10-м классе, рассчитанный на два часа, позволяет обучающимся определить основной композиционный прием построения романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Этот урок может быть проведен как вступительный перед изучением романа, так и как обобщающий урок после изучения романа.
-
В.А. Жуковский. Баллада "Светлана" 2011
Предлагаемый материал осуществляет несколько целей и задач. Он является составляющим в ряде уроков по обучению анализу стихотворного текста. Помогает яснее понять такой литературный термин, как баллада. Раскрывает мастерство и новаторство В.А. Жуковского. Позволяет привить такие нравственные ценности, как любовь, вера в Бога.
-
Иван Алексеевич Бунин. "Святогор и Илья". Мы о творении – творение нам 2011
Предлагаемый урок является частью ряда уроков по обучению анализу стихотворного текста. Урок содержит в себе несколько аспектов: раскрывает мастерство поэта; обучает анализу текста с точки зрения фонетики, лексики, морфологии; помогает привить нравственные идеалы (чувство патриотизма и осознание того, что человек должен являться личностью ответственной).
-
"Футлярная жизнь" героев А.П. Чехова (по рассказу "Человек в футляре") 2011
На занятии раскрывается смысл понятия «футлярная жизнь» посредством анализа рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре».
-
Интегрированный урок (история + литература + музыка) "Песнь о Роланде". Историческая реальность и поэтическое воплощение 2011
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы.
-
Образовательная программа дополнительного образования "Художественное слово" 2011
Основная цель программы в обучении учащихся – чувствовать слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл, понимать его роль в тексте. Параллельно показывается место литературы Кубани в литературе России.
-
"Нет ни одной персональной судьбы – все судьбы в единую слиты…" 2011
Тема войны в творчестве В.С. Высоцкого позволит обратиться к страницам биографии В.С. Высоцкого, связанным с Великой Отечественной войной; рассмотреть, как война повлияла на творчество поэта; обратиться к песням о войне В.С. Высоцкого; рассмотреть тематику этих песен; определить, в чем особое звучание песен В.Высоцкого о войне, их индивидуальность и неповторимость: обращаясь к теоретическому материалу по литературе, проанализировать некоторые из песен данной тематики.
-
Метафора как средство выражения национального мировидения 2011
В представленной научно-исследовательской работе раскрыто понятие метафоры как языкового приема в рамках художественного произведения. Статья строится на материале рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
-
Урок родной литературы в 7-м классе "Лебединый край России" 2011
Целью урока является привлечение внимания учащихся к проблемам экологии родного края, воспитание любви к малой родине и бережного отношения к ней, а также вовлечение детей в заинтересованный разговор на материале жизненного опыта по проблеме урока. Урок также построен на интересном литературном материале – поэзии и прозе национальных авторов с привлечением учебного пособия по литературному краеведению, что подготавливает учащихся к более глубокому изучению литературы края в следующем классе.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме «В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения "Черемуха"» 2011
Урок проводился в 6-м классе якутской школы во втором полугодии. Цель урока – помочь ученикам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность стихотворения С.А. Есенина, ввести школьников в мир есенинской поэзии.
-
Урок открытых мыслей "Что же представляет собой мысль Н.В. Гоголя в поэме "Мертвые души"?" 2011
Свое самое главное произведение Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» и выразил в этом названии великую тайну своего творчества. Что может дать пользу душе, а что вред? Под таким углом зрения предлагаю ребятам начать осмысление поэмы «Мертвые души». От анализа цветовой палитры произведения мы переходим к анализу психологического портрета автора поэмы.
-
Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"» 2011
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы.
-
Роль художественной детали в раскрытии образа Собакевича (урок по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") 2011
Целями урока является стремление показать, как с помощью художественной детали создается образ-характеристика, увидеть деталь как средство типизации и индивидуализации художественного образа, развивать умения анализа текста методом "микроскопического анализа". Групповая форма работы и создание проектов дает возможность развивать творческие способности школьников, видеть своеобразное, нестандартное прочтение текста учащимися.
-
Литература Красноярского края в 3-м классе. Тема: "Сравнение образа кедра в живописи, поэзии, рассказе" 2011
Цель урока: дать ученикам общее представление о поэтическом, живописном и повествовательном образе кедра в произведениях красноярских авторов, показать связь искусства слова с искусством живописи.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Образ народа в произведениях о Великой Отечественной войне" 2011
На уроке внеклассного чтения в 8-м классе рассматривается стихотворение С.Наровчатова "В те годы". Автор знакомит учащихся с историей России, Великой Отечественной войны. Форма урока-исследования способствует формированию умений и навыков анализа поэтического текста.
-
Урок литературы в 9-м классе. М.Ю. Лермонтов, Абай: созвучие звуков, чувств и душ 2011
Помочь учащимся увидеть истинные духовные ценности. Научить всматриваться в свой внутренний мир, анализировать свои поступки и поступки других людей. Пробудить интерес к жизни и к творчеству великих поэтов, прочесть самостоятельно из Лермонтова, Абая. Укрепить в сознании учащихся любовь к земле, на которой они живут.
-
Урок словесности в 8-м классе "Лингвоэстетический анализ песни "Священная война" 2011
Обучение лингвоэстетическому анализу поэтического текста через освоение знаний истории создания песни, развитие аналитических умений, что будет способствовать патриотическому воспитанию.
-
"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка") 2011
Данный урок служит своеобразным погружением в поэзию военного времени на примере стихотворения «Зинка», на примере судьбы поэтессы Ю.Друниной.
-
Интегрированный урок (родная литература + право) "Драма А.Софронова «Игра жизни» глазами закона" 2011
Связь литературы с жизнью показана с помощью деловой игры, в ходе которой дети сами доказывают невиновность главного героя драмы – Ефима. Перенося ситуацию драмы на современность, учащиеся убеждаются в необходимости знаний собственных прав, доказывают, что без достаточных доказательств и фактов суд не может принять решение – постановление.
-
Былины. "Преданья старины глубокой". 6-й класс 2011
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видеосопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
-
Н.В. Гоголь. Романтические произведения. "Вечера на хуторе близ Диканьки". 10-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с жизнью писателя, дает представление о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя.
-
Ода родному краю 2011
Цель урока: воспитание патриотизма и любви к родному краю, родной земле, людям, живущим на ней. Продолжить знакомство с творчеством алтайских поэтов, воспевающих красоту, богатство и щедрость Алтая, воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, развивать умения и навыки выразительного чтения.
-
Интегрированный урок литературы и истории "…и падали в снега чужой земли значки стрелков с эмблемой эдельвейса" 2011
Особенностью урока является активизация творческой деятельности учащихся по овладению знаниями, проявление индивидуальных творческих способностей и одаренности личности школьника. Данный вид урока требует сочетания разнообразных видов деятельности: мыслительной, речевой, коммуникативной, деятельности научного и художественно-эстетического характера, что должно способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
-
Изображение героического прошлого России в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" 2011
Разработка цифрового урока ориентирована на учителей литературы, работающих практически со всеми учебниками по литературе для 5-го класса. В первую очередь для тех, кто занимается по учебнику В.Я. Коровиной. Содержит подробный конспект урока изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино", презентацию к уроку с иллюстрациями сцен Бородинского сражения и звучанием стихотворения в исполнении народных артистов России.
-
Русская интеллигенция в испытаниях времени в сборнике рассказов С.Довлатова "Чемодан" 2011
Конспект урока предлагается для 11-го класса при изучении раздела "Литература 70–80-х годов в контексте времени" в одном ряду с произведениями В.Распутина, В.Шукшина, В.Астафьева, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова, которые в разных аспектах ("городская проза", "деревенская проза" и т.д.) исследуют личность человека в такой период отечественной истории, как "эпоха застоя". Основная воспитательная цель урока – убедить выпускников в необходимости ответственности за свои поступки в ситуации выбора.
-
Урок-презентация "Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно", а также творчество Бориса Акунина 2011
Урок внеклассного чтения по современной литературе для 10-го класса представляет «Книгу, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Эта книга позволяет узнать самые популярные имена писателей ХХI века, в доступной и краткой форме познакомиться с их творчеством, определить свои пристрастия, расширить литературный кругозор и научить милосердию.
-
Интегрированный урок (литература + психология) "Философия жизни и смерти в художественной литературе" 2011
Цель урока – развитие рефлексивного мышления как составляющего аспекта личностного становления студента.
-
Интегрированный урок (литература + психология) "Психология любви" 2011
У учащихся развиваются навыки конструктивного взаимодействия в межличностных отношениях на примере творчества Л.Н. Толстого и А.И. Куприна.