Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворении Н.А. Некрасова “Перед дождем”. Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является принадлежностью поэтически одаренного человека.
Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природу.
В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку.
Почему у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе? Какова же роль пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к стихотворению “Перед дождем”, которое было написано поэтом в 1846 году. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта. Обратимся к тексту стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
– Как называется стихотворение?
– Стихотворение называется “Перед дождем”. (Обращаем внимание учеников на предлог перед , дождь еще не начался, только преддверие ненастья.)
– Какое время года описывает поэт?
– Осень.
– Осень – самое удивительное время года, самое изменчивое. Осень может быть светлой, радостной, а может быть ненастной, слякотной, а может быть морозной и бодрящей. И настроение осенью может меняться вместе с погодой. Каким настроением проникнуто это стихотворение?
– Настроением грусти, печали.
– Работа с Толковым словарем ( Редакция В.И. Даля). Объяснение непонятных слов.
- “Заунывный”– тоскливый, наводящий уныние.
- “Надломленная”- сломанная, но не до конца.
- “Тарантас”– дорожная крытая повозка на длинных дрогах.
- “Нагайка”– Короткая ременная плеть.
- “Жандарм”– человек, служащий в особых политических войсках для политической охраны и сыска, для борьбы с освободительным движением.
- “Ямщик”– возница.
– Теперь нам понятны все слова в этом стихотворении, и мы можем приступить к его анализу. Составляет ли стихотворение единое целое или разбито на части?
– Стихотворение разбито на 4 строфы.
– Одинаков ли образный ряд во всех строках?
– Нет, четвертая строфа выделяется из всего стихотворения. В ней говорится о Жандарме, который кричит на ямщика и погоняет его нагайкой.
– Какой пейзаж рисует поэт?
– Пейзаж мрачный и печальный. Картины соответствуют состоянию грусти, печали.
– Некрасов рисует мрачную картину. Безнадежность, страхом и смирением веет от этого описания. Картина осени написана широкими мазками, и вы совершенно правильно заметили, что только последняя часть стихотворения нарушает его целостность.
– Одинаково ли количество строк в каждой строфе?
– Да, в каждой строфе по 4 строки. Ритм стихотворения везде одинаковый.
– Давайте, определим, какие строки рифмуются друг с другом?
– 1– с 3-й, 2 – с 4-й строкой.
– Такая рифма называется – перекрестная. (abab).
– Какие слова создают мрачное, унылое стихотворение?
– “Заунывный ветер, надломленная, стонет, полумрак, стая галок и ворон, привстав с нагайкой”.
– Какие приемы звукописи вы можете найти в стихотворении?
Некрасов использует долгий звук (о) “гонит, надломленная, стонет, рябой, листок”.
– Такой прием звукописи называется – ассонанс.
Обратим внимание, в некоторым предметам неживого мира Некрасов приписывает качества живых. Найдите такие примеры. – “Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает”.
– Такой прием называется – олицетворение, и очень часто используется поэтами. Как вы думаете, зачем это нужно поэтам?
– Сама природа одухотворенна, она чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды.
– Слов, какой части речи больше всего в стихотворении и почему?
– Больше всего в стихотворении глаголов. Они передают движение, действие стихии.
– Теперь обратимся к последней строфе стихотворения. Какую роль она здесь играет, зачем нужна? Во многих стихотворениях Некрасов обращается к нуждам простого народа, надеется, что народ будет свободен. Давайте вспомним эти стихотворения.
– “На Волге”, отрывок из стихотворения “Мороз Красный нос”.
– Правильно, но сейчас закрытая таратайка под присмотром жандарма везет в ссылку того, кто участвовал в освободительном движении. Поэту грустно осознавать, что до полного освобождения русского народа еще очень далеко. Может поэтому, Некрасов завершил свое, на первый взгляд, пейзажное произведение зарисовкой о перевозке политзаключенного. Здесь состояние природы совпало с состоянием души и с мыслями поэта.
Домашнее задание
Напишите, какое впечатление произвело на вас стихотворение Н.А. Некрасова, о чем заставило задуматься.