1. Основные требования к устному выступлению школьников и пути его совершенствования на уроках.
Известно, что наряду с глубиной содержания, логической стройностью и доказательностью яркость языка – обязательное условие эффективности любого устного выступления. Современная школа призвана обучать культуре речи, т.е. умению так использовать языковой материал, чтобы обеспечить наилучшее воздействие на аудиторию в конкретной обстановке и в соответствии с поставленной задачей.
Анализ различных устных жанров свидетельствует о том, что важной стилистической чертой устного выступления является прежде всего разговорность, т.е. простота построения фразы, отступление (а не нарушение) от строгих грамматических норм, использование разговорной лексики и фразеологии. Характеристики устного выступления обусловлены объемом и структурой предложений в звучащей речи. Для устного выступления предпочтительнее короткие и несложные предложения, которые легче всего воспринимаются на слух. Например, короткая фраза, быстрая смена предложений могут стать стилистическим средством оживления речи. Но длинная фраза при условии ее четкого логического и интонационного членения помогает лектору показать взаимосвязь и движение мыслей, нарастание и спад эмоциональной напряженности.
Какими же языковыми качествами должна обладать речь школьников, чтобы отвечать этим требованиям?
К таким качествам относят: правильность речи, богатство языка, краткость, простоту, ясность и точность, уместность и эмоциональность.
Правильность речи определяется ее соответствием общепринятым языковым нормам. Любая ошибка, неточность мешают восприятию, тормозят усвоение сказанного. Опыт школы показывает, что наиболее трудные случаи из области грамматики связаны с согласованием, сочетаемостью. Распространенной ошибкой является неправильное словосочетание при предлогах. Наиболее типичные ошибки связаны со словоупотреблением, неразличением паронимов, неоправданным расширением сочетаемости слов и другие.
Правильность произношения школьника не менее важна, чем соблюдение грамматических норм и правил словоупотребления. Обычно, когда мы слушаем докладчика, наше внимание сосредоточено на восприятии смысла высказывания. 3вуковая форма речи, а через нее значение слов и предложений воспринимаются автоматически. Однако подобный процесс налаживается лишь в случае безупречного произношения говорящего. Стоит ему исказить привычную форму слова, неверно поставить ударение, и мы немедленно реагируем, невольно сравнивая незнакомое звучание с хранящимся в памяти эталоном.
Речь школьника в идеале должно отличать словесное богатство и оригинальность. "Нужно, – писал А.Ф.Кони,– знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами”. Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом.
Уроки русского языка, литературы, словарно-фразеологическая работа призваны помочь школьникам расширить их словарный запас.
Один из многих показателей богатства и стилистической гибкости речи – умение пользоваться синонимическими ресурсами языка. Синонимы не только разнообразят речь, но и помогают передать различные оттенки значения слова, удачный выбор синонима помогает наиболее точно выразить мысль. Одно из положительных качеств устной речи – ее краткость, лаконичность. Краткость – это умение освободить речь от всего лишнего, от “воды”. Многословие – бич устных выступлений. Лишние, ненужные слова засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Слушатели то и дело теряют мысль докладчика. При этом многословие часто свидетельствует не только о речевой недисциплинированности, но и об отсутствии четкого представления говорящего о теме выступления. Ясность любого сообщения есть прежде всего его доступность для слушателя и зависит от того, насколько хорошо докладчик знает свою аудиторию и как он умеет найти словесную форму выступления, наиболее доступную и понятную.
Популярность – важнейшее качество речи. Говорить популярно – значит просто рассказать о сложном. Точность языка, как и ясность речи, зависит в первую очередь от того, насколько глубоко и основательно докладчик изучил предмет своего выступления. Любая, даже незначительная неясность в представлении о предмете мысли неизбежно повлечет за собой путаницу в словах и выражениях.
Для устного выступления особенно важны приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры речи, помогающие достичь экспрессивности и динамичности высказывания. Сюда прежде всего отнесем стилистический повтор, цель которого – усилить динамику высказывания, подчеркнуть ту или иную мысль. Для выделения и подчеркивания тех или иных слов или словосочетаний широко используется инверсия, т.е. намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении. В устном выступлении инверсия оживляет речь, вносит в нее элемент разговорности. Одной из наиболее характерных для устного выступления синтаксических фигур считается риторический вопрос, т.е. утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса. Риторический вопрос содержит в себе самом ответ. Цель риторического вопроса – активизировать восприятие аудитории, предоставить возможность самим домыслить. Вопросно-ответный ход выполняет различные функции, в частности повышает экспрессию высказывания, а также активизирует внимание аудитории при переходе к новой проблеме. Цель различных эмоциональных восклицаний – привлечь внимание к определенной идее, выразить свое отношение к ней, призвать аудиторию разделить это мнение, побудить слушателей к действию. Докладчика приближает к аудитории, создает настроение доверительности обращение к собственным мыслям, раздумьям, сомнениям.
Наряду с приемами стилистического синтаксиса широко используются лексические средства изобразительности, образности, так называемые тропы, т.е. разные способы употребления слов в переносном значении, которые помогают достичь эмоциональной выразительности. В школе учащиеся редко, но все же используют сравнения, метафоры, олицетворение, гиперболу. Выразительность и разнообразие устного выступления во многом зависят от умелого использования в нем фразеологизмов, пословиц и поговорок, крылатых слов.
Овладеть выразительной речью, научиться свободно пользоваться лексическими средствами, стилистическими фигурами и фразеологическими единицами – задача непростая. Для этого нужно систематическое и вдумчивое изучение художественной литературы, обращение к справочникам, словарям, речам выдающихся ораторов. В период подготовки выступления, вводя в его текст изобразительные средства, надо тщательно взвешивать, не покажется ли тот или иной прием искусственным, пышным. В этом школа призвана помочь ученикам на уроках литературы.
2. Доклад и его место в классификации устных выступлений учащихся.
Работа по развитию, совершенствованию и обогащению устной речи учащихся, несомненно, ведется и должна вестись на всех уроках. Уроки развития речи, тесно связанные с уроками литературы, не заменяют кропотливой работы по совершенствованию речевых навыков, проводимой на каждом уроке, они помогают сделать этот вид деятельности более систематичным.
Огромное значение для работы по обогащению устной и письменной речи учащихся имеют разнообразные формы, предполагающие развитие многосторонних возможностей учащихся: индивидуальные, групповые, массовые.
Успешному осуществлению работы по речевому развитию способствует ориентация преподавателя на обучение разнообразным монологическим высказываниям.
С. А. Леонов в своей работе “Развитие устной речи учащихся на уроках литературы” предложил следующую классификацию устных выступлений. 1. Репродуктивные высказывания: пересказы художественного текста (подробный, выборочный, сжатый); пересказы статей учебника и литературно-критических статей. 2. Продуктивные выступления: доклад, сообщение, сочинение на литературную тему. З. Публицистические: агитационная речь, “слово о писателе”, репортаж, интервью, сочинение на публицистическую тему. 4. Художественно – творческие: литературно – художественные: сочинение сказок, рассказов, загадок; 5. Художественно-критические: пересказы художественных текстов с элементами анализа или изменением лица рассказчика, художественно – биографический рассказ, рассказ о событии, очерк.
Большое внимание на уроках развития устной речи уделяется пересказам. Н.В.Колокольцев различает пересказы воспроизводящие и творческие.
К воспроизводящим относятся пересказы: 1. подробный \или близкий к тексту\;
2. краткий \или сжатый, передающий самое существенное в тексте\; 3. выборочный \с передачей лишь определенных частей текста, отражающих одну из линий его содержания\.
К пересказам творческого характера относятся: 1.пересказ от лица литературного героя \или рассказ героя\, 2.пересказ в форме письма, 3.словесное рисование.
Воспроизводящие пересказы являются широко испытанным средством развития речи учащихся. Пересказывая текст, школьники учатся воспроизводить его, излагать своими словами. Наиболее часто применяется пересказ, когда передается подробно или кратко содержание произведения или отрывка с соблюдением авторского плана повествования. Такие пересказы имеют большую педагогическую ценность, однако обращение учителя лишь к этому типу пересказа приводит к однообразию в работе и не имеет должного результата, поэтому необходимо использовать в школе творческие пересказы с установкой на развитие творческого воображения учащихся. Рассказ героя в форме письма увлекает ребят. Словесное рисование помогает конкретизировать восприятие произведения, пополняет словарный запас учащихся.
Как средство анализа литературного произведения, творческие пересказы служат углубленному пониманию его содержания и формы: заставляют ученика вчитываться в произведение, выбирать нужный материал в соответствии с поставленной задачей. Творческий тип пересказа является одним из этапов целенаправленного развития устной речи учащихся и дает хорошую базу для подготовки их к докладу на литературную тему, помогает ребятам самостоятельно углубленно осваивать литературу как искусство слова.
С.А.Леонов делит доклады на информативные, исследовательские и проблемно-дискуссионные.
Задачей информативного выступления является изложение нового для учащихся фактического материала, не являющегося дискуссионным, спорным. Ознакомление с ним расширяет литературные и общекультурные знания и способствует углублению восприятия учащимися монографических и обзорных тем курса литературы.
Сущность исследовательского доклада заключается прежде всего в том, что создается он в результате самостоятельного рассмотрения учащимися художественного текста (эпизода, главы, большого эпического произведения) под углом зрения определенной проблемы.
Доклады проблемно – дискуссионного характера предполагают рассмотрение и анализ различных оценок, данных произведению критиками и литературоведами. Такие доклады целесообразны на уроках углубленного анализа текста, заключительных занятиях, при изучении обзорных тем, факультативных занятиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что доклад является наиболее результативным средством активизации речевой деятельности учащихся.
Вместе с тем не надо забывать, что подготовка доклада требует особого внимания, нуждается в особых педагогических приемах.
Что значит: развивать, совершенствовать устную речь? Очень часто этот вопрос сводится к развитию умения говорить правильно, ясно, красочно, т.е. только к словесному оформлению уже подготовленного материала. Но если присмотреться к процессу подготовки ученического доклада на уроке, окажется, что основная трудность состоит в выяснении содержания речи, в отборе имеющихся знаний, фактов и в планировании материала.
Можно ли в школе обучить мастерству речи и где пределы этого обучения? Древние римляне говорили: “Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться”. Школа обладает многочисленными средствами языкового воспитания. Живая речь учителя, язык учебной, научно-популярной и художественной литературы, изучение законов языка и речевых норм, пересказы прочитанного, каждодневные упражнения в самостоятельной устной речи – все это радикально перерабатывает речь учащегося и доводит ее до высокого качества.
3. Этапы подготовки к докладу.
Мастер устной речи тот, кто говорит: содержательно и убедительно, последовательно и логично, кратко, правильно, эмоционально и выразительно.
Из этого вытекают три задачи, стоящие перед учителем при обучении школьников технике доклада или любого устного выступления: научить раскрывать содержание речи, подбирая материал; строить, компоновать речь; умело ее излагать.
Самостоятельно подготовленные доклады часто не удовлетворяют требованиям учителя как по содержанию, так и по форме. Это происходит по ряду причин. Учащиеся не умеют подобрать и организовать материал. Доклад часто сводится к простому пересказу, переписыванию одного источника. Немаловажным фактором неудовлетворительного выступления является плохой контакт с аудиторией. Перед учителем стоит очень трудная задача в обучении технике доклада. Необходимо опираться на умения, полученные учащимися в 5-7-х классах. Эти умения отражены в программе по литературе. У учеников есть навык в пересказе произведения, умении создавать устное сообщение – рассуждение, составлять план, формулировать вопрос. Владение этими умениями частично облегчает задачу. На следующем этапе обучения устному выступлению необходимо сформировать следующие умения, помогающие преодолеть те недостатки, о которых говорилось выше: умение определить основные темы и идеи доклада; выбрать структуру в соответствии с задачей; умение составить план; отобрать материал; оценка материала; умение составить свой текст выступления.
Преподаватель часто не уделяет достаточного
внимания тому, чтобы научить школьников
вдумываться в предложенную им тему, чем в
значительной степени объясняется плохое
качество устного выступления. Ученики, не
разобравшись как следует в теме, смутно
представляя себе, о чем надо говорить, подбирают
лишь более или менее подходящий материал и даже
сами остаются недовольными своей работой.
Учителю необходимо разъяснить ключевые вопросы,
которые будут рассмотрены в рамках данной
проблемы, уточнить, что намеченное содержание не
может выходить за рамки темы. Мы считаем основным
методом выяснения содержания речи индукцию,
отбор и обобщение материала, опирающегося на
личный жизненный опыт. Такой метод обеспечивает
связь культуры речи с жизнью и речевое
творчество. Однако, исходя из того, что
индуктивное мышление всегда бывает связано с
мышлением дедуктивным, мы отнюдь не отказываемся
и от применения дедукции – в той степени, в какой
она
не противоречит самостоятельной творческой
работе учащихся. Основной вид устной речи
школьников, начиная с 9 класса, – развернутые
сообщения и доклады, представляющие собой
различные формы рассуждений. Научиться
рассуждать, т.е. сравнивать, обобщать,
аргументировать, не менее трудно, чем научиться
рассказывать. Максимальная помощь учителя здесь
так же необходима. Используя прием аналогии,
преподаватель может организовать коллективное
составление образцового доклада. Сообща
подыскивается материал. Всем ученикам
предлагается составить устные доклады. На
следующем уроке один из докладов обсуждается и
по содержанию и по словесному оформлению,
вносятся поправки, дополнения. По образцу
коллективно составленного доклада учащиеся
потом могут подготовить самостоятельные
доклады.
Другой вариант приема аналогии. Учитель на примере показывает, как сделать доклад, анализируя любое произведение, изучаемое по теме. И, наконец, можно познакомить старшеклассников с образцами анализа текста у лучших наших критиков, например, статьи Добролюбова, Чернышевского и др. Так, путем разумного сочетания руководства преподавателя с самостоятельными исканиями учащихся, решается вопрос о развертывании темы и выяснении материала устного сообщения.
Считаем необходимым составить план выступления и предлагаем путь работы над ним. Учитель называет несложную тему для устного доклада и просит в течение 20-25минут составить развернутый план. Работа эта имеет обучающий характер: первую половину урока преподаватель помогает всем, кто нуждается в его консультации, во вторую половину планы обсуждаются. Подготовка плана обычно проходит при этом две стадии. Вначале ученик намечает пункты плана по мере того, как ему приходят в голову те или иные относящиеся к теме мысли, потом, перечитав написанное, он обычно убеждается в том, что между отдельными соседними частями логическая связь есть, а в общем единство, цельность в плане отсутствуют. Тогда школьник перерабатывает план: вычеркивает то, что кажется ему лишним, дополняет тем, чего не хватает, и в случае надобности переставляет пункты плана, одни объединяет, другие делит на более мелкие части. Так на основе ориентировочного плана создается план окончательный. Планы могут быть простые и сложные, раскрывающие временное чередование действия и причинную связь событий, выраженные словами ученика или речью автора, в форме повествовательных, вопросительных или назывных предложений. Готовясь к докладу, следует добиться такого ясного и четкого плана, который, отнюдь не стесняя оратора в необходимой свободе импровизации, даст ему уверенность в себе и обеспечит успех выступления.
Необходимо помнить, что докладчик не должен ограничиваться изложением своих взглядов и преподносить слушателям готовые выводы. Он должен вступать в общение с аудиторией, вести с ней своего рода беседу, убеждать ее, спорить с ней, воздействовать на нее. Необходимо все время следить за слушателями, поддерживать их внимание. Можно раздумывать над поставленной проблемой вместе с аудиторией, ставить спорные вопросы и отвечать на них, приходя к определенным выводам. Это очень удачный прием, т.к. он обостряет внимание слушателей и вовлекает их в самую сущность рассматриваемой проблемы. Для придания живости речи необходимо использовать риторические вопросы, привлекать иллюстративный материал, цитировать художественные произведения.
В устной речи имеет существенное значение вопрос о том, как ее начать и как закончить. Вступительная часть речи должна представлять собой своего рода психологическую подготовку, настрой. Слова какого-нибудь известного человека всегда привлекают внимание, поэтому хорошая цитата лучше всего подходит для начала выступлением, которое следует тщательно готовить заранее. Эта работа целиком творческая. Конец речи должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Это очень важный раздел речи, ведь последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда выступление уже закончено. Вот несколько вариантов концовок: резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые были затронуты в выступлении; призвать к действию; процитировать подходящие поэтические строки и т.д.
Говоря о методике подготовки к докладу, необходимо обратить внимание на словесное оформление материала. Основная задача воспитания культуры устной речи – овладение нормами литературного языка. Словарно-фразеологическая работа, овладение синонимикой, выразительное чтение и другая работа дадут несомненно должные результаты. Устная речь не терпит растянутостей и словесных нагромождений. Надо быть кратким, но не в том смысле, что речь не может быть продолжительной: время, необходимое для выступления, зависит от его задач и содержания. Но каждая мысль в речи должна быть выражена более ясно и точно и, следовательно, экономно, сжато. И как бы содержательно ни было то, что хочет сказать докладчик, какими бы точными, яркими словами и выражениями он ни владел, – все это не будет еще речью до тех пор, пока его слово не прозвучит перед слушателями, пока он не подаст материал средствами голоса, интонации. Между содержанием речи и способом его произнесения должно быть полное соответствие. Следует говорить отчетливо, особенно следить за концом фразы. Надо планировать речь на точно определенное время и строго следить за собой: если речь затягивается, начинает утомлять слушателей, ее необходимо сократить, а для этого в плане надо различать абсолютно необходимое и “дополнительный фонд”, которым в случае надобности можно пожертвовать. Все эти условия: чувство меры в силе, отчетливости голоса, темпе речи, чувство времени – осознаются и усваиваются на практике с большим трудом.
Чрезвычайно существенна интонационная сторона речи. Интонация – душа живого слова. Оратор выделяет, подчеркивает повышением голоса те слова и выражения, которые имеют особенно важное смысловое значение. С той же целью он пользуется паузой. Воздействие оратора на слушателей проявляется не только в экспрессивности речи, но и в жестах, мимике, движениях.
Самостоятельная работа учащихся по литературе – основной путь к тому, чтобы подготовить из них вдумчивых читателей, любящих литературу и умеющих взять от нее все, что она может дать в познавательном и воспитательном отношении. Вопрос о приемах обучения школьников устной речи разработан еще очень мало, но стал предметом методических исканий передовых учителей. Можно выделить некоторые принципы обучения школьников устной речи.
1. Связь устной речи с жизнью.
Материал живого слова – это личные наблюдения и личный опыт, а также знания, приобретенные на уроках. Задача учителя – создать условия, усиливающие у школьников потребность поделиться своими наблюдениями и опытом, помочь в составлении доклада или иной формы устного выступления.
2. Интерес к содержанию и форме речи.
Необходимо, чтобы тема заинтересовала ученика, задела за живое: это заставит его напряженнее, интенсивнее и думать, и подбирать материал, и искать слова, наиболее точно выражающие мысли, и находить интонации, передающие его отношение к интересующему вопросу. Очень важно, чтобы и преподаватель относился к избранной школьником теме небезразлично. Лучше, если он примет участие в ее разработке и проведет предварительный анализ темы.
3. Умелое руководство учителя.
Руководство учителя неуклонно сопровождает ученика на всем пути его самостоятельной работы над речью: при выяснении основной проблематики доклада, при определении структуры и составлении плана, при отборе материала и его организации. Учитель не должен навязывать учащемуся непререкаемых суждений и приемов, а помогает ему выработать собственную точку зрения, способствует формированию его индивидуального стиля.
Библиография
- А.Ф.Кони. Собрание сочинений в 8. М., 1967т. т.4
- С.Л.Леонов. Развитие речи учащихся на уроках литературы М., 1988г.
- Н.В.Колокольцев. Об основах содержания и системы занятий по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы в школе. М., 1980г.
- Н.В.Колокольцев. Общие вопросы развития речи в процессе изучения литературы В сб. ; Вопросы преподавания литературы в школе, М., 1975г.
- М.А.Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963г.
- А.А.Леонтьев. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969г.
- Н.И.Кудряшев. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981г.
- Н.И.Кудряшев. Теоретические основы методики литературы. Автореф. докт. дисс. М., 1970г.
- Судебные речи известных русских юристов. М., 1958г.
- Об ораторском искусстве. М., 1963г. под ред. Толмачёва