Организация проектной деятельности учащихся на уроках литературы

Разделы: Литература


Появление образовательных стандартов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций и создающих условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка и литературы, реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения, необходимость расширения возможностей социализации современного подростка приводит к необходимости освоения учащимися навыков проектно-исследовательской деятельности.

Целью использования проектных технологий на уроке является организация разноуровневого и дифференцированного обучения, воспитание исследовательской культуры учащегося, формирование коммуникативных, языковых, культурологических компетенций, а также выработка навыков взаимодействия в больших и малых группах.

О внеурочных долгосрочных проектах мы все слышали и читали. Но как организовать проектное исследование на уроке? Какое место в композиции урока следует ему отвести? Какие типы проектов логичнее всего использовать? Как сформулировать тему урока-исследования? Все эти вопросы встают перед педагогом, решившим организовать урок-проект. Ответ на них заключается в понимании того, что для учителя проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее выработать ключевые компетенции. Используя на уроке разные типы проектов, необходимо отталкиваться от темы и цели учебного занятия. Некоторые учебные темы основываются на проекте с начала и до конца, другие предполагают обращение к проекту в качестве завязки или кульминации, иногда он необходим на одном этапе изучения темы.

Чаще всего на своих уроках педагог обращается к информационным проектам. Они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается, что участник проекта знакомится с этой информацией, анализирует её и обобщает факты. Примером такого проектирования может стать исследование на тему “Восприятие устной научной речи”. Основным вопросом такого исследования становится: “Как слушать и записывать лекцию”.

Информационный проект может стать толчком к исследованию. Например, выслушав представление самостоятельно выполненного дома проекта “Особенности чеховской драматургии”, учащиеся получают исследовательское задание: они должны подобрать примеры из пьес А.Чехова к основным положениям представленного исследования.

Научиться выдвигать гипотезы, разрабатывать пути решения проблем, обсуждать полученные результаты, делать выводы и защищать свою точку зрения учащиеся могут на уроке, где организован исследовательский проект, в основе которого всегда стоит проблемный вопрос. Обычно такой тип проектов приходится использовать на уроках литературы. Темы – самые распространённые: “Тема Родины в лирике А.Блока”, “”Ученики” Базарова”, “”Мысль народная“ в романе Л.Толстого “Война и мир“”, “”Мысль семейная“ в романе Л.Толстого “Война и мир“”, “Отражение в романе Л.Толстого “Война и мир“ событий 1805–1807 годов” и т.д.

Организация исследовательской работы на уроке происходит следующим образом. Учащимся объявляется тема исследования: позиция Л. Толстого по отношению к военным событиям 1805–1807 годов.

Организационный этап. Руководитель проекта вместе с учащимися определяет план работы над проектом, направления, по которым должно вестись исследование. Дети делятся на четыре-пять исследовательских групп, каждая из которых выбирает предмет исследования: князь Андрей, Николай Ростов и полковые офицеры, Кутузов и штабные офицеры, Александр I и светское общество, акценты Толстого при изображении простого русского воина.

Основной этап. Исследовательская работа. В процессе фронтального обсуждения учащиеся определяют вопрос, ответ на который должно дать исследование: “Как через конкретного героя проявляется позиция писателя по отношению к военным событиям 1805–1807 годов?” Выдвигается гипотеза, затем каждая группа проводит исследование и защищает результаты своей работы.

Творческий проект на уроке требует особой подготовки, т.к. он предполагает соответствующее оформление результатов. Примером такого проекта может стать “Воображаемый музей литературного героя”. При обсуждении в группе, какие экспонаты необходимо отобрать для экспозиции воображаемого музея, актуализируются знания художественного текста. Продуктом работы над проектом должна стать экскурсия по музею, в которой определяется роль каждого экспоната в жизни литературного героя. Такой подход к изучаемому произведению позволяет формировать у учащихся основные компетенции.

Использование на уроке русского языка и литературы практико-ориентированного проекта, в котором результат чётко обозначен в начале работы, предполагает обязательное ориентирование на интересы самих участников. Это может быть составление таблицы, текста, созданного на основе полученных результатов исследования, например: справочный материал по какой-то теме, словарная статья и т.д.

Ролевые/игровые проекты. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце.

В классе, где учащиеся достаточно подготовлены, возможно проведение ролевой игры-обсуждения на основе дискуссионной деятельности по типу телепередачи “Культурная революция”. В качестве примера предлагаю план организации и проведения заключительного урока по пьесе М.Горького “На дне”. Привожу пример организации такого урока.

Тема урока. Спор о правде в пьесе М. Горького “На дне”.

(“Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой…”)

Цели урока.

  • Повторение и обобщение по теме на основе креативных навыков.
  • Развитие коммуникативных и общекультурных компетенций учащихся.
  • Воспитание гражданской позиции одиннадцатиклассников.

Принципы, на которых построен урок.

  1. Отказ от шаблона в организации урока.
  2. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
  3. Занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  5. Развитие коммуникативных навыков как условие обеспечения взаимопонимания.
  6. “Скрытая” дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

I-й (подготовительный) этап урока.

Перед учащимися ставится проблема: кто из героев пьесы прав в споре о правде?
Каждый из обучающихся должен сформулировать своё отношение к ней.
Вместе с учителем каждый ученик выбирает “роль” в “Культурной революции”: Лука, Сатин, Клещ, Бубнов, Пепел, Костылёв, Наташа и т.д., искусствовед, режиссёр, студентка-журналистка и т.д.

В соответствии с определённой ролью класс делится на группы.

Спорящие стороны.

  • “Лука” и “Сатин”.
  • Группа героев, считающих, что “честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой”, т.е. принимающих утешение Луки, и героев, не принимающих позицию Луки.
  • Третья часть аудитории – задающие вопросы дискуссирующим.

Каждый из учащихся готовит своё выступление – презентацию героя, находит аргументы в пользу своей позиции, подбирает вопросы к оппонентам. “Лука” и “Сатин” готовятся доказать, что их позиция верна и что их герой отражает точку зрения автора.

II-й этап. Урок.

На доске цитата из пьесы М. Горького “На дне” без знака препинания (“!” “?”) на конце.

Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой

Его нужно будет поставить после обсуждения проблемы.

“Лука” и “Сатин” расположены лицом к аудитории. Перед каждым участником дискуссии – табличка: “Клещ”, “историк”, “психолог” и т.п.

Большую организующую и концентрирующую внимание роль играет “плавающий” микрофон. Он “заставляет” отсеивать всё лишнее, говорить по существу.

Учитель выступает в роли телеведущего, имеющего право предоставить слово, прервать выступление, передать право выступления другому участнику дискуссии, задавать вопрос одной из сторон.

Учитель. Сегодня мы встречаемся для обсуждения проблем, поднятых М. Горьким в пьесе “На дне”. Перед нами цитата из стихотворения Беранже, прозвучавшая в произведении: “Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой”. После этих строк я намеренно не поставила знака препинания. Его нужно будет поставить в конце нашей передачи.

Начинается “Культурная революция” в действии!

Вопросы, ставшие отправной точкой дискуссии.

О чём говорил Беранже?
Почему эта строчка цитируется в пьесе Горького?
Какую мировоззренческую позицию занимает автор?

Слово по очереди предоставляется “Луке” и “Сатину”. Они рассказывают о своих взглядах, по-своему трактуют основной вопрос дискуссии.

Затем слово предоставляется группе героев, защищающих позицию Луки. Они находят аргументы “за”.

Затем слово берут “историк”, объясняющий социальное положение ночлежников, и “психолог”, находящий объяснение поведению героев.

С ответным словом выступают защитники позиции Сатина и объясняют его правоту.

“Искусствовед” и “режиссёр” рассказывают о различных театральных трактовках некоторых образов, позволяющих определить авторскую идею.

Другие участники задают вопросы, по своему усмотрению обращая их к дискуссирующим.

Например.

Не кажется ли вам, что позиция Сатина ни в чём не противоречит позиции Луки?
Можно ли слова Луки расценивать как ложь?
Чем отличаются понятия “ложь” и “сострадание”?
Имеет ли человек право на сострадание?
Нужна ли человеку правда?
Какими средствами автор проецирует свою позицию?

Заканчивая дискуссию, ведущий спрашивает у “Луки” и “Сатина”, не изменили ли они свою позицию, и отмечает, что не все участники пришли к единому мнению. Каждый из героев диспута сам поставил “?” или “!” в конце цитаты-темы урока и тем самым отразил понимание авторской идеи и выразил свою мировоззренческую позицию.

Большую роль в организации проектной деятельности на уроке играет то, что и учащиеся, и учитель владеют информационными технологиями, а старшеклассники обучаются по программам дополнительного образования по проектно-исследовательской деятельности. На уроках-проектах учащимся предоставляется свобода организации коллективной деятельности, возможность принятия самостоятельных решений, создаётся ситуация успеха. За счёт этого метод проектов может значительно повысить качество обучения.

Урок, на котором организована проектная деятельность, позволяет отойти от шаблонов, сделать обучение увлекательным процессом, в котором каждый ученик вследствие возможности провести скрытую дифференциацию найдёт своё место в общем коллективном исследовании.

Литература.

  1. Дворцова Н. Б., Чанилова Н. Г. Инновационные технологии в воспитательном процессе образовательных учреждений. УМП. Саратов, 2004.
  2. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. \\ Школьные технологии.1999,№ 1–2.
  3. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1984.
  4. Гузеев В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения \\ Директор школы, 1999 – № 6.
  5. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. СПб., 2005.
  6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования / Под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство “Учебная литература”. Издательский дом “Фёдоров”. 2006.
  7. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.