Цель урока: помочь пятиклассникам научиться всматриваться и вслушиваться в природу.
1) - Ребята, какое сейчас время года? (Весна).
2) - А как вы думаете, когда весна приходит к нам на Север? Каковы её признаки? Вижу, что сомневаетесь, не знаете точного времени её прихода. Тогда послушайте (читаю 2 миниатюры: “Начало весны” М. Пришвина и “Февраль” Ф.Абрамова.
“Восемнадцатого января утром было – двадцать, а среди дня с крыши капало. Этот день весь с утра до ночи как бы цвёл и блестел (эпитет), как кристалл (сравнение). Ели, засыпанные снегом, стояли как алебастровые (сравнение) и весь день сменяли цвет с розового до голубого (метафора, эпитет). На небе долго провисел обрывок бледного месяца (метафора), внизу же, по горизонту, распределялись цвета (метафора). Всё в этом первом дне весны света (метафора) было прекрасно…”
“В начале февраля весна сделала (олицетворение) свой первый налёт. С елей и сосен дождём смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно и волнующе запахло оттаявшим кедром (метафора, эпитет)”.
- Знаете ли вы, кто авторы этих отрывков? (сообщить кратко о Ф. Абрамове и М. Пришвине, о их кровной связи с Севером).
- Природа какого уголка отображена в этих миниатюрах?
- Что нового сумели сказать нам авторы? (Ребята отмечают эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Выясняют значение слова алебастровые (алебастр-изоляционный материал белого цвета, мелкозернистый строительный гипс, алебастровые – белые), говорят о том, что в конце февраля уже может пойти снег, как в миниатюре Ф.Абрамова, о необычных красках).
Сделаем вывод. Художники слова сумели увидеть среди зимы самые, казалось бы, неприметные признаки весны и сумели сказать об этом так, что и мы теперь сможем увидеть то, чего раньше не замечали. И нам с вами надо воспитывать в себе это умение видеть и слышать природу.
3) - Но не только писатели воспевают приход весны, о ней пишут и поэты. Давайте послушаем наших одноклассников, которые прочитают стихотворения О. Фокиной (с её именем мы уже знакомы, помните наш урок “Простые звуки родины моей”). Чтение стихотворений “Весна”, “Первая пчела”, “Привет солнышко” “Весеннее”, “Весенняя сказка”.
4) - Какое настроение передают нам эти стихотворения? (Весеннее, бодрое, радостное, полное ликования, подъёма, восторженное, приподнятое, светлое, безоблачное, ясное. Работа с синонимами).
- И такое настроение захватывает всех нас, не так ли?
- Что помогла заметить, увидеть нам О. Фокина? (Весна - это “ветерок по луже гуляет и кораблик подгоняет”; это “первая пчела летит”; это и “бабушка-затворенка”, которая вышла погулять и “льдина-кит”, что на мели застряла”, это “свист птичьего народа”, несущийся из берёз” и т.д.)
Сделаем вывод. Молодцы! Очень рада, что вы так много увидели и услышали.
О. Фокина рассказала о природе северного края, о нашей с вами малой родине. Поэтесса помогла нам найти прекрасное в обыденном, сумела ярко и эмоционально описать это прекрасное, выразить своё отношение к изображаемому. И это не случайно, так как в нашем языке природа и родина – это слова одного корня. Нельзя не любить Родину, не любя “первую пчелу”, “ветерок, гуляющий по лужам”, “свист птичьего народа”, несущийся из берёз. И эту любовь О. Фокина старается передать читателям.
5) - Русская природа – источник вдохновения и в русской живописи. Назовите имена замечательных русских пейзажистов и их картины.
- Давайте обратимся к двум картинам И. Левитана “Март” (1895) и “Весна. Большая вода”(1897).
- Рассмотрим картину “Март”.
- Что изображено на картине? Какие детали помогают определить, что на картине изображена ранняя весна? (Гладкая стена дома залита ровным золотым светом; снег на крыше у крыльца начал подтаивать, искриться на солнце; сугробы осели и потеряли свою белизну; мы слышим весёлую и звонкую весеннюю капель; берёзки по-весеннему розовеют; по земле протянулись тени; в лучах солнца высоко в ветвях светится скворечник, он ждёт прилёта весенних гостей. Чувствуется, что это март – первые дни долгожданной весны).
- Какова композиция (настроение) полотна? (Простота, продуманность. Она передаёт состояние природы ещё погружённой в тишину, но уже пробуждающейся. В картине ощущается присутствие человека (оставленная лошадь, дом). Так своеобразно художник говорит о нераздельности жизни человека и природы).
- Какие цвета использовал Левитан для изображения мартовского солнечного дня? Какие тона преобладают в картине? (Мягкий солнечный свет, разлитый по картине, глубокие синие тени, отброшенные деревьями, ровный золотой свет на стене дома, прозрачный воздух, голубой цвет бездонного неба. Всё создаёт светлое настроение ликующей радости, ожидание счастья).
- Картина “Март” полна предчувствия весны.
- Развивается эта тема в другом полотне “Весна. Большая вода”.
- Какой период изображён на этом полотне? Почему оно так названо? (Апрель – начало мая, самый разгар весны. Разлив рек).
- Как композиция картины раскрывает тему произведения? (На переднем плане - талая вода. Она и светлое голубое небо занимают большую часть холста. Гибкие стволы и ветки молодых осинок и стройных берёз образуют прозрачное кружево, придающее пейзажу воздушность, одухотворённость. Безлюдье помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг. Но и в этой картине незримо присутствует человек (оставленная кем-то у берега лодка, деревня на противоположном берегу).
- Какие тона преобладают в этой картине? (Сочетаются холодные голубые тона воды и неба и тёплые рыжевато-песчаные, красные оттенки деревьев и полосы берега. Именно это придаёт картине ощущение весеннего тепла).
- Ребята, а как вам кажется, какая бы из этих картин могла быть использована как иллюстрация к миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова, а какая к стихотворениям О. Фокиной. Почему? (“Март” - миниатюры писателей, “Весна. Большая вода” - стихотворение О. Фокиной. Картина “Март” и миниатюры писателей помогают нам погрузиться в завораживающую тишину. Мы словно замираем, согретые первым весенним теплом. Картина “Весна. Большая вода” и стихотворения О. Фокиной помогают ощутить лёгкое влажное дыхание тёплого ветра. Кажется, тонкие берёзки протягивают к нам ветки. Мы слышим всплеск воды, радуемся теплым лучам солнца.)
Сделаем вывод. В картинах Левитана и произведениях М. Пришвина, Ф. Абрамова, О. Фокиной раскрываются не только неисчерпаемые красоты русского пейзажа, в них вложена нерасторжимая связь с Родиной. Всё это делает творчество этих замечательных художников кисти и слова близкими и дорогими нам.
7) И закончить наш урок я хочу чтением стихотворения О. Фокиной “Я в лесу была сегодня”. Оно заканчивается словами о благодарном леечном вздохе, посланном лесом героине стихотворения. Пусть же этот “вздох благодарный и живой” будет и благодарностью нам от каждой травинки, цветка, дерева. Будем сохранять, беречь наш прекрасный край, наш Север.
8) Домашнее задание. Написать сочинение о природе на одну из предложенных тем (“Любимый уголок родной природы”, “Закат на реке” и т.д.)