ЗАДАЧИ:
Образовательная: обобщение, систематизация знаний по творчеству А.С. Пушкина
Развивающая: развитие связной речи учащихся, умение выразить свое мнение, отношение к рассматриваемым вопросам.
Воспитательная: осмысление идеи красоты, подвига поэта во славу отчизны.
НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: презентация.
ХОД ИГРЫ
Сегодня необычный день. Сегодня день Лицея. Лицей и Пушкин. Эти два слова связаны крепкой цепью. Уже в лицее Пушкин проникается вольнолюбивыми идеями. Лицейская поэзия Пушкина полна жизнерадостности и оптимизма. Поэтому эпиграфом нашей встречи я взяла слова самого Пушкина: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”
Неистощим искренний интерес к творчеству и биографии А.С.Пушкина, к окружению поэта. Совсем не случайно, что композиторы так охотно и с энтузиазмом откликались и откликаются на пушкинские сюжеты, на пушкинскую поэзию. Известно, как глубоко чувствовал органическое родство Пушкина с музыкой П.И.Чайковского.
Сегодняшняя игра посвящена биографии поэта, его окружению, а также теме “Пушкин и музыка”, а также несколько вопросов по роману “Евгений Онегин”.
Командиры вытягивают три билета и отвечают по одному вопросу. Ответы оценивает жюри. В составе жюри:
1.
2.
3.
4.
Командиры вытягивают билеты.
Слово предоставляется первой команде. (Отвечают)
Слово предоставляется второй команде. (Отвечают)
Представьте: 1828год. Декабрьский вечер накануне рождественских праздников. В зале Благородного собрания в Москве сияние восковых свечей, блеск “модного паркета” и упоительные звуки вальса. Среди этих пар возникает видение: юная девушка в белом воздушном платье; в белых атласных башмачках, с золотым обручем на голове и с трогательным выражением лица.
Команда №1, кто это? Чей портрет? (Н.Н. Гончарова)
Наталья Николаевна сравнивается с существом неземным – с мадонной. В облике и духовном строе Гончаровой было “присутствие тихой и светлой благодати”. Даже иностранец, немецкий путешественник, видевший ее на островах, едущую верхом, написал в своих заметках: “это было как идеальное видение, как картина, выступавшая из пределов действительности.”
Появляется другой слайд с портретом В.А.Жуковского.
Команда №2, как вы думаете, чей это портрет? (Отвечают)
А.С. Пушкин посвятил стихотворение Жуковскому:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
1818
Вернемся к вопросам интеллектуальной игры. Вопрос №2.
Команды отвечают.
Проверим как вы знаете произведения А.С.Пушкина. вы должны не угадать, а назвать произведение, изображенное на иллюстрациях.
Первая иллюстрация – народ приветствует Пугачева (“Капитанская дочка”)
Вторая иллюстрация – избавление Маши (“Капитанская дочка”)
Третья иллюстрация – сон Татьяны (“Евгений Онегин”)
Четвертая иллюстрация – Гринев отправляется в армию (“Капитанская дочка”)
Пятая иллюстрация – предназначена для зала (“Метель”)
Третий вопрос игры отвечает команда №1, №2.
По данным специальных справочников, около 500 сочинений Пушкина послужили стимулом для создания более 3000 музыкальных пьес самых разных жанров: более 100 опер, свыше 30 балетов, около 20 оперетт, 2000 романсов, музыка к спектаклям, кинофильмам…
Послушайте музыкальные композиции. Определите, по очереди, автора и название.
Первая композиция – Свиридов “Вальс”
Вторая композиция – Свиридов “Военный марш”
Третья композиция – Глинка “Я помню чудное мгновение”
Четвертая композиция – Глинка “Признание”
Перечитывая стихотворения А.С.Пушкина, мы переживаем некий чудный миг. Они бессмертны. Сегодня нам выпадает возможность послушать стихотворения.
Чтение стихотворений, по одному от каждой команды.
А.С.Пушкин известен не только поэзией, но и прозой. Несмотря на то, что в его произведениях с большой остротой ставятся социальные и политические проблемы, прослеживается любовная линия.
Представьте, начало ХIХ века. Лето. Красивый сад.
Инсценирование эпизода из “Дубровского” (одна из команд).
Задание другой команде:
– Кто автор произведения?
– Как оно называется?
– Как зовут героев?
Инсценирование эпизода из повести “Метель” (другая команда). Аналогичное задание другой команде.
Жюри подводит итоги.
Пушкин – явление единственное, почти невероятное. При жизни он был простым, веселым, менее всего походившего на сурового проповедника или философа, – это беспечный арзамасский “Сверчок”, – маленький, подвижный, с изящными манерами и сдержанностью светского человека, с негритянским профилем, с голубыми глазами, которые сразу меняли цвет, становились темными и глубокими в минуту вдохновенья. В нем нет и следа литературного педантизма и тщеславия.
Искусство для него – вечная игра. В сравнении с ним все другие поэты кажутся тяжкими и мрачными – он один, светлый и легкий, почти не касаясь земли, скользит по ней, как эллинский бог…
Слово предоставляется жюри. (Выставление оценок. Награждение.)
И на последок хотелось бы сказать:
Читайте! Чтение – дело патриотическое!